Способы регулирования социальным педагогом своего эмоционального состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть значение, основные виды и техники саморегуляции и подобрать наиболее эффективные методы для устранения или уменьшения негативного влияния внешних раздражителей на психику педагога.
Умение педагога контролировать и регулировать свое самочувствие, свое эмоциональное состояние во многом определяет эффективность процесса взаимодействия с воспитанниками и коллегами и в какой-то степени является показателем его профессионализма.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретическое понятие саморегуляции, ее уровни и
компоненты……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие саморегуляции………………………………………………….......6
1.2 Уровни саморегуляции……………………………………………………….9
1.2.1Информационно-энергетический уровень саморегуляции……………….9
1.2.2 Мотивационный уровень саморегуляции………………………………..11
1.2.3 Эмоционально-волевой уровень саморегуляции………………………..14
1.2.4 Индивидуально-личностный уровень саморегуляции………………….19
1.3 Основные компоненты саморегуляции…………………………………….21
Глава 2. Практические советы по саморегуляции…………………………….25
2.1 Техники релаксации и специальные упражнения…………………………25
2.2 Практические советы и упражнения на каждый день…………………….29
Глава 3. Методика……………………………………………………………….35
3.1 Общие положения……………………………………………………...……35
3.2 Практическая часть………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………....54
Литература……………………………………………………………………….57

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 121.18 Кб (Скачать)

Выявлено три  основных типа саморегуляции на ИЭУС:

    • Реакция «отреагирования».
    • Катарсис.
    • Ритуальные действия.

Реакция «отреагирования»

     Она заключается в усилении двигательной или психической активности. Человек  буквально «не находит себе места», беспрестанно двигается, ходит, стремится  «излить душу» в разговоре  даже с посторонним человеком. Двигательное «отреагирование» носит охранительный  характер.

     Своеобразным  способом регуляции многих тяжелых  состояний является использование  возможностей реагирования на эстетическую информацию.[№34, с.117]

Катарсис (очищение)

     Психологический смысл катарсиса в настоящее  время определяется как эмоциональное  потрясение, испытываемое человеком  под воздействием произведения искусства, способ освобождения от отрицательных  переживаний и мыслей, состояние  внутреннего облегчения. Катарсис можно  считать средством преодоления  и вытеснения противоречивых, тяжелых, мучительных переживаний, переживаниями  положительными.

Ритуальные  действия

     Этот  вид саморегуляции является распространенным способом воздействия на психику  через соответствующую организацию  внешних условий в целях стимуляции или, наоборот, снижения избыточной ее активности. В ритуале, как типе саморегуляции, исполнение действий строго канонизируется, значение их чисто символическое. Ритуал призван что-то внушить человеку, как-то его настроить, привить определенную стереотипную реакцию. Обряды и ритуалы отражают потребность человека в определенном психологическом настрое, эмоциональном подкреплении, воздействии на подсознание, поддержании соответствующих состояний, регулирующих психическую устойчивость в трудных условиях деятельности.

1.2.2 Мотивационный уровень  саморегуляции 

Любые процессы саморегуляции начинаются с саморегуляции  мотивации. В психологическом плане  можно выделить три группы основных факторов, определяющих различия в  мотивационной саморегуляции людей.

  1. Индивидуально - личностные факторы.
  2. Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой.
  3. Смыслообразующие факторы.

