Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат
История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.
Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66
Реферат: "Социальное призрение детей в России"
Раздел: Рефераты по социологии
Содержание
Введение . . . . .
. . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального
призрения детей в России:
1 этап – зарождение
призрения в древних
2 этап – X-XVII
век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с
нач. XVII века до реформы 1861 года
. . . .
. . 10
4 этап – с
60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . .
.
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей
в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . .
. . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального
педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической
деятельности:
- деятельность
социального педагога по
. 38
- работа с
детьми, оставшимися без попечения
родителей . .
. 46
- работа с
детьми девиантного поведения
. . . . . .
. . . 54
Заключение . . .
. . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . .
. . . . .
. . . . 66
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
При внимательном
взгляде на окружающую нас действительность
мы убеждаемся, что современные общественные
отношения органически связаны
с историческим прошлым. На основе накопленных
в минувшие эпохи знаний, традиций
и навыков история помогает современному
поколению людей не повторять
допущенных ранее ошибок и находить
оптимальные решения
На протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество, так или иначе, сталкивается с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным - от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества аксиологической (ценностной) позицией. Аксиологическая позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально- экономическими, нравственными воззрениями общества.
История русского
народа показывает, что в его культуре
еще в период родоплеменных отношений
стали закладываться традиции гуманного,
сострадательного отношения к немощным
и обездоленным людям, и особенно
к детям как наиболее беззащитным
и уязвимым среди них. Другими
словами, еще в тот исторический
период стали закладываться традиции
призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота,
присмотр, покровительство, попечение
- вот составляющие этого понятия.
Претерпевая множество изменений по форме, видам и содержанию призрение сегодня выросло в целую систему социальной поддержки, защиты и помощи нынешним нуждающимся.
Объектом исследования в своей дипломной работе я выбрала историю и современное состояние детского призрения в России.
Детство - период,
когда закладываются
А переходный период развития общества в настоящее время, углубление кризисных процессов настоятельно требуют повышенной заботы о детях и подростках.
В России накоплен
богатейший опыт в этой области.
Десятилетиями вырабатывались механизмы
оказания помощи нуждающимся детям, апробировались
самые разнообразные формы и методы социального
призрения детей и подростков.
Сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки практически все аспекты проблемы социальной защиты детей России.
"Милосердие
не должно следовать слепой
чувственности, оно должно
ГЛАВА I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение
Понятие призрение
уходит своими корнями в глубь
веков (см.
Приложение № 1).
В словаре Ожегова
призрение трактуется следующим
образом:
"Призреть, призрю, призришь (кого/что)
(устар.) - дать кому-нибудь приют и пропитание.
Призришь сироту// несов. Призревать, -аю,
-аешь. Сущ. призрение - ср.р.[2]
В педагогической
энциклопедии под призрением понимается:
( призирать - бросать взор со вниманием,
с участием, сочувственно, милосердно.
"Призирайте на нужды ближнего своего".
( призреть - пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботиться нуждами ближнего своего.
"Призирайте
нищих, оденьте нагих,
"Бог призирает сирот".
( призрение или
попечение, забота или
Современные исследователи
уточняют и дополняют это понятие.
Под призрением детей следует
понимать разнообразные формы и
виды помощи:
- детям инвалидам;
- социальным сиротам;
- детям сиротам оставшимся без попечения
родителей;
- безнадзорным;
- детям, бежавшим от войны;
- детям с девиантным поведением и т.д.
Таким образом,
далее в своей работе я буду
говорить о существовавших, существующих
и возможных (перспективных) формах
работы с детьми, нуждающимися в
защите и помощи государства, государственных
и негосударственных
1.2 История становления
и развития социального
Современные исследователи выделяют несколько этапов становления и развития социального призрения детей в России.
1 этап - этап зарождения социальной помощи, призрения в древних славянских общинах.
Этому мы находим
подтверждение в
Внутри родовой общины имело место так
называемое "приймачество" [4] - усыновление.
"Приймать в семью сироту", как правило,
могли люди позднего возраста, когда им
становилось трудно справляться с хозяйством
или когда у них не было наследников. Принятый
в семью должен был почитать своих новых
родителей, вести хозяйство и т.д.
Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.
Сироте могли
назначать" общественных" родителей,
которые брали его на свой прокорм.
Но если сирота имел хозяйство, община
противодействовала усыновлению. Такие
сироты назывались "выхованцами",
"годованцами".
Обязательными "помочи" были в семье,
где взрослые ее члены были больны. Их
называли " наряды миром". Соседи
приходили, чтобы натопить печь, накормить
скот, ухаживать за детьми.
Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям.
2 этап. Начиная
с X века, на Руси разрушаются
родоплеменные отношения.
Основные тенденции
помощи в этот период времени были
связаны с княжеской защитой
и попечительством, которые в
своем развитии претерпевают как
бы два этапа своего становления.
Первый связан с распространением христианства
в Киевской Руси, который условно обозначается
с периода крещения Владимира I и второй
половины XII века - образования удельных
княжеств и распространения христианства
на окраинах восточнославянских земель.
И второй период - со второй половины XII века по XIII век включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.
Добрыми делами,
милосердным отношением к нуждающимся
прославился великий князь
Будучи от природы человеком широкой души,
он призыва и других заботиться о ближнем,
быть милосердным и терпеливым, совершать
добрые дела.
Владимир положил начало и осуществил
ряд мероприятий по приобщению россиян
к просвещению и культуре. Он учредил училища
для обучения детей знатных, среднего
состояния и бедных, видя в образовании
детей одно из главных условий развития
государства и духовного становления
общества.
Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году, учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей.
Призрение бедных,
страждущих, сирот было одной из
главных забот
Владимира Мономаха, о чем свидетельствует
и его завещание: "Всего ж паче убогих
не забывайте, поскольку вам возможно
по силе своей кормите". Сестра его,
Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище
для девиц, которых не только содержала
за свой счет, но и учила их читать, писать
и ремеслам.
В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты.
Среди священников
вызывают глубокое восхищение и уважение
Преподобный Серафим Саровский, Старец
Амвросий, что служил верой и правдой в
Оптиной пустыне, Сергий Радонежский и
др.
Они учили словом и делом соблюдать нравственные
заповеди, относиться уважительно к людям,
заботиться о детях.
Князья, духовенство и лучшие люди земли русской, как свидетельствуют летописи, находясь под свежим и здоровым влиянием только что воспринятого христианского вероучения, охотно поучались великим религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и любить ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, призреть хоть" единого из малых сирот".
По единогласному
утверждению исследователей, призрение
в таких формах было не так вспомогательным
средством общественного
Традиции призрения в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди оказывали помощь и поддержку друг другу, и в первую очередь - детям. Дело в том, что в этот период дети еще не воспринимались государством и церковью как ценность для общества. Епископы домонгольского периода, по свидетельствам историков, не ознаменовали себя ничем в деле оказания помощи детям, тогда как народ не оставался равнодушным к судьбам сирот.
Сложившаяся еще
в догосударственный период традиция
заботиться о ребенке всей родовой
общиной преобразовалась в
Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как "С миру по нитке, а бедному сироте сорочка", "Живой не без места, а мертвый - не без могилы". В скудельницах покрывались народным милосердием и несчастная смерть, и несчастное рождение.
При всей своей
примитивности дома для убогих детей
являлись выражением народной заботы
о сиротах, проявлением человеческого
долга перед детьми. Скудельники
следили за их физическим развитием,
с помощью сказок передавали им нравственные
правила человеческого
К началу XVI века,
наряду с личным участием любого человека
в благотворительной