Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:58, курсовая работа
Цель: рассмотреть значение, основные виды и техники саморегуляции и подобрать наиболее эффективные методы для устранения или уменьшения негативного влияния внешних раздражителей на психику педагога.
Умение педагога контролировать и регулировать свое самочувствие, свое эмоциональное состояние во многом определяет эффективность процесса взаимодействия с воспитанниками и коллегами и в какой-то степени является показателем его профессионализма.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретическое понятие саморегуляции, ее уровни и
компоненты……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие саморегуляции………………………………………………….......6
1.2 Уровни саморегуляции……………………………………………………….9
1.2.1Информационно-энергетический уровень саморегуляции……………….9
1.2.2 Мотивационный уровень саморегуляции………………………………..11
1.2.3 Эмоционально-волевой уровень саморегуляции………………………..14
1.2.4 Индивидуально-личностный уровень саморегуляции………………….19
1.3 Основные компоненты саморегуляции…………………………………….21
Глава 2. Практические советы по саморегуляции…………………………….25
2.1 Техники релаксации и специальные упражнения…………………………25
2.2 Практические советы и упражнения на каждый день…………………….29
Глава 3. Методика……………………………………………………………….35
3.1 Общие положения……………………………………………………...……35
3.2 Практическая часть………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………....54
Литература……………………………………………………………………….57
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра
социальной работы и педагогики
Курсовая
работа по дисциплине “ Социальная педагогика”
Тема:
Способы регулирования
социальным педагогом
своего эмоционального
состояния.
Выполнила:
Студентка 3 курса
факультета психологии
cпециальность
“Социальная педагогика”
Содержание
1.1 Понятие
саморегуляции……………………………………………
1.2 Уровни
саморегуляции……………………………………………
1.2.1Информационно-
1.2.2 Мотивационный
уровень саморегуляции………………………
1.2.3 Эмоционально-волевой
уровень саморегуляции………………………
1.2.4 Индивидуально-личностный
уровень саморегуляции………………….
1.3 Основные
компоненты саморегуляции………………
Глава 2. Практические советы по саморегуляции…………………………….25
2.1 Техники
релаксации и специальные
2.2 Практические советы и упражнения на каждый день…………………….29
Глава
3. Методика…………………………………………………………
3.1 Общие
положения…………………………………………………….
3.2 Практическая часть………………………………………………………….37
Литература……………………………………………………
Введение
По
данным многих исследований, педагоги
являются профессиональной группой, особенно
подверженной дезадаптивным тенденциям.
Дезадаптации педагога способствует высокий
уровень напряженности, сложность
интеллектуального труда, повышенная
нагрузка на зрительный аппарат, психоэмоциональное,
а также мышечное напряжение. К
социальным дезадаптирующим факторам
относятся: низкая социальная защищенность,
многофункциональная социально-
Стрессы занимают существенное место в деятельности педагога[№4, с. 7]. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, стрессы, разумеется, давно обратили на себя внимание психологов. Психологические традиции изучения этого сложнейшего и интереснейшего явления складывались в психоаналитической и социологических школах, которые использовали большой арсенал методов распознавания, описания и исследования. На основе этих исследований в последние годы появилось множество работ, ориентированных на практическое освоение навыков стрессоустойчивого поведения, что является важным фактором саморазвития личности [№2, с. 98]. Отправная точка для решения разнообразных задач саморазвития и саморегуляции – это умение понимать, что с тобой происходит, какой ты в настоящий момент, каковы твои сильные и слабые стороны, знать свои возможности.
Между
тем, большинство педагогических учебных
заведений занимаются в основном
только подготовкой специалистов-
Объект исследования: внешняя сторона поведения и психической деятельности социального педагога.
Предмет исследования: способность социального педагога регулировать свое эмоциональное состояние.
Цель: рассмотреть значение, основные виды и техники саморегуляции и подобрать наиболее эффективные методы для устранения или уменьшения негативного влияния внешних раздражителей на психику педагога.
Умение
педагога контролировать и регулировать
свое самочувствие, свое эмоциональное
состояние во многом определяет эффективность
процесса взаимодействия с воспитанниками
и коллегами и в какой-то степени
является показателем его
Гипотеза: С помощью специальных упражнений, включающих методы психотренинга и релаксации и с помощью сформированных здоровых привычек, можно более эффективно противостоять таким дезадаптирующим факторам педагогического процесса как эмоциональное напряжение и стресс.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой, в ходе работы также будут решаться следующие задачи:
Глава 1 Теоретическое понятие саморегуляции, ее уровни и компоненты
1.1
Понятие саморегуляции.
Овладение педагогической профессией связано не только с развитием личности, способностей, умений, навыков помогающих успешно выполнять работу, но и с умением бороться с негативными последствиями, такими как нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с людьми, коллегами, администрацией.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей педагогической деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Наиболее
распространенным средством является
непрерывное психолого-
Очень важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей.
Саморегуляция эмоционального состояния – это управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.
Психологическая саморегуляция - целенаправленное изменение работы различных психофизиологических функций, для осуществления которого требуется формирование особых средств контроля за деятельностью - .
Саморегуляция - целенаправленное изменение индивидом работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью.
Не вдаваясь в более
*
во-первых, саморегуляция - это процесс
воздействия на собственное
*
во-вторых, способность к самоуправлению
не дается от рождения, а вырабатывается
при жизни, т.е. поддается
Формирование психического здоровья предполагает гигиену тела и психогигиену, самовоспитание, самоуправление. Под психологическим самоуправлением (саморегулированием) понимаются сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение для поддержания или изменения характера их протекания.
В современных
психологических исследованиях
понятие «саморегуляция»
С практической
точки зрения важно уяснить, что
саморегуляция во многом зависит
от желания человека управлять собственными
эмоциями, чувствами, переживаниями, и
как следствие – поведением.
1.2 Уровни саморегуляции.
В психологической
науке существует множество подходов
к классификации уровней
1.2.1 Информационно — энергетический уровень саморегуляции
Данный
уровень регуляции обеспечивает
необходимую степень
Недостаток психической активности сопровождается включением механизмов мозга, вызывающих местное или общее напряжение скелетных мышц, которые вырабатывают большое количество нервных импульсов, поступающих в головной мозг, повышая уровень его бодрствования.
Информация о работе Способы регулирования социальным педагогом своего эмоционального состояния