Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат
История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.
Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66
Девиации включают в себя девиантное, деликвентное и криминальное поведение (см. Приложение № 6).
Прогрессирующая
тенденция непрерывного роста различных
проявлений девиантного поведения,
их объективность и неизбежность
ставят перед обществом, конкретной
социальной службой и социальным
педагогом в качестве основных задач
поиск форм, методов и технологий
работы с дезодаптированными подростками,
концентрацию усилий, направленных как
на реабилитацию ребенка, так и, что
более необходимо, предупреждение отклонений
от социальных норм, т.е. устранение условий,
прямо или опосредованно
Можно выделить
несколько типов
- нейтрализующие;
- компенсирующие;
- предупреждающие
возникновение обстоятельств,
- устраняющие эти обстоятельства;
- контролирующие
проводимую профилактическую
В концептуальном
плане в профилактических технологиях
выделяется, прежде всего, информационный
подход. Он основывается на том, что
отклонения в поведении подростков
от социальных норм происходят потому,
что несовершеннолетние их просто не
знают. А следовательно, основным направлением
работы должно стать информирование
несовершеннолетних об их правах и
обязанностях, о требованиях, предъявляемых
государством и обществом к выполнению
установленных для данной возрастной
группы социальных норм. Это можно
осуществить через средства массовой
информации
(печать, радио, телевидение), кино, театр,
художественную литературу, также через
систему социального обучения и т.д.
Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.
Сущность медико-биологического
подхода состоит в
Известно, что
вменяемый человек при помощи
своих волевых качеств, моральных
норм и ценностей способен воздержаться
от преступных действий.
Когда же у человека существует патология
психического развития и здоровья, он,
в силу своих психофизиологических особенностей,
может нарушить существующие морально-правовые
нормы. Это состояние субъекта рассматривается
как невменяемость. Очень важно вовремя
распознать у подростка различные патологические
нарушения психики.
Социально-педагогический
подход заключается в восстановлении
и коррекции качеств личности
подростка с девиантным поведением,
особенно его нравственных и волевых
качеств. Нерешительность, отсутствие
настойчивости при проведении в
жизнь принятого решения, несформированность
независимости и
– наличие этих черт свидетельствует
о том, что совершение противоправного
деяния подростками обусловлено слабостью
их воли. Любая сложившаяся конфликтная
ситуация и даже кратковременное отрицательное
воздействие становятся для таких подростков
теми препятствиями, которые они не могут
преодолеть, не нарушая нравственных и
правовых норм.
Воспитание положительных
волевых качеств у подростков
следует начинать с формирования
правильного представления о
воле. Этот процесс включает ряд
этапов: раскрытие сущности отдельных
волевых качеств, правильная их иллюстрация
примерами; выработка обобщенных представлений
о воле, установление соотношения
между смелостью и наглостью,
настойчивостью и упрямством, самостоятельностью
и неуважением к чужому мнению;
формирование правильной самооценки,
поиск своих недостатков, путей
их исправления; зрелое самовоспитание,
т.е. реализация потребности в
Существует еще
один подход, связанный с применением
санкций.
Сущностью его является наказание человека,
совершившего правонарушение, на основании
уголовных законов. Однако весь мировой
опыт свидетельствует о неэффективности
только жестких санкций со стороны общества,
поэтому наказание следует рассматривать
лишь как вспомогательное средство, главное
же – выявление и устранение причин социальных
отклонений.
Другой технологией работы с дезодаптированными подростками является их реабилитация. Это система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в общество. Это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду.
Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, социально- педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.
Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представлений о его ненужности и никчемности как личности.
Профессиональная
реабилитация предусматривает обучение
или переобучение подростка доступным
для него формам труда, поиск для
него рабочего места с облегченными
условиями и сокращенным
Под бытовой реабилитацией имеется в виду предоставление нормальных условий жизни подростку.
Социальная реабилитация
– это процесс восстановления
способности ребенка к
Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.
Социально-педагогическая
реабилитация – это система мер
воспитательного характера, направленная
на формирование личностных качеств, значимых
для жизнедеятельности ребенка,
активной жизненной позиции ребенка,
способствующих интеграции его в
общество; на овладение необходимыми
умениями и навыками по самообслуживанию,
положительными социальными ролями,
правилами поведения в
Реабилитация подростков реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются:
- медико-психологическая помощь детям;
- формирование
положительного опыта
- выполнение
попечительских функций по
- психологическая
и педагогическая поддержка,
- содействие в возвращении в семью;
- содействие
обеспечению возможности
- забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.
В специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании:
- личного обращения;
- направления
органов, осуществляющих
- постановления
комиссий по делам
- заявления родителей,
ходатайства органов
- постановления
или определения суда, прокурора
или следственных органов,
Центры могут включать в себя следующие отделения:
- приемное отделение,
где проводится первичный
- отделение диагностики
социальной дезадаптации, где выявляют
и анализируют факторы,
- отделение реализации
программ социальной
Центра, так и в семейной воспитательной группе;
- отделение социально-правовой
помощи осуществляет защиту
В настоящее время в системе такой работы наметилась целая сеть учреждений:
1) центр экстренной
психологической помощи по
2) центр психолого-
3) центр социальной
реабилитации для
4) социальный приют для детей и подростков;
5) центр помощи
детям, оставшимся без
Существующие
технологии работы с дезодаптированными
детьми направлены на то, чтобы поставить
девиантное поведение под социальный
контроль, включающий в себя: во-первых,
замещение, вытеснение наиболее опасных
форм девиантного поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В любом государстве
и любом обществе всегда были, есть
и будут дети, которые по разным
причинам нуждаются в призрении,
помощи и защите.
Однако в каждой стране развитие социального
призрения имеет свои исторические особенности.
В России они обусловлены сильным влиянием
таких факторов, как географический, геополитический,
религиозный, условия материального производства,
социальная организация. Все это породило
способность русского народа к крайнему
напряжению сил в течение длительного
времени; возникновению устойчивой формы
общинного уравнительного сожительства
как условие выживания основной массы
населения; характерное для русских людей
чувство доброты, составляющее важное
качество их духовного строя, готовность
оказания помощи нуждающимся, национальная
терпимость русского народа в условиях
полиэтничности страны. Эти особенности
русской истории не могли не оказать соответствующего
влияния на характер возникновения и формирования
системы социального призрения в
России, основные этапы ее развития, формы
и методы социально-защитной деятельности
нуждающихся, и в первую очередь нуждающихся
детей, место и взаимоотношение государственного,
общественного и частного призрения.
В России, как было показано выше, практика социального призрения детей имеет свои глубокие культурно-исторические традиции и до Октябрьской революции 1917г. была связана, прежде всего, с милосердием и благотворительностью.