Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат
История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений  стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным  и уязвимым среди них. Другими  словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения. 
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.
Введение . . . . . . . . . . . . . 
. . . . . . . . 2 
Глава I 
Призрение в России как социальное явление 
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4 
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение  призрения в древних славянских  общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . . 
. . . . . . 7
3 этап – с  нач. XVII века до реформы 1861 года . . . . 
. . 10
4 этап – с  60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . . 
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19 
Глава II 
Состояние социального призрения детей в современной России 
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . . 
. . . . 25 
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . . 
35 
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность  социального педагога по работе  с семьей . . . 
. 38
- работа с  детьми, оставшимися без попечения  родителей . . 
. 46
- работа с  детьми девиантного поведения  . . . . . . 
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . . 
. . . . . . . 62 
Список использованной литературы . . . . . . . . 
. . . . 66
Реферат: "Социальное призрение детей в России"
Раздел: Рефераты по социологии
Содержание
Введение . . . . . 
. . . . . . . . 
. . . . . . . . 2 
Глава I 
Призрение в России как социальное явление 
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4 
2. История становления и развития социального 
призрения детей в России:
1 этап – зарождение 
призрения в древних 
2 этап – X-XVII 
век . . . . . . . . . 
. . . . . . 7
3 этап – с 
нач. XVII века до реформы 1861 года 
. . . . 
. . 10
4 этап – с 
60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . 
. 
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19 
Глава II 
Состояние социального призрения детей 
в современной России 
2.1 Объект социального призрения . . . . . 
. . . 
. . . . 25 
2.2 Функции социального работника и социального 
педагога . . . 
35 
2.3 Технологии социально-педагогической 
деятельности:
- деятельность 
социального педагога по 
. 38
- работа с 
детьми, оставшимися без попечения 
родителей . . 
. 46
- работа с 
детьми девиантного поведения 
. . . . . . 
. . . 54
Заключение . . . 
. . . . . . . . . . 
. . . . . . . 62 
Список использованной литературы . . . 
. . . . . 
. . . . 66 
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
При внимательном 
взгляде на окружающую нас действительность 
мы убеждаемся, что современные общественные 
отношения органически связаны 
с историческим прошлым. На основе накопленных 
в минувшие эпохи знаний, традиций 
и навыков история помогает современному 
поколению людей не повторять 
допущенных ранее ошибок и находить 
оптимальные решения 
На протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество, так или иначе, сталкивается с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным - от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества аксиологической (ценностной) позицией. Аксиологическая позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально- экономическими, нравственными воззрениями общества.
История русского 
народа показывает, что в его культуре 
еще в период родоплеменных отношений 
стали закладываться традиции гуманного, 
сострадательного отношения к немощным 
и обездоленным людям, и особенно 
к детям как наиболее беззащитным 
и уязвимым среди них. Другими 
словами, еще в тот исторический 
период стали закладываться традиции 
призрения. 
Видение, оказание внимания, милости, забота, 
присмотр, покровительство, попечение 
- вот составляющие этого понятия.
Претерпевая множество изменений по форме, видам и содержанию призрение сегодня выросло в целую систему социальной поддержки, защиты и помощи нынешним нуждающимся.
Объектом исследования в своей дипломной работе я выбрала историю и современное состояние детского призрения в России.
Детство - период, 
когда закладываются 
А переходный период развития общества в настоящее время, углубление кризисных процессов настоятельно требуют повышенной заботы о детях и подростках.
В России накоплен 
богатейший опыт в этой области. 
Десятилетиями вырабатывались механизмы 
оказания помощи нуждающимся детям, апробировались 
самые разнообразные формы и методы социального 
призрения детей и подростков.
Сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки практически все аспекты проблемы социальной защиты детей России.
"Милосердие 
не должно следовать слепой 
чувственности, оно должно 
ГЛАВА I 
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение
Понятие призрение 
уходит своими корнями в глубь 
веков (см. 
Приложение № 1).
В словаре Ожегова 
призрение трактуется следующим 
образом: 
"Призреть, призрю, призришь (кого/что) 
(устар.) - дать кому-нибудь приют и пропитание. 
Призришь сироту// несов. Призревать, -аю, 
-аешь. Сущ. призрение - ср.р.[2]
В педагогической 
энциклопедии под призрением понимается: 
( призирать - бросать взор со вниманием, 
с участием, сочувственно, милосердно.
"Призирайте на нужды ближнего своего".
( призреть - пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботиться нуждами ближнего своего.
"Призирайте 
нищих, оденьте нагих, 
"Бог призирает сирот".
( призрение или 
попечение, забота или 
Современные исследователи 
уточняют и дополняют это понятие. 
