Социальное призрение детей в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат

Краткое описание

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66

Файлы: 1 файл

Реферат по ППД.docx

— 102.88 Кб (Скачать)

Помощь в организации  направлена на организацию семейного  досуга, летнего отдыха и др.

Помощь в координации  направлена на активизацию различных  ведомств и служб по совместному  разрешению проблемы конкретной семьи  и положения конкретного ребенка  в ней.

Такими проблемами могут быть:

- Передача ребенка  на воспитание в приемную семью.  После того, как принято решение  о передаче ребенка, социальный  педагог (в идеале) регулярно патронирует  эту семью, говорит с ребенком, родителями, чтобы убедиться, что  ребенку там хорошо. Если появляется  проблема в адаптации этого  ребенка в новой для него  семье, социальные педагоги должны  включиться в ее разрешение. Если  у ребенка есть настоящие родители, социальный педагог кроме того, что он взаимодействует с приемными  родителями, должен поддерживать  связь и с истинными родителями. Цель должна состоять в том,  чтобы дать возможность настоящим  родителям подготовиться (в случае  благополучия семьи) к возвращению  ребенка;

- Усыновление  ребенка, которое предполагает  предоставление усыновителям прав, которыми обладали биологические  родители. Но кроме прав они  наделяются и обязанностями, выполнение  которых должен контролировать  социальный педагог;

- Помещение детей  в приюты. Приют, в отличие от  детского дома, - место временного  пребывания. За этот срок социальные  педагоги обязаны выяснить данные  о месте прежнего проживания  ребенка, причины его безнадзорности, осуществить розыск родителей  или лиц, их заменяющих, родственников,  сообщить им о его нахождении  в приюте, содействовать коррекции  взаимоотношений в семье, помочь  в трудоустройстве и решении  материальных и жилищных проблем.

Другой тип  приютов – приют для женщин, подвергшихся избиению, и их детей, а также для несовершеннолетних мам, вынужденных уйти из дома –

“социальная гостиница”. Эти приюты предоставляют место  и питание на короткое время, обеспечивают консультирование.

В реальной жизни  определилось несколько вариантов  детских судеб, требующих действенного вмешательства:

• ребенок категорически  отказывается жить дома, в то время  как родители настаивают на его возвращении;

• ребенок ночует под одной крышей с теми, кого трудно назвать семьей;

• ребенок месяцами живет в больнице – он не сирота, и поэтому не может быть помещен  в детский дом;

• ребенок попадает с улицы за решетку приемника-распределителя;

• подросток  убегает из детского дома.

К сожалению, законы не в состоянии предусмотреть  эти случаи и лишь ограничивают отношения  между учреждениями и ребенком словосочетанием 
“не имеет права” : приют не имеет права забрать ребенка от избивающих его родителей, приемник распределитель не имеет права дать убежище уставшему от скитания по подвалам ребенку, детский дом не имеет права принять ребенка без документов и т.д.

- Помещение ребенка  на институционное попечение,  коим является детский дом,  школа-интернат, семейные детские  дома, которые могут быть созданы  государственными службами или  частными организациями, не извлекающими  из этого прибыли.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи  информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме  консультирования. Вопросы могут  касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного  законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые  существуют внутри семьи.

Такая помощь оказывается  любому члену семьи, в том числе  и детям, с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся. Плохое обращение означает нанесение телесных повреждений, насилие или непосильный  труд. 
Отсутствие заботы подразумевает пренебрежительное отношение к уходу за ребенком, включающему питание, медицинскую помощь. Как крайнюю меру этот вид помощи предусматривает рекомендации на лишение родительских прав, передачу ребенка в интернатные учреждения.

Однако эта  мера должна применяться в исключительных случаях, так как для эмоционального здоровья ребенка очень важна  атмосфера семьи.

Особо следует  отметить необходимость помощи тем  семьям, где есть дети-инвалиды.

Инвалидность  значительно ограничивает жизнедеятельность, приводит детей к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и  роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Дети с ограниченными  возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонений или недостатков в  развитии, но и неприспособленности  социального окружения к их специальным  потребностям, предрассудков общества по отношению к инвалидам.

