Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат
История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.
Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66
- передача на воспитание в семью;
- передача в
специальные воспитательные
Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя путями – усыновлением или передачей на государственное попечение, что представлено на схеме:
Попечение сирот
Усыновление
Государственное попечение
Приемная семья
Временная приемная семья
Опекунская семья
Приют
Семья усыновителя
Дом ребенка
Детский дом
Школа-интернат
Усыновление – это специальная мера защиты
ребенка, при которой юридически устанавливаются
родственные связи между ребенком и человеком
или супружеской парой, не являющимися
его родными отцом и матерью.
Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Усыновление ребенка осуществляют местные органы исполнительной власти в лице органов опеки и попечительства, усыновление устанавливается решением суда.
Усыновленный ребенок может попадать в разные типы приемных семей: это может быть опекунская семья или семья усыновителя. Разница между ними заключается в том, что в первом случае для ребенка находят людей, с которыми он связан родственными узами, во втором - роль семьи выполняют люди, не имеющие родственных связей с ребенком.
Еще одна разновидность
приемной семьи – временная приемная
семья.
Это новое явление для нашего общества.
Как правило, деятельность такой приемной
семьи необходима тогда, когда дети в срочном
порядке изымаются из семьи в силу различных
обстоятельств, таких как кризисная ситуация
в родной семье, болезнь или отсутствие
родителей и др.
Временная приемная
семья является чрезвычайно распространенной
в ряде развитых стран как форма
защиты детства. Временную приемную
семью отличает от опекунской или
семьи усыновителя то, что это
семья профессиональных специалистов.
Если обратиться к зарубежному опыту,
то можно выделить несколько ее признаков:
наличие у родителей
Основная цель
такой семьи – поддержание
контактов с биологическими родителями
и возвращение ребенка в родную
семью. Если невозможно возвращение
ребенка в родную семью, тогда
он находится в приемной до тех
пор, пока не состоится решение суду
в отношении дальнейшей судьбы ребенка.
Фактически подобная приемная семья
выполняет функции
“скорой” помощи в случае возникновения
в биологической семье каких-либо кризисных
условий.
Внедрение института временной приемной семьи требует, прежде всего, создания нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы эффективный механизм выявления и отбора приемных семей, этапов подготовки приемных родителей к их деятельности, юридических прав и обязанностей приемных родителей и др.
Несмотря на различия типов приемных семей и их функций, можно выделить ряд общих положений, которые определяют деятельность социального педагога с приемными семьями. Следует иметь ввиду, что деятельность социального педагога всегда выступает совместно с деятельностью других специалистов: социальных работников, медиков, психологов, дефектологов и др.
Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в их роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе социальный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка данных о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.
На втором этапе
претендентам, подавшим заявление, предлагают
заполнить анкету или другой вид
документа, в котором будущие
приемные родители дают личностную самооценку,
описывают историю семьи, характеризуют
свой образ жизни, религиозную принадлежность
всех членов семьи, состояние здоровья
супругов, материальное состояние, мотивы
приема детей в семью и другие
данные. Таким образом, начинается предварительная
диагностика потенциальной
Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который потенциально может быть принят в семью.
На четвертом
этапе социальный педагог знакомится
непосредственно с семьей, определяет
педагогический климат в ней, совместно
с другими специалистами
Пятый этап связан
с предварительным вводным
Шестой этап
– передача ребенка в приемную
семью. В этом случае основная деятельность
падает на органы опеки и попечительства
и органы юстиции. С этого момента
социальный педагог выполняет
Если ребенок не усыновлен и не попадает в приемную семью, то его воспитанием, образованием и развитием занимаются государственные учреждения.
По данным статистики около 150 тысяч детей находятся в учреждениях государственного попечения, между тем потребность в такого рода социальной защите и помощи в России испытывают около 500 тысяч детей. В настоящее время в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов.
В домах ребенка
живут и воспитываются
По возрастным
признакам детские дома могут
подразделяться на детские дома для
дошкольников, детские дома для школьников
и разновозрастные детские
Принципиально
новой формой воспитания осиротевших
детей является детский дом семейного
типа (см. Приложение № 5). Предложен
такой дом по примеру западных
стран общесоюзным Детским
1988г. “О создании детских домов семейного
типа” . Семейный детский дом – форма
устройства на воспитание детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
с полным государственным попечением
детей и выплатой денежного содержания
лицам, взявшим их на воспитание.
В государственной
системе попечения детей-сирот
существует особый тип учреждения –
приют. Специфика работы приюта состоит
в том, что это учреждение временного
пребывания детей. Цель данного учреждения
– последующее устройство детей,
оказавшихся в трудных
Рассмотрим социально-
Деятельность
социального педагога начинается с
определения социального
Следующая задача социального педагога – составить индивидуальную программу развития воспитанников, т.е., анализируя документы, которые есть у ребенка, его проблемы, найти пути выхода из создавшейся ситуации, фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас.
Проблемы адаптации
ребенка, попавшего в детский
дом, реабилитации детей девиантного
поведения, интеграции воспитанников
в общество являются важными в
деятельности социального педагога.
Реабилитация ребенка происходит с
помощью медиков, психологов, педагогов,
социальных педагогов и др. специалистов
детского дома. Медицинская реабилитация
полагает проведение комплекса оздоровительных
и лечебных мероприятий.
Психологическая реабилитация связана
с проведением занятий по снятию тревожности,
беспокойства у ребенка. Педагогическая
– предполагает проведение дополнительных
занятий по программе общеобразовательной
школы, а также коррекционных занятий.
Социальная адаптация полагает успешное
освоение воспитанниками социальных ролей
в системе общественных отношений через
формирование и развитие навыков ведения
домашнего хозяйства, самообслуживания,
трудовых умений и навыков.
Вместе с психологами
социальный педагог занимается проблемами
профессионального
Социальный педагог использует для решения
этих задач деловые игры, упражнения, тренинги,
поощрения, наказания, беседы и др.
Еще одна важная
задача, которую выполняет социальный
педагог в детском доме, - представление
интересов ребенка в
Эти общие положения
деятельности социального педагога
конкретизируются в зависимости
от типа детского дома, возрастной категории
детей, их медико-психолого-
Работа с детьми девиантного поведения.
Особо следует
выделить необходимость социально-
Личность еще
не достаточно развита, чтобы считаться
взрослой, и в то же время настолько
развита, что в состоянии сознательно
вступить в отношения с окружающими
и следовать в своих поступках
и действиях требованиям
Несоблюдение
подростком норм и правил, установленных
в обществе, в науке рассматривается
через явление, которое называется
девиация
(отклоняющееся поведение).
Очевидно, что
отклоняющееся поведение
- дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около
7%, т.е. примерно 1,5 миллиона);
- дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;
- социальные сироты; реальная картина такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;
- подростки,
употребляющие наркотики и
- подростки сексуально-