Социальное призрение детей в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат

Краткое описание

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66

Файлы: 1 файл

Реферат по ППД.docx

— 102.88 Кб (Скачать)

3 этап. С нач. XVII века до реформы 1861 года.

В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее - с его указом (1682 г.), в котором говорилось о  необходимости обучения детей грамоте  и ремеслам.

Но более всего  истории известно имя великого реформатора  – Петра 
I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

Впервые при  Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства.

В 1706 году открываются  приюты для " зазорных младенцев", куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения, а за " погубление зазорных младенцев " Государь грозил смертной казнью. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены  средства на содержание детей и обслуживающих  их людей. Число таких младенцев  постоянно возрастало. Так в 1742 году в одной Московской губернии их числилось 865 человек в возрасте не выше 8 лет. На них расходовалось 4731 руб. Кормлением младенцев занимались 218 кормилиц. При  этом постановлялось, что когда дети подрастали, то "мальчиков отдавали бы в учение к какому-нибудь мастеру  или в матросы, а девочек помещали к кому- нибудь в услужение и, конечно, если представлялся случай, выдавали замуж. 
Если в последствии они подвергались болезням или увечью, или впадали в помешательство, то могли возвращаться в приюты, как в родительские дома.

Екатерина Великая  реализовала замысел Петра I строительством вначале в Москве (1763 г.), а потом  в Петербурге (1772 г.) императорских  воспитательных домов для "зазорных младенцев".

Благотворительная деятельность Российского Императорского двора, прежде всего его женской  половины, приобретает в этот период форму устойчивой традиции. Так, Мария  Федоровна, жена Павла I и первый министр  благотворительности проявляла  большую заботу о сиротах. В 1797 году она пишет императору доклад о  работе воспитательных домов и приютов, в котором, в частности, предлагает "... отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам доброго поведения. Но только когда  малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное - после оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки - до 
15". Так было положено начало системе воспитания сирот в семье. А чтобы воспитатели были "искусны и умелы", Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские 
(пепиньерка - девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы - в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в 
1798 году было основано Попечительство о глухонемых детях.

В этот же период начинают создаваться общественные организации, самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той  социальной нише, которую государство  не охватывало своим вниманием. Так  при Екатерине II 
(середина XVIII века) в Москве открывается государственно-филантропическое 
"Воспитательное общество". В 1842 году, также в Москве, создается опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня 
Н.С.Трубецкая. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот, а в 1895 году - больница для детей московских бедняков. 
Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его приказу в Петербург был приглашен знаменитый французский учитель Валентин 
Гаюи, который разработал оригинальную методику обучения слепых детей. С этого времени начинают строить учреждения для этой категории детей, а в 
1807 году открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых детей.

В этот период в  России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения  людей, и в частности - детей, нуждающихся  в помощи. Церковь постепенно отходит  от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные  институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и  защиты. Динамику роста институтов призрения и числа самих призреваемых можно увидеть на диаграмме.

Динамика роста  институтов призрения [5]

[pic]

Динамика роста  призреваемых 
[pic]

Впервые в России на государственном уровне начинает осуждаться инфатицид. Детоубийство считается  преступлением, а ребенок становится субъектом права: ему предоставляют  ясные жизненные гарантии и тем  самым обозначается его место  в системе социальных связей. Его  субъектность соотносят не с божественным началом, а с государственными нормами, принципами жизни. Отсюда жесткая детерминация социально-необходимого поведения  и жизненного сценария личности. По отношению к детям помощь выступает  как волюнтаристско-административная система социализации. Причем, если раньше помощь детям обосновывалась необходимостью следования христианским заповедям и требованиям, то в  этот исторический период выдвигается  тезис о государственной необходимости.

4 этап. С 60-х  годов XIX века до начала XX века.

После эпохи  Петра I и Екатерины II знаменитой вехой  в развитии общественного призрения  были благотворительные общества и  союзы, общественные филантропические организации. Среди них особое место  занимают 
"Учреждения императрицы Марии Федоровны", "Императорское человеколюбивое общество", в котором были сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии.

Императрица, сохраняя в своем ведении Воспитательное общество и мещанское училище , приняла  по воле Государя главное начальствование  и над 
Воспитательными домами, сохранными Казнами и Коммерческим училищем, чем и положила основание Ведомству, вследствие названному ее именем. 
Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тысяч рублей на содержание грудных младенцев с кормилицами.

Особое внимание Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома. 
За 30 лет из поступивших в них 65 тысяч младенцев в живых осталось 7 тысяч. 
Императрица заключила, что ужасающая смертность детей связана главным образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге был пожалован Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского на 
Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского. ( В этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917 года.) Императрица реорганизовала Опекунский Совет так, чтобы каждый его член "высокого и знатного рода" сверх участия в общем управлении заведовал отдельным учреждением или частью учреждения, причем "без всякого вознаграждения, из любви к Отечеству и человечеству".

