Способы регулирования социальным педагогом своего эмоционального состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть значение, основные виды и техники саморегуляции и подобрать наиболее эффективные методы для устранения или уменьшения негативного влияния внешних раздражителей на психику педагога.
Умение педагога контролировать и регулировать свое самочувствие, свое эмоциональное состояние во многом определяет эффективность процесса взаимодействия с воспитанниками и коллегами и в какой-то степени является показателем его профессионализма.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретическое понятие саморегуляции, ее уровни и
компоненты……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие саморегуляции………………………………………………….......6
1.2 Уровни саморегуляции……………………………………………………….9
1.2.1Информационно-энергетический уровень саморегуляции……………….9
1.2.2 Мотивационный уровень саморегуляции………………………………..11
1.2.3 Эмоционально-волевой уровень саморегуляции………………………..14
1.2.4 Индивидуально-личностный уровень саморегуляции………………….19
1.3 Основные компоненты саморегуляции…………………………………….21
Глава 2. Практические советы по саморегуляции…………………………….25
2.1 Техники релаксации и специальные упражнения…………………………25
2.2 Практические советы и упражнения на каждый день…………………….29
Глава 3. Методика……………………………………………………………….35
3.1 Общие положения……………………………………………………...……35
3.2 Практическая часть………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………....54
Литература……………………………………………………………………….57

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 121.18 Кб (Скачать)

     Торопиться  без суеты не просто, но вполне возможно. Если этому научиться, вы сможете  действовать эффективно и добиваться хороших результатов без напряжения и чрезмерной усталости. Такое умение дается нелегко. Оно требует почти  расщепления личности - на того, кто  действует, и того, кто в то же время наблюдает за этими действиями. Но даже если вы просто постараетесь сделать  это, такая попытка станет хорошим  способом развития воли.

     Точно так же и в течение всего  остального дня - будь это на службе, на производстве или дома - можно  выполнять многочисленные упражнения для развития воли, которые одновременно помогут вам выработать определенные необходимые качества. Научиться, например, сохранять в себе душевный покой  и "осознавать себя" во время рутинной работы, вне зависимости от того, насколько она скучна и утомительна. Или управлять своими чувствами  и контролировать выражение нетерпения, сталкиваясь с небольшими неприятностями и раздражающими факторами, как, например, когда вы едете в набитом  транспорте, ждете, когда откроется  дверь, или видите ошибки подчиненных  или несправедливость со стороны  начальства.

     И уже позже, в конце дня, дома, нам  представляется масса возможностей для подобных упражнений: можно стараться  контролировать себя, когда у вас  возникает желание дать волю плохому  настроению, которым вы обязаны какому-то раздражению, заботам или неприятностям  на работе. Попытайтесь спокойно воспринимать происходящее и улаживать все  домашние неурядицы. Bo время еды можно выполнять упражнение, полезное не только для воспитания воли, но и для здоровья: контролируйте желание или импульсы быстро есть, когда думаете o работе, и т.д. Необходимо заставить себя хорошо пережевывать пищу и есть в спокойном, расслабленном состоянии. Вечером нам открываются новые возможности для тренировки воли, например, не поддаваться соблазнам, которые отвлекли бы нас от выполнения задуманного.

     И на работе, и дома мы должны, если это  возможно решительно прекращать работу, почувствовав, что устали, и останавливать  в себе стремление ускорить темп, чтобы  быстрее ее закончить. Вместо этого  лучше дать себе возможность по-умному отдохнуть. Гораздо полезнее сделать  короткий перерыв, только почувствовав усталость, чем потом, переутомившись, отдыхать долго. Когда в промышленности были введены короткие и частые перерывы для отдыха, это заметно повысило производительность труда.

     Во  время такого отдыха достаточно сделать  несколько физических упражнений или  расслабиться, прикрыв на несколько  минут глаза. Усталость, вызванная  умственной работой, обычно лучше всего  снимается физическими упражнениями, хотя каждый сам на опыте должен выяснить, что ему больше подходит. Одним из достоинств таких частых и коротких перерывов является то, что человек не теряет интереса и  стремления к совершаемой работе и одновременно преодолевает усталость  и нервное напряжение. Упорядоченный  ритм деятельности обеспечивает гармонию нашего существования, а гармония является универсальным законом жизни.

