Социальное призрение детей в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат

Краткое описание

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66

Файлы: 1 файл

Реферат по ППД.docx

— 102.88 Кб (Скачать)

Реферат: "Социальное призрение  детей в России"

Раздел: Рефераты по социологии

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . 
. . . . . . . . 2 
Глава I 
Призрение в России как социальное явление 
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .

. . . . . . 4 
2. История становления и развития социального призрения детей в России:

1 этап – зарождение  призрения в древних славянских  общинах . 6

2 этап – X-XVII век . . . . . . . . . 
. . . . . . 7

3 этап – с  нач. XVII века до реформы 1861 года . . . . 
. . 10

4 этап – с  60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . . 
. . . 13

5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .

. . . . 19 
Глава II 
Состояние социального призрения детей в современной России 
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . . 
. . . . 25 
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . . 
35 
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:

- деятельность  социального педагога по работе  с семьей . . . 
. 38

- работа с  детьми, оставшимися без попечения  родителей . . 
. 46

- работа с  детьми девиантного поведения  . . . . . . 
. . . 54

Заключение . . . . . . . . . . . . . 
. . . . . . . 62 
Список использованной литературы . . . . . . . . 
. . . . 66 
Приложение

ВВЕДЕНИЕ

При внимательном взгляде на окружающую нас действительность мы убеждаемся, что современные общественные отношения органически связаны  с историческим прошлым. На основе накопленных  в минувшие эпохи знаний, традиций и навыков история помогает современному поколению людей не повторять  допущенных ранее ошибок и находить оптимальные решения сегодняшних  социальных проблем. Не случайно еще  древние римляне с полным основанием считали историю " наставницей  жизни ". А идущий в настоящее  время процесс реформирования российского  общества делает исторические знания и исторический опыт особенно актуальными, поскольку они составляют важное условие успешных преобразований в  стране.

На протяжении всего развития человеческой цивилизации  любое общество, так или иначе, сталкивается с проблемой отношения  к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом  развитии и другим. Отношение к  таким людям в разных обществах  и государствах на разных этапах их развития было различным - от физического  уничтожения слабых и неполноценных  людей до полной интеграции их в  общество, что определялось характерной  для данного общества аксиологической (ценностной) позицией. Аксиологическая  позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально- экономическими, нравственными воззрениями  общества.

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений  стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным  и уязвимым среди них. Другими  словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения. 
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.

Претерпевая множество  изменений по форме, видам и содержанию призрение сегодня выросло в  целую систему социальной поддержки, защиты и помощи нынешним нуждающимся.

Объектом исследования в своей дипломной работе я  выбрала историю и современное  состояние детского призрения в  России.

Детство - период, когда закладываются фундаментальные  качества личности, обеспечивающие психологическую  устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность.

А переходный период развития общества в настоящее время, углубление кризисных процессов  настоятельно требуют повышенной заботы о детях и подростках.

В России накоплен богатейший опыт в этой области. 
Десятилетиями вырабатывались механизмы оказания помощи нуждающимся детям, апробировались самые разнообразные формы и методы социального призрения детей и подростков.

Сегодня актуальны  и требуют серьезного изучения и  проработки практически все аспекты  проблемы социальной защиты детей России.

"Милосердие  не должно следовать слепой  чувственности, оно должно быть  столь же просвещенным, как и  деятельным"[1] - вот формула, которая  должна быть положена в основу  социальной работы с детьми.

ГЛАВА I 
Призрение в России как социальное явление

1. Понятие призрение

Понятие призрение  уходит своими корнями в глубь  веков (см. 
Приложение № 1).

В словаре Ожегова  призрение трактуется следующим  образом: 
"Призреть, призрю, призришь (кого/что) (устар.) - дать кому-нибудь приют и пропитание. 
Призришь сироту// несов. Призревать, -аю, -аешь. Сущ. призрение - ср.р.[2]

В педагогической энциклопедии под призрением понимается: 
( призирать - бросать взор со вниманием, с участием, сочувственно, милосердно.

"Призирайте  на нужды ближнего своего".

( призреть - пристроить, дать приют и пропитание, взять  под покров свой, озаботиться  нуждами ближнего своего.

"Призирайте  нищих, оденьте нагих, напитайте  алчущих". 
"Бог призирает сирот".

( призрение или  попечение, забота или призиранье  неимущих, дряхлых, сирых, больных.[3]

Современные исследователи  уточняют и дополняют это понятие. Под призрением детей следует  понимать разнообразные формы и  виды помощи: 
- детям инвалидам; 
- социальным сиротам; 
- детям сиротам оставшимся без попечения родителей; 
- безнадзорным; 
- детям, бежавшим от войны; 
- детям с девиантным поведением и т.д.

