Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:58, курсовая работа
Цель: рассмотреть значение, основные виды и техники саморегуляции и подобрать наиболее эффективные методы для устранения или уменьшения негативного влияния внешних раздражителей на психику педагога.
Умение педагога контролировать и регулировать свое самочувствие, свое эмоциональное состояние во многом определяет эффективность процесса взаимодействия с воспитанниками и коллегами и в какой-то степени является показателем его профессионализма.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретическое понятие саморегуляции, ее уровни и
компоненты……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие саморегуляции………………………………………………….......6
1.2 Уровни саморегуляции……………………………………………………….9
1.2.1Информационно-энергетический уровень саморегуляции……………….9
1.2.2 Мотивационный уровень саморегуляции………………………………..11
1.2.3 Эмоционально-волевой уровень саморегуляции………………………..14
1.2.4 Индивидуально-личностный уровень саморегуляции………………….19
1.3 Основные компоненты саморегуляции…………………………………….21
Глава 2. Практические советы по саморегуляции…………………………….25
2.1 Техники релаксации и специальные упражнения…………………………25
2.2 Практические советы и упражнения на каждый день…………………….29
Глава 3. Методика……………………………………………………………….35
3.1 Общие положения……………………………………………………...……35
3.2 Практическая часть………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………....54
Литература……………………………………………………………………….57
Выявлено три основных типа саморегуляции на ИЭУС:
Реакция «отреагирования»
Она заключается в усилении двигательной или психической активности. Человек буквально «не находит себе места», беспрестанно двигается, ходит, стремится «излить душу» в разговоре даже с посторонним человеком. Двигательное «отреагирование» носит охранительный характер.
Своеобразным способом регуляции многих тяжелых состояний является использование возможностей реагирования на эстетическую информацию.[№34, с.117]
Катарсис (очищение)
Психологический смысл катарсиса в настоящее время определяется как эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием произведения искусства, способ освобождения от отрицательных переживаний и мыслей, состояние внутреннего облегчения. Катарсис можно считать средством преодоления и вытеснения противоречивых, тяжелых, мучительных переживаний, переживаниями положительными.
Ритуальные действия
Этот
вид саморегуляции является распространенным
способом воздействия на психику
через соответствующую
1.2.2 Мотивационный уровень саморегуляции
Любые процессы
саморегуляции начинаются с саморегуляции
мотивации. В психологическом плане
можно выделить три группы основных
факторов, определяющих различия в
мотивационной саморегуляции
Индивидуально - личностные факторы
Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой
Смыслообразующие факторы
Методы непосредственной мотивационной саморегуляции
1.2.3 Эмоционально-волевой уровень саморегуляции
К данному уровню психической регуляции принято относить свойства, особенности, возможности человека которые он реализует при участии волевых процессов. Другими словами, эта сфера самообладания – умение владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение в экстремальных ситуациях. Самообладание можно рассматривать как баланс эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями, независимо от факторов времени [№31, с.50]
Волевое
действие представляет собой конечный
результат сложной «обработки самого
себя», то есть результат общения
с собой. Автокоммуникация лишь предпосылка
к волевому, логическому поступку.
Для реального поступка человек
должен располагать развитыми
В зависимости от ситуации или задачи, существенно меняются способы и виды работы над собой. Рассмотрим основные типы психической саморегуляции на данном уровне.
Самоисповедь как разновидность саморегуляции
Самоисповедь – начальный и необходимый момент процесса общения с собой. Самоисповедь является, по существу, полным внутренним отчетом перед собой о самом себе, о складывающихся жизненных обстоятельствах и о своей истинной роли в них. Осознание своих опрометчивых слов, неблаговидных действий, у морально развитого и воспитанного человека вызывает чувство досады, сожаления, самоосуждения. Затянувшееся переживание такой ситуации создает предпосылку к развитию комплекса неполноценности. Поэтому самоисповедь, процесс высказывания, помогает человеку лучше разобраться в том, что его волнует.
Психологическая потребность в самоисповеди реализуется в разнообразных формах: поделиться своими переживаниями с незнакомым человеком, с близким другом, членом семьи, исповедоваться в церкви, самоисповедь.[№33, с 125]
Во
все времена большую
Самоубеждение как специфический вид саморегуляции
Самоубеждение–это процесс коммуникативного критико-аналитического, сознательного воздействия на собственные личностные установки, ядро личностных мотивов. Основой данного процесса является логическое обоснование практической пользы того или иного действия.
Метод
самоубеждения – один из самых
действенных психологических
Наиболее действенным способом самоубеждения (самоутешения) будет тот, который опирается на трезвый интеллект, объективный подход к проблемам и противоречиям жизни. Активный поиск помогает найти реальные пути решения жизненных проблем, а также проверяет человека и придает ему уверенность.[№17, с. 208]
Самоприказ как разновидность саморегуляции
Самоприказ,
как элемент эмоционально – волевой
саморегуляции, обеспечивает решительные
действия в условиях ясной цели и
ограниченного времени для
Самовнушение как особый вид саморегуляции
Самовнушение – это психорегулятор, который действует на привычном стереотипном уровне и не требует творческих усилий по анализу и разрешению затруднительной ситуации.
Эффект самовнушения известен с древних времен, но наибольшую известность получил как метод самовнушения Э. Куэ. Куэ первым предложил методы контроля мысли и подчеркивал, что позитивные мысли оказывают большое влияние на самочувствие и поведение человека.
Влияние самовнушений проявляется особенно эффективно, когда словесные сигналы сопровождаются яркими, образными представлениями.[№1, с. 9]
Самоподкрепление и его роль в саморегуляции
Информация о работе Способы регулирования социальным педагогом своего эмоционального состояния