Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат
История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений  стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным  и уязвимым среди них. Другими  словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения. 
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.
Введение . . . . . . . . . . . . . 
. . . . . . . . 2 
Глава I 
Призрение в России как социальное явление 
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4 
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение  призрения в древних славянских  общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . . 
. . . . . . 7
3 этап – с  нач. XVII века до реформы 1861 года . . . . 
. . 10
4 этап – с  60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . . 
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19 
Глава II 
Состояние социального призрения детей в современной России 
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . . 
. . . . 25 
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . . 
35 
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность  социального педагога по работе  с семьей . . . 
. 38
- работа с  детьми, оставшимися без попечения  родителей . . 
. 46
- работа с  детьми девиантного поведения  . . . . . . 
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . . 
. . . . . . . 62 
Список использованной литературы . . . . . . . . 
. . . . 66
После 1917г., когда 
большевики осудили благотворительность 
как социальный пережиток, государство 
было вынуждено взять на себя заботу 
о тех детях, которые находились 
в особенно тяжелом положении. Сиротство 
и беспризорность стали в тот 
период острейшей социальной проблемой, 
которая требовала 
Н. К. Крупская, видный 
советский государственный 
“Сейчас у нас нет недостатка в детях, 
которые нуждаются в том, чтобы их содержало 
государство: вопрос об их воспитании 
– вопрос крайне острый, и мы совершенно 
не справляемся с этой задачей. И вопрос 
вовсе не в том, что нет средств – это само 
собой, - вопрос еще в том, что мы плохо 
обдумали методы работы в детском доме, 
что вопрос о детских домах у нас ставится 
недостаточно глубоко, недостаточно обстоятельно, 
а между тем вопрос идет о будущем целой 
массы ребят” [9].
В 20-х годах 
в стране стала развиваться достаточно 
разветвленная система 
Однако в середине 
30-х годов с окончательным 
В 90-х годах система учреждений оказывающих помощь детям расширяется: появляются детские дома семейного типа, начинает разрабатываться институт приемной семьи и др. Функции таких учреждений также расширяются, начинают включать социальную защиту ребенка, медико- психолого-педагогическую реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию таких детей в общество.
В современных 
условиях количество детей с проблемами 
социализации и интеграции в общество 
возрастает с каждым годом. К сожалению, 
в связи с экономическими и 
политическими 
следственных 
изоляторах и за решеткой. Многим из 
них не исполнилось и трех лет. 
Они попросту родились там у мам, 
лишенных свободы. К этому перечню 
прибавились дети, бежавшие от войны 
в Чечне. На фоне всех этих событий 
увеличилась детская 
Все эти несчастные дети нуждаются в безотлагательной помощи государства и каждого неравнодушного гражданина.
В современных условиях политических, социальных и экономических преобразований страны, принятие Россией Конвенции ООН о правах ребенка, вхождение России в мировое сообщество, широкий круг научных исследований в области социологии, социальной психологии, социальной педагогики, валеологии и появление новых профессий: социальный работник и социальный педагог, становится символом изменений, нацеленных на создание эффективной системы помощи, защиты и поддержки детства.
Эффективность 
этой системы зависит, прежде всего, 
от того, какие она вобрала в 
себя источники: подходы, образцы, идеи, 
технологии и др. 
Можно выделить пять таких источников:
1. общечеловеческие гуманистические идеалы, отраженные в так называемом социальном заказе общества;
2. достижения 
всего комплекса наук о 
3. теоретические концепции и отечественный и зарубежный опыт;
4. педагогический 
потенциал окружающей ребенка 
социальной среды (семьи, 
5. творческий 
потенциал работников 
Современное положение 
в деле социального призрения 
детей своеобразно в том плане, 
что в настоящее время 
Используя накопленный в России положительный опыт призрения детей, подключая к его реализации все общественные организации, а так же привлекая частных лиц, государство должно взять на себя функции контроля за деятельностью этих учреждений, и в первую очередь создать единую стройную систему законов – нормативную базу, через которую будет осуществляться должное оказание помощи всем нуждающимся детям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. Москва. 1993.
2. Беляков В.В. Забота о детях в годы войны (1941-1945). // Воспитание школьника. 1998.
3. Заводилкина 
О.В. Формы призрения детей, 
нуждающихся в социальной 
4. Иващенко Г.М., 
Плоткин М.М., Ширинский В.И. Содержание 
и организация социально-
5. История социальной работы в России. // Учебное пособие для студ. ВУЗ.
– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 1999.
6. Козлов И.В. 
Педагогический опыт А.С.
Москва. Просвещение. 1987.
7. Лапин Ю.В. 
Конвенция о правах ребенка 
и реальности детства в 
Москва. 1993.
8. Лиханов А.А. 
Возвысим голос и дела. // Актуальные 
проблемы современного детства.
9. Мельников 
В.П., Холостова Е.И. История 
Москва. 2001. 
10. Очерки истории школы и педагогической 
мысли народов СССР (1941-1961).
Москва. 1998. 
11. О положении детей в Российской Федерации. 
// Государственный доклад.
1994г. Москва. 
1995. 
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 
Изд. Советская энциклопедия.
Москва. 1973. 
13. Педагогическая энциклопедия. Т.1. Москва. 
1964. 
14. Розенфельд Б.Р. Первые учреждения для 
народа в царской России. //
Советское государство 
и право. 1991. 
