Способы регулирования социальным педагогом своего эмоционального состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть значение, основные виды и техники саморегуляции и подобрать наиболее эффективные методы для устранения или уменьшения негативного влияния внешних раздражителей на психику педагога.
Умение педагога контролировать и регулировать свое самочувствие, свое эмоциональное состояние во многом определяет эффективность процесса взаимодействия с воспитанниками и коллегами и в какой-то степени является показателем его профессионализма.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретическое понятие саморегуляции, ее уровни и
компоненты……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие саморегуляции………………………………………………….......6
1.2 Уровни саморегуляции……………………………………………………….9
1.2.1Информационно-энергетический уровень саморегуляции……………….9
1.2.2 Мотивационный уровень саморегуляции………………………………..11
1.2.3 Эмоционально-волевой уровень саморегуляции………………………..14
1.2.4 Индивидуально-личностный уровень саморегуляции………………….19
1.3 Основные компоненты саморегуляции…………………………………….21
Глава 2. Практические советы по саморегуляции…………………………….25
2.1 Техники релаксации и специальные упражнения…………………………25
2.2 Практические советы и упражнения на каждый день…………………….29
Глава 3. Методика……………………………………………………………….35
3.1 Общие положения……………………………………………………...……35
3.2 Практическая часть………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………....54
Литература……………………………………………………………………….57

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 121.18 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РОСИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра социальной работы и педагогики 
 

Курсовая  работа по дисциплине “ Социальная педагогика 
 
 

Тема: Способы регулирования  социальным педагогом  своего эмоционального состояния. 
 
 

Выполнила:

Студентка 3 курса

факультета  психологии

cпециальность “Социальная педагогика” 
 

                                                                                                                            Научный руководитель: 
 
 
 

 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1. Теоретическое понятие саморегуляции, ее уровни и
компоненты……………………………………………………………………….6

1.1 Понятие саморегуляции………………………………………………….......6

1.2 Уровни саморегуляции……………………………………………………….9

1.2.1Информационно-энергетический  уровень саморегуляции……………….9

1.2.2 Мотивационный  уровень саморегуляции………………………………..11

1.2.3 Эмоционально-волевой  уровень саморегуляции………………………..14

1.2.4 Индивидуально-личностный  уровень саморегуляции………………….19

1.3 Основные  компоненты саморегуляции…………………………………….21

Глава 2. Практические советы по саморегуляции…………………………….25

2.1 Техники  релаксации и специальные упражнения…………………………25

2.2 Практические  советы и упражнения на каждый  день…………………….29

Глава 3. Методика……………………………………………………………….35

3.1 Общие  положения……………………………………………………...……35

3.2 Практическая  часть………………………………………………………….37

Заключение……………………………………………………………………....54

Литература……………………………………………………………………….57

 

Введение 

     По  данным многих исследований, педагоги являются профессиональной группой, особенно подверженной дезадаптивным тенденциям. Дезадаптации педагога способствует высокий  уровень напряженности, сложность  интеллектуального труда, повышенная нагрузка на зрительный аппарат, психоэмоциональное, а также мышечное напряжение. К  социальным дезадаптирующим факторам относятся: низкая социальная защищенность, многофункциональная социально-ответственная  деятельность в условиях информационных перегрузок, необходимость профессионального  межличностного взаимодействия в конфликтных  ситуациях. Исследования, проведенные  М.А. Беребиным, показывают, что 73,6% педагогов отмечают у себя нарушения в эмоциональной сфере (плохое настроение, раздражительность, обидчивость), испытывают трудности связанные с регуляцией своего эмоционального состояния. 52% педагогов наблюдают у себя нарушения памяти и внимания, у 43,5% происходит снижение умственной и физической работоспособности. Наиболее типичны для педагогов нервно-психические расстройства, переутомление, снижение зрения, боли в различных отделах позвоночника, сердечнососудистые заболевания и аллергические состояния [№1, с. 8].

     Стрессы занимают существенное место в деятельности педагога[№4, с. 7]. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, стрессы, разумеется, давно обратили на себя внимание психологов. Психологические традиции изучения этого сложнейшего и интереснейшего явления складывались в психоаналитической и социологических школах, которые использовали большой арсенал методов распознавания, описания и исследования. На основе этих исследований в последние годы появилось множество работ, ориентированных на практическое освоение навыков стрессоустойчивого поведения, что является важным фактором саморазвития личности [№2, с. 98]. Отправная точка для решения разнообразных задач саморазвития и саморегуляции – это умение понимать, что с тобой происходит, какой ты в настоящий момент, каковы твои сильные и слабые стороны, знать свои возможности.

     Между тем, большинство педагогических учебных  заведений занимаются в основном только подготовкой специалистов-предметников, и практически не рассматривают  вопросы, посвященные физическому  и психологическому здоровью педагога, не проводят тренинги по освоению навыков саморегуляции. Вследствие этого, многие педагоги, овладев основными сторонами профессиональной деятельности (обучающей, воспитывающей, педагогическим общением), оказываются не в состоянии эффективно противостоять негативным явлениям, сопровождающим педагогический процесс.

