Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:58, курсовая работа
Цель: рассмотреть значение, основные виды и техники саморегуляции и подобрать наиболее эффективные методы для устранения или уменьшения негативного влияния внешних раздражителей на психику педагога.
Умение педагога контролировать и регулировать свое самочувствие, свое эмоциональное состояние во многом определяет эффективность процесса взаимодействия с воспитанниками и коллегами и в какой-то степени является показателем его профессионализма.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретическое понятие саморегуляции, ее уровни и
компоненты……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие саморегуляции………………………………………………….......6
1.2 Уровни саморегуляции……………………………………………………….9
1.2.1Информационно-энергетический уровень саморегуляции……………….9
1.2.2 Мотивационный уровень саморегуляции………………………………..11
1.2.3 Эмоционально-волевой уровень саморегуляции………………………..14
1.2.4 Индивидуально-личностный уровень саморегуляции………………….19
1.3 Основные компоненты саморегуляции…………………………………….21
Глава 2. Практические советы по саморегуляции…………………………….25
2.1 Техники релаксации и специальные упражнения…………………………25
2.2 Практические советы и упражнения на каждый день…………………….29
Глава 3. Методика……………………………………………………………….35
3.1 Общие положения……………………………………………………...……35
3.2 Практическая часть………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………....54
Литература……………………………………………………………………….57
«Мир, добро, покой во всем теле. Мир, добро, покой вокруг меня. Мир, добро, покой во всем мире». [№24, с.64]
Так как эмоциональное напряжение сопровождается напряжением мышц, то регулировать самочувствие можно, снимая мышечное напряжение. Чтобы лучше ощутить состояние расслабления, следует предварительно потренироваться в напряжении отдельных групп мышц и последующим их расслаблении.
Упражнение 1. Расслабление и напряжение мышц руки.
Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плечи (3 - 4 с). Затем расслабьтесь: руки свободно падают вниз, совершая маятникообразные движения.
Упражнение
2. Использование слова для
Нужно знать, напряжение каких мышц вызывает та или иная эмоциональная реакция. Например, при эмоции страха или волнения в наибольшей мере напрягаются артикулярные и затылочные мышцы, поэтому на их расслабление и следует обратить особое внимание.
Упражнение
3. Использование представлений
Яркое представление о каком-либо объекте способно вызвать соответствующие объекту ощущения и реакцию организма. Например, раздражение можно снять, если представить себя (желательно несколько раз) спокойным, умиротворенным человеком, уверенно справляющимся с трудностями.[№35, с.95]
Упражнение 4. Контроль тонуса мимических мышц.
Это упражнение помогает не только придать лицу спокойный вид, но и добиться внутренней гармонии, успокоения. Текст может быть следующим: «Мое внимание останавливается на моем лице. Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Мышцы глаз расслаблены. Мышцы щек расслаблены. На губах – легкая улыбка». Вместе с улыбкой мы ощущаем, как уходит напряжение в лице и во всем теле.
Упражнение 5. Контроль и регуляция дыхания.
Так как наше дыхание и эмоциональное состояние взаимосвязаны, то контроль и регуляция первого, могут способствовать саморегуляции второго. Наблюдения показывают, как меняется дыхание в эмоциональных состояниях: ровное дыхание спящего, глубокое у задумавшегося, учащенное у волнующегося, «раздутые ноздри» у гневающегося.
Расслаблению
способствует так называемое «полное
дыхание». Вдох и выдох выполняются
через нос. Вначале воздухом наполняются
нижние отделы легких (за счет движения
диафрагмы), живот при этом все
более и более выпячивается. Затем
вдохом последовательно поднимаются
грудная клетка, плечи, ключицы. Полный
выдох выполняется в той же
последовательности: постепенно втягивается
живот, опускается грудная клетка, плечи,
ключица. Это стабилизирует
Упражнение 6. Самовнушение. При составлении личной программы самовнушения, следует руководствоваться следующими правилами:
Рекомендуемые программы самовнушения.
владею
собой; мой голос звучит ровно
и уверенно; я хорошо проведу урок;
настроение бодрое; мне интересно
учить ребят; я спокоен и уверен
в себе».
Глава 3 Методика
3.1 Общие положения
Рассмотрим естественные способы регуляции организма. Многие интуитивно используют их: это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, танцы, спорт, музыка и др. Но данные способы практически невозможно использовать на работе именно в тот момент, когда возникает напряженная ситуация. Но существуют способы регуляции психического и физического состояния, которые возможно применять во время работы сознательно. Чтобы овладеть способами саморегуляции, по мнению Л.М. Митиной, необходимо ответить на ряд вопросов:
Обратимся
к определению понятия «
Ряд
авторов (Ю.Пахомов, М. Рубинштейн, А. Чебыкин
и др.) утверждают, что при проектировании
целей совершенствования сферы
саморегуляции следует говорить
об уровнях ее развития. Низкий уровень:
специалист подстраивается под обстоятельства
и групповые отношения, не сознает
жизненных перспектив, не проявляет
самокритичности. Средний уровень:
в поведении и деятельности специалиста
непоследовательно проявляются
качества и признаки высокого, то есть
самостоятельное поведение
В
настоящей работе мы не ставим цель
диагностировать данные уровни у
учителей. Но в целях развития и
совершенствования сферы
Перечислим данные компоненты:
По мнению Митиной Л. М., все эти компоненты присутствуют при выполнении конкретного упражнения, направленного на развитие эмоциональной саморегуляции.
Чебыкин А. утверждает, что в результате саморегуляции могут возникнуть три основных эффекта:
Таким
образом, становится ясно то, что своевременная
саморегуляция выступает
эмоциональное выгорание педагогический учитель
3.2 Практическая часть
Мною было опрошено 10 человек, так или иначе связанных с профессиями, где контакт с людьми является постоянным. Это значит, что процессы саморегуляции должны быть на высшем уровне, потому что нельзя:
- грубить
- срывать на клиентах зло
- быть невнимательным
- быть раздражительным
Именно поэтому мною была проведена методика по саморегуляции, включающая в себя:
1) Знакомство с участниками
2) Распознавание проблем
3) Распознавание причин возникновения проблем такого характера
4) Проведение практических упражнений
5) Наблюдение за результатами
6) Подведение итогов
Методика проходила 2 недели.
1-я неделя
– знакомство с участниками
( имя, возраст, место работы, семейное
положение, беспокоящие
2-я неделя
– ознакомление с основными
принципами методики, с упражнениями,
с результатами, который должны
получить участники, если
3-я неделя
– сама практическая часть.
Проведение нескольких
Цель исследования: определить уровень развития волевой саморегуляции.
Исследование
волевой саморегуляции с
Инструкция испытуемому. Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (–).
Информация о работе Способы регулирования социальным педагогом своего эмоционального состояния