Социальное призрение детей в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат

Краткое описание

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66

Файлы: 1 файл

Реферат по ППД.docx

— 102.88 Кб (Скачать)

6. По призрению  и воспитанию мальчиков.

В двух коммерческих училищах и Гатчинском Сиротском  институте воспитывалось около 2 тыс. человек.

К 1912 г. в России действовало более 100 учреждений по организации трудовой помощи детям. Из них 34 находились в ведении благотворительных  обществ, 30 – под опекой попечительских обществ об Ольгинских детских приютах  трудолюбия, 18 местных попечительств  о домах трудолюбия, 10 обществ  трудовой помощи. В них призревались и овладевали трудовыми профессиями  около 4 тыс. детей обоего пола. Наряду с преподаванием начальной грамоты  в этих заведениях было организовано обучение ремеслам по 30 специальностям (дети овладевали шитьем и рукоделием, осваивали столярно-токарное мастерство, переплетное дело, слесарное, кузнецкое  и др.).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Опыт работы А.С. Макаренко с беспризорными  детьми.

Макаренко создал два образцовых педагогических учреждения – колонию им. Горького и коммуну  им. Ф.Э Дзержинского. Тысячи правонарушителей – беспризорных он не только поднял “со дна” и вернул к жизни, но и воспитал достойных граждан  для общества.

За эти годы у Макаренко сложилась целостная  педагогическая концепция, являющаяся образцом творческого соединения теории и практики.

Если схематично представить себе развитие колонии  им. Горького, то оно есть не что иное, как осуществление колонистами  под руководством 
Макаренко одной за другой простых жизненных задач, естественно, с необходимостью вытекающих из них нужд: в колонии мало продуктов – колонисты распахивают землю и заводят свинарню; в колонии начинается воровство: украли сало, конфеты и др. продукты – колонисты организуются на борьбу с воровством, в колонии появляется пьяный – это используется как повод для борьбы с самогоноварением в соседней деревне, вокруг колонии “пошаливают” бандиты, мешают нормальной связи колонии с городом, - колонисты выставляют охрану на дороге.

Жизнь постепенно развивается, усложняется, выходит  за рамки колонии: кулаки рубят государственный  лес – колония принимает на себя его охрану, рядом с колонией пустуют и расхищаются бывшие имения, а в колонии мало земли, плохие спальни, нет классов –  начинается “завоевание” этого имения для того, чтобы иметь лучший дом, пашни.

Более зажиточная жизнь рождает новые запросы, новые желания и радости: появляется потребность в цветах, в музыке, в театрах, красивой одежде.

Труднее было с  учебой. Большинство колонистов когда-то уже учились в школе и, видимо, сохранили об этом времени весьма неприятные воспоминания. И все-таки к 1923 году воспитанники колонии и  работали и учились, как правило, поступая по окончании школы на рабфак.

В чем же секрет успеха?

Макаренко поставил своих воспитанников в положение  хозяев жизни в колонии, что рождало  в них чувство ответственности, инициативу и творчество. Организованная деятельность и творчество приводили  к достижению целей, в виде ощутимых жизненных результатов, а это  увеличивало интерес к новой  жизни, давало возможность почувствовать  удовлетворение своей деятельностью. Успехи колонии вселяли в воспитанников уверенность в своих силах и возможностях, возбуждали новый порыв деятельности, для которого 
Антон Семенович поставлял все более интересные объекты и перспективы.

Борьба за достижение общих целей требовала организации; организация и интерес порождали  дисциплину, создавали новые чувства  и отношения – чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма. На этой основе возникла настоящая принципиальная дружба, закладывались основы коллектива.

Все это происходило  не вдруг, не сразу, не легко, но оно  приходило и, в результате постоянного  систематического упражнения, развивалось, росло и крепло, а правильно  взятая линия и творческая мысль  А.С. открывали новые 
“находки” педагогики, новые пути развития коллектива и методы руководства им. Все более четкие формы принимало строение коллектива и самоуправления в нем.

В 1925г. в колонии  была создана комсомольская организация. 
Комсомольцы становятся активом коллектива горьковцев, направляют общественное мнение, возглавляют все полезные начинания хозяйственной и культурной жизни.

Вся последующая  жизнь в колонии им. Горького, как она показана в 
“Педагогической поэме”, есть организация, развитие и конкретизация основной педагогической линии – линии накопления у воспитанников лучших качеств человека, воспитание их как передовых людей в процессе их организованной деятельности.

В дек. 1927г. чекистами  была создана коммуна им. Дзержинского. 
Она предназначалась для беспризорных детей, подбираемых органами НКВД на улицах, в поездах и т.д. Организация педагогического процесса в коммуне была поручена А.С.Макаренко.Коммуна не переживала такого организационного периода становления и искания новых форм воспитательной работы. Ее путь – это реализация и совершенствование педагогической системы, сложившейся в колонии им. Горького.

Центром этой системы  была общеобразовательная средняя  школа. Сеть технических, художественных кружков и курсов, работа клуба, театра, различные виды спорта, организованный быт и самоуправление воспитанников, а также два первоклассных, с  технической точки зрения, завода – завода электроинструментов и  завода фотоаппаратов “ФЭД” –  все это, педагогически целесообразно  организованное, создавало неограниченные возможности для всесторонней деятельности коммунаров.

