Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат
История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.
Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66
Обобщая характеристику
различных типов отклонений от нормы,
представим их в сводной таблице.
Физические Психические Педагогические
Социальные
Болезнь; Задержка Отклонения в
Сиротство;
Нарушения психического получении
Отклоняю- зрения; развития; общего щееся по-
Нарушения Умственная образования; ведение: слуха; отсталость; Отклонения в алкоголизм,
Нарушения речи; получении токсикомания,
Нарушения профессионального наркомания, эмоционально- образования проституция, волевой безнадзорность, сферы; беспризорность,
Одаренность бродяжничество,
правонарушения,
преступность
Следует отметить,
что в реальности " чистых "
отклонений, как правило, не бывает.
Одно отклонение порождает другое ,
одна группа отклонений накладывается
на другую. Социальные отклонения у
ребенка обычно имеют в качестве
причин и предпосылок отклонения
в здоровье , психические и педагогические
отклонения. Чтобы эти отклонения
не приобрели хронической формы
устойчивой дезодаптации ребенка , необходимо
развивать в нем компенсаторные
механизмы , определенные социально-психологические
установки
, позволяющие ему адаптироваться и интегрироваться
в общество.
В федеральном
законе РФ " Об основных гарантиях
прав ребенка в
Российской Федерации " введено понятие
" дети , находящиеся в трудной жизненной
ситуации ". Это понятие охватывает
фактически всех детей , о которых шла
речь выше: дети , оставшиеся без попечения
родителей; дети- инвалиды; дети , имеющие
недостатки в психическом и (или) физическом
развитии; дети - жертвы вооруженных и
межнациональных конфликтов , экологических
и техногенных катастроф , стихийных бедствий;
дети , оказавшиеся в экстремальных ситуациях;
дети - жертвы насилия; дети , отбывающие
наказание в виде лишения свободы в воспитательных
колониях; дети
, находящиеся в специальных учебно-воспитательных
учреждениях; дети из малоимущих семей;
дети с отклонениями в поведении; дети
, жизнедеятельность которых объективно
нарушена в результате сложившихся обстоятельств
и которые не могут преодолеть данные
обстоятельства самостоятельно или с
помощью семьи.
Для работы со всеми этими категориями детей очень важное значение имеет " пограничная зона " между нормой и отклонением. Так , если говорить о социальных отклонениях , то между нормальным типом поведения и отклоняющимся , отмеченным такими чертами как безволие , чрезмерная активность , гнев и страх , резко выраженная внушаемость и др. , располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к отклонению. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между естественным проявлением характера ребенка и отклонениями в нем.
Поэтому , с одной стороны , работа должна быть направлена на профилактику отклонений , с другой - на реабилитацию детей , в развитии которых установлены те или иные отклонения. Это очень важная и большая работа: как помочь детям, " выпавшим из социальной колеи ", вернуться в общество; кто окажет им профессиональную помощь.
2.2 Функции социального работника
и социального педагога в
Социальный работник
и социальный педагог - специальности
появившиеся в начале 90-х гг. и
явившиеся ответом на реальную действительность,
когда потребовались
Основными функциями
социального работника являются
следующие:
- диагностическая ( постановка социального
диагноза " заболевания " ребенка
, семьи или группы ) ;
- терапевтическая ( определение возможных
средств " лечения " : исправление
ситуаций , условий , непосредственное
оказание помощи , консультирование , психотерапия
, коррекция ) ;
- диспетчерская (в случае , требующем вмешательства
других специалистов: психолога , психотерапевта
, сексолога , экономиста , юриста и т.д.
или содействия органов власти , обеспечение
их дальнейшего участия в судьбе ребенка);
- информационная (сбор информации о ребенке
, семье или группе семей , проблемах и
условиях социума для обеспечения результативности
социального)
" вмешательства "; и вместе с тем
обеспечение клиентов информацией о социальных
услугах , предоставляемых конкретной
службой или учреждением.
Социальные работники
и социальные педагоги занимаются решением
одних и тех же проблем , их задачи
реализуются в одной и той
же плоскости.
Социальный работник в области образования
помогает ребенку справиться с социальными
и психологическими проблемами в процессе
социализации . В связи с этим функции
социального работника конкретизируются
применительно к этой задаче:
- деятельность социального работника
направлена на оказание помощи и поддержки
ребенку в ситуациях дезодаптации ;
- социальный работник обеспечивает и
контролирует выполнение норм и стандартов
социального обеспечения лиц , пользующихся
льготами , социальными пособиями , пенсиями;
- защищает ребенка от жизненных рисков
, семейных бедствий , связанных с нетрудоспособностью
, несостоятельностью родителей исполнять
родительские обязанности;
- выступает посредником между ребенком
и социальным окружением - школой , семьей
, социальными институтами;
- организует и проводит консультации
для детей , педагогического коллектива
, родителей , общественных и государственных
служб по проблемам охраны и защиты детства
, образования;
- осуществляет работу по трудоустройству
, патронажу , обеспечению жильем , оформлению
сберегательных вкладов , использованию
ценных бумаг воспитанников , детей из
числа сирот и оставшихся без попечения
родителей.