Семьи детей-инвалидов  должны быть готовы к тому, что их жизненный цикл будет отличаться от жизни обычных семей. Дети с  ограниченными возможностями медленнее  достигают определенных этапов жизненного цикла, а иногда вовсе не достигают. Этим семьям, начиная с рождения ребенка и / или получения информации о наличии у ребенка патологии, предстоит пройти следующий путь: эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи; принятие решения  о форме обучения ребенка, переживание  реакций группы сверстников, организация  его учебы и внешкольной деятельности; возникновение проблем, связанных  с пробуждающейся сексуальностью; планирование будущей занятости ребенка; и  т.д. Изменения в любой части  этой системы влекут изменения в  остальных ее частях, создавая тем  самым потребность в достижении баланса.

Вся сложность  и многоаспектность проблем детей-инвалидов  и их семей в значительной степени  находит отражение в социально-экономических  технологиях работы с инвалидами. Остановимся на социально- реабилитационной работе с детьми-инвалидами.

Основная цель ранней социально-реабилитационной работы – обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического  развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия  его потенциала для обучения.

Вторая важная цель – предупреждение вторичных  дефектов, возникающих либо после  неудачной попытки купировать прогрессирующие  первичные дефекты с помощью  медицинского, терапевтического или  обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного в частности тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались.

Третья цель социально-реабилитационной работы –  абилитировать

(приспособит)  семьи, имеющие детей-инвалидов,  чтобы максимально эффективно  удовлетворять потребности ребенка.  Социальный работник должен относиться  к родителям как к партнерам,  изучать способ функционирования  конкретной семьи и вырабатывать  индивидуальную программу, соответствующую  потребностям данной семьи.

Система реабилитации предусматривает значительный набор  услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям и семье в  целом. Все услуги скоординированы  таким образом, чтобы оказать  помощь индивидуальному и семейному  развитию и защитить права всех членов семьи.

Помощь при  малейшей возможности должна оказываться  в естественном окружении, т.е. не в  изолированном учреждении, а по месту  жительства, в семье.

Установлено, что  детям удается достичь гораздо  лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты  становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.

Работа с детьми, оставшимися без попечения родителей.

С каждым годом  в России более полумиллиона детей  остаются без попечения родителей. В настоящее время широко используются в обыденной речи и теоретических  исследованиях два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых  умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет  биологических родителей, но они  по каким-то причинам не занимаются воспитанием  ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет  на себя общество и государство.

Таким образом, к категории детей, оставшихся без  попечения родителей, относятся  дети, у которых родители:

- умерли;

- лишены родительских  прав;

- ограничены  в родительских правах;

- признаны безвестно  отсутствующими;

- недееспособны  (ограниченно дееспособны);

- отбывают наказание  в исправительных учреждениях;

- обвиняются  в совершении преступлений и  находятся под стражей;

- уклоняются  от воспитания детей;

- отказываются  забрать детей из лечебных, социальных  учреждений, куда ребенок помещен  временно. 
Согласно закону РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” опека и попечительство являются формой устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово 
“сирота”, будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту.

Назвать все  причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема. Однако, по крайней мере, три причины  такого явления можно назвать.

Первая заключается  в том, что родители (чаще всего  мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в  младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения отказ  от ребенка – правовой акт, который  официально подтверждается специальным  юридическим документом. В течение  трех месяцев родители (мать) могут  изменить свое решение, и ребенок  может быть возвращен в семью.

Вторая причина  связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей  лишают родительских прав в целях  защиты интересов ребенка. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и  т.п. Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению  суда и оформляется специальным  юридическим документом.

И третья причина  связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или  социальных катаклизмов, вынуждающих  население страны к хаотической  миграции.

Одна из главных  задач любого общества и государства  – осуществление права ребенка  на воспитание в семье. Эти права  ребенка зафиксированы как в  международных документах (Конвенция  ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и  в российских законодательных актах. Так в семейном кодексе в качестве приоритетных и самостоятельных  выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в  семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право  на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.

Если сохранение ребенка в семье оказывается  невозможным, предпочтение отдается поискам  для него новой семьи. Но при передаче ребенка и в воспитательное учреждение и в новую семью делается все  возможное, чтобы ребенок оставался  в среде, которая была бы связана  с его этнической группой, местными обычаями и культурными корнями.

В нашей стране создается, развивается и укрепляется  система альтернативных решений, касающихся социального призрения детей. К  ним можно отнести следующие  возможные варианты:

- сохранение  ребенка в родной семье;

- возвращение  в семью;

- усыновление  внутри страны;

- усыновление  в другой стране;

Информация о работе Социальное призрение детей в России