Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат
История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений  стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным  и уязвимым среди них. Другими  словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения. 
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.
Введение . . . . . . . . . . . . . 
. . . . . . . . 2 
Глава I 
Призрение в России как социальное явление 
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4 
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение  призрения в древних славянских  общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . . 
. . . . . . 7
3 этап – с  нач. XVII века до реформы 1861 года . . . . 
. . 10
4 этап – с  60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . . 
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19 
Глава II 
Состояние социального призрения детей в современной России 
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . . 
. . . . 25 
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . . 
35 
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность  социального педагога по работе  с семьей . . . 
. 38
- работа с  детьми, оставшимися без попечения  родителей . . 
. 46
- работа с  детьми девиантного поведения  . . . . . . 
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . . 
. . . . . . . 62 
Список использованной литературы . . . . . . . . 
. . . . 66
Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно- исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.
В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и образованная им специальная Детская комиссия, которая осуществляла статистический сбор данных о детях, исключенных из школы или выгнанных из приютов за дурное поведение; контролировала условия содержания малолетних преступников; содействовала открытию детских приютов.
Вопросам исправления 
малолетних преступников путем психического 
воздействия на почве любви к 
ближнему были посвящены съезды представителей 
русских исправительных заведений 
для малолетних ( с1881 до 1911 года прошло 
8 съездов ).
В России широкие масштабы принимала просветительская деятельность по отношению к малолетним преступникам. Читались лекции, проводились беседы по вопросам деятельного участия каждого гражданина в судьбе ребенка, совершившего правонарушение.
В 90-е годы появились 
детские дома трудолюбия, ольгинские 
детские приюты трудолюбия (в ознаменование 
рождения Великой княжны Ольги 
Николаевны) в Москве, Петербурге, Архангельске, 
Ельце, Ряжске и других городах. Эти дома 
имели интернаты, мастерские различного 
производственного профиля.
В начале XX века 
в России успешно развивалась 
система различных социальных служб. 
В 1902 году действовало 11400 благотворительных 
учреждений , 19108 попечительских советов. 
Только в Петербурге их приход составил 
7200 рублей, по тем временам сумма 
огромная. Деньги шли на создание учебно-воспитательных 
учреждений, содержание домов для 
бедных детей, ночных приютов для 
бродяжек, народных столовых, амбулаторий 
и больниц. В обществе сохранялось 
и укреплялось устойчивое мнение 
о необходимости призрения 
Деятельность 
различных организаций и 
5 этап. С 1917 года до 90-х годов.
Переломным моментом 
в развитии системы призрения 
и благотворительности в России 
стала Октябрьская революция 1917 
года. 
Большевики осудили благотворительность 
как пережиток, а поэтому любая благотворительность 
была запрещена. Ликвидация частной собственности 
закрыла возможные источники частной 
благотворительности. Отделение церкви 
от государства и фактически ее репрессирование 
закрыло путь церковной благотворительности.
Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями.
Уничтожив благотворительность, 
которая являлась реальной формой помощи 
нуждающимся детям, государство 
взяло на себя заботу о социально 
обездоленных, число которых в 
результате острейших социальных катаклизмов 
(первой мировой войны, нескольких революций, 
гражданской войны) резко возросло. Сиротство, 
беспризорность, правонарушения среди 
подростков, проституция несовершеннолетних 
- острейшие социальные проблемы того 
времени, которые требовали своего решения. 
В первые годы советской власти эти задачи 
возлагались на Совет защиты детей, а чуть 
позже - на Комиссию по улучшению жизни 
детей при ВЦИКе, созданную декретом ВЦИК 
от 10 февраля 1921 года.
По данным Комиссии по улучшению жизни детей, в Москве и Московской губернии зарегистрировано такое количество беспризорных:
1924 - 1925 гг. - 6790 ч. 
1925 - 1926 гг. - 6984 ч. 
1926 - 1927 гг. - 7332 ч. 
1927 - 1928 гг. - 7477 ч.
Тысячам этих беспризорников дали " путевку в жизнь " организовывающиеся трудовые коммуны.
Большое значение для развития работы по спасению детей и повышению ее эффективности имело создание детской социальной инспекции при отделе правовой защиты детей Наркомпроса. Комиссия проводила работу по борьбе с нищенством, детской беспризорностью, проституцией, спекуляцией, правонарушениями, эксплуатацией детей, жестоким обращением в семье.
Представляет интерес опыт работы самих инспекторов - братьев и сестер социальной помощи. Это - люди не моложе 21 года, они посещали мастерские, семьи, учреждения, задерживали малолетних правонарушителей и направляли их в детские приемники - распределители, принимали меры по устройству беспризорных, сирот и находящихся в детских учреждениях детей в другие семьи.
6 февраля 1928 года ВЦИК и СНК приняли постановление " О передаче воспитанников детских домов и других несовершеннолетних сирот трудящимся в городах и рабочих поселках ". Передача детей осуществлялась на основе письменного обращения того лица , которое намеревалось принять несовершеннолетнего в свою семью для дальнейшего воспитания.
За первые годы советской власти было издано больше различных инструкций, постановлений, программ обучения и воспитания детей, чем за предшествующих сто лет. Очень многие из них остались практически неосуществленными, поскольку у государства не оказалось необходимых средств для их выполнения.
