Способы регулирования социальным педагогом своего эмоционального состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть значение, основные виды и техники саморегуляции и подобрать наиболее эффективные методы для устранения или уменьшения негативного влияния внешних раздражителей на психику педагога.
Умение педагога контролировать и регулировать свое самочувствие, свое эмоциональное состояние во многом определяет эффективность процесса взаимодействия с воспитанниками и коллегами и в какой-то степени является показателем его профессионализма.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретическое понятие саморегуляции, ее уровни и
компоненты……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие саморегуляции………………………………………………….......6
1.2 Уровни саморегуляции……………………………………………………….9
1.2.1Информационно-энергетический уровень саморегуляции……………….9
1.2.2 Мотивационный уровень саморегуляции………………………………..11
1.2.3 Эмоционально-волевой уровень саморегуляции………………………..14
1.2.4 Индивидуально-личностный уровень саморегуляции………………….19
1.3 Основные компоненты саморегуляции…………………………………….21
Глава 2. Практические советы по саморегуляции…………………………….25
2.1 Техники релаксации и специальные упражнения…………………………25
2.2 Практические советы и упражнения на каждый день…………………….29
Глава 3. Методика……………………………………………………………….35
3.1 Общие положения……………………………………………………...……35
3.2 Практическая часть………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………....54
Литература……………………………………………………………………….57

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 121.18 Кб (Скачать)

     Самоподкрепление  относится к числу контролирующих реакций саморегуляции жизнедеятельности, т.е. базируется на механизме самоконтроля.

     Реакции самоподкрепления (или самонаказания) регулируют поведение человека постоянно  и непрерывно, включаясь в зависимости  от ситуации.

     Многие  специалисты (К. Прайор и др.) считают  самоподкрепление одним из наиболее полезных и действенных механизмов саморегуляции. Часто человек не получает благодарности даже от самих  себя, что вызывает повышенную нервозность  и депрессии. Развитая личность выбирает положительные способы подкрепления (прогулки, беседы с друзьями, чтение книг и т.п.), а не отрицательные (сигареты, пиво, пища, и т.п.).

     Большое значение имеет самоодобрение. В  основе методики самоодобрения лежит  одобрение, каких – то своих действий, планов, итогов и результатов. Верное понимание причин собственных недостатков, страхов и неудач позволяет более  спокойно и выдержанно относится  к таким же недостаткам у других, что приводит к разумному отношению  к себе, к окружающим, и, в конечном результате, к жизни.

     Самоодобрение создает ощущение внутренней свободы  и раскованности, приводит психику  в уравновешенное состояние, позволяет  проявится самокритичности, более  ясному, честному, открытому выражению  мыслей и чувств. 

1.2.4 Индивидуально –  личностный уровень  саморегуляции 

     Данный  уровень мобилизуется, когда надо «переделывать» самого себя, свои личностные ценности и психологические установки, а не обстоятельства.

   К основным методам индивидуально – личностного  уровня относятся:

  1. Самоорганизация.
  2. Самоутверждение.
  3. Самодетерминация.
  4. Самоактуализация.

Самоорганизация и ее особенности

     Самоорганизация – показатель личностной зрелости человека. Самоорганизация не свойственна  инфантильным субъектам, у которых, в процессе индивидуального развития, не произошло полноценного становления  механизмов саморегуляции. Самоорганизация  таких личностей не приобрела  четкую нацеленность, осознанность, контролируемость. Важнейший признак становления  самоорганизации – активное формирование себя как личности, соответствие жизненных  выборов (профессии, друзей и т.п.) индивидуальным особенностям личности.

     Самоорганизация – это интегральная совокупность природных и социально – приобретенных  свойств, воплощенных в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах  поведения и реализуемая в  организации деятельности и поведения.

Самоутверждение как важнейшая  потребность человека

  Потребность в самоутверждении неразрывно связана с фундаментальными потребностями человека в самовыражении и самораскрытии, в достижении максимальной полноты жизни, доступной в конкретных условиях существования. Понятия самовыражение и самораскрытие тесно связано с понятием «моральная сила личности», которая проявляется в способности мобилизовать в нужный момент все резервы своего организма. Люди, обладающие большей моральной силой по сравнению с другими членами общества, достигают в своей деятельности результатов, во много раз превосходящих средний уровень.

Самодетерминация и ее проявления

     В самодетерминации человека основную роль играет смысл жизни. Данную проблему исследовал Ф. Франкл. Борьба за обретение  смысла жизни – движущая сила в  жизни личности. Потребности в  смысле жизни проявляется часто  настолько сильно, что человек  способен даже умереть ради своих  идеалов и ценностей. Для конкретной личности важен специфический смысл  жизни в каждый данный момент времени, и потеря этого смысла часто приводит к непоправимым последствиям.

Самоактуализация  и ее особенности

     В момент самоактуализации «Я» реализует  самое себя, осуществляет непрерывный  процесс выбора, означающий для личности ее продвижение или отступление (лгать или говорить правду, воровать или не воровать и т.д.). Самоактуализироваться  – это значит реализовать потенции внутреннего роста. Обращаться к  самому себе, требуя ответа и делая  выбор, - значит брать на себя ответственность, совершать очередной шаг в  своем развитии.

     Самоактуализация  – это и умение высказать противоположную  точку зрения, умение пойти наперекор  своим слабостям, это накопление «приобретений», которые впоследствии могут стать крупными достоинствами  личности.

1.3 Основные компоненты саморегуляции

     Регуляция означает управление своими мыслями, переживаниями, поведением. Это целостная система  психических средств, при помощи которой человек способен целенаправленно управлять своей активностью.

