Социальное призрение детей в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат

Краткое описание

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66

Файлы: 1 файл

Реферат по ППД.docx

— 102.88 Кб (Скачать)

После 1917г., когда  большевики осудили благотворительность  как социальный пережиток, государство  было вынуждено взять на себя заботу о тех детях, которые находились в особенно тяжелом положении. Сиротство  и беспризорность стали в тот  период острейшей социальной проблемой, которая требовала безотлагательного  решения.

Н. К. Крупская, видный советский государственный деятель, одна из основоположниц системы народного  образования, так описывала ситуацию, сложившуюся в России в самом  начале становления советского государства: 
“Сейчас у нас нет недостатка в детях, которые нуждаются в том, чтобы их содержало государство: вопрос об их воспитании – вопрос крайне острый, и мы совершенно не справляемся с этой задачей. И вопрос вовсе не в том, что нет средств – это само собой, - вопрос еще в том, что мы плохо обдумали методы работы в детском доме, что вопрос о детских домах у нас ставится недостаточно глубоко, недостаточно обстоятельно, а между тем вопрос идет о будущем целой массы ребят” [9].

В 20-х годах  в стране стала развиваться достаточно разветвленная система социального  обеспечения детей-сирот, которая  включала детские дома различных  категорий (дошкольные, для учащихся, с профессиональным обучением, лечебные, для инвалидов и др.), а также  трудовые колонии и коммуны для  трудновоспитуемых детей.

Однако в середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все  это многообразие детских учреждений было заменено унифицированной системой домов младенца и детских домов- интернатов, которая сохранилась  на протяжении всего советского периода.

В 90-х годах  система учреждений оказывающих  помощь детям расширяется: появляются детские дома семейного типа, начинает разрабатываться институт приемной семьи и др. Функции таких учреждений также расширяются, начинают включать социальную защиту ребенка, медико- психолого-педагогическую реабилитацию, социальную адаптацию  и интеграцию таких детей в  общество.

В современных  условиях количество детей с проблемами социализации и интеграции в общество возрастает с каждым годом. К сожалению, в связи с экономическими и  политическими преобразованиями, мы вынуждены все чаще говорить о  детях, чьи родители лишены родительских прав, о брошенных детях, о бродяжничестве, о детях инвалидах, о детях  и подростках, находящихся в

следственных  изоляторах и за решеткой. Многим из них не исполнилось и трех лет. Они попросту родились там у мам, лишенных свободы. К этому перечню  прибавились дети, бежавшие от войны  в Чечне. На фоне всех этих событий  увеличилась детская преступность, алкоголизм, токсикомания, наркомания и проституция.

Все эти несчастные дети нуждаются в безотлагательной помощи государства и каждого  неравнодушного гражданина.

В современных  условиях политических, социальных и  экономических преобразований страны, принятие Россией Конвенции ООН  о правах ребенка, вхождение России в мировое сообщество, широкий  круг научных исследований в области  социологии, социальной психологии, социальной педагогики, валеологии и появление  новых профессий: социальный работник и социальный педагог, становится символом изменений, нацеленных на создание эффективной  системы помощи, защиты и поддержки  детства.

Эффективность этой системы зависит, прежде всего, от того, какие она вобрала в  себя источники: подходы, образцы, идеи, технологии и др. 
Можно выделить пять таких источников:

1. общечеловеческие  гуманистические идеалы, отраженные  в так называемом социальном  заказе общества;

2. достижения  всего комплекса наук о человеке: психологии, педагогики, валеологии, к  этому также можно добавить  философию, социологию, социальную  работу;

3. теоретические  концепции и отечественный и  зарубежный опыт;

4. педагогический  потенциал окружающей ребенка  социальной среды (семьи, школы,  учреждений культуры и др.);

5. творческий  потенциал работников социальной  сферы (социальных работников, социальных  психологов, социальных педагогов  и др.).[10]

Современное положение  в деле социального призрения  детей своеобразно в том плане, что в настоящее время происходит переход от чисто государственной  системы к системе, включающей общественную благотворительность. Т.е. в какой-то степени мы возвращаемся к дореволюционному механизму призрения, сохраняя в  то же время элементы, выработанные в период советской власти.

