Социальное призрение детей в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат

Краткое описание

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66

Файлы: 1 файл

Реферат по ППД.docx

— 102.88 Кб (Скачать)

Обобщая характеристику различных типов отклонений от нормы, представим их в сводной таблице. 
Физические Психические Педагогические 
Социальные

Болезнь; Задержка Отклонения в

Сиротство;

Нарушения психического получении

Отклоняю- зрения; развития; общего щееся по-

Нарушения Умственная образования; ведение: слуха; отсталость; Отклонения в алкоголизм,

Нарушения речи; получении токсикомания,

Нарушения профессионального  наркомания, эмоционально- образования  проституция, волевой безнадзорность, сферы; беспризорность,

Одаренность бродяжничество,

правонарушения,

преступность

Следует отметить, что в реальности " чистых " отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение порождает другое , одна группа отклонений накладывается  на другую. Социальные отклонения у  ребенка обычно имеют в качестве причин и предпосылок отклонения в здоровье , психические и педагогические отклонения. Чтобы эти отклонения не приобрели хронической формы  устойчивой дезодаптации ребенка , необходимо развивать в нем компенсаторные механизмы , определенные социально-психологические  установки 
, позволяющие ему адаптироваться и интегрироваться в общество.

В федеральном  законе РФ " Об основных гарантиях  прав ребенка в 
Российской Федерации " введено понятие " дети , находящиеся в трудной жизненной ситуации ". Это понятие охватывает фактически всех детей , о которых шла речь выше: дети , оставшиеся без попечения родителей; дети- инвалиды; дети , имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов , экологических и техногенных катастроф , стихийных бедствий; дети , оказавшиеся в экстремальных ситуациях; дети - жертвы насилия; дети , отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети 
, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети из малоимущих семей; дети с отклонениями в поведении; дети , жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Для работы со всеми  этими категориями детей очень  важное значение имеет " пограничная  зона " между нормой и отклонением. Так , если говорить о социальных отклонениях , то между нормальным типом поведения  и отклоняющимся , отмеченным такими чертами как безволие , чрезмерная активность , гнев и страх , резко  выраженная внушаемость и др. , располагается  неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к отклонению. Вследствие этого нет возможности  провести четкую грань между естественным проявлением характера ребенка  и отклонениями в нем.

Поэтому , с одной  стороны , работа должна быть направлена на профилактику отклонений , с другой - на реабилитацию детей , в развитии которых установлены те или иные отклонения. Это очень важная и  большая работа: как помочь детям, " выпавшим из социальной колеи ", вернуться в общество; кто окажет им профессиональную помощь.

 
2.2 Функции социального работника  и социального педагога в системе  призрения детей

Социальный работник и социальный педагог - специальности  появившиеся в начале 90-х гг. и  явившиеся ответом на реальную действительность, когда потребовались специалисты, которые могли бы оказать профессиональную помощь социально-незащищенным слоям  населения.

Основными функциями  социального работника являются следующие: 
- диагностическая ( постановка социального диагноза " заболевания " ребенка 
, семьи или группы ) ; 
- терапевтическая ( определение возможных средств " лечения " : исправление ситуаций , условий , непосредственное оказание помощи , консультирование , психотерапия , коррекция ) ; 
- диспетчерская (в случае , требующем вмешательства других специалистов: психолога , психотерапевта , сексолога , экономиста , юриста и т.д. или содействия органов власти , обеспечение их дальнейшего участия в судьбе ребенка); 
- информационная (сбор информации о ребенке , семье или группе семей , проблемах и условиях социума для обеспечения результативности социального) 
" вмешательства "; и вместе с тем обеспечение клиентов информацией о социальных услугах , предоставляемых конкретной службой или учреждением.

Социальные работники  и социальные педагоги занимаются решением одних и тех же проблем , их задачи реализуются в одной и той  же плоскости. 
Социальный работник в области образования помогает ребенку справиться с социальными и психологическими проблемами в процессе социализации . В связи с этим функции социального работника конкретизируются применительно к этой задаче: 
- деятельность социального работника направлена на оказание помощи и поддержки ребенку в ситуациях дезодаптации ; 
- социальный работник обеспечивает и контролирует выполнение норм и стандартов социального обеспечения лиц , пользующихся льготами , социальными пособиями , пенсиями; 
- защищает ребенка от жизненных рисков , семейных бедствий , связанных с нетрудоспособностью , несостоятельностью родителей исполнять родительские обязанности; 
- выступает посредником между ребенком и социальным окружением - школой , семьей , социальными институтами; 
- организует и проводит консультации для детей , педагогического коллектива 
, родителей , общественных и государственных служб по проблемам охраны и защиты детства , образования; 
- осуществляет работу по трудоустройству , патронажу , обеспечению жильем , оформлению сберегательных вкладов , использованию ценных бумаг воспитанников , детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, социальные работники , социальные педагоги осуществляют свою деятельность на основе системного подхода , что позволяет  включить в социальное призрение  детей различные государственные  и общественные структуры , семью , школьные коллективы и, прежде всего самого ребенка. А именно, ребенка, у которого есть проблемы.

