Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат
История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.
Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66
3 этап. С нач. XVII века до реформы 1861 года.
В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее - с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.
Но более всего
истории известно имя великого реформатора
– Петра
I, который в свое правление создал государственную
систему призрения нуждающихся, выделил
категории нуждающихся, ввел превентивные
меры борьбы с социальными пороками, урегулировал
частную благотворительность, закрепил
законодательно свои нововведения.
Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства.
В 1706 году открываются
приюты для " зазорных младенцев",
куда было приказано брать
Если в последствии они подвергались болезням
или увечью, или впадали в помешательство,
то могли возвращаться в приюты, как в
родительские дома.
Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством вначале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для "зазорных младенцев".
Благотворительная
деятельность Российского Императорского
двора, прежде всего его женской
половины, приобретает в этот период
форму устойчивой традиции. Так, Мария
Федоровна, жена Павла I и первый министр
благотворительности проявляла
большую заботу о сиротах. В 1797 году
она пишет императору доклад о
работе воспитательных домов и приютов,
в котором, в частности, предлагает
"... отдавать младенцев (сирот) на воспитание
в государевы деревни к крестьянам
доброго поведения. Но только когда
малыши в воспитательных домах окрепнут,
а главное - после оспопривития. Мальчики
могут жить в приемных семьях до
18 лет, девочки - до
15". Так было положено начало системе
воспитания сирот в семье. А чтобы воспитатели
были "искусны и умелы", Мария Федоровна
на собственные средства открывала педагогические
классы при воспитательных домах и пепиньерские
(пепиньерка - девушка, окончившая среднее
закрытое учебное заведение и оставленная
при нем для педагогической практики)
классы - в женских гимназиях и институтах,
которые готовили учительниц и гувернанток.
Ею же в
1798 году было основано Попечительство
о глухонемых детях.
В этот же период
начинают создаваться общественные
организации, самостоятельно выбирающие
объект помощи и работающие в той
социальной нише, которую государство
не охватывало своим вниманием. Так
при Екатерине II
(середина XVIII века) в Москве открывается
государственно-
"Воспитательное общество". В 1842 году,
также в Москве, создается опекунский
совет детских приютов, который возглавляет
княгиня
Н.С.Трубецкая. Первоначально деятельность
совета была сосредоточена на организации
свободного времени бедных детей, остающихся
в дневное время без присмотра родителей.
Позднее при совете стали открываться
отделения для сирот, а в 1895 году - больница
для детей московских бедняков.
Александр I обращает свое внимание на
детей с нарушением зрения. По его приказу
в Петербург был приглашен знаменитый
французский учитель Валентин
Гаюи, который разработал оригинальную
методику обучения слепых детей. С этого
времени начинают строить учреждения
для этой категории детей, а в
1807 году открывается первый институт слепых,
где обучалось лишь 15 слепых детей.
В этот период в
России начинает развиваться определенная
социальная политика и законодательство,
складывается система призрения
людей, и в частности - детей, нуждающихся
в помощи. Церковь постепенно отходит
от дел призрения, выполняя другие функции,
а государство создает
Динамика роста институтов призрения [5]
[pic]
Динамика роста
призреваемых
[pic]
Впервые в России
на государственном уровне начинает
осуждаться инфатицид. Детоубийство считается
преступлением, а ребенок становится
субъектом права: ему предоставляют
ясные жизненные гарантии и тем
самым обозначается его место
в системе социальных связей. Его
субъектность соотносят не с божественным
началом, а с государственными нормами,
принципами жизни. Отсюда жесткая детерминация
социально-необходимого поведения
и жизненного сценария личности. По
отношению к детям помощь выступает
как волюнтаристско-
4 этап. С 60-х годов XIX века до начала XX века.
После эпохи
Петра I и Екатерины II знаменитой вехой
в развитии общественного призрения
были благотворительные общества и
союзы, общественные филантропические
организации. Среди них особое место
занимают
"Учреждения императрицы Марии Федоровны",
"Императорское человеколюбивое общество",
в котором были сосредоточены денежные
благотворительные пожертвования частных
лиц, включая и особ императорской фамилии.
Императрица, сохраняя
в своем ведении Воспитательное
общество и мещанское училище , приняла
по воле Государя главное начальствование
и над
Воспитательными домами, сохранными Казнами
и Коммерческим училищем, чем и положила
основание Ведомству, вследствие названному
ее именем.
Вступив в управление, Императрица назначила
из своих средств ежегодно по 9 тысяч рублей
на содержание грудных младенцев с кормилицами.
Особое внимание
Мария Федоровна обратила на Воспитательные
дома.
За 30 лет из поступивших в них 65 тысяч младенцев
в живых осталось 7 тысяч.
Императрица заключила, что ужасающая
смертность детей связана главным образом
с теснотой помещения. Для улучшения условий
в Санкт-Петербурге был пожалован Воспитательному
дому обширный особняк графа Разумовского
на
Мойке. К этому зданию был прикуплен еще
соседний дом графа Бобринского. ( В этих
зданиях Воспитательный дом располагался
до 1917 года.) Императрица реорганизовала
Опекунский Совет так, чтобы каждый его
член "высокого и знатного рода" сверх
участия в общем управлении заведовал
отдельным учреждением или частью учреждения,
причем "без всякого вознаграждения,
из любви к Отечеству и человечеству".