     Для тренировки воли полезно стараться  ложиться в определенное время, решительно прекращая увлекательное чтение или интересную беседу. Трудно, особенно в начале, добиться успеха во всех этих упражнениях, и, если взяться сразу  за все одновременно, это легко  приведёт к тому, что у вас опустятся  руки. Потому лучше начать с нескольких упражнений, которые бы равномерно охватывали весь день. Когда вы добьётесь  успеха в них, добавьте новые, что-то замените, что-то измените. Выполняйте упражнения заинтересованно и с  удовольствием, отмечая удачи и  неудачи, записывая все свои достижения и поражения и стараясь относиться к ним со спортивным задором. Так  вам удастся избежать слишком  жесткой и заорганизованной жизни; вы можете сделать интересным и ярким  то, что иначе превратилось бы утомительные обязанности. Кроме того, сами того не подозревая, вашими союзниками станут все, с кем вам приходится сталкиваться. Например, строгий начальник или  занудный партнер станут чем-то вроде  параллельных брусьев, на которых будет  развивать свои способности и  силу ваша воля к улучшению человеческих отношений. Если слишком долго не подают еду, это прекрасный шанс потренировать  в себе терпение и душевный покой, а кроме того - возможность почитать интересную книгу. Слишком разговорчивые  друзья и любители поболтать помогут  научиться сдерживать себя во время  беседы: благодаря им вы сможете  овладеть умением отказаться от участия  в ненужном разговоре. Искусство  сказать "нет" является очень трудным, но очень полезным делом.

Упражнение IV. Физические упражнения для воспитания воли.

Физические упражнения могут быть весьма эффективны, если их использовать специально для развития воли. Как сказал французский писатель Жиле (Gillet), "гимнастика является начальной  школой для воспитания воли... и служит образцом воспитания ума". На самом  деле, любое физическое движение есть акт воли, приказ, данный телу; и настойчивое  повторение этих актов, производимое сосредоточенно, старательно и терпеливо, тренирует  и закаляет волю. При этом возникает  ощущение физической энергии, усиливается  кровообращение - конечности становятся теплыми, подвижными и послушными. Все  это создает ощущение моральной  силы, решительности и совершенства, которые повышают тонус воли и  способствует увеличению ее энергии. Однако следует ещё раз подчеркнуть, что наибольшую пользу эти упражнения принесут только в том случае, если мы будем их делать единственной или, по крайней мере, главной целью - воспитания воли.

     Упражнения  нужно выполнять с большой  точностью и вниманием. Нельзя, чтобы  они были чересчур энергичными или  слишком расслабленными. Каждое движение или серия движений должна выполняться  с живостью и решительностью. Наиболее подходящие для этих целей спортивные упражнения не должны иметь силовой  или слишком возбуждающий характер, здесь скорее подходят упражнения, требующие от человека терпения, спокойствия, ловкости и мужества. Они должны допускать возможность прерваться и предполагать разнообразие движений.

     Для тренировки воли подходит большинство  спортивных занятий на открытом воздухе. Особенно для этого хороши гольф, теннис, катание на коньках, ходьба и альпинизм. Но даже если у вас  нет возможности заниматься одним  из этих видов, всегда можно подобрать  физические упражнения, которые годятся  для уединенных занятий дома.  

    Рекомендации  по упражнениям были даны на первой встрече. Каждый обязался выполнять  и рассказывать о результатах.  Была предложена следующая литература:

    1)Лоуэн А. Сборник биоэнергетических опытов – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.-192 с.- (Классика мировой психологии).

    2)Напреенко А. К., Петров К.А. Психологическая саморегуляция. Киев, 1995.

    3)Обретение личной силы. Как планировать и осуществлять желаемые жизненные перемены / Владимир Евтюшкин, Андрей Серов. – М.:АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 159 с.

    4)Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2001.-352 с.

    5)Панкратов В.Н. Искусство управлять собой (Практическое руководство). М. Изд-во Института Психотерапии, 2001.

    6)Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. - М.:ПЕРз СЭ,2005.-352 с.

      7)Приручи своих Драконов. Хосе Стивенс

По истечению  определенного времени, а именно 2 недели было проведено повторное  исследование.

