Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат
История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений  стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным  и уязвимым среди них. Другими  словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения. 
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.
Введение . . . . . . . . . . . . . 
. . . . . . . . 2 
Глава I 
Призрение в России как социальное явление 
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4 
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение  призрения в древних славянских  общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . . 
. . . . . . 7
3 этап – с  нач. XVII века до реформы 1861 года . . . . 
. . 10
4 этап – с  60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . . 
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19 
Глава II 
Состояние социального призрения детей в современной России 
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . . 
. . . . 25 
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . . 
35 
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность  социального педагога по работе  с семьей . . . 
. 38
- работа с  детьми, оставшимися без попечения  родителей . . 
. 46
- работа с  детьми девиантного поведения  . . . . . . 
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . . 
. . . . . . . 62 
Список использованной литературы . . . . . . . . 
. . . . 66
6. По призрению и воспитанию мальчиков.
В двух коммерческих училищах и Гатчинском Сиротском институте воспитывалось около 2 тыс. человек.
К 1912 г. в России 
действовало более 100 учреждений по 
организации трудовой помощи детям. 
Из них 34 находились в ведении благотворительных 
обществ, 30 – под опекой попечительских 
обществ об Ольгинских детских приютах 
трудолюбия, 18 местных попечительств 
о домах трудолюбия, 10 обществ 
трудовой помощи. В них призревались 
и овладевали трудовыми профессиями 
около 4 тыс. детей обоего пола. Наряду 
с преподаванием начальной 
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Опыт работы А.С. Макаренко с беспризорными детьми.
Макаренко создал два образцовых педагогических учреждения – колонию им. Горького и коммуну им. Ф.Э Дзержинского. Тысячи правонарушителей – беспризорных он не только поднял “со дна” и вернул к жизни, но и воспитал достойных граждан для общества.
За эти годы 
у Макаренко сложилась 
Если схематично 
представить себе развитие колонии 
им. Горького, то оно есть не что иное, 
как осуществление колонистами 
под руководством 
Макаренко одной за другой простых жизненных 
задач, естественно, с необходимостью 
вытекающих из них нужд: в колонии мало 
продуктов – колонисты распахивают землю 
и заводят свинарню; в колонии начинается 
воровство: украли сало, конфеты и др. продукты 
– колонисты организуются на борьбу с 
воровством, в колонии появляется пьяный 
– это используется как повод для борьбы 
с самогоноварением в соседней деревне, 
вокруг колонии “пошаливают” бандиты, 
мешают нормальной связи колонии с городом, 
- колонисты выставляют охрану на дороге.
Жизнь постепенно развивается, усложняется, выходит за рамки колонии: кулаки рубят государственный лес – колония принимает на себя его охрану, рядом с колонией пустуют и расхищаются бывшие имения, а в колонии мало земли, плохие спальни, нет классов – начинается “завоевание” этого имения для того, чтобы иметь лучший дом, пашни.
Более зажиточная жизнь рождает новые запросы, новые желания и радости: появляется потребность в цветах, в музыке, в театрах, красивой одежде.
Труднее было с учебой. Большинство колонистов когда-то уже учились в школе и, видимо, сохранили об этом времени весьма неприятные воспоминания. И все-таки к 1923 году воспитанники колонии и работали и учились, как правило, поступая по окончании школы на рабфак.
В чем же секрет успеха?
Макаренко поставил 
своих воспитанников в 
Антон Семенович поставлял все более интересные 
объекты и перспективы.
Борьба за достижение 
общих целей требовала 
Все это происходило 
не вдруг, не сразу, не легко, но оно 
приходило и, в результате постоянного 
систематического упражнения, развивалось, 
росло и крепло, а правильно 
взятая линия и творческая мысль 
А.С. открывали новые 
“находки” педагогики, новые пути развития 
коллектива и методы руководства им. Все 
более четкие формы принимало строение 
коллектива и самоуправления в нем.
В 1925г. в колонии 
была создана комсомольская 
Комсомольцы становятся активом коллектива 
горьковцев, направляют общественное 
мнение, возглавляют все полезные начинания 
хозяйственной и культурной жизни.
Вся последующая 
жизнь в колонии им. Горького, 
как она показана в 
“Педагогической поэме”, есть организация, 
развитие и конкретизация основной педагогической 
линии – линии накопления у воспитанников 
лучших качеств человека, воспитание их 
как передовых людей в процессе их организованной 
деятельности.
В дек. 1927г. чекистами 
была создана коммуна им. Дзержинского. 
Она предназначалась для беспризорных 
детей, подбираемых органами НКВД на улицах, 
в поездах и т.д. Организация педагогического 
процесса в коммуне была поручена А.С.Макаренко.Коммуна 
не переживала такого организационного 
периода становления и искания новых форм 
воспитательной работы. Ее путь – это 
реализация и совершенствование педагогической 
системы, сложившейся в колонии им. Горького.