15. Смоленская Н.Е. Трудовое вспомоществование 
детей Московских приютов.
Москва. 1998. 
16. Социальная работа: теория и практика. 
// Учеб. пособие. // отв. ред. д. и. н., проф. 
Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С.Сорвина. 
– М.:
ИНФРА – М. 2001. 
17. Социальная педагогика. // Курс лекций. 
// Под общ. ред. М.А.
Галагузовой. – 
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000. 
18. Технологии социальной работы. // Учебник 
под общ. ред. проф. Е.И.
Холостовой. – 
М.: ИНФРА – М. 2001. 
19. Теория и методика социальной работы. 
// Под общ. ред.академика
Академии соц-х 
наук Жукова В.И. – М.: Изд. “Союз”. 1994. 
20. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной 
работы. // Учебное пособие для студентов 
ВУЗ. Москва. 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Понятие призрение уходит своими корнями в глубь веков.
Первые упоминания 
о призрении в форме 
Полное собрание 
русских летописей , изданное по Высочайшему 
повелению 
Археологической комиссией. Т.1. 
Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 
1846. с.54.
" Поучение 
князя Владимира Мономаха (нач. XII 
в.): "... страх имейте божий в 
сердце своем , ... , по силе кормите 
и подавайте сироте ... 
"
Полное собрание русских летописей. Т.1.
Лавр. и Троицк. летописи. СПб., 1846. с.100.
Из " Правил о церковных людях " ( 13 в. ) : " ... нищих кормление и чад мног, ... , сиротам и убогим промышление , вдовам пособие , ... , обидным заступление , в напастех поможение ..."
Русское православие: 
вехи истории. М., 
1989. с.40.
Дияние на ниве 
милосердия игумена Волоколамского 
монастыря Иосифа 
Волоцкого ( 15 в. ).
Как следует 
из " Жития превосходного Иосифа 
", во время "великого голода" начала 
15 века он велел: " ... питать всех, а 
малых детей поместить в 
Житие преподобного Иосифа // Смирнов С.И.
Как служили миру подвижники Древней Руси. с.54.
• Судебник государя Иоанна Васильевича ( 1550 г. ) о монастырском призрении нищих.
• Стоглавый Собор ( 1551 г. ) о социальной помощи нищим и другим нуждающимся.
• Царская грамота царя Алексея Михайловича от 14 янв. 1651 г. о ежегодном сборе денег на выкуп пленников.
• Обращение 
государя Федора Алексеевича (1682 г.) к 
церковному 
Собору и постановление о призрении нищих 
и вольных.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Из отчета Совета 
Императорского Человеколюбивого Общества 
за 1908 г. 
1. Учреждения для постоянного призрения. 
- 66 учебно-воспитательных заведений для 
детей и молодых людей обоего пола 
; в них призрением, воспитанием и образованием 
пользовались 5635 чел. 
- 76 богаделен, в коих призревались убогие 
обоего пола общим числом 214 
(включая детей) 
... 
2. Учреждения для оказания временной помощи. 
- 33 медицинских , в которых оказывалась 
врачебная помощь :
. стационарным больным ( в т.ч. детям ) с полным медицинским уходом и содержанием ;
. родильницам с уходом и полным содержанием матерей и младенцев;
. амбулаторным 
больным, включая бесплатные 
;
. заразным больным 
в особых больницах. 
- 31 благотворительное общество, из коих 
выданы пособия...
. денежные постоянные;
. денежные единовременные;
. вещественные. 
- 3 ночлежных приюта. 
- 9 народных, 1 детская и 1 студенческая 
столовая.
- 7 заведений по трудоустройству.
Ведомство Императрицы Марии:
1. По призрению младенцев.
Оба Воспитательных дома (в Санкт-Петербурге и Москве) ежегодно принимают на свое попечение более 20 тыс. незаконнорожденных младенцев и до 1 тыс. законных и призревают в деревнях у воспитателей до 80 тыс. питомцев, остающихся на попечении Дома до 21-летнего возраста. Для питомцев содержится более 100 школ. В некоторых губернских и уездных приютах Ведомства учреждаются “ясли”: в Вологде, Полтаве, Петрозаводске,
Риге, Томске, Рыбинске, Моршанске, Керчи и т.д.
2. По призрению детей в детских приютах.
Ежегодно призревается до 14 тыс. детей в 176 приютах Ведомства, в том числе более 4 тыс. на полном содержании заведений. Все призреваемые обучаются грамоте и разным мастерствам по программе народных училищ.
3. По призрению слепых.
Для детей обоего пола, лишенных зрения, имеется 21 училище, в которых воспитываются, обучаются грамоте и ремеслам свыше 700 детей.
4. По призрению глухонемых и немых.
В специальном училище воспитывается до 200 детей интернами и до 50 – экстернами. Дети обучаются грамоте и ремеслам. Благодаря различным методам 60% немых начинают говорить.
5. По женскому воспитанию и образованию.
В институтах и других закрытых заведениях Ведомства ежегодно воспитываются и получают законченное образование 10 тыс. девиц различных сословий и вероисповеданий.
Кроме того, в трех Мариинских училищах и в других женских школах, учрежденных разными обществами, воспитываются ежегодно еще 6 тыс. человек, а также в 31 гимназии и прогимназии, на педагогических курсах получают образование еще 10 тыс. девиц.