Результаты

Таблица 2.1

уровень развития волевой саморегуляции

испытуемые А Б В Г Д Е Ж З И К
Общая шкала 12 14 10 12 15 17 18 16 18 19
«Настойчивость» 10 9 10 10 12 14 12 15 14 13
«Самообладание» 8 5 7 8 8 8 3 10 10 10
 

Таблица 2.2

 

     Наглядно  можем проследить заметный рост, особенно по общей шкале, что говорит об эффективности программы. Если бы методика проводилась дольше, то вероятнее  было бы ее пролонгированное действие. 

Заключение

     В век научно-технического прогресса  и информационного взрыва возросли нервные нагрузки, «помолодели» многие болезни, участились нервно-психические  и сердечно-сосудистые заболевания, в том числе и среди педагогов.

     Г.К. Зайцев в 1995 году провел обследование 82 испытуемых. Он выявил, что лишь 9,6% педагогов чувствуют себя достаточно здоровыми. У них поддерживается высокий уровень работоспособности и нет хронических заболеваний. У 34,6% в здоровье преобладают только негативные тенденции. Наиболее типичны для них нервно-психические расстройства, переутомление, снижение зрения, боли в различных отделах позвоночника, а также сердечно-сосудистые заболевания и аллергические состояния. 80% обследованных страдают хроническими заболеваниями, из которых на первом месте – психические расстройства и болезни нервной системы [№4 с. 38].

     В наше время, на фоне социально-экономической  напряженности в обществе количество педагогов, страдающих неврозами, по некоторым данным достигает 60% и более. Данные многих исследований подтверждают тот факт, что современному педагогу очень важно научиться управлять не только ходом педагогического процесса, но и своим здоровьем. Под здоровьем, в данном случае, понимается не только нормальное функционирование всех органов и систем человека, но и возможность полноценного эффективного труда, всестороннего развития. Здоровье – это энергия, бодрость, оптимизм, правильное восприятие жизни, ощущение гармонии, творческого настроя.

     Педагогу  важно научиться самому расслабляться, снимать напряжение путем психомышечной тренировки – этого упрощенного варианта аутотренинга. В нужные моменты прибегать к физическим упражнениям, позволяющим тренировать мышцы и психику, предотвращать кислородное голодание, укреплять нервно-психическую сферу.

     Умение  управлять своим здоровьем, эмоциональным  состоянием, освоение навыков стрессоустойчивого поведения – это первая и очень  важная ступень самопознания.

     Самопознание  дает возможность педагогу лучше  узнать свои особенности, способности, свои сильные и слабые стороны, дает возможность управлять механизмом психической саморегуляции и  является отправной точкой саморазвития и самосовершенствования.

В курсовой работе сделано следующее:

• Найдена необходимая литература.

• Изучены различные подходы к данной теме.

• Рассмотрены понятия: «саморегуляция», «стресс».

• Рассмотрена взаимосвязь физического и эмоционального состояния, и доказана необходимость освоения навыков саморегуляции.

• Подобраны упражнения и разработаны советы, направленные на снятие мышечного и эмоционального напряжения и на профилактику стрессов и эмоционального выгорания.

Достоинства работы: четкость структуры курсовой работы, строгая последовательность в рассмотрении понятий, достаточно полное раскрытие  каждого из рассматриваемых понятий; в практической части предложены советы и подобраны упражнения, призванные помочь педагогу справиться с влиянием дезадаптирующих факторов педагогического  процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Литература

1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб. 1998.

2. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006,-384 с.

3. Ананьев В.А Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. - СПб.:Речь,2007.-320 с.

5. Альбисети В. Быть счастливым, М.:Рислайн, 2000.

6. Андреас К. Измените, свое мышление и воспользуйтесь результатами. СПб., 1994.

7. Алексеев А.В. Я спокоен. Как защитить себя от стресса. / Серия«Здоровье нации». - Ростов-н./Д: «Феникс», 2004.-169 с.\

8. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251 с.

9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

10. Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. /Ростов н./Д: Феникс, 2007.-250,(1) с.: ил. - (Психологический практикум). 

11. Беребин М.А. Факторы риска развития пограничных нервно-психических расстройств у педагогов общеобразовательных школ // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. 1994. Т. 133. 188 с.

12. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ. 1984. – 200 с.

Информация о работе Способы регулирования социальным педагогом своего эмоционального состояния