     Саморегуляция как целостная система имеет  свою функциональную структуру, в ней  выделяются основные компоненты, реализующие  специфические функции.

     1.Планирование цели. На его основе формируется весь процесс саморегуляции. Данный компонент выполняет системообразующую функцию и обеспечивает направленность деятельности и поведения.

     2.Модель значимых условий. Отражает информацию о внутренних и внешних условиях для успешного достижения цели. В процессе регуляции этот компонент выполняет функцию источника информации, помогает ее уточнять, пополнять новыми данными.

     3.Программа  исполнительских действий. Выполняет  функцию построения конкретного  алгоритма действий, определяет  пути достижения цели. В этом  компоненте представлена информация  о способах действий и их  последовательности.

     4.Оценивание  и коррекция результатов. Выполняет  функцию оценки промежуточных  и конечных результатов и включает  субъектно-принятые критерии соответствия  достигаемых результатов поставленной  цели.

     Все компоненты саморегуляции работают как единый неразрывный процесс, обеспечивая психологическую структуру  построения выполняемой деятельности или осуществления поведения.

     Феномен стиля саморегуляции состоит  в том, как человек планирует  свои действия, в какой мере он учитывает  значимые для достижения поставленных целей условия окружающей действительности, в том, как развиты процессы контроля, оценки и коррекции действий, а  также насколько человек при  этом самостоятелен, целеустремлен, способен учитывать изменение внешних  обстоятельств.

     Индивидуальный  стиль – это устойчивое, типичное для человека своеобразие его  произвольной активности.

     К индивидуально-типическим особенностям саморегуляции относятся: индивидуальные особенности регуляторных процессов, реализующих основные звенья системы  саморегуляции (планирование, моделирование  условий, программирование действий, оценивание и коррекцию результатов); стилевые особенности, которые характеризуют  функционирование всех звеньев системы  саморегуляции и одновременно являются регуляторно-личностными свойствами (самостоятельность, надежность, гибкость, инициативность) [№8 с. 106 – 108] .

     Управление  и коррекция саморегуляции осуществляется разными методам. Рассмотрим некоторые  из них.

     Аутогенная  тренировка используется в таких  видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную  напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением, как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой  регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для  саморегуляции психических и  физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком  различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью  их релаксации или активизации. Использование  приемов аутотренинга позволяет  человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.

     Кроме упражнений аутогенной тренировки, для  регуляции эмоциональных состояний  используются и другие способы. Так, например Г. Н. Сытин в своей книге "Животворящая сила. Помоги себе сам" предлагает метод словесно - образного  эмоционально-волевого управления состоянием человека, который базируется на методах  психотерапии и некоторых аспектах нетрадиционной медицины [№22, с. 65].

     Широко  используется психокоррекция как совокупность психологических приемов, применяемых  психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового  человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения  адаптации человека к жизненным  ситуациям: для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений: для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в  группе. Группы людей, создаваемые с  психокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч, гештальт группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Каждый тип группы направлен на решение  конкретных целей, предполагает взаимодействие по определенным правилам. Применительно  к педагогической деятельности охарактеризуем сферу практического применения каждого вида групп

     Т-группы (группы социально-психологического тренинга). Работа в них направлена на то, чтобы  помочь педагогу лучше узнать самого себя как личность: выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше  понимать своих коллег и родителей; с которыми приходиться вступать в общение по поводу обучения и  воспитания детей; обучение правильному  поведению в ситуациях межличностного общения.

     Группы  встреч. Основная цель – осознание  и реализация того потенциала личности и интеллектуального развития, который  заложен в каждом индивиде. Эффективно использовать такой вид работы для  начинающих учителей и воспитателей с целью повышения их уровня самосознания и развития личности. Можно включать старшеклассников и родителей для  достижения доверия между взрослыми  и детьми.

     Гештальт  группы. Работа руководителя группы осуществляется не со всеми участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно  согласившимся на время стать  главным действующим лицом. Остальные  члены группы наблюдают за процессом  взаимодействия ведущего и клиента. Ключевыми понятиями в такой  работе группы являются "осознание" и "сосредоточенность на настоящем". Опыт работы в таком направлении  повышает эффективность индивидуальной педагогической работы с детьми.

     Группы  психодрамы. Широко используется ролевая  игра, а так же элементы импровизации жизненных ситуаций предназначенные  для более полного раскрытия  внутреннего мира человека. Педагог, прошедший курс психодрамы, с успехом  может использовать соответствующие  знания для разнообразных занятий  с учащимися на уроках, в повышении  воспитательной отдачи.

     Группы  телесной терапии. В работе групп  телесной терапии особое значение придается  общению с телом человека, управлению им. Виды телесной терапии являются сильными методами эмоционального высвобождения  и эффективных изменений в  теле, чувствах личности. Это важно  для исследования того, как потребности, желания, чувства кодируются в разрешении конфликтов в этой области.

     Группы  тренинга умений. Основная цель группы тренинга умений – выработка нужных внешних форм поведения. Полезно  использовать при выработке профессиональных коммуникативных умений будущих  педагогов.

     Профессиональный  педагог – единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и  воспитание детей, нового поколения. Это  требует от общества создания таких  условий, при которых учитель  выполнял бы качественно профессиональные задачи, осуществляя самосовершенствование  своей личности и педагогической деятельности в целом на основе методов, разработанных в теории и практике психолого-педагогических дисциплин [№9 с. 115 – 117].

 

Глава 2 Практические советы по саморегуляции 

Информация о работе Способы регулирования социальным педагогом своего эмоционального состояния