В этот период активно 
начинает развиваться педология, которая 
ставила перед собой задачу на 
основе синтезированных знаний о 
ребенке и среде обеспечить наиболее 
успешное воспитание: помочь детям 
учиться, предохраняя детскую психику 
от перегрузок, безболезненно овладевать 
социальными и 
На 20-е годы пришлось 
появление целой плеяды талантливых 
педагогов и психологов, в числе 
которых А.С.Макаренко, П.П.Блонский, 
С.Т.Шацкий, 
Л.С.Выготский и многие другие. Их научные 
труды, впечатляющие достижения в практической 
работе по социальной реабилитации " 
трудных "детей и подростков ( Первая 
опытная станция Наркомпроса, трудовая 
колония имени 
Горького и другие ) получили заслуженное 
международное признание. ( см. 
Приложение №3 )
Однако система 
социального воспитания и педология 
развивались недолго, фактически они 
прекратили свое существование после 
печально известного постановления 1936 
года " О педологических извращениях 
в системе 
Наркомпроса ". Педологии была инкриминирована 
роль " антиленинской теории отмирания 
школы ", будто бы растворяющей последнюю 
в среде. Многие представители этой теории 
были репрессированы, а социальное призрение, 
воспитание и понятие среды дискредитированы 
и изъяты из профессионального сознания 
педагогов на долгие годы.
С 30-х годов, названных в нашей истории " великим переломом ", опустился " железный занавес ", надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег.
Не смог быть 
полностью реализован из-за отсутствия 
средств и утвержденный 20 июня 1927 
года ВЦИК и СНК трехлетний план 
по борьбе с беспризорностью, подготовленный 
наркоматом просвещения. Данный план предполагал 
выполнение трех основных задач: полную 
ликвидацию уличной беспризорности 
путем развертывания новой сети 
детских учреждений; ускорение выпуска 
детей из существующих детских домов 
при осуществлении их серьезной 
профессиональной подготовки, дающей 
возможность начать самостоятельную 
жизнь и развертывание 
На третьем Всероссийском съезде в мае 1930 года было принято решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников и обеспечения их жильем.
К середине 30-х 
годов с окончательным 
- интернатов, которая просуществовала 
до 90-х годов. 
В сложившемся тоталитарном государстве 
произошла подмена общечеловеческих ценностей 
на классовые. Провозглашение утопической 
цели построения самого совершенного 
и справедливого общества, ликвидации 
всех пережитков прошлого, в том числе 
и социальных бед, сделало закрытой тему 
социальных проблем и систему социальной 
помощи нуждающимся детям.
Новые социальные 
потрясения, связанные с Великой 
Отечественной войной (1941 - 1945 гг.), вновь 
обострили положение детей. "Теперь, 
когда тысячи советских детей 
лишились родных и остались без крова, 
- писала газета "Правда", - их нужды 
должны быть приравнены к нуждам фронта 
". 
Изменяется отношение общественности 
к социально обездоленным детям - к ним 
стали относиться как к жертвам войны.
В первые годы войны 
сотни детских домов 
Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники - распределители устраивали их в детские дома. Подростки определялись на работу. Велась активная работа по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома.
В сентябре 1942 года принято постановление СНК СССР " Об устройстве детей, оставшихся без родителей ", где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях.
" Комсомольская 
правда " опубликовала счет 
Широкое распространение 
приобретает во время войны усыновление. 
Некоторые семьи усыновляли десять и более 
детей.
К концу 1945 года 
для детей сирот уже было создано 
458 суворовских училищ по 500 человек 
каждое , 23 ремесленных училища по 
400 мест , 120 детских домов для детей 
погибших фронтовиков (в них воспитывалось 
17 тысяч детей) , 29 детских приемников 
распределителей. 
Всего в 1943 году в детских домах находилось 
308 тысяч детей; в 1944 г. - 
534 тысячи. Дети наравне со взрослыми перенесли 
все тяготы войны. Взрослые пытались облегчить 
судьбу детей как могли.
В первые послевоенные годы в стране даже открылось несколько детских домов для одаренных детей - сирот, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы.
Общее число детских домов в послевоенное десятилетие постепенно сокращалось. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы – интернаты (Детские дома - 100-150 детей, школы-интернаты - 350-500 мест). Детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года.
В 60 - 70 гг. в призрении 
детей, в педагогической науке и 
практике наметился явный поворот. 
Возобновились теоретические 
В 1985 году ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение "О мерах по улучшению обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах ".
В 1987 году учрежден Детских фонд.
В 1988 г. принято 
постановление " О создании детских 
домов семейного типа ". В 1990 г. 
в 347 созданных детских домах 
В начале 90-х 
гг. были приняты и начали реализовываться 
три большие социальные программы: 
" Социально-психологическая 
В 1991 году в России был официально введен институт социальной педагогики, что дало сильнейший импульс для методологических, теоретических и научно-практических исследований в сфере подготовки и деятельности новых кадров (социальных педагогов).
После 70-летнего перерыва Россия возвращается в мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами.
Россия стоит у истоков нового периода в деле призрения, воспитания и обучения своих детей. И он начинается не с нуля. Человечество накопило огромный опыт работы с детьми, требующими особой защиты и заботы, оно владеет методами и методиками разрешения возникающих у них проблем, современными технологиями работы с различными категориями нуждающихся в общественном социальном призрении детей.
ГЛАВА II 
Состояние социального призрения детей 
в современной России
2.1 Объект социального призрения
Призрение детей в России, пройдя путь от милосердия и благотворительности, впитав в себя достижения всего комплекса наук о человеке, теоретические концепции, отечественный и зарубежный опыт, претерпевая изменения по форме и содержанию, выросло сегодня в целую разветвленную систему помощи, защиты и поддержки нуждающихся детей.