Способы регулирования социальным педагогом своего эмоционального состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть значение, основные виды и техники саморегуляции и подобрать наиболее эффективные методы для устранения или уменьшения негативного влияния внешних раздражителей на психику педагога.
Умение педагога контролировать и регулировать свое самочувствие, свое эмоциональное состояние во многом определяет эффективность процесса взаимодействия с воспитанниками и коллегами и в какой-то степени является показателем его профессионализма.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретическое понятие саморегуляции, ее уровни и
компоненты……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие саморегуляции………………………………………………….......6
1.2 Уровни саморегуляции……………………………………………………….9
1.2.1Информационно-энергетический уровень саморегуляции……………….9
1.2.2 Мотивационный уровень саморегуляции………………………………..11
1.2.3 Эмоционально-волевой уровень саморегуляции………………………..14
1.2.4 Индивидуально-личностный уровень саморегуляции………………….19
1.3 Основные компоненты саморегуляции…………………………………….21
Глава 2. Практические советы по саморегуляции…………………………….25
2.1 Техники релаксации и специальные упражнения…………………………25
2.2 Практические советы и упражнения на каждый день…………………….29
Глава 3. Методика……………………………………………………………….35
3.1 Общие положения……………………………………………………...……35
3.2 Практическая часть………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………....54
Литература……………………………………………………………………….57

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 121.18 Кб (Скачать)

Обработка результатов

Цель обработки  результатов – определение величин  индексов волевой саморегуляции  по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и  «самообладание» (С).

Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов  испытуемого с ключом общей шкалы  или субшкалы.

В вопроснике б  маскировочных утверждений. Поэтому  общий суммарный балл по шкале  «В» должен находиться в диапазоне  от 0 до 24, по субшкале «настойчивость»  – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание»  – от 0 до 13:

Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.

Общая шкала 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-
«Настойчивость» 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+
«Самообладание» 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-

Анализ  результатов

В самом общем  виде под уровнем волевой саморегуляции  понимается мера овладения собственным  поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять  своими действиями, состояниями и  побуждениями.

Уровень развития волевой саморегуляции может  быть охарактеризован в целом  и отдельно по таким свойствам  характера как настойчивость  и самообладание.

Уровни волевой  саморегуляции определяются в сопоставлении  со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы  совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей  саморегуляции, настойчивости или  самообладания. Для шкалы «В»  эта величина равна 12, для шкалы  «Н» – 8, для шкалы «С» – 6.

Высокий балл по шкале «В» характерен для лиц  эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как  правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие  намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях  у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением  проконтролировать каждый нюанс  собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных  в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как  правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это  может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью  натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

Субшкала «настойчивость»  характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям  свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить  им свое поведение. В крайнем выражении  возможна утрата гибкости поведения, появление  маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют  о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить  к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной  трактовке социальных норм.

Субшкала «самообладание»  отражает уровень произвольного  контроля эмоциональных реакций  и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных  ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к  новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному  самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может  приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.

На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и  импульсивность в сочетании с  обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных  переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

Социальная желательность  высоких показателей по шкале  неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут  быть связаны с проблемами в организации  жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление  дезадаптивных черт и форм поведения. отличие от них низкие уровни настойчивости  и самообладания в ряде случаев  выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и  ее умении строить отношения с  другими людьми и адекватно реагировать  на те или иные ситуации.

Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу  совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции. 

Таблица 1.1

уровень развития волевой саморегуляции

испытуемые А Б В Г Д Е Ж З И К
Общая шкала 10 9 8 11 10 12 10 8 10 12
«Настойчивость» 8 8 7 6 8 9 10 6 5 8
«Самообладание» 6 3 3 5 4 5 3 4 3 6
 

Таблица 1.2

 

     Исходя  из результатов, приведенных в таблице, можно сделать вывод о том, что эмоционально-волевая регуляция  испытуемых, в общей сложности  находится ниже среднего уровня. Из этого следует, что необходимо принять  соответствующие меры, пока это не привело к неблагоприятным последствиям. Нам необходимо:

- найти соответствующие  упражнения для улучшения результатов

- провести их  с временным интервалом (в процессе  интересуясь у испытуемых об  их самочувствии)

- провести повторный  опрос, чтобы сравнить результаты  и выявить улучшения 

Упражнения для  развития волевой регуляции.

Упражнение I. Часть  А.

Устройтесь поудобнее, постарайтесь расслабиться.

1. Постарайтесь  как можно живее представить  себе все те неприятности, которые  доставило вам и вашим близким  отсутствие у вас достаточно  развитой воли. Представьте себе  все те неприятности, которые  еще могут из-за этого произойти  у вас в будущем. Подробно  исследуйте каждую из них, стараясь  четко определить, в чем она  состоит. Затем напишите список  этих неприятностей. Ощутите в  себе все те чувства, которые  вызвали в вас эти воспоминания  и ожидания: стыд, недовольство собой,  стремление избежать повторения  подобного поведения и настойчивое  желание изменить существующее  положение дел.