     Объект  исследования: внешняя сторона поведения и психической деятельности социального педагога.

     Предмет исследования: способность социального педагога регулировать свое эмоциональное состояние.

       Цель: рассмотреть значение, основные виды и техники саморегуляции и подобрать наиболее эффективные методы для устранения или уменьшения негативного влияния внешних раздражителей на психику педагога.

     Умение  педагога контролировать и регулировать свое самочувствие, свое эмоциональное  состояние во многом определяет эффективность  процесса взаимодействия с воспитанниками и коллегами и в какой-то степени  является показателем его профессионализма.

     Гипотеза: С помощью специальных упражнений, включающих методы психотренинга и релаксации и с помощью сформированных здоровых привычек, можно более эффективно противостоять таким дезадаптирующим факторам педагогического процесса как эмоциональное напряжение и стресс.

     В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой, в ходе работы также будут  решаться следующие задачи:

  • Найти необходимую литературу.
  • Изучить различные подходы к данной теме.
  • Рассмотреть понятия: «саморегуляция» (подходы и методы). Для проверки гипотезы было необходимо:
  • Доказать необходимость освоения упражнений, направленных на регуляцию физического и эмоционального состояния педагога.
  • Подобрать простые и эффективные упражнения, способствующие снятию эмоционального и мышечного напряжения.
  • Разработать практические советы на каждый день, направленные на профилактику стрессов и эмоционального дискомфорта.

 

Глава 1 Теоретическое понятие саморегуляции, ее уровни и компоненты

1.1 Понятие саморегуляции.  

     Овладение педагогической профессией связано  не только с развитием личности, способностей, умений, навыков помогающих успешно выполнять работу, но и  с умением бороться с негативными  последствиями, такими как нарушение  самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с людьми, коллегами, администрацией.

     На  сегодняшний день используются разнообразные  подходы в разрешении обозначенных выше трудностей педагогической деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

     Наиболее  распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение  его квалификации. Это связано  с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают. В американской литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый "период полураспада компетентности", заимствованный из ядерной физики. В данном случае это означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устаревания полученных знаний, по мере появления новых знаний, по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50% [№8 с. 4].

     Очень важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей.

     Саморегуляция эмоционального состояния – это  управление, как познавательными  процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.

     Психологическая саморегуляция - целенаправленное изменение  работы различных психофизиологических функций, для осуществления которого требуется формирование особых средств  контроля за деятельностью - .

     Саморегуляция - целенаправленное изменение индивидом  работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью.

         Не вдаваясь в более углубленный  анализ исследований по проблеме  саморегуляции, отметим, что с  практической, прикладной точки  зрения важно уяснить:

     * во-первых, саморегуляция - это процесс  воздействия на собственное физиологическое  и нервно-психологическое состояние;

     * во-вторых, способность к самоуправлению  не дается от рождения, а вырабатывается  при жизни, т.е. поддается формированию  и совершенствованию.

     Формирование  психического здоровья предполагает гигиену  тела и психогигиену, самовоспитание, самоуправление. Под психологическим  самоуправлением (саморегулированием) понимаются сознательные воздействия  человека на присущие ему психические  явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное  поведение для поддержания или  изменения характера их протекания.

В современных  психологических исследованиях  понятие «саморегуляция» трактуется по-разному. Среди основных подходов выделяются несколько. Саморегуляция  – это:

  • особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения;
  • управление человеком своими эмоциями, чувствами, переживаниями;
  • целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом;
  • целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий;
  • «внутренняя» регуляция поведенческой активности человека;
  • взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д.

С практической точки зрения важно уяснить, что  саморегуляция во многом зависит  от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами, переживаниями, и  как следствие – поведением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2  Уровни саморегуляции.

   В психологической  науке существует множество подходов к классификации уровней психической  саморегуляции. Рассмотрим уровни психической  саморегуляции с позиций психофизиолога Л.П. Гримака   [№11,с. 78]. Выделяются следующие уровни:

  • информационно - энергетический;
  • мотивационный;
  • эмоционально – волевой;
  • индивидуально – личностный.

1.2.1 Информационно — энергетический уровень саморегуляции

     Данный  уровень регуляции обеспечивает необходимую степень энергетической мобилизации физиологических систем для оптимального функционирования психики. Режим работы психики определяется той задачей, которая решается в  данный момент, и ее соответствующим  энергетическим обеспечением. Чрезмерная психическая активность, возникающая  в результате избытка нервной  энергии, приводит к ее разрядке через  речевые, двигательные, физиологические  реакции внутренних органов.

     Недостаток  психической активности сопровождается включением механизмов мозга, вызывающих местное или общее напряжение скелетных мышц, которые вырабатывают большое количество нервных импульсов, поступающих в головной мозг, повышая  уровень его бодрствования.

Информация о работе Способы регулирования социальным педагогом своего эмоционального состояния