Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат
История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.
Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66
6. По призрению и воспитанию мальчиков.
В двух коммерческих училищах и Гатчинском Сиротском институте воспитывалось около 2 тыс. человек.
К 1912 г. в России
действовало более 100 учреждений по
организации трудовой помощи детям.
Из них 34 находились в ведении благотворительных
обществ, 30 – под опекой попечительских
обществ об Ольгинских детских приютах
трудолюбия, 18 местных попечительств
о домах трудолюбия, 10 обществ
трудовой помощи. В них призревались
и овладевали трудовыми профессиями
около 4 тыс. детей обоего пола. Наряду
с преподаванием начальной
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Опыт работы А.С. Макаренко с беспризорными детьми.
Макаренко создал два образцовых педагогических учреждения – колонию им. Горького и коммуну им. Ф.Э Дзержинского. Тысячи правонарушителей – беспризорных он не только поднял “со дна” и вернул к жизни, но и воспитал достойных граждан для общества.
За эти годы
у Макаренко сложилась
Если схематично
представить себе развитие колонии
им. Горького, то оно есть не что иное,
как осуществление колонистами
под руководством
Макаренко одной за другой простых жизненных
задач, естественно, с необходимостью
вытекающих из них нужд: в колонии мало
продуктов – колонисты распахивают землю
и заводят свинарню; в колонии начинается
воровство: украли сало, конфеты и др. продукты
– колонисты организуются на борьбу с
воровством, в колонии появляется пьяный
– это используется как повод для борьбы
с самогоноварением в соседней деревне,
вокруг колонии “пошаливают” бандиты,
мешают нормальной связи колонии с городом,
- колонисты выставляют охрану на дороге.
Жизнь постепенно развивается, усложняется, выходит за рамки колонии: кулаки рубят государственный лес – колония принимает на себя его охрану, рядом с колонией пустуют и расхищаются бывшие имения, а в колонии мало земли, плохие спальни, нет классов – начинается “завоевание” этого имения для того, чтобы иметь лучший дом, пашни.
Более зажиточная жизнь рождает новые запросы, новые желания и радости: появляется потребность в цветах, в музыке, в театрах, красивой одежде.
Труднее было с учебой. Большинство колонистов когда-то уже учились в школе и, видимо, сохранили об этом времени весьма неприятные воспоминания. И все-таки к 1923 году воспитанники колонии и работали и учились, как правило, поступая по окончании школы на рабфак.
В чем же секрет успеха?
Макаренко поставил
своих воспитанников в
Антон Семенович поставлял все более интересные
объекты и перспективы.
Борьба за достижение
общих целей требовала
Все это происходило
не вдруг, не сразу, не легко, но оно
приходило и, в результате постоянного
систематического упражнения, развивалось,
росло и крепло, а правильно
взятая линия и творческая мысль
А.С. открывали новые
“находки” педагогики, новые пути развития
коллектива и методы руководства им. Все
более четкие формы принимало строение
коллектива и самоуправления в нем.
В 1925г. в колонии
была создана комсомольская
Комсомольцы становятся активом коллектива
горьковцев, направляют общественное
мнение, возглавляют все полезные начинания
хозяйственной и культурной жизни.
Вся последующая
жизнь в колонии им. Горького,
как она показана в
“Педагогической поэме”, есть организация,
развитие и конкретизация основной педагогической
линии – линии накопления у воспитанников
лучших качеств человека, воспитание их
как передовых людей в процессе их организованной
деятельности.
В дек. 1927г. чекистами
была создана коммуна им. Дзержинского.
Она предназначалась для беспризорных
детей, подбираемых органами НКВД на улицах,
в поездах и т.д. Организация педагогического
процесса в коммуне была поручена А.С.Макаренко.Коммуна
не переживала такого организационного
периода становления и искания новых форм
воспитательной работы. Ее путь – это
реализация и совершенствование педагогической
системы, сложившейся в колонии им. Горького.
Центром этой системы была общеобразовательная средняя школа. Сеть технических, художественных кружков и курсов, работа клуба, театра, различные виды спорта, организованный быт и самоуправление воспитанников, а также два первоклассных, с технической точки зрения, завода – завода электроинструментов и завода фотоаппаратов “ФЭД” – все это, педагогически целесообразно организованное, создавало неограниченные возможности для всесторонней деятельности коммунаров.
Организационно-материальный
уровень жизни и условий
Но в течение следующих семи лет коммуна
уже на собственные средства содержала
школу, включая оплату учителей и приобретение
всех учебных пособий, клуб, библиотеку,
кино.
Все управление
жизнью коммуны осуществлялось самими
коммунарами через общее
На место “перековки”
вставала проблема воспитания всесторонне
развитой личности, проблема разрешимая
в системе педагогически
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Оценка решения проблемы
Решение проблемы
Разработка технологии
Выбор технологии решения решения
Поиск решения
Диагностика проблемы
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
В г. Пущино Детский
дом впервые был организован
в 1989 г. по решению исполкома городского
совета народных депутатов. В течение
5 лет он функционировал как семейный.
В сентябре 1994 г. Детский дом был
реорганизован из семейного в
муниципальный и в настоящее
время представляет собой новую
форму жизни и социальной защиты
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. Решающий
фактор воспитания здесь – атмосфера
семейного очага, скрепленная взаимным
уважением и заботой взрослых
и детей, общим ведением домашнего
хозяйства, организацией общего быта,
досуга, учебы и труда. Детский
дом обладает самостоятельностью в
выборе форм организации учебно-
--------------
Семейный детский дом Быховых расположен по адресу: г.Пущино, ФИАН, д.8, кв.1,2.
1. Халилова Индира Махмудовна – прибыла их дома ребенка г. Орехово-
Зуево Моск. обл., родилась в г. Орехово-Зуево Моск. обл.
2. Асангажаева Айгюль Усынбековна – прибыла из дома ребенка г. Орехово-
Зуево Моск. обл., родилась в г. Загорске Моск. обл.
3. Ипатко Иван
Иванович – прибыл из дома
ребенка г. Орехово- Зуево
4. Хоанг Лиана Туановна – прибыла из дома ребенка г. Орехово-Зуево Моск. обл., родилась в городе Ивантеевка Моск. обл.
5. Дьяченко Евгений Стивенсович – прибыл из дома ребенка г. Орехово-
Зуево Моск. обл., родился в г.Мытищи Моск. обл.
6. Владимиров Сергей Евгеньевич – прибыл из г. Ногинска, родился в г.
Ногинске Моск. обл.
-----------------
Приемные родители
Быховы находятся в постоянном контакте
с отделом образования и
Помимо приемных детей в семье Быховых есть еще 3 родных ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Девиации включают в себя девиантное, деликвентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение
связано с нарушением соответствующих
возрасту социальных норм и правил
поведения, характерных для
Деликвентное
поведение, в отличие от девиантного,
характеризуется как
Выделяют следующие типы деликвентного поведения:
- агрессивно-насильственное
поведение, включая
- корыстное поведение,
включая мелкие кражи,
- распространение и продажа наркотиков.
Криминальное
поведение определяется как противоправный
поступок, который по достижению возраста
уголовной ответственности
С
-----------------------
[1] Беляков В.В. Сиротские детские учреждения
в России. Москва. 1993.
[2] Ожегов С.И. Словарь русского языка.
Изд. Советская энциклопедия.
Москва. 1973. – с.543.
[3] Педагогическая энциклопедия. Москва.
1964. Т.1. с.230.
[4] Дашкевич П.М. Гражданский обычай приймачества
у крестьян Киевской губернии // Юридический
вестник. 1887. №6.
[5] Фирсов М.В. История социальной работы
в России.// Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. – М.: Гуманит.изд.. центр
ВЛАДОС. 1999. с.99.
[6] В.П.Мельников, Е.И.Холостова. // История
социальной работы в России. //
Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый
центр «Маркетинг», 2001. с. 61-62.
[7] Очерки истории школы и педагогической
мысли народов СССР (1941-1961).
Москва. 1998. – с. 37.
[8] О положении детей в Российской Федерации:
Государственный доклад. –
М.1995.
[9] Крупская Н.К. К вопросу о детдомах. //
На путях к новой школе. 1924.
№6. –с. 6-9.
[10] Загвязинская В.И. Методология и методика
социально-педагогического исследования.
– М., 1995. – с.11.