Социальное призрение детей в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат

Краткое описание

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66

Файлы: 1 файл

Реферат по ППД.docx

— 102.88 Кб (Скачать)

Одним из важнейших  направлений деятельности ученых и  практиков в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно- исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.

В Москве при  Городской думе действовал Благотворительный  совет и образованная им специальная  Детская комиссия, которая осуществляла статистический сбор данных о детях, исключенных из школы или выгнанных  из приютов за дурное поведение; контролировала условия содержания малолетних преступников; содействовала открытию детских  приютов.

Вопросам исправления  малолетних преступников путем психического воздействия на почве любви к  ближнему были посвящены съезды представителей русских исправительных заведений  для малолетних ( с1881 до 1911 года прошло 
8 съездов ).

В России широкие  масштабы принимала просветительская деятельность по отношению к малолетним преступникам. Читались лекции, проводились  беседы по вопросам деятельного участия  каждого гражданина в судьбе ребенка, совершившего правонарушение.

В 90-е годы появились  детские дома трудолюбия, ольгинские детские приюты трудолюбия (в ознаменование  рождения Великой княжны Ольги 
Николаевны) в Москве, Петербурге, Архангельске, Ельце, Ряжске и других городах. Эти дома имели интернаты, мастерские различного производственного профиля.

В начале XX века в России успешно развивалась  система различных социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных  учреждений , 19108 попечительских советов. Только в Петербурге их приход составил 7200 рублей, по тем временам сумма  огромная. Деньги шли на создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для  бедных детей, ночных приютов для  бродяжек, народных столовых, амбулаторий  и больниц. В обществе сохранялось  и укреплялось устойчивое мнение о необходимости призрения детей, положительное отношение к благотворительности.

Деятельность  различных организаций и учреждений призрения отражена следующими данными: см. Приложение №2

5 этап. С 1917 года  до 90-х годов.

Переломным моментом в развитии системы призрения  и благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 года. 
Большевики осудили благотворительность как пережиток, а поэтому любая благотворительность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности.

Новая структура, сначала Министерство, а затем  Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения  существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями.

Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство  взяло на себя заботу о социально  обездоленных, число которых в  результате острейших социальных катаклизмов 
(первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних - острейшие социальные проблемы того времени, которые требовали своего решения. В первые годы советской власти эти задачи возлагались на Совет защиты детей, а чуть позже - на Комиссию по улучшению жизни детей при ВЦИКе, созданную декретом ВЦИК от 10 февраля 1921 года.

По данным Комиссии по улучшению жизни детей, в Москве и Московской губернии зарегистрировано такое количество беспризорных:

1924 - 1925 гг. - 6790 ч. 
1925 - 1926 гг. - 6984 ч. 
1926 - 1927 гг. - 7332 ч. 
1927 - 1928 гг. - 7477 ч.

Тысячам этих беспризорников дали " путевку в жизнь " организовывающиеся трудовые коммуны.

Большое значение для развития работы по спасению детей  и повышению ее эффективности  имело создание детской социальной инспекции при отделе правовой защиты детей Наркомпроса. Комиссия проводила  работу по борьбе с нищенством, детской  беспризорностью, проституцией, спекуляцией, правонарушениями, эксплуатацией детей, жестоким обращением в семье.

Представляет  интерес опыт работы самих инспекторов - братьев и сестер социальной помощи. Это - люди не моложе 21 года, они посещали мастерские, семьи, учреждения, задерживали  малолетних правонарушителей и направляли их в детские приемники - распределители, принимали меры по устройству беспризорных, сирот и находящихся в детских  учреждениях детей в другие семьи.

6 февраля 1928 года ВЦИК и СНК приняли  постановление " О передаче  воспитанников детских домов  и других несовершеннолетних  сирот трудящимся в городах  и рабочих поселках ". Передача детей осуществлялась на основе письменного обращения того лица , которое намеревалось принять несовершеннолетнего в свою семью для дальнейшего воспитания.

За первые годы советской власти было издано больше различных инструкций, постановлений, программ обучения и воспитания детей, чем за предшествующих сто лет. Очень  многие из них остались практически  неосуществленными, поскольку у  государства не оказалось необходимых  средств для их выполнения.

В этот период активно  начинает развиваться педология, которая  ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о  ребенке и среде обеспечить наиболее успешное воспитание: помочь детям  учиться, предохраняя детскую психику  от перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профессиональными  ролями и т.д.

На 20-е годы пришлось появление целой плеяды талантливых  педагогов и психологов, в числе  которых А.С.Макаренко, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, 
Л.С.Выготский и многие другие. Их научные труды, впечатляющие достижения в практической работе по социальной реабилитации " трудных "детей и подростков ( Первая опытная станция Наркомпроса, трудовая колония имени 
Горького и другие ) получили заслуженное международное признание. ( см. 
Приложение №3 )

Однако система  социального воспитания и педология  развивались недолго, фактически они  прекратили свое существование после  печально известного постановления 1936 года " О педологических извращениях  в системе 
Наркомпроса ". Педологии была инкриминирована роль " антиленинской теории отмирания школы ", будто бы растворяющей последнюю в среде. Многие представители этой теории были репрессированы, а социальное призрение, воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы.

С 30-х годов, названных  в нашей истории " великим переломом ", опустился " железный занавес ", надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег.