Используя накопленный  в России положительный опыт призрения  детей, подключая к его реализации все общественные организации, а  так же привлекая частных лиц, государство должно взять на себя функции контроля за деятельностью  этих учреждений, и в первую очередь  создать единую стройную систему  законов – нормативную базу, через  которую будет осуществляться должное  оказание помощи всем нуждающимся детям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляков В.В.  Сиротские детские учреждения  России. Москва. 1993.

2. Беляков В.В.  Забота о детях в годы войны  (1941-1945). // Воспитание школьника. 1998.

3. Заводилкина  О.В. Формы призрения детей,  нуждающихся в социальной помощи. // Актуальные проблемы современного  детства. Москва. 1993.

4. Иващенко Г.М., Плоткин М.М., Ширинский В.И. Содержание  и организация социально-педагогической  работы в учреждениях социальной  реабилитации детей и подростков. Москва. 1994.

5. История социальной  работы в России. // Учебное пособие  для студ. ВУЗ.

– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 1999.

6. Козлов И.В.  Педагогический опыт А.С.Макаренко. // Книга для учителя.

Москва. Просвещение. 1987.

7. Лапин Ю.В.  Конвенция о правах ребенка  и реальности детства в современной  России. // Актуальные проблемы современного  детства.

Москва. 1993.

8. Лиханов А.А.  Возвысим голос и дела. // Актуальные  проблемы современного детства.  Москва. 1993.

9. Мельников  В.П., Холостова Е.И. История социальной  работы в России.

Москва. 2001. 
10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961).

Москва. 1998. 
11. О положении детей в Российской Федерации. // Государственный доклад.

1994г. Москва. 1995. 
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. Советская энциклопедия.

Москва. 1973. 
13. Педагогическая энциклопедия. Т.1. Москва. 1964. 
14. Розенфельд Б.Р. Первые учреждения для народа в царской России. //

Советское государство  и право. 1991. 
15. Смоленская Н.Е. Трудовое вспомоществование детей Московских приютов.

Москва. 1998. 
16. Социальная работа: теория и практика. // Учеб. пособие. // отв. ред. д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С.Сорвина. – М.:

ИНФРА – М. 2001. 
17. Социальная педагогика. // Курс лекций. // Под общ. ред. М.А.

Галагузовой. –  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000. 
18. Технологии социальной работы. // Учебник под общ. ред. проф. Е.И.

Холостовой. –  М.: ИНФРА – М. 2001. 
19. Теория и методика социальной работы. // Под общ. ред.академика

Академии соц-х  наук Жукова В.И. – М.: Изд. “Союз”. 1994. 
20. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. // Учебное пособие для студентов ВУЗ. Москва. 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Понятие призрение  уходит своими корнями в глубь  веков.

Первые упоминания о призрении в форме благотворительности  можно найти в " Повести временных  лет ". Князь Владимир повелевает: " ... всякому нищему и убогому  приходить на княжеский двор и  взимати всякому потребу , питье  и кушанье , и из казны деньги ".

Полное собрание русских летописей , изданное по Высочайшему  повелению 
Археологической комиссией. Т.1. 
Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846. с.54.

" Поучение  князя Владимира Мономаха (нач. XII в.): "... страх имейте божий в  сердце своем , ... , по силе кормите  и подавайте сироте ... 
"

Полное собрание русских летописей. Т.1.

Лавр. и Троицк. летописи. СПб., 1846. с.100.

Из " Правил о  церковных людях " ( 13 в. ) : " ... нищих  кормление и чад мног, ... , сиротам  и убогим промышление , вдовам пособие , ... , обидным заступление , в напастех поможение ..."

Русское православие: вехи истории. М., 
1989. с.40.