Центром этой системы была общеобразовательная средняя школа. Сеть технических, художественных кружков и курсов, работа клуба, театра, различные виды спорта, организованный быт и самоуправление воспитанников, а также два первоклассных, с технической точки зрения, завода – завода электроинструментов и завода фотоаппаратов “ФЭД” – все это, педагогически целесообразно организованное, создавало неограниченные возможности для всесторонней деятельности коммунаров.
Организационно-материальный 
уровень жизни и условий 
Но в течение следующих семи лет коммуна 
уже на собственные средства содержала 
школу, включая оплату учителей и приобретение 
всех учебных пособий, клуб, библиотеку, 
кино.
Все управление 
жизнью коммуны осуществлялось самими 
коммунарами через общее 
На место “перековки” 
вставала проблема воспитания всесторонне 
развитой личности, проблема разрешимая 
в системе педагогически 
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Оценка решения проблемы
Решение проблемы
Разработка технологии 
Выбор технологии решения решения
Поиск решения
Диагностика проблемы
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
В г. Пущино Детский 
дом впервые был организован 
в 1989 г. по решению исполкома городского 
совета народных депутатов. В течение 
5 лет он функционировал как семейный. 
В сентябре 1994 г. Детский дом был 
реорганизован из семейного в 
муниципальный и в настоящее 
время представляет собой новую 
форму жизни и социальной защиты 
детей-сирот и детей, оставшихся 
без попечения родителей. Решающий 
фактор воспитания здесь – атмосфера 
семейного очага, скрепленная взаимным 
уважением и заботой взрослых 
и детей, общим ведением домашнего 
хозяйства, организацией общего быта, 
досуга, учебы и труда. Детский 
дом обладает самостоятельностью в 
выборе форм организации учебно-
--------------
Семейный детский дом Быховых расположен по адресу: г.Пущино, ФИАН, д.8, кв.1,2.
1. Халилова Индира Махмудовна – прибыла их дома ребенка г. Орехово-
Зуево Моск. обл., родилась в г. Орехово-Зуево Моск. обл.
2. Асангажаева Айгюль Усынбековна – прибыла из дома ребенка г. Орехово-
Зуево Моск. обл., родилась в г. Загорске Моск. обл.
3. Ипатко Иван 
Иванович – прибыл из дома 
ребенка г. Орехово- Зуево 
4. Хоанг Лиана Туановна – прибыла из дома ребенка г. Орехово-Зуево Моск. обл., родилась в городе Ивантеевка Моск. обл.
5. Дьяченко Евгений Стивенсович – прибыл из дома ребенка г. Орехово-
Зуево Моск. обл., родился в г.Мытищи Моск. обл.
6. Владимиров Сергей Евгеньевич – прибыл из г. Ногинска, родился в г.
Ногинске Моск. обл.
-----------------
Приемные родители 
Быховы находятся в постоянном контакте 
с отделом образования и 
Помимо приемных детей в семье Быховых есть еще 3 родных ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Девиации включают в себя девиантное, деликвентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение 
связано с нарушением соответствующих 
возрасту социальных норм и правил 
поведения, характерных для 
Деликвентное 
поведение, в отличие от девиантного, 
характеризуется как 
Выделяют следующие типы деликвентного поведения:
- агрессивно-насильственное 
поведение, включая 
- корыстное поведение, 
включая мелкие кражи, 
- распространение и продажа наркотиков.
Криминальное 
поведение определяется как противоправный 
поступок, который по достижению возраста 
уголовной ответственности 
С 
----------------------- 
[1] Беляков В.В. Сиротские детские учреждения 
в России. Москва. 1993. 
[2] Ожегов С.И. Словарь русского языка. 
Изд. Советская энциклопедия. 
Москва. 1973. – с.543. 
[3] Педагогическая энциклопедия. Москва. 
1964. Т.1. с.230. 
[4] Дашкевич П.М. Гражданский обычай приймачества 
у крестьян Киевской губернии // Юридический 
вестник. 1887. №6. 
[5] Фирсов М.В. История социальной работы 
в России.// Учеб. пособие для студ. высш. 
учеб. заведений. – М.: Гуманит.изд.. центр 
ВЛАДОС. 1999. с.99. 
[6] В.П.Мельников, Е.И.Холостова. // История 
социальной работы в России. // 
Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый 
центр «Маркетинг», 2001. с. 61-62. 
[7] Очерки истории школы и педагогической 
мысли народов СССР (1941-1961). 
Москва. 1998. – с. 37. 
[8] О положении детей в Российской Федерации: 
Государственный доклад. – 
М.1995. 
[9] Крупская Н.К. К вопросу о детдомах. // 
На путях к новой школе. 1924. 
№6. –с. 6-9. 
[10] Загвязинская В.И. Методология и методика 
социально-педагогического исследования. 
– М., 1995. – с.11.