Не смог быть полностью реализован из-за отсутствия средств и утвержденный 20 июня 1927 года ВЦИК и СНК трехлетний план по борьбе с беспризорностью, подготовленный наркоматом просвещения. Данный план предполагал  выполнение трех основных задач: полную ликвидацию уличной беспризорности путем развертывания новой сети детских учреждений; ускорение выпуска  детей из существующих детских домов  при осуществлении их серьезной  профессиональной подготовки, дающей возможность начать самостоятельную  жизнь и развертывание мероприятий, предупреждающих беспризорность.

На третьем  Всероссийском съезде в мае 1930 года было принято решение о закреплении  всех детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что укрепляло  материальную базу детских домов  и решало проблему трудоустройства  воспитанников и обеспечения  их жильем.

К середине 30-х  годов с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все  разнообразие различных видов детских  учреждений практически исчезло  и было заменено унифицированной  системой детских домов 
- интернатов, которая просуществовала до 90-х годов. 
В сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих ценностей на классовые. Провозглашение утопической цели построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной помощи нуждающимся детям.

Новые социальные потрясения, связанные с Великой  Отечественной войной (1941 - 1945 гг.), вновь  обострили положение детей. "Теперь, когда тысячи советских детей  лишились родных и остались без крова, - писала газета "Правда", - их нужды  должны быть приравнены к нуждам фронта ". 
Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям - к ним стали относиться как к жертвам войны.

В первые годы войны  сотни детских домов перебрасывались  из прифронтовых районов в тыл. Для  эвакуированных детей создавались  новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков, партизан открывались " специальные " детские дома.

Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали  детей с поездов и через  приемники - распределители устраивали их в детские дома. Подростки определялись на работу. Велась активная работа по выявлению  беспризорных детей и определению  их в детские дома.

В сентябре 1942 года принято постановление СНК СССР " Об устройстве детей, оставшихся без  родителей ", где государственным  ведомствам, партийным, профсоюзным  и комсомольским организациям вменялось  проявление заботы о детях.

" Комсомольская  правда " опубликовала счет специального  денежного фонда, куда поступали  средства на содержание детских  домов, здравниц, детских садов  в освобожденных от немцев  районах; на стипендии студентам,  не имеющим родителей [7].

Широкое распространение  приобретает во время войны усыновление. 
Некоторые семьи усыновляли десять и более детей.

К концу 1945 года для детей сирот уже было создано 458 суворовских училищ по 500 человек  каждое , 23 ремесленных училища по 400 мест , 120 детских домов для детей  погибших фронтовиков (в них воспитывалось 17 тысяч детей) , 29 детских приемников распределителей. 
Всего в 1943 году в детских домах находилось 308 тысяч детей; в 1944 г. - 
534 тысячи. Дети наравне со взрослыми перенесли все тяготы войны. Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли.

В первые послевоенные годы в стране даже открылось несколько  детских домов для одаренных  детей - сирот, которые поступали  в музыкальные, художественные училища  и балетные школы.

Общее число  детских домов в послевоенное десятилетие постепенно сокращалось. В середине 60-х правительство  приняло решение преобразовать  большую часть детских домов  в школы – интернаты (Детские  дома - 100-150 детей, школы-интернаты - 350-500 мест). Детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через  года.

В 60 - 70 гг. в призрении  детей, в педагогической науке и  практике наметился явный поворот. Возобновились теоретические исследования в этих областях, связанные с разработкой  системного подхода к призрению, воспитанию и обучению детей.

В 1985 году ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение "О  мерах по улучшению обеспечения  детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в  домах ребенка, детских домах, школах-интернатах ".

В 1987 году учрежден Детских фонд.

В 1988 г. принято  постановление " О создании детских  домов семейного типа ". В 1990 г. в 347 созданных детских домах семейного  типа находятся 3,5 тысячи детей. Эти  дома финансируются из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков.

В начале 90-х  гг. были приняты и начали реализовываться  три большие социальные программы: " Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с  аномалиями развития ", " Творческое развитие личности " и " Социальные службы помощи детям и молодежи ". Тогда же были разработаны и в  настоящее время действуют такие  государственные социальные программы, как " Дети России ", " Дети Чернобыля ".

В 1991 году в России был официально введен институт социальной педагогики, что дало сильнейший импульс  для методологических, теоретических  и научно-практических исследований в сфере подготовки и деятельности новых кадров (социальных педагогов).

После 70-летнего  перерыва Россия возвращается в мировое  образовательное пространство. Изучается  зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен  специалистами.

Россия стоит  у истоков нового периода в  деле призрения, воспитания и обучения своих детей. И он начинается не с  нуля. Человечество накопило огромный опыт работы с детьми, требующими особой защиты и заботы, оно владеет методами и методиками разрешения возникающих  у них проблем, современными технологиями работы с различными категориями  нуждающихся в общественном социальном призрении детей.

ГЛАВА II 
Состояние социального призрения детей в современной России

2.1 Объект социального  призрения

Призрение детей  в России, пройдя путь от милосердия и благотворительности, впитав в  себя достижения всего комплекса  наук о человеке, теоретические концепции, отечественный и зарубежный опыт, претерпевая изменения по форме  и содержанию, выросло сегодня  в целую разветвленную систему  помощи, защиты и поддержки нуждающихся  детей.

Информация о работе Социальное призрение детей в России