Таким образом,
социальные работники , социальные педагоги
осуществляют свою деятельность на основе
системного подхода , что позволяет
включить в социальное призрение
детей различные
2.3 Технологии
социально – педагогической
Итак, в нашем поле зрения находится ребенок с его проблемами и окружающая его социальная среда, а социальный работник и социальный педагог помогают решению проблем ребенка в процессе его социализации. Социальный педагог может работать непосредственно с ребенком или же опосредованно - через семью , друзей , детский коллектив - воздействуя на ребенка. Он может решать какие-то частные , кратковременные задачи , а может работать с ребенком в течение длительного времени , оказывая целенаправленное воздействие на сознание , поведение , чувства ребенка , а также на окружающую его социальную среду.
Следует отметить
, что поскольку социальная педагогика
- молодая отрасль науки и
, поэтому пока социальный педагог в своей
практической работе широко применяет
методы , используемые в социальной работе
, психологии , педагогике.
Методы - это
способы взаимосвязанной
А рациональная последовательность использования этих методов и средств с целью достижения качественных результатов (в практической деятельности социального педагога) есть ни что иное, как социально- педагогическая технология.
ТЕХНОЛОГИЯ предполагает
наличие программы деятельности
специалиста, в рамках которой решается
конкретная проблема клиента, т.е. ребенка,
алгоритм последовательных операций для
достижения конкретного результата,
критерии оценки успешности деятельности
специалиста.
Цели и задачи, которые необходимо решить
специалисту определяют содержание деятельности,
методы ее реализации и формы организации.
Применение технологий
в работе социального педагога позволяет
поэтапно реализовать выделенные структурные
компоненты его деятельности.
Общая схема технологически организованной
социально-педагогической деятельности
представлена на схеме Приложения №4.
Вооружившись знаниями обо всех существующих социально- педагогических технологиях, специалист выбирает ту, которая необходима в данном конкретном случае: технологии работы с семьей; с детьми, оставшимися без попечения родителей; с детьми девиантного поведения; и т.д.
Рассмотрим подробнее социально - педагогическую деятельность в этих направлениях.
Деятельность социального педагога по работе с семьей.
Роль семьи
в обществе несравнима по своей силе
ни с какими другими социальными
институтами, т.к. именно в семье
формируется и развивается
Семья способствует самоутверждению личности,
стимулирует его социальную, творческую
активность.
Благополучные
семьи успешно справляются со
своими функциями, практически не нуждаются
в поддержке социального
Семьи группы риска
характеризуются наличием некоторого
отклонения от норм, не позволяющего определить
их как благополучные, например, неполная
семья и т.п., и снижающего адаптивные
способности этих семей. Они справляются
с задачами воспитания ребенка с
большим напряжением своих сил,
поэтому социальному педагогу необходимо
наблюдать за состоянием семьи, имеющимися
в ней дезадаптирующими факторами,
отслеживать насколько они
Неблагополучные семьи не справляются с возложенными на них функциями, процесс воспитания ребенка протекает с большими трудностями, малорезультативно. Такой семье необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь.
Асоциальные семьи – те, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и др. граждан того же социального слоя. Работа с этими семьями ведется в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.
Социально-педагогическая помощь семье включает: образовательную, психологическую, посредническую помощь.
Социально-педагогическая помощь семье
Образовательная Психологическая
Помощь в обучении Поддержка
Организация
Помощь в воспитании Коррекция
Координация
Информирование
Образовательная помощь в обучении и воспитании
направлена на формирование педагогической
культуры родителей, на предотвращение
возможных семейных проблем, связанных
с обучением и воспитанием детей. Она предусматривает
широкое просвещение родителей по следующим
вопросам : значение личного примера и
авторитета родителей в воспитании детей;
взаимоотношения различных поколений
в семье, формирование позитивных отношений
между детьми; воспитание детей с учетом
пола и возраста; социально-педагогические
проблемы “трудных” подростков, проблемы
отрицательного влияния безнадзорности
и беспризорности на психику ребенка;
поощрение и наказание в воспитании детей
в семье; сущность самовоспитания и его
организации и роли семьи в руководстве
процессом самовоспитания; наиболее распространенные
ошибки родителей в воспитании детей;
особенности воспитания детей с отклонениями
в физическом и психическом развитии;
трудовое воспитание в семье, помощь ребенку
в выборе профессии, проблемы выявления
и развития профессиональных склонностей
и задатков детей; организация режима
учебы, труда, отдыха и досуга детей в семье;
подготовка детей дошкольного возраста
к школе; причины и последствия детского
алкоголизма, токсикомании, наркомании,
проституции, роль родителей в имеющейся
детской патологии, связь здоровья детей
с асоциальными пристрастиями их родителей.
Психологическая составляющая социально-педагогической
помощи включает два компонента: социально-психологическую
поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса (различных видов стресса). Наиболее эффективна эта работа, когда помощь оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом; психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводят лечение.
Коррекция межличностных
отношений требуется, в основном,
когда в семье существует психическое
насилие над ребенком, приводящее
к нарушению его нервно-
Посреднический компонент социально-педагогической
помощи включает в себя три составляющих: