Социальное призрение детей в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат

Краткое описание

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66

Файлы: 1 файл

Реферат по ППД.docx

— 102.88 Кб (Скачать)

Девиации включают в себя девиантное, деликвентное и  криминальное поведение (см. Приложение № 6).

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных  проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач  поиск форм, методов и технологий работы с дезодаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как  на реабилитацию ребенка, так и, что  более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т.е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих  отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому  в науке и практике получили широкое  распространение две основные технологии работы с подростками девиантного  и деликвентного поведения –  профилактическая и реабилитационная.

Можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

- нейтрализующие;

- компенсирующие;

- предупреждающие  возникновение обстоятельств, способствующие  социальным отклонениям;

- устраняющие  эти обстоятельства;

- контролирующие  проводимую профилактическую работу  и ее результаты.

В концептуальном плане в профилактических технологиях  выделяется, прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что  отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и  обязанностях, о требованиях, предъявляемых  государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно  осуществить через средства массовой информации 
(печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу, также через систему социального обучения и т.д.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает  выявление, устранение и нейтрализацию  причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью  этого подхода является система  социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом  для устранения или минимизации  причин девиантного поведения.

Сущность медико-биологического подхода состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно- профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне.

Известно, что  вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных  норм и ценностей способен воздержаться от преступных действий. 
Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики.

Социально-педагогический подход заключается в восстановлении и коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых  качеств. Нерешительность, отсутствие настойчивости при проведении в  жизнь принятого решения, несформированность независимости и самостоятельного поведения, безынициативность, упрямство, невыдержанность 
– наличие этих черт свидетельствует о том, что совершение противоправного деяния подростками обусловлено слабостью их воли. Любая сложившаяся конфликтная ситуация и даже кратковременное отрицательное воздействие становятся для таких подростков теми препятствиями, которые они не могут преодолеть, не нарушая нравственных и правовых норм.

Воспитание положительных  волевых качеств у подростков следует начинать с формирования правильного представления о  воле. Этот процесс включает ряд  этапов: раскрытие сущности отдельных  волевых качеств, правильная их иллюстрация  примерами; выработка обобщенных представлений  о воле, установление соотношения  между смелостью и наглостью, настойчивостью и упрямством, самостоятельностью и неуважением к чужому мнению; формирование правильной самооценки, поиск своих недостатков, путей  их исправления; зрелое самовоспитание, т.е. реализация потребности в самоусовершенствовании.

Существует еще  один подход, связанный с применением  санкций. 
Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение, на основании уголовных законов. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же – выявление и устранение причин социальных отклонений.

Другой технологией  работы с дезодаптированными подростками  является их реабилитация. Это система  мер, направленных на решение задач  достаточно широкого диапазона –  от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в общество. Это система мер, имеющих своей  целью возвращение ребенка к  активной жизни в обществе и общественно  полезному труду.

Следует различать  различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, социально- педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное  восстановление или компенсацию  той или иной утраченной функции  организма ребенка или на возможное  замедление прогрессирующего заболевания.

Психологическая реабилитация направлена на психическую  сферу подростка и имеет своей  целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представлений о его ненужности и никчемности как личности.

Профессиональная  реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным  для него формам труда, поиск для  него рабочего места с облегченными условиями и сокращенным рабочим  днем.

Под бытовой  реабилитацией имеется в виду предоставление нормальных условий  жизни подростку.

Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности  в социальной сфере, а также самой  социальной сферы и условий жизнедеятельности  личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Под социально-экономической  реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка  причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и  прав.

Социально-педагогическая реабилитация – это система мер  воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в  общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Реабилитация  подростков реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными  центрами. Задачами таких учреждений являются:

- медико-психологическая  помощь детям;

- формирование  положительного опыта социального  поведения, навыков общения и  взаимодействия с окружающими  людьми;

- выполнение  попечительских функций по отношению  к тем, кто остался без попечения  родителей или средств к существованию;

- психологическая  и педагогическая поддержка, способствующая  ликвидации кризисных состояний  личности;

- содействие  в возвращении в семью;

- содействие  обеспечению возможности получать  образование;

- забота о  дальнейшем профессиональном и  бытовом устройстве.

В специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании:

- личного обращения;

- направления  органов, осуществляющих социальную  защиту;

- постановления  комиссий по делам несовершеннолетних;

- заявления родителей,  ходатайства органов образования,  здравоохранения, органов опеки  и попечительства, органов внутренних  дел;

- постановления  или определения суда, прокурора  или следственных органов, если  родители или лица, их заменяющие, осуждены либо к ним в качестве  меры пресечения применено заключение  под стражу.

Центры могут  включать в себя следующие отделения:

- приемное отделение,  где проводится первичный медицинский  осмотр и первичная санитарная  обработка подростка, которого  при необходимости направляют  в стационарное медицинское учреждение;

- отделение диагностики  социальной дезадаптации, где выявляют  и анализируют факторы, обусловившие  его социальную дезадаптацию, особенности  личностного развития и поведения;  разрабатываются индивидуальные  программы социальной реабилитации;

- отделение реализации  программ социальной реабилитации, где происходит поэтапное их  осуществление; индивидуальная программа  реабилитации реализуется как  в условиях дневного или круглосуточного  стационара

Центра, так и  в семейной воспитательной группе;

- отделение социально-правовой  помощи осуществляет защиту прав  и законных интересов детей;  оказывает содействие органам  опеки и попечительства в дальнейшем  жизнеустройстве воспитанников;

В настоящее  время в системе такой работы наметилась целая сеть учреждений:

1) центр экстренной  психологической помощи по телефону (“телефон доверия”;

2) центр психолого-педагогической  помощи семье и детям;

3) центр социальной  реабилитации для несовершеннолетних;

4) социальный  приют для детей и подростков;

5) центр помощи  детям, оставшимся без попечения  родителей; и т.д.

Существующие  технологии работы с дезодаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить  девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных  форм девиантного поведения общественно-полезными  или нейтральными; во-вторых, направление  социальной активности ребенка в  общественно одобряемое русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного  преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической  и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В любом государстве  и любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по разным причинам нуждаются в призрении, помощи и защите. 
Однако в каждой стране развитие социального призрения имеет свои исторические особенности. В России они обусловлены сильным влиянием таких факторов, как географический, геополитический, религиозный, условия материального производства, социальная организация. Все это породило способность русского народа к крайнему напряжению сил в течение длительного времени; возникновению устойчивой формы общинного уравнительного сожительства как условие выживания основной массы населения; характерное для русских людей чувство доброты, составляющее важное качество их духовного строя, готовность оказания помощи нуждающимся, национальная терпимость русского народа в условиях полиэтничности страны. Эти особенности русской истории не могли не оказать соответствующего влияния на характер возникновения и формирования системы социального призрения в 
России, основные этапы ее развития, формы и методы социально-защитной деятельности нуждающихся, и в первую очередь нуждающихся детей, место и взаимоотношение государственного, общественного и частного призрения.

В России, как  было показано выше, практика социального  призрения детей имеет свои глубокие культурно-исторические традиции и  до Октябрьской революции 1917г. была связана, прежде всего, с милосердием  и благотворительностью.

Информация о работе Социальное призрение детей в России