2.3 Технологии  социально – педагогической деятельности

Итак, в нашем  поле зрения находится ребенок с  его проблемами и окружающая его  социальная среда, а социальный работник и социальный педагог помогают решению  проблем ребенка в процессе его  социализации. Социальный педагог может  работать непосредственно с ребенком или же опосредованно - через семью , друзей , детский коллектив - воздействуя  на ребенка. Он может решать какие-то частные , кратковременные задачи , а может работать с ребенком в  течение длительного времени , оказывая целенаправленное воздействие на сознание , поведение , чувства ребенка , а  также на окружающую его социальную среду.

Следует отметить , что поскольку социальная педагогика - молодая отрасль науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность  профессиональной деятельности 
, поэтому пока социальный педагог в своей практической работе широко применяет методы , используемые в социальной работе , психологии , педагогике.

Методы - это  способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного  социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка (убеждение и упражнение, требование, поощрение и наказание, методы коррекции, переубеждение).

А рациональная последовательность использования  этих методов и средств с целью  достижения качественных результатов (в практической деятельности социального  педагога) есть ни что иное, как социально- педагогическая технология.

ТЕХНОЛОГИЯ предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, т.е. ребенка, алгоритм последовательных операций для  достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста. 
Цели и задачи, которые необходимо решить специалисту определяют содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации.

Применение технологий в работе социального педагога позволяет  поэтапно реализовать выделенные структурные  компоненты его деятельности. 
Общая схема технологически организованной социально-педагогической деятельности представлена на схеме Приложения №4.

Вооружившись  знаниями обо всех существующих социально- педагогических технологиях, специалист выбирает ту, которая необходима в  данном конкретном случае: технологии работы с семьей; с детьми, оставшимися без попечения родителей; с детьми девиантного поведения; и т.д.

Рассмотрим подробнее  социально - педагогическую деятельность в этих направлениях.

Деятельность  социального педагога по работе с  семьей.

Роль семьи  в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными  институтами, т.к. именно в семье  формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для  безболезненной адаптации ребенка  в обществе. Именно в семье закладываются  основы нравственности человека, формируются  нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. 
Семья способствует самоутверждению личности, стимулирует его социальную, творческую активность.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются  в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем  им достаточно разовой однократной  помощи.

Семьи группы риска  характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются  с задачами воспитания ребенка с  большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи не справляются с возложенными на них функциями, процесс воспитания ребенка протекает с большими трудностями, малорезультативно. Такой  семье необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны  социального педагога. В зависимости  от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь.

Асоциальные семьи  – те, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и  где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим  требованиям, а воспитанием детей  никто не занимается, дети оказываются  безнадзорными, полуголодными, отстают  в развитии, становятся жертвами насилия  как со стороны родителей, так  и др. граждан того же социального  слоя. Работа с этими семьями ведется  в тесном контакте с правоохранительными  органами, а также органами опеки  и попечительства.

Социально-педагогическая помощь семье включает: образовательную, психологическую, посредническую помощь.

Социально-педагогическая помощь семье

 
Образовательная Психологическая Посредническая 
Помощь в обучении Поддержка 
Организация 
Помощь в воспитании Коррекция 
Координация

Информирование 
Образовательная помощь в обучении и воспитании направлена на формирование педагогической культуры родителей, на предотвращение возможных семейных проблем, связанных с обучением и воспитанием детей. Она предусматривает широкое просвещение родителей по следующим вопросам : значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей; взаимоотношения различных поколений в семье, формирование позитивных отношений между детьми; воспитание детей с учетом пола и возраста; социально-педагогические проблемы “трудных” подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка; поощрение и наказание в воспитании детей в семье; сущность самовоспитания и его организации и роли семьи в руководстве процессом самовоспитания; наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей; особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей; организация режима учебы, труда, отдыха и досуга детей в семье; подготовка детей дошкольного возраста к школе; причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей. 
Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса (различных видов стресса). Наиболее эффективна эта работа, когда  помощь оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения  семьи с обществом; психолог посредством  психологических тестов и других методик выявляет те психические  изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводят лечение.

Коррекция межличностных  отношений требуется, в основном, когда в семье существует психическое  насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его  чести и достоинства, нарушение  доверия. Скорректировать данную ситуацию значит помочь членам семьи узнать как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь сделать  эти взаимоотношения более конструктивными. 
Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющих:

Информация о работе Социальное призрение детей в России