2. Как можно  живее представьте себе все  преимущества, которые может принести  вам развитие воли, все те блага  и радости, которые вы и ваши  близкие от этого получат. Подробно  исследуйте каждое из этих  преимуществ. Постарайтесь четко  сформулировать каждое из них  и затем запишите их. Полностью  отдайтесь чувствам, которые вызовут  у вас эти мысли: радость  открывающихся перед вами возможностей, острое желание их реализовать,  сильное стремление начать сразу  же.

3. Постарайтесь  как можно лучше представить  себе, что вы обладаете сильной  и настойчивой волей. Представьте,  как вы твердо и решительно  шагаете, как решительно ведете  себя в различных ситуациях:  вы сосредоточены на достижении  задуманного, умеете мобилизовать  все свои усилия. Представьте,  как вы настойчивы, как хорошо  можете управлять своим поведением  Ничто не в состоянии вас  смутить. Представьте себе, как  вы достигаете успеха в задуманном. Постарайтесь подобрать ситуации, аналогичные тем, в которых  вам раньше не удавалось проявить  достаточную силу воли и настойчивость.  Представьте себе, как в подобных  же ситуациях вы проявляете  желаемые качества.

Упражнение I. Часть  Б.

Подберите литературу для чтения, которая бы развивала  и поддерживала в вас чувства  и решимость, вызванные первой частью этого упражнения. Это должна быть ободряющая, оптимистическая и динамическая литература, стимулирующая веру в  собственные силы и побуждающая  к действию. Однако для того, чтобы  это чтение принесло действительную пользу, необходимо, чтобы оно проходило  определенным образом: читайте медленно, полностью сосредотачиваясь на том, о чем идет речь, отмечая отрывки, которые производят на вас особое впечатление, и переписывая то, что  покажется особенно поразительным  и соответствующим вашему случаю. Хорошо несколько раз перечитать эти отрывки, как следует ими  проникнуться. Для этой цели лучше  всего подойдут биографии выдающихся людей, обладавших сильной и конструктивной волей, или же другие книги, непосредственно  направленные на пробуждение желаемой внутренней энергии. Посвятив некоторое  время подобному чтению, вы почувствуете в себе растущее, даже острое желание  немедленно приступить к работе. Это  будет как раз подходящий момент, чтобы со всей доступной вам твердостью решиться посвятить свое время, энергию  и все возможные средства на развитие в себе воли.

     Однако  хочу вас предупредить: ни в коем случае никому не рассказывайте о  своем решении, даже если из самых  лучших побуждений вам захочется  уговорить кого-то последовать вашему примеру: разговоры обычно ослабляют накопленную энергию, необходимую для действия. Кроме того, если другие узнают о вашей цели, это легко может вызвать скептические и обидные замечания, а они в свою очередь посеют в вас сомнение и уныние. Работайте молча. Во всяком случае, вреда от этого не будет.

     Две части приведенного выше упражнения представляют собой одну из техник, или, скорее, один из методов, направленных на мобилизацию других влечений, чтобы  вызвать усиление той энергии  воли, которая в вас уже существует.

Упражнение II. Выполнение бесполезных упражнений.

Эта техника  состоит в выполнении действий, не имеющих никакого иного смысла, кроме  тренировки воли. Их можно сравнить с гимнастическими упражнениями, которые имеют значение лишь для  развития мышц и улучшения нейромышечной  координации и физического состояния  человека в целом. Эта техника  была впервые предложена Вильямом Джеймсом в его книге "Беседы с учителями": "Поддерживайте в себе способность  дерзать с помощью ежедневного  короткого, вполне бессмысленного упражнения. Систематически проявляйте героизм  в каких-то ненужных мелочах: каждый день или через день совершайте что-то, что не имеет никакого иного смысла, как просто преодоление препятствия, и когда наступит час действительного  испытания, вы сможете встретить  его во всеоружии. Аскетизм подобного  рода сродни страховке, которую мы выплачиваем  за дом и прочую собственность. Отдавая  эти деньги, мы не получаем взамен ничего, и весьма маловероятно, что они  когда-нибудь к нам вернутся. Но, случись в доме пожар, страховка  спасет нас от разорения. Так же и  с человеком, который ежедневно  в мелочах вырабатывал в себе сосредоточенность, энергичную волю и  способность к самоотречению. Когда  все вокруг него зашатается, и окружающие его более изнеженные смертные будут  сметены стихией, он останется стоять неколебим, как скала"

     К аналогичной практике прибегал и  И.Бойд Барретт. Она описана в  его книге "Сила воли"

III. Упражнение  на воспитание воли в обыденной  жизни.

Следующая группа упражнений на развитие воли основана на использовании бесчисленного  числа возможностей, которые таят в себе каждодневные заботы и обязанности. Для этого может подойти большинство  занятий: наши жизненные устремления, внутренние установки и то, как  мы выполняем эти занятия, легко  могут превратить их в прекрасные упражнения для тренировки воли. Таким  упражнением, например, может быть, утренний подъем, если вставать за десять-пятнадцать минут до обычного времени. То же самое  можно сказать и об утреннем одевании, если поставить перед собой задачу производить каждое движение сосредоточенно, быстро и точно однако не торопясь. При этом можно в себе развить  очень важное в быту свойство - научиться "торопиться не спеша". Современная  напряженная жизнь со всеми ее стрессами заставляет нас спешить  даже в тех случаях, когда в  этом нет необходимости, просто в  силу привычки.

Информация о работе Способы регулирования социальным педагогом своего эмоционального состояния