Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат
История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.
Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66
Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно- исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.
В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и образованная им специальная Детская комиссия, которая осуществляла статистический сбор данных о детях, исключенных из школы или выгнанных из приютов за дурное поведение; контролировала условия содержания малолетних преступников; содействовала открытию детских приютов.
Вопросам исправления
малолетних преступников путем психического
воздействия на почве любви к
ближнему были посвящены съезды представителей
русских исправительных заведений
для малолетних ( с1881 до 1911 года прошло
8 съездов ).
В России широкие масштабы принимала просветительская деятельность по отношению к малолетним преступникам. Читались лекции, проводились беседы по вопросам деятельного участия каждого гражданина в судьбе ребенка, совершившего правонарушение.
В 90-е годы появились
детские дома трудолюбия, ольгинские
детские приюты трудолюбия (в ознаменование
рождения Великой княжны Ольги
Николаевны) в Москве, Петербурге, Архангельске,
Ельце, Ряжске и других городах. Эти дома
имели интернаты, мастерские различного
производственного профиля.
В начале XX века
в России успешно развивалась
система различных социальных служб.
В 1902 году действовало 11400 благотворительных
учреждений , 19108 попечительских советов.
Только в Петербурге их приход составил
7200 рублей, по тем временам сумма
огромная. Деньги шли на создание учебно-воспитательных
учреждений, содержание домов для
бедных детей, ночных приютов для
бродяжек, народных столовых, амбулаторий
и больниц. В обществе сохранялось
и укреплялось устойчивое мнение
о необходимости призрения
Деятельность
различных организаций и
5 этап. С 1917 года до 90-х годов.
Переломным моментом
в развитии системы призрения
и благотворительности в России
стала Октябрьская революция 1917
года.
Большевики осудили благотворительность
как пережиток, а поэтому любая благотворительность
была запрещена. Ликвидация частной собственности
закрыла возможные источники частной
благотворительности. Отделение церкви
от государства и фактически ее репрессирование
закрыло путь церковной благотворительности.
Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями.
Уничтожив благотворительность,
которая являлась реальной формой помощи
нуждающимся детям, государство
взяло на себя заботу о социально
обездоленных, число которых в
результате острейших социальных катаклизмов
(первой мировой войны, нескольких революций,
гражданской войны) резко возросло. Сиротство,
беспризорность, правонарушения среди
подростков, проституция несовершеннолетних
- острейшие социальные проблемы того
времени, которые требовали своего решения.
В первые годы советской власти эти задачи
возлагались на Совет защиты детей, а чуть
позже - на Комиссию по улучшению жизни
детей при ВЦИКе, созданную декретом ВЦИК
от 10 февраля 1921 года.
По данным Комиссии по улучшению жизни детей, в Москве и Московской губернии зарегистрировано такое количество беспризорных:
1924 - 1925 гг. - 6790 ч.
1925 - 1926 гг. - 6984 ч.
1926 - 1927 гг. - 7332 ч.
1927 - 1928 гг. - 7477 ч.
Тысячам этих беспризорников дали " путевку в жизнь " организовывающиеся трудовые коммуны.
Большое значение для развития работы по спасению детей и повышению ее эффективности имело создание детской социальной инспекции при отделе правовой защиты детей Наркомпроса. Комиссия проводила работу по борьбе с нищенством, детской беспризорностью, проституцией, спекуляцией, правонарушениями, эксплуатацией детей, жестоким обращением в семье.
Представляет интерес опыт работы самих инспекторов - братьев и сестер социальной помощи. Это - люди не моложе 21 года, они посещали мастерские, семьи, учреждения, задерживали малолетних правонарушителей и направляли их в детские приемники - распределители, принимали меры по устройству беспризорных, сирот и находящихся в детских учреждениях детей в другие семьи.
6 февраля 1928 года ВЦИК и СНК приняли постановление " О передаче воспитанников детских домов и других несовершеннолетних сирот трудящимся в городах и рабочих поселках ". Передача детей осуществлялась на основе письменного обращения того лица , которое намеревалось принять несовершеннолетнего в свою семью для дальнейшего воспитания.
За первые годы советской власти было издано больше различных инструкций, постановлений, программ обучения и воспитания детей, чем за предшествующих сто лет. Очень многие из них остались практически неосуществленными, поскольку у государства не оказалось необходимых средств для их выполнения.
В этот период активно
начинает развиваться педология, которая
ставила перед собой задачу на
основе синтезированных знаний о
ребенке и среде обеспечить наиболее
успешное воспитание: помочь детям
учиться, предохраняя детскую психику
от перегрузок, безболезненно овладевать
социальными и
На 20-е годы пришлось
появление целой плеяды талантливых
педагогов и психологов, в числе
которых А.С.Макаренко, П.П.Блонский,
С.Т.Шацкий,
Л.С.Выготский и многие другие. Их научные
труды, впечатляющие достижения в практической
работе по социальной реабилитации "
трудных "детей и подростков ( Первая
опытная станция Наркомпроса, трудовая
колония имени
Горького и другие ) получили заслуженное
международное признание. ( см.