Индивидуально - личностные факторы

  1. Сила мотивации, т.е. заинтересованность человека, в чем либо, проявляющаяся в психической энергии определенной интенсивности.
  2. Осознанность мотивационных тенденций. В той или иной степени каждый человек осознает свои хорошие или дурные привычки и влечения, отдает себе отчет, насколько они устойчивы и в какой степени захватывают его внутреннюю сущность. Но человек может и не осознавать свои истинные жизненные потребности и стремления. В нашей мотивационной сфере немало неявных побуждений и стремлений, часто неосознанных, но оказывающих свое активизирующее действие. Некоторые привязанности, побуждения, мотивы настолько захватывают личность, что она не может взглянуть на них со стороны и осознать их смысл.
  3. Смысловая насыщенность мотивации характеризует индивидуальный смысл содержательной стороны жизни личности. Человек ведет либо содержательную, насыщенную жизнь, либо не имеет долговременной цели в жизни, часто занимается бессмысленном делом, «убивает время».
  4. Целостность мотивационных тенденций - характеристика направленности интересов личности степени ее социально – психологической устойчивости. Недостаточное развитие данного свойства проявляется в виде разобщенности жизненных планов и стремлений, их неувязанности друг с другом.
  5. Реалистичность мотивации. Четкость представления себе, когда и каким способом следует добиваться поставленных целей. Поведение, в данном случае, мало расходится с истинными намерениями. В противном случае человек будет часто наталкиваться на непредвиденные обстоятельства, затрудняющие осуществление его планов.
  6. Эмоциональная устойчивость мотивации. Человек с эмоциональной устойчивостью мотивации не склонен менять свои установки и намерения в зависимости от настроения. Постоянная импульсивность намерений и действий, неспособность долго заниматься каким- либо делом, периодическое увлечение второстепенными задачами – показатель неразвитости эмоциональной устойчивости.
  7. Ситуационная независимость мотивации, то есть устойчивость мотивации во времени, когда на повседневное поведение человека оказывает решающее влияние перспективные цели. Ситуационная зависимость предполагает, что человек легко проявляет импульсивность, на его поведение оказывают сильное влияние обстоятельства и внешняя обстановка.

Факторы, обеспечивающие состояние  общей неудовлетворенности  собой

  1. Депрессивность потребностей - мало осознаваемое смутное переживание неудовлетворенности своим жизненным положением.
  2. Кризис принятия мотивов – состояние, которое характеризуется тем, что человек не может сделать окончательный выбор в данной ситуации.
  3. Кризис реализации мотивов – обусловлен расстройством собственных планов, целей, надежд. Может сопровождаться отрицательными переживаниями, вплоть до общего снижения интереса к жизни.

Смыслообразующие  факторы

  1. Внешне опосредованная регуляция. Для саморегуляции используются не прямые способы самовоздействия (самоубеждение, самоприказ и т. п.) а какое-то необязательное, отвлекающее занятие, хобби, прогулки, путешествия, общение с искусством, людьми.
  2. Активная смысловая регуляция. Требует прямых интеллектуальных усилий, переосмысления сложившийся ситуации, попыток с иных позиций взглянуть на свои желания и побуждения, открыть для себя новое видение жизни.
  3. Резервная мотивация. Необходимость в резервной мотивации возникает, когда требуются дополнительные побудительные ресурсы. Примером может быть выполнение нужной, но неинтересной работы.

Методы  непосредственной мотивационной  саморегуляции 

  1. Аутогенная тренировка. АТ как метод саморегуляции позволяет дополнительно использовать в качестве приема своеобразный диалог с собой, по результатам которого можно судить о прочности закрепления необходимого психического образования. Использование диалога повышает эффективность субъективного контроля психологической готовности человека к предстоящей деятельности.
  2. Самогипноз. Это целая система общения с собой, состоящая из трех стадий:
  • «Ревизия» своих мотивов. Человек мысленно смотрит на себя со стороны, оценивает свои желания, стремления, моральную чистоту своих жизненных целей. В результате выявляются слабые места. Человек корректирует систему мотивов, обновляет внутренние установки, приобретает смысл.
  • Предгипнотическая беседа с самим собой. Вслух, внятно и осмысленно резюмируются результаты пересмотра и переоценки своих мотивационных ценностей. На данном этапе себе могут быть заданы уточняющие вопросы, на которые должны быть даны четкие, откровенные ответы.
  • Действия. Стадия первоначальной реализации мотивов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.3 Эмоционально-волевой уровень саморегуляции

К данному уровню психической регуляции принято  относить свойства, особенности, возможности  человека которые он реализует при  участии волевых процессов. Другими  словами, эта сфера самообладания  – умение владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и  чувствами, способность сознательно  поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение в экстремальных  ситуациях. Самообладание можно  рассматривать как баланс эмоционального и волевого компонентов психики  при господстве воли над эмоциями, независимо от факторов времени [№31, с.50]

     Волевое действие представляет собой конечный результат сложной «обработки самого себя», то есть результат общения  с собой. Автокоммуникация лишь предпосылка  к волевому, логическому поступку. Для реального поступка человек  должен располагать развитыми механизмами  самоконтроля и саморегуляции.