Таким образом, далее в своей работе я буду говорить о существовавших, существующих и возможных (перспективных) формах работы с детьми, нуждающимися в  защите и помощи государства, государственных  и негосударственных учреждений, фондов, организаций и людей, которые  решили посвятить жизнь заботе о  них.

1.2 История становления  и развития социального призрения  детей в России

Современные исследователи  выделяют несколько этапов становления  и развития социального призрения  детей в России.

1 этап - этап  зарождения социальной помощи, призрения  в древних славянских общинах.

Этому мы находим  подтверждение в этнографических  материалах. 
Внутри родовой общины имело место так называемое "приймачество" [4] - усыновление. "Приймать в семью сироту", как правило, могли люди позднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т.д.

Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская  помощь, когда ребенок переходил  из дома в дом на кормление.

Сироте могли  назначать" общественных" родителей, которые брали его на свой прокорм. 
Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались "выхованцами", "годованцами". 
Обязательными "помочи" были в семье, где взрослые ее члены были больны. Их называли " наряды миром". Соседи приходили, чтобы натопить печь, накормить скот, ухаживать за детьми.

Таким образом, в древнейший период славянской истории  зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой  для христианской модели помощи и  поддержки нуждающимся детям.

2 этап. Начиная  с X века, на Руси разрушаются  родоплеменные отношения. Создавшаяся  культурно-историческая ситуация  потребовала иных форм поддержки  и защиты нуждающихся детей.

Основные тенденции  помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой  и попечительством, которые в  своем развитии претерпевают как  бы два этапа своего становления. 
Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I и второй половины XII века - образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.

И второй период - со второй половины XII века по XIII век  включительно, когда благотворительные  функции князя постепенно сливаются  с монастырско-церковными формами  призрения.

Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся  прославился великий князь Владимир, которого в народе называли "красное  солнышко". 
Будучи от природы человеком широкой души, он призыва и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела. 
Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и бедных, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества.

Князь Ярослав  Владимирович, принявший престол  в 1016 году, учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей.

Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот 
Владимира Мономаха, о чем свидетельствует и его завещание: "Всего ж паче убогих не забывайте, поскольку вам возможно по силе своей кормите". Сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.

В России среди  монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты.

Среди священников  вызывают глубокое восхищение и уважение 
Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, что служил верой и правдой в Оптиной пустыне, Сергий Радонежский и др. 
Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, относиться уважительно к людям, заботиться о детях.

Князья, духовенство  и лучшие люди земли русской, как  свидетельствуют летописи, находясь под свежим и здоровым влиянием только что воспринятого христианского  вероучения, охотно поучались великим  религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и любить ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить  голодного, напоить жаждущего, призреть хоть" единого из малых сирот".

По единогласному  утверждению исследователей, призрение  в таких формах было не так вспомогательным  средством общественного благоустройства, как необходимым условием личного  нравственного здоровья. Древнейший русский благотворитель менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять  уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить  уровень собственного духовного  совершенствования.

Традиции призрения  в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных  князей. Простые люди оказывали помощь и поддержку друг другу, и в  первую очередь - детям. Дело в том, что  в этот период дети еще не воспринимались государством и церковью как ценность для общества. Епископы домонгольского периода, по свидетельствам историков, не ознаменовали себя ничем в деле оказания помощи детям, тогда как  народ не оставался равнодушным  к судьбам сирот.

Сложившаяся еще  в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой  общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница - это общая могила, в  которой хоронили людей, умерших  во время эпидемий, замерзших зимой  и т.п. При скудельницах сооружались  сторожки, куда привозились брошенные  дети. Занимались их призрением и воспитанием  скудельники - старцы и старухи, которые  специально подбирались и выполняли  роль сторожа и воспитателя.

Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения  окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились  такие пословицы, как "С миру по нитке, а бедному сироте сорочка", "Живой не без места, а мертвый - не без могилы". В скудельницах покрывались народным милосердием  и несчастная смерть, и несчастное рождение.

При всей своей  примитивности дома для убогих детей  являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого  долга перед детьми. Скудельники  следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний.

К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся  наметилась новая тенденция, связанная  с благотворительной деятельностью  государства. В частности на Стоглавом  Соборе в 1551 году Иван Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся  в помощи - убогих и нищих, строить  специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют  и уход.

Информация о работе Социальное призрение детей в России