Заботясь об
устройстве уже существующих, Императрица
открыла и новые учебные и
благотворительные заведения. К 1802
году в Москве и
Петербурге были открыты женские учебно-воспитательные
учреждения имени Св.
Екатерина. В 1807 оду основан Павловский
военно-сиротский институт, в 1817 году -
Харьковский институт благородных девиц.
Причем начальству предписывалось заботиться
не только о трудоустройстве выпускниц,
в основном гувернантками, разбирать их
несогласия с семействами, где они будут
жить, печься о выдаче их в замужество,
а также ходатайствовать по делам воспитанниц
и после выпуска их из заведения.
Как и в Западной
Европе в России постепенно формировалась
сеть благотворительных учреждений
и заведений, налаживались и совершенствовались
механизмы призрения, которые охватывали
все более широкий круг детей
с разными социальными
Попечительство
о глухонемых содержало за счет своих
средств школы, учебные мастерские,
приюты и убежища для детей, выдавало
пособия семьям, имеющим глухонемых
иждивенцев. Бедным воспитанникам выдавалось
казенное обеспечение.
Вслед за кончиной Императрицы Марии Федоровны
все учреждения, бывшие в ее ведении, принял
под свое покровительство Император Николай
I.
Венцом деятельности
Императора было учреждение сиротских
институтов. Война и холерная эпидемия
1830 - 31 года оставили сиротами огромное
число детей, нуждающихся в призрении.
В 1834 году при
Воспитательных домах Санкт-Петербурга
и Москвы открылись сиротские отделения
на 50 мест в каждом, затем латинские и французские
классы. В них дети обоего пола получали
столь основательное образование, что
после латинских классов могли поступать
в медико-хирургическую академию, а из
французских классов выходили воспитатели
в частные дома.
Дети, рожденные
вне брака, вместе с сиротами получали
прекрасное образование. Это породило
случаи отказа родителей от детей. Обнаружились
факты, когда родители из бедных семей
тайно приносили своих детей в Дома, в
надежде на их счастливую будущность.
Император Николай I положил конец этому
ненормальному явлению. В 1837 году французские
и латинские классы были упразднены, а
взамен их были учреждены институты для
воспитания сирот офицеров военной и гражданской
службы. Из сиротского мужского института
(на
300 детей) при Московском Воспитательном
доме в 1847 году образовался
Кадетский Корпус с выходом из Ведомства
Императрицы Марии.
В 1859 в Санкт-Петербурге было освещено первое в России открытое женское учебное заведение - женская гимназия, куда принимались девочки всех сословий и вероисповеданий. А в начале 70-х годов XIX века число женских гимназий в Империи превысило число мужских.
В 1882 году открылось
общество призрения бедных и больных
детей
"Синий крест", руководила которым
Великая княгиня Елизавета Маврикиевна.
Уже в 1893 году в рамках этого общества
появилось отделение защиты детей от жестокого
обращения, включая убежища и общежития
с мастерскими.
В это же время
на средства частной предпринимательницы
А.С.Балицкой был создан первый приют для
калек и парализованных детей. В конце
XIX века становится необходимым открытие
приютов для детей-идиотов и эпилептиков,
которые также требуют специального ухода
и заботы. Такую благородную миссию взяло
на себя Общество призрения калек несовершеннолетнего
возраста и идиотов, которое открыло приют
для детей- инвалидов в Санкт-Петербурге.
Так же врач психотерапевт И.В.Маляревский
открывает врачебно-воспитательное заведение
для умственно отсталых детей, преследуя
цель содействовать детям с проблемами
психического здоровья в обучении их честной
трудовой жизни.
В 1904 году в Петербурге основан Союз борьбы с детской смертностью в России.
Извлечение из Воззвания Союза:
"... Среди бедствий
русского народа есть одно
неизмеримое - это ужасающая детская
смертность. Нигде в мире не
умирает так много грудных
младенцев, как в России. Главная
из причин растущей смертности,
по свидетельству врачей, - это
губительные условия, в
Особенно велика
смертность в коренном великорусском
населении. У евреев, татар и даже
вотяков смертность детей гораздо
ниже, так как у инородцев в
силу религиозного закона кормление
детей признается как священный
долг. Ни еврейка, ни татарка не заменяет
собственного молока соской. Это исключительно
русский обычай и один из самых
губительных. По свидетельству врачей,
эта соска (из жеваного хлеба, каши и
т. п.) уносит в
России более жизней, чем все неприятельские
нашествия. Отказ от кормления младенцев
грудью - главная причина их вымирания.
Так в Псковской губернии в
1890 году умерло из 1000 детей до года 829. (в
Норвегии - 95). Средствами снижения детской
смертности служат детские ясли (дневные
приюты для детей неумеющих ходить) и приюты,
учреждения для раздачи молока, лечебные
и санитарные пункты, убежища для рожениц
и после родов, распространение гигиенических
сведений, общий подъем народной жизни
и особенно просвещения и нравственного
воспитания " [6].
Таким образом,
система общественного
В этот период благотворительность
принимает светский характер.
Личное участие в нем воспринимается обществом
как морально-нравственный поступок, благородство
души и считается неотъемлемым делом каждого.
Примечательной
чертой этого периода является зарождение
профессиональной помощи и появление
профессиональных специалистов. Начинают
организовываться различные курсы,
ставшие началом