Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:11, реферат
История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.
Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54
Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, летнего отдыха и др.
Помощь в координации
направлена на активизацию различных
ведомств и служб по совместному
разрешению проблемы конкретной семьи
и положения конкретного
Такими проблемами могут быть:
- Передача ребенка
на воспитание в приемную
- Усыновление
ребенка, которое предполагает
предоставление усыновителям
- Помещение детей
в приюты. Приют, в отличие от
детского дома, - место временного
пребывания. За этот срок социальные
педагоги обязаны выяснить
Другой тип приютов – приют для женщин, подвергшихся избиению, и их детей, а также для несовершеннолетних мам, вынужденных уйти из дома –
“социальная гостиница”. Эти приюты предоставляют место и питание на короткое время, обеспечивают консультирование.
В реальной жизни определилось несколько вариантов детских судеб, требующих действенного вмешательства:
• ребенок категорически отказывается жить дома, в то время как родители настаивают на его возвращении;
• ребенок ночует под одной крышей с теми, кого трудно назвать семьей;
• ребенок месяцами живет в больнице – он не сирота, и поэтому не может быть помещен в детский дом;
• ребенок попадает
с улицы за решетку приемника-
• подросток убегает из детского дома.
К сожалению, законы
не в состоянии предусмотреть
эти случаи и лишь ограничивают отношения
между учреждениями и ребенком словосочетанием
“не имеет права” : приют не имеет права
забрать ребенка от избивающих его родителей,
приемник распределитель не имеет права
дать убежище уставшему от скитания по
подвалам ребенку, детский дом не имеет
права принять ребенка без документов
и т.д.
- Помещение ребенка
на институционное попечение,
коим является детский дом,
школа-интернат, семейные детские
дома, которые могут быть созданы
государственными службами или
частными организациями, не
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
Такая помощь оказывается
любому члену семьи, в том числе
и детям, с которыми плохо обращаются
или о которых не заботятся. Плохое
обращение означает нанесение телесных
повреждений, насилие или непосильный
труд.
Отсутствие заботы подразумевает пренебрежительное
отношение к уходу за ребенком, включающему
питание, медицинскую помощь. Как крайнюю
меру этот вид помощи предусматривает
рекомендации на лишение родительских
прав, передачу ребенка в интернатные
учреждения.
Однако эта мера должна применяться в исключительных случаях, так как для эмоционального здоровья ребенка очень важна атмосфера семьи.
Особо следует отметить необходимость помощи тем семьям, где есть дети-инвалиды.
Инвалидность значительно ограничивает жизнедеятельность, приводит детей к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Дети с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонений или недостатков в развитии, но и неприспособленности социального окружения к их специальным потребностям, предрассудков общества по отношению к инвалидам.
Семьи детей-инвалидов
должны быть готовы к тому, что их
жизненный цикл будет отличаться
от жизни обычных семей. Дети с
ограниченными возможностями
Вся сложность
и многоаспектность проблем детей-инвалидов
и их семей в значительной степени
находит отражение в социально-
Основная цