Социальное призрение детей в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат

Краткое описание

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66

Файлы: 1 файл

Реферат по ППД.docx

— 102.88 Кб (Скачать)

- передача на  воспитание в семью;

- передача в  специальные воспитательные учреждения.

Попечение детей-сирот  может быть осуществлено двумя путями – усыновлением или передачей  на государственное попечение, что  представлено на схеме:

Попечение сирот

Усыновление 
Государственное попечение

Приемная семья

Временная приемная семья

Опекунская семья

Приют

Семья усыновителя 
Дом ребенка

Детский дом

Школа-интернат 
Усыновление – это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью.

Важным обстоятельством  для воспитания и развития ребенка  является то, что в случае усыновления  ребенок обретает именно семью, а  не какую-либо ее замену. Усыновление  ребенка осуществляют местные органы исполнительной власти в лице органов  опеки и попечительства, усыновление  устанавливается решением суда.

Усыновленный  ребенок может попадать в разные типы приемных семей: это может быть опекунская семья или семья усыновителя. Разница между ними заключается  в том, что в первом случае для  ребенка находят людей, с которыми он связан родственными узами, во втором - роль семьи выполняют люди, не имеющие  родственных связей с ребенком.

Еще одна разновидность  приемной семьи – временная приемная семья. 
Это новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей и др.

Временная приемная семья является чрезвычайно распространенной в ряде развитых стран как форма  защиты детства. Временную приемную семью отличает от опекунской или  семьи усыновителя то, что это  семья профессиональных специалистов. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее признаков: наличие у родителей определенной профессиональной квалификации, соответствующей  психолого-педагогической подготовки такой семьи, оплата услуг деятельности такой семьи; время нахождения ребенка  в такой семье учитывается  в качестве рабочего стажа приемных родителей; работа приемных родителей  происходит в их собственном доме.

Основная цель такой семьи – поддержание  контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если невозможно возвращение  ребенка в родную семью, тогда  он находится в приемной до тех  пор, пока не состоится решение суду в отношении дальнейшей судьбы ребенка. Фактически подобная приемная семья  выполняет функции 
“скорой” помощи в случае возникновения в биологической семье каких-либо кризисных условий.

Внедрение института  временной приемной семьи требует, прежде всего, создания нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы эффективный  механизм выявления и отбора приемных семей, этапов подготовки приемных родителей  к их деятельности, юридических прав и обязанностей приемных родителей  и др.

Несмотря на различия типов приемных семей и  их функций, можно выделить ряд общих  положений, которые определяют деятельность социального педагога с приемными  семьями. Следует иметь ввиду, что  деятельность социального педагога всегда выступает совместно с  деятельностью других специалистов: социальных работников, медиков, психологов, дефектологов и др.

Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в их роли, подают заявление, в котором указывают  свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст  своих детей; предпочтительный пол  и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья; возможные  сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе социальный педагог  выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами  разрабатывает анкету опроса, участвует  в создании банка данных о возможных  будущих приемных семьях для детей-сирот.

На втором этапе  претендентам, подавшим заявление, предлагают заполнить анкету или другой вид  документа, в котором будущие  приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют  свой образ жизни, религиозную принадлежность всех членов семьи, состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные. Таким образом, начинается предварительная  диагностика потенциальной приемной семьи.

Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого  учреждения, где находится ребенок, который потенциально может быть принят в семью.

На четвертом  этапе социальный педагог знакомится непосредственно с семьей, определяет педагогический климат в ней, совместно  с другими специалистами обследует  ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.). Также  могут быть сделаны запросы в  органы общественного порядка и  в поликлинику.

Пятый этап связан с предварительным вводным курсом обучения будущих родителей.

Шестой этап – передача ребенка в приемную семью. В этом случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С этого момента  социальный педагог выполняет патронирующую  роль: своевременное выявление и  разрешение проблем, которые могут  возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждение отказа приемных родителей от него.

Если ребенок  не усыновлен и не попадает в приемную семью, то его воспитанием, образованием и развитием занимаются государственные  учреждения.

По данным статистики около 150 тысяч детей находятся  в учреждениях государственного попечения, между тем потребность  в такого рода социальной защите и  помощи в России испытывают около 500 тысяч детей. В настоящее время  в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов.

В домах ребенка  живут и воспитываются брошенные  дети, дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению  либо переходят в детские дома или школы-интернаты. Главное отличие  детских домов от школ- интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и  получают образование в ближайших  к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются  в этом же учреждении.

По возрастным признакам детские дома могут  подразделяться на детские дома для  дошкольников, детские дома для школьников и разновозрастные детские дома.

Принципиально новой формой воспитания осиротевших  детей является детский дом семейного  типа (см. Приложение № 5). Предложен  такой дом по примеру западных стран общесоюзным Детским Фондом им. В. И. Ленина, а правовым основанием для него послужило Постановление  правительства СССР от 
1988г. “О создании детских домов семейного типа” . Семейный детский дом – форма устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным попечением детей и выплатой денежного содержания лицам, взявшим их на воспитание.

В государственной  системе попечения детей-сирот  существует особый тип учреждения –  приют. Специфика работы приюта состоит  в том, что это учреждение временного пребывания детей. Цель данного учреждения – последующее устройство детей, оказавшихся в трудных жизненных  ситуациях, в другие социальные институты  – возвращение в семью, усыновление, установление опекунства и пр.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме как  наиболее типичном учреждении государственного попечения детей, оставшихся без  родителей. Потребность и необходимость  ее постоянна в силу наличия у  воспитанников широкого спектра  социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального  опыта.

Деятельность  социального педагога начинается с  определения социального статуса  ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог  узнает ребенка, выделяет проблемы, которые  ему предстоит решить. Собирает сведения о состоянии физического и  психического здоровья, условиях жизни  ребенка до поступления его в  интернатное учреждение, родителях  ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т.д. Чем точнее определяется “диагноз социального заболевания” ребенка, тем легче определить виды помощи необходимые ему.

Следующая задача социального педагога – составить  индивидуальную программу развития воспитанников, т.е., анализируя документы, которые есть у ребенка, его проблемы, найти пути выхода из создавшейся  ситуации, фактически представить, каким  должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас.

Проблемы адаптации  ребенка, попавшего в детский  дом, реабилитации детей девиантного  поведения, интеграции воспитанников  в общество являются важными в  деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с  помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и др. специалистов детского дома. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных  и лечебных мероприятий. 
Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревожности, беспокойства у ребенка. Педагогическая – предполагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

Вместе с психологами  социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения  выпускников (беседы о профессиях, экскурсии  на предприятия, беседы о системе  получения профессионального образования  и др.); освоения ими различных  социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих  приспособиться выпускнику к жизни  после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему “Как подготовиться  к вступительным экзаменам?”, “Как пользоваться разными видами транспорта?”, “Как заполнить документы на коммунальные платежи?” и т.п.). 
Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме, - представление  интересов ребенка в правозащитных  и административных органах. Социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и  продолжением его дальнейшего обучения.

Эти общие положения  деятельности социального педагога конкретизируются в зависимости  от типа детского дома, возрастной категории  детей, их медико-психолого-педагогических проблем.

Работа с детьми девиантного поведения.

Особо следует  выделить необходимость социально-педагогической помощи подросткам. Подростковый возраст  – самый трудный и сложный  из всех детских возрастов. Его еще  называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода  происходит своеобразный переход от детства к взрослости, который  пронизывает все стороны развития подростка: анатомо- физиологическое  строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные  виды его деятельности.

Личность еще  не достаточно развита, чтобы считаться  взрослой, и в то же время настолько  развита, что в состоянии сознательно  вступить в отношения с окружающими  и следовать в своих поступках  и действиях требованиям общественных норм и правил.

Несоблюдение  подростком норм и правил, установленных  в обществе, в науке рассматривается  через явление, которое называется девиация 
(отклоняющееся поведение).

Очевидно, что  отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезодаптации. Говоря о детско-подрастковой дезодаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

- дети школьного  возраста, не посещающие школу  (в нашей стране их около

7%, т.е. примерно 1,5 миллиона);

- дети-сироты, общее  число которых превысило 500 000;

- социальные  сироты; реальная картина такова, что в силу ограниченности  мест в детских домах, дети  месяцами ждут очереди для  помещения их в детский дом,  живя с родителями, лишенными  родительских прав, не имея нормальной  еды, одежды, подвергаясь физическому,  психическому, сексуальному насилию;

- подростки,  употребляющие наркотики и токсические  средства;

- подростки сексуально-распущенного  поведения; подростки, совершившие  противоправные действия; по официальным  данным, их число среди детей  и подростков растет в два  раза быстрее, чем среди взрослых.

Информация о работе Социальное призрение детей в России