Приложение №3 )
Однако система
социального воспитания и педология
развивались недолго, фактически они
прекратили свое существование после
печально известного постановления 1936
года " О педологических извращениях
в системе
Наркомпроса ". Педологии была инкриминирована
роль " антиленинской теории отмирания
школы ", будто бы растворяющей последнюю
в среде. Многие представители этой теории
были репрессированы, а социальное призрение,
воспитание и понятие среды дискредитированы
и изъяты из профессионального сознания
педагогов на долгие годы.
С 30-х годов, названных в нашей истории " великим переломом ", опустился " железный занавес ", надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег.
Не смог быть
полностью реализован из-за отсутствия
средств и утвержденный 20 июня 1927
года ВЦИК и СНК трехлетний план
по борьбе с беспризорностью, подготовленный
наркоматом просвещения. Данный план предполагал
выполнение трех основных задач: полную
ликвидацию уличной беспризорности
путем развертывания новой сети
детских учреждений; ускорение выпуска
детей из существующих детских домов
при осуществлении их серьезной
профессиональной подготовки, дающей
возможность начать самостоятельную
жизнь и развертывание
На третьем Всероссийском съезде в мае 1930 года было принято решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников и обеспечения их жильем.
К середине 30-х
годов с окончательным
- интернатов, которая просуществовала
до 90-х годов.
В сложившемся тоталитарном государстве
произошла подмена общечеловеческих ценностей
на классовые. Провозглашение утопической
цели построения самого совершенного
и справедливого общества, ликвидации
всех пережитков прошлого, в том числе
и социальных бед, сделало закрытой тему
социальных проблем и систему социальной
помощи нуждающимся детям.
Новые социальные
потрясения, связанные с Великой
Отечественной войной (1941 - 1945 гг.), вновь
обострили положение детей. "Теперь,
когда тысячи советских детей
лишились родных и остались без крова,
- писала газета "Правда", - их нужды
должны быть приравнены к нуждам фронта
".
Изменяется отношение общественности
к социально обездоленным детям - к ним
стали относиться как к жертвам войны.
В первые годы войны
сотни детских домов
Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники - распределители устраивали их в детские дома. Подростки определялись на работу. Велась активная работа по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома.
В сентябре 1942 года принято постановление СНК СССР " Об устройстве детей, оставшихся без родителей ", где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях.
" Комсомольская
правда " опубликовала счет
Широкое распространение
приобретает во время войны усыновление.
Некоторые семьи усыновляли десять и более
детей.
К концу 1945 года
для детей сирот уже было создано
458 суворовских училищ по 500 человек
каждое , 23 ремесленных училища по
400 мест , 120 детских домов для детей
погибших фронтовиков (в них воспитывалось
17 тысяч детей) , 29 детских приемников
распределителей.
Всего в 1943 году в детских домах находилось
308 тысяч детей; в 1944 г. -
534 тысячи. Дети наравне со взрослыми перенесли
все тяготы войны. Взрослые пытались облегчить
судьбу детей как могли.
В первые послевоенные годы в стране даже открылось несколько детских домов для одаренных детей - сирот, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы.
Общее число детских домов в послевоенное десятилетие постепенно сокращалось. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы – интернаты (Детские дома - 100-150 детей, школы-интернаты - 350-500 мест). Детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года.
В 60 - 70 гг. в призрении
детей, в педагогической науке и
практике наметился явный поворот.
Возобновились теоретические
В 1985 году ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение "О мерах по улучшению обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах ".
В 1987 году учрежден Детских фонд.
В 1988 г. принято
постановление " О создании детских
домов семейного типа ". В 1990 г.
в 347 созданных детских домах
В начале 90-х
гг. были приняты и начали реализовываться
три большие социальные программы:
" Социально-психологическая
В 1991 году в России был официально введен институт социальной педагогики, что дало сильнейший импульс для методологических, теоретических и научно-практических исследований в сфере подготовки и деятельности новых кадров (социальных педагогов).
После 70-летнего перерыва Россия возвращается в мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами.
Россия стоит у истоков нового периода в деле призрения, воспитания и обучения своих детей. И он начинается не с нуля. Человечество накопило огромный опыт работы с детьми, требующими особой защиты и заботы, оно владеет методами и методиками разрешения возникающих у них проблем, современными технологиями работы с различными категориями нуждающихся в общественном социальном призрении детей.
ГЛАВА II
Состояние социального призрения детей
в современной России
2.1 Объект социального призрения
Призрение детей в России, пройдя путь от милосердия и благотворительности, впитав в себя достижения всего комплекса наук о человеке, теоретические концепции, отечественный и зарубежный опыт, претерпевая изменения по форме и содержанию, выросло сегодня в целую разветвленную систему помощи, защиты и поддержки нуждающихся детей.