Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат
История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.
Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66
Какие же дети являются объектом социального призрения?
Прежде всего, те дети, у которых есть проблемы, мешающие им быть успешными, благополучными членами общества, жить полноценной жизнью.
О каких проблемах идет речь?
Проблемы или другими словами отклонения в развитии ребенка и его социализации можно разделить на 4 группы: физические, психические, педагогические и социальные. Рассмотрим их подробнее.
ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ - прежде всего, связаны со здоровьем и определяются медицинскими показателями. К отклонениям в физическом развитии могут быть отнесены: болезнь, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
На начало 90-х годов в России, по статистическим данным каждый пятый ребенок рождается нездоровым, в том числе 5-8 % - с наследственными патологиями и 1-2 % с врожденными аномалиями в развитии.
К школьному
возрасту лица с ограниченными возможностями
в здоровье составляют свыше 10% от общего
числа обучающихся в
К детям с "ограниченными возможностями здоровья ", с точки зрения возможностей обучения, относятся дети, имеющие физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий воспитания и образования.
ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе относятся: задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость, или олигофрения (от греч. oligos - малый и phren - ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой - дебильности до глубокой - идиотии.
К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.
Еще одной разновидностью
психических отклонений являются нарушения
эмоционально-волевой сферы. Как
крайние формы этого вида отклонений
выступают аутизм (греч. aytos - сам) состояние
психики, характеризующееся замктностью,
отсутствием потребности в
- попытки к самоубийству.
Особую группу
отклонений представляет одаренность
детей. Это своеобразное сочетание
способностей, обеспечивающее успешность
выполнения какой-либо деятельности (способности
к музыке, к математике, к изучению
иностранных языков и т.д.). Только
при благоприятных внешних
Причина физических и психических отклонений у детей весьма основательно проработаны в науке. При этом следует заметить, что ограничения на уровне биологической организации человека встречаются не так часто - лишь у 8 - 10% детей; количество же детей, пострадавших от неблагоприятных условий развития, колеблется от 20 до 50%.[8]
Для диагностики
физических и психических недостатков
создается постоянная межведомственная
психолого-медико-
В состав психолого-медико-
Установление
физического или психического отклонения
у ребенка влечет за собой создание
определенных условий, в том числе
специальных образовательных
Однако изоляция
ребенка в специальном
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОТКЛОНЕНИЯ - такое понятие пока
что редко употребляется. Между
тем в социально-педагогической
деятельности для реализации педагогических
целей, стимулирования развития личности
используются различные нормы, с
помощью которых регулируется деятельность
обучаемых путем сопоставления
норм с показателями, характеризующими
процессы и результаты этой деятельности,
формируются оценки ее успешности.
Прежде всего, это касается стандартов,
определяющих уровень образования; затем
перспективы, к достижению которых стремится
школьник; это могут быть и нормы индивидуального
развития ребенка, обеспечивающие новые,
более высокие результаты в обучении,
и другие.
С наибольшей точностью
и определенностью можно
Согласно закону об образовании РФ обязательным
является общее среднее образование.
Однако есть дети не получившие общего среднего образования. К этой категории детей относятся такие, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего среднего образования. Причин такого положения детей у нас в стране довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость приводят к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными, выпадающими из системы образования на некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяжничеству, которые также не посещают в школу. Можно назвать еще много причин, по которым дети не учатся в школе.
Следует отметить
и большие трудности в
Для некоторых
детей, имеющих проблемы в здоровье,
обучение проводится на дому индивидуально.
Однако при этом, как правило, преподаются
только основные дисциплины, а такие
как музыка, изобразительное искусство,
входящие в стандарт общего образования,
обычно дома детьми не изучаются.
Вместе с тем они имеют большое значение
для развития способностей детей.
Отделение ребенка от школьного коллектива
также негативно сказывается на становлении
и развитии ребенка, на его самоутверждении.
Главное личностное затруднение таких
детей, связанное с интеграцией их в общество,
заключается в их дальнейшем профессиональном
самоопределении и получении профессионального
образования. Профессиональное самоопределение
выступает ведущим видом деятельности
для подростка, закончившего 9 классов
и учащихся старших классов. Однако получение
желаемого образования, отвечающего интересам
и способностям детей, осложняется различными
обстоятельствами объективного и субъективного
характера: уменьшается количество учебных
заведений начального профессионального
образования, среднее и высшее профессиональное
образование можно получить на конкурсной
основе, увеличивается доля платного обучения,
для подростков зачастую характерна неадекватная
оценка своих возможностей и др.
Особое значение в этом плане имеет профессиональное образование детей - инвалидов и детей, находящихся в местах лишения свободы. Не следует сбрасывать со счетов и неадекватную установку у некоторых детей на снижение престижности образования (" деньги можно заработать и другим путем ").
Следует также иметь в виду довольно большую категорию детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид профессиональной деятельности в силу нарушения социального развития на предшествующих этапах. Таких детей объединяет нежелание и неумение реализовать себя в социально значимой профессиональной области деятельности. В таком случае появляются дети, не получившие профессионального образования, которые для преодоления этого отклонения также нуждаются в социально-педагогической помощи специалиста.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ связаны с понятием " социальная норма ". Социальная норма - это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которые официально установлены или сложились на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.
Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т.е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и т.д.). Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применение различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм.
Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей, и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.
В социологической,
психологической и
Причины такого
отклоняющегося поведения также
достаточно хорошо изучены. Они связаны
с трудностями подросткового
переходного возраста, неопределенностью
социального положения в
Для оказания помощи
таким детям создаются
Среди детей, имеющих
отклонения в социальном развитии,
следует также выделить такую
категорию, как дети, оставшиеся без
попечения родителей. Это дети сироты
и так называемые " социальные
сироты " - дети, которые имеют
в живых биологических
К ним относятся дома ребенка, детские
дома, школы-интернаты, социально- реабилитационные
центры помощи детям, социальные приюты
и др.