Заботясь об устройстве уже существующих, Императрица  открыла и новые учебные и  благотворительные заведения. К 1802 году в Москве и 
Петербурге были открыты женские учебно-воспитательные учреждения имени Св. 
Екатерина. В 1807 оду основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году - Харьковский институт благородных девиц. Причем начальству предписывалось заботиться не только о трудоустройстве выпускниц, в основном гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить, печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по делам воспитанниц и после выпуска их из заведения.

Как и в Западной Европе в России постепенно формировалась  сеть благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы призрения, которые охватывали все более широкий круг детей  с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т.д. Призрение распространилось и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей - инвалидов, где  их образовывали и обучали различным  ремеслам в соответствии с их недугом.

Попечительство  о глухонемых содержало за счет своих  средств школы, учебные мастерские, приюты и убежища для детей, выдавало пособия семьям, имеющим глухонемых иждивенцев. Бедным воспитанникам выдавалось казенное обеспечение. 
Вслед за кончиной Императрицы Марии Федоровны все учреждения, бывшие в ее ведении, принял под свое покровительство Император Николай I.

Венцом деятельности Императора было учреждение сиротских  институтов. Война и холерная эпидемия 1830 - 31 года оставили сиротами огромное число детей, нуждающихся в призрении. В 1834 году при 
Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и французские классы. В них дети обоего пола получали столь основательное образование, что после латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из французских классов выходили воспитатели в частные дома.

Дети, рожденные  вне брака, вместе с сиротами получали прекрасное образование. Это породило случаи отказа родителей от детей. Обнаружились факты, когда родители из бедных семей тайно приносили своих детей в Дома, в надежде на их счастливую будущность. Император Николай I положил конец этому ненормальному явлению. В 1837 году французские и латинские классы были упразднены, а взамен их были учреждены институты для воспитания сирот офицеров военной и гражданской службы. Из сиротского мужского института (на 
300 детей) при Московском Воспитательном доме в 1847 году образовался 
Кадетский Корпус с выходом из Ведомства Императрицы Марии.

В 1859 в Санкт-Петербурге было освещено первое в России открытое женское учебное заведение - женская  гимназия, куда принимались девочки  всех сословий и вероисповеданий. А  в начале 70-х годов XIX века число  женских гимназий в Империи превысило  число мужских.

В 1882 году открылось  общество призрения бедных и больных  детей 
"Синий крест", руководила которым Великая княгиня Елизавета Маврикиевна. 
Уже в 1893 году в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.

В это же время  на средства частной предпринимательницы 
А.С.Балицкой был создан первый приют для калек и парализованных детей. В конце XIX века становится необходимым открытие приютов для детей-идиотов и эпилептиков, которые также требуют специального ухода и заботы. Такую благородную миссию взяло на себя Общество призрения калек несовершеннолетнего возраста и идиотов, которое открыло приют для детей- инвалидов в Санкт-Петербурге. Так же врач психотерапевт И.В.Маляревский открывает врачебно-воспитательное заведение для умственно отсталых детей, преследуя цель содействовать детям с проблемами психического здоровья в обучении их честной трудовой жизни.

В 1904 году в Петербурге основан Союз борьбы с детской  смертностью в России.

Извлечение из Воззвания Союза:

"... Среди бедствий  русского народа есть одно  неизмеримое - это ужасающая детская  смертность. Нигде в мире не  умирает так много грудных  младенцев, как в России. Главная  из причин растущей смертности, по свидетельству врачей, - это  губительные условия, в которых  находятся только что родившиеся  младенцы.

Особенно велика смертность в коренном великорусском  населении. У евреев, татар и даже вотяков смертность детей гораздо  ниже, так как у инородцев в  силу религиозного закона кормление  детей признается как священный  долг. Ни еврейка, ни татарка не заменяет собственного молока соской. Это исключительно  русский обычай и один из самых  губительных. По свидетельству врачей, эта соска (из жеваного хлеба, каши и  т. п.) уносит в 
России более жизней, чем все неприятельские нашествия. Отказ от кормления младенцев грудью - главная причина их вымирания. Так в Псковской губернии в 
1890 году умерло из 1000 детей до года 829. (в Норвегии - 95). Средствами снижения детской смертности служат детские ясли (дневные приюты для детей неумеющих ходить) и приюты, учреждения для раздачи молока, лечебные и санитарные пункты, убежища для рожениц и после родов, распространение гигиенических сведений, общий подъем народной жизни и особенно просвещения и нравственного воспитания " [6].

Таким образом, система общественного государственного призрения детей в России в  конце XIX века представляла собой разветвленную  сеть благотворительных обществ  и учреждений, деятельность которых  значительно опередила становление  профессиональной социальной помощи в  Европе.

В этот период благотворительность  принимает светский характер. 
Личное участие в нем воспринимается обществом как морально-нравственный поступок, благородство души и считается неотъемлемым делом каждого.

Примечательной  чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление  профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального  обучения кадров для социальных служб. " Социальная школа" была образована на юридическом факультете Психоневрологического  института, где одной из кафедр была " кафедра общественного призрения " (октябрь 1911 года). В этом же году был сделан первый набор студентов  по специальности " общественное призрение ". В 1910 и 1914 годах состоялись первый и второй съезды деятелей социальной сферы.

Информация о работе Социальное призрение детей в России