     В зависимости от ситуации или задачи, существенно меняются способы и  виды работы над собой. Рассмотрим основные типы психической саморегуляции  на данном уровне.

  1. Самоисповедь.
  2. Самоубеждение.
  3. Самоприказ.
  4. Самовнушение
  5. Самоподкрепление.

Самоисповедь  как разновидность  саморегуляции

Самоисповедь  – начальный и необходимый  момент процесса общения с собой. Самоисповедь является, по существу, полным внутренним отчетом перед собой  о самом себе, о складывающихся жизненных обстоятельствах и  о своей истинной роли в них. Осознание  своих опрометчивых слов, неблаговидных  действий, у морально развитого и  воспитанного человека вызывает чувство  досады, сожаления, самоосуждения. Затянувшееся переживание такой ситуации создает  предпосылку к развитию комплекса  неполноценности. Поэтому самоисповедь, процесс высказывания, помогает человеку лучше разобраться в том, что  его волнует.

     Психологическая потребность в самоисповеди реализуется  в разнообразных формах: поделиться своими переживаниями с незнакомым человеком, с близким другом, членом семьи, исповедоваться в церкви, самоисповедь.[№33, с 125]

     Во  все времена большую психопрофилактическую  роль играли дневники, записи своих  размышлений, переживаний. В наши дни  людям не хватает времени для  душевного общения, что является причиной психического напряжения. Современный  человек часто вынужден поступать  вопреки собственной личностной мотивации, вследствие некритического восприятия шаблонных поведенческих  установок. Формирование привычки к  самоотчету будет способствовать устранению нежелательной спонтанности и импульсивности в поведении, а также задействует  механизмы интеллектуального и  морального контроля.

Самоубеждение как специфический  вид саморегуляции 

     Самоубеждение–это процесс коммуникативного критико-аналитического, сознательного воздействия на собственные  личностные установки, ядро личностных мотивов. Основой данного процесса является логическое обоснование практической пользы того или иного действия.

     Метод самоубеждения – один из самых  действенных психологических инструментов самоуправления личности, отбора необходимой  для этого информации, преодоления  чужих, чуждых установок, собственных  предубеждений, которые препятствуют адекватному восприятию действительности. Чтобы избежать неблаговидных поступков, разумно корректировать их, необходимо вовремя обращаться к собственному интеллекту. Мощный и развитый интеллект  в состоянии противостоять самым  невероятным жизненным обстоятельствам.

     Наиболее  действенным способом самоубеждения (самоутешения) будет тот, который  опирается на трезвый интеллект, объективный подход к проблемам  и противоречиям жизни. Активный поиск помогает найти реальные пути решения жизненных проблем, а  также проверяет человека и придает  ему уверенность.[№17, с. 208]

Самоприказ  как разновидность  саморегуляции

     Самоприказ, как элемент эмоционально – волевой  саморегуляции, обеспечивает решительные  действия в условиях ясной цели и  ограниченного времени для раздумий. При выработке данного навыка формируется своего рода рефлекторная связь между внутренней речью  и действием. Самоприказ – это  «пусковой» стимул, который применяется  в различных методах самоубеждения.

Самовнушение  как особый вид  саморегуляции

     Самовнушение  – это психорегулятор, который  действует на привычном стереотипном уровне и не требует творческих усилий по анализу и разрешению затруднительной  ситуации.

     Эффект  самовнушения известен с древних  времен, но наибольшую известность  получил как метод самовнушения Э. Куэ.  Куэ первым предложил методы контроля мысли и подчеркивал, что  позитивные мысли оказывают большое  влияние на самочувствие и поведение  человека.

     Влияние самовнушений проявляется особенно эффективно, когда словесные сигналы  сопровождаются яркими, образными представлениями.[№1, с. 9]

Самоподкрепление  и его роль в  саморегуляции

Информация о работе Способы регулирования социальным педагогом своего эмоционального состояния