Под призрением детей следует 
понимать разнообразные формы и 
виды помощи: 
- детям инвалидам; 
- социальным сиротам; 
- детям сиротам оставшимся без попечения 
родителей; 
- безнадзорным; 
- детям, бежавшим от войны; 
- детям с девиантным поведением и т.д.
Таким образом, 
далее в своей работе я буду 
говорить о существовавших, существующих 
и возможных (перспективных) формах 
работы с детьми, нуждающимися в 
защите и помощи государства, государственных 
и негосударственных 
1.2 История становления 
и развития социального 
Современные исследователи выделяют несколько этапов становления и развития социального призрения детей в России.
1 этап - этап зарождения социальной помощи, призрения в древних славянских общинах.
Этому мы находим 
подтверждение в 
Внутри родовой общины имело место так 
называемое "приймачество" [4] - усыновление. 
"Приймать в семью сироту", как правило, 
могли люди позднего возраста, когда им 
становилось трудно справляться с хозяйством 
или когда у них не было наследников. Принятый 
в семью должен был почитать своих новых 
родителей, вести хозяйство и т.д.
Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.
Сироте могли 
назначать" общественных" родителей, 
которые брали его на свой прокорм. 
Но если сирота имел хозяйство, община 
противодействовала усыновлению. Такие 
сироты назывались "выхованцами", 
"годованцами". 
Обязательными "помочи" были в семье, 
где взрослые ее члены были больны. Их 
называли " наряды миром". Соседи 
приходили, чтобы натопить печь, накормить 
скот, ухаживать за детьми.
Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям.
2 этап. Начиная 
с X века, на Руси разрушаются 
родоплеменные отношения. 
Основные тенденции 
помощи в этот период времени были 
связаны с княжеской защитой 
и попечительством, которые в 
своем развитии претерпевают как 
бы два этапа своего становления. 
Первый связан с распространением христианства 
в Киевской Руси, который условно обозначается 
с периода крещения Владимира I и второй 
половины XII века - образования удельных 
княжеств и распространения христианства 
на окраинах восточнославянских земель.
И второй период - со второй половины XII века по XIII век включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.
Добрыми делами, 
милосердным отношением к нуждающимся 
прославился великий князь 
Будучи от природы человеком широкой души, 
он призыва и других заботиться о ближнем, 
быть милосердным и терпеливым, совершать 
добрые дела. 
Владимир положил начало и осуществил 
ряд мероприятий по приобщению россиян 
к просвещению и культуре. Он учредил училища 
для обучения детей знатных, среднего 
состояния и бедных, видя в образовании 
детей одно из главных условий развития 
государства и духовного становления 
общества.
Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году, учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей.
Призрение бедных, 
страждущих, сирот было одной из 
главных забот 
Владимира Мономаха, о чем свидетельствует 
и его завещание: "Всего ж паче убогих 
не забывайте, поскольку вам возможно 
по силе своей кормите". Сестра его, 
Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище 
для девиц, которых не только содержала 
за свой счет, но и учила их читать, писать 
и ремеслам.
В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты.
Среди священников 
вызывают глубокое восхищение и уважение 
Преподобный Серафим Саровский, Старец 
Амвросий, что служил верой и правдой в 
Оптиной пустыне, Сергий Радонежский и 
др. 
Они учили словом и делом соблюдать нравственные 
заповеди, относиться уважительно к людям, 
заботиться о детях.
Князья, духовенство и лучшие люди земли русской, как свидетельствуют летописи, находясь под свежим и здоровым влиянием только что воспринятого христианского вероучения, охотно поучались великим религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и любить ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, призреть хоть" единого из малых сирот".
По единогласному 
утверждению исследователей, призрение 
в таких формах было не так вспомогательным 
средством общественного 
Традиции призрения в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди оказывали помощь и поддержку друг другу, и в первую очередь - детям. Дело в том, что в этот период дети еще не воспринимались государством и церковью как ценность для общества. Епископы домонгольского периода, по свидетельствам историков, не ознаменовали себя ничем в деле оказания помощи детям, тогда как народ не оставался равнодушным к судьбам сирот.
Сложившаяся еще 
в догосударственный период традиция 
заботиться о ребенке всей родовой 
общиной преобразовалась в 
Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как "С миру по нитке, а бедному сироте сорочка", "Живой не без места, а мертвый - не без могилы". В скудельницах покрывались народным милосердием и несчастная смерть, и несчастное рождение.
При всей своей 
примитивности дома для убогих детей 
являлись выражением народной заботы 
о сиротах, проявлением человеческого 
долга перед детьми. Скудельники 
следили за их физическим развитием, 
с помощью сказок передавали им нравственные 
правила человеческого 
К началу XVI века, 
наряду с личным участием любого человека 
в благотворительной