Организационно-материальный уровень жизни и условий воспитания в коммуне значительно вырос  в сравнении с колонией им. Горького. Постройка здания, оборудование и  прочие материальные ценности коммуны  были созданы на средства, отчисленные  от заработной платы работников НКВД. На эти средства предполагалось содержать  воспитанников и педагогический персонал коммуны. 
Но в течение следующих семи лет коммуна уже на собственные средства содержала школу, включая оплату учителей и приобретение всех учебных пособий, клуб, библиотеку, кино.

Все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами через общее собрание и совет командиров отрядов.

На место “перековки”  вставала проблема воспитания всесторонне  развитой личности, проблема разрешимая в системе педагогически целесообразной организации жизни детского коллектива.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Оценка решения  проблемы

Решение проблемы

Разработка технологии 
Выбор технологии решения решения

Поиск решения

Диагностика проблемы

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

В г. Пущино Детский  дом впервые был организован  в 1989 г. по решению исполкома городского совета народных депутатов. В течение 5 лет он функционировал как семейный. В сентябре 1994 г. Детский дом был  реорганизован из семейного в  муниципальный и в настоящее  время представляет собой новую  форму жизни и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решающий фактор воспитания здесь – атмосфера  семейного очага, скрепленная взаимным уважением и заботой взрослых и детей, общим ведением домашнего  хозяйства, организацией общего быта, досуга, учебы и труда. Детский  дом обладает самостоятельностью в  выборе форм организации учебно-воспитательного  процесса, жизни и быта детей в  соответствии с их возрастными психофизиологическими  особенностями, требованиями охраны здоровья, здорового образа жизни, защиты их прав и интересов.

--------------

Семейный детский  дом Быховых расположен по адресу: г.Пущино, ФИАН, д.8, кв.1,2.

1. Халилова Индира  Махмудовна – прибыла их дома  ребенка г. Орехово-

Зуево Моск. обл., родилась в г. Орехово-Зуево Моск. обл.

2. Асангажаева  Айгюль Усынбековна – прибыла  из дома ребенка г. Орехово-

Зуево Моск. обл., родилась в г. Загорске Моск. обл.

3. Ипатко Иван  Иванович – прибыл из дома  ребенка г. Орехово- Зуево Моск. обл., родился в г. Павловский  посад Моск. обл.

4. Хоанг Лиана  Туановна – прибыла из дома  ребенка г. Орехово-Зуево Моск. обл., родилась в городе Ивантеевка  Моск. обл.

5. Дьяченко Евгений  Стивенсович – прибыл из дома  ребенка г. Орехово-

Зуево Моск. обл., родился в г.Мытищи Моск. обл.

6. Владимиров  Сергей Евгеньевич – прибыл  из г. Ногинска, родился в г.

Ногинске Моск. обл.

-----------------

Приемные родители Быховы находятся в постоянном контакте с отделом образования и органами опеки и попечительства г. Пущино. Они извещают отдел образования  и ОоиП о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий  для содержания, воспитания и образования  детей, обращаются за финансовой помощью  и т.д. Органы опеки и попечительства в свою очередь осуществляют контроль за выполнением приемными родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей (проводят обследование жилищно- бытовых условий). ООиП регулярно  предоставляют денежные средства на питание детей, приобретение одежды, обуви и т.п.; выплачивают материальную помощь на организацию отдыха детей; производят оплату труда приемным родителям; предоставляют приемной семье льготы (бесплатный проезд на внутригородском  и пригородном транспорте; бесплатное питание для учащихся общеобразовательных  и профессиональных учебных заведений).

Помимо приемных детей в семье Быховых есть еще 3 родных ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Девиации включают в себя девиантное, деликвентное и  криминальное поведение.

Девиантное поведение  связано с нарушением соответствующих  возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных  отношений (семейных, школьных) и малых  половозрастных социальных групп. Т. е. этот тип поведения можно назвать  антидисциплинарным. Типичными проявлениями являются ситуационно обусловленные  детские и подростковые поведенческие  реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое  отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы  из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные  с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки  суицида.

Деликвентное  поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся  асоциальные поступки детей и  подростков, которые складываются в  определенный устойчивый стереотип  действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности  из-за их ограниченной общественной опасности  или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная  ответственность.

Выделяют следующие  типы деликвентного поведения:

- агрессивно-насильственное  поведение, включая оскорбления,  побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном против  личности человека;

- корыстное поведение,  включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и др. имущественные  посягательства, связанные со стремлением  получить материальную выгоду;

- распространение  и продажа наркотиков.

Криминальное  поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела. 
С 
----------------------- 
[1] Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России. Москва. 1993. 
[2] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. Советская энциклопедия. 
Москва. 1973. – с.543. 
[3] Педагогическая энциклопедия. Москва. 1964. Т.1. с.230. 
[4] Дашкевич П.М. Гражданский обычай приймачества у крестьян Киевской губернии // Юридический вестник. 1887. №6. 
[5] Фирсов М.В. История социальной работы в России.// Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит.изд.. центр ВЛАДОС. 1999. с.99. 
[6] В.П.Мельников, Е.И.Холостова. // История социальной работы в России. // 
Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. с. 61-62. 
[7] Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961). 
Москва. 1998. – с. 37. 
[8] О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. – 
М.1995. 
[9] Крупская Н.К. К вопросу о детдомах. // На путях к новой школе. 1924. 
№6. –с. 6-9. 
[10] Загвязинская В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – М., 1995. – с.11.

Информация о работе Социальное призрение детей в России