Дияние на ниве милосердия игумена Волоколамского монастыря Иосифа 
Волоцкого ( 15 в. ).

Как следует  из " Жития превосходного Иосифа ", во время "великого голода" начала 15 века он велел: " ... питать всех, а  малых детей поместить в странноприемницу для кормления. Бедные крестьяне  приводили " строчат " к монастырю  и оставляли их здесь. Пришлось выстроить  за монастырем дом и питать детей ".

Житие преподобного Иосифа // Смирнов С.И.

Как служили  миру подвижники Древней Руси. с.54.

• Судебник государя Иоанна Васильевича ( 1550 г. ) о монастырском призрении нищих.

• Стоглавый  Собор ( 1551 г. ) о социальной помощи нищим  и другим нуждающимся.

• Царская грамота  царя Алексея Михайловича от 14 янв. 1651 г. о ежегодном сборе денег  на выкуп пленников.

• Обращение  государя Федора Алексеевича (1682 г.) к  церковному 
Собору и постановление о призрении нищих и вольных.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Из отчета Совета Императорского Человеколюбивого Общества за 1908 г. 
1. Учреждения для постоянного призрения. 
- 66 учебно-воспитательных заведений для детей и молодых людей обоего пола 
; в них призрением, воспитанием и образованием пользовались 5635 чел. 
- 76 богаделен, в коих призревались убогие обоего пола общим числом 214 
(включая детей) 
... 
2. Учреждения для оказания временной помощи. 
- 33 медицинских , в которых оказывалась врачебная помощь :

. стационарным  больным ( в т.ч. детям ) с  полным медицинским уходом и  содержанием ;

. родильницам  с уходом и полным содержанием  матерей и младенцев;

. амбулаторным  больным, включая бесплатные лекарства.  Домовое призрение пострадавшим  от несчастных случаев для  бедных - бесплатно 
;

. заразным больным  в особых больницах. 
- 31 благотворительное общество, из коих выданы пособия...

. денежные постоянные;

. денежные единовременные;

. вещественные. 
- 3 ночлежных приюта. 
- 9 народных, 1 детская и 1 студенческая столовая.

- 7 заведений  по трудоустройству.

Ведомство Императрицы  Марии:

1. По призрению  младенцев.

Оба Воспитательных дома (в Санкт-Петербурге и Москве) ежегодно принимают на свое попечение  более 20 тыс. незаконнорожденных младенцев  и до 1 тыс. законных и призревают в деревнях у воспитателей до 80 тыс. питомцев, остающихся на попечении  Дома до 21-летнего возраста. Для питомцев содержится более 100 школ. В некоторых  губернских и уездных приютах  Ведомства учреждаются “ясли”: в Вологде, Полтаве, Петрозаводске,

Риге, Томске, Рыбинске, Моршанске, Керчи и т.д.

2. По призрению  детей в детских приютах.

Ежегодно призревается до 14 тыс. детей в 176 приютах Ведомства, в том числе более 4 тыс. на полном содержании заведений. Все призреваемые обучаются грамоте и разным мастерствам  по программе народных училищ.

3. По призрению  слепых.

Для детей обоего пола, лишенных зрения, имеется 21 училище, в которых воспитываются, обучаются  грамоте и ремеслам свыше 700 детей.

4. По призрению  глухонемых и немых.

В специальном  училище воспитывается до 200 детей  интернами и до 50 – экстернами. Дети обучаются грамоте и ремеслам. Благодаря различным методам 60% немых  начинают говорить.

5. По женскому  воспитанию и образованию.

В институтах и  других закрытых заведениях Ведомства  ежегодно воспитываются и получают законченное образование 10 тыс. девиц  различных сословий и вероисповеданий.

Кроме того, в  трех Мариинских училищах и в других женских школах, учрежденных разными  обществами, воспитываются ежегодно еще 6 тыс. человек, а также в 31 гимназии и прогимназии, на педагогических курсах получают образование еще 10 тыс. девиц.

Информация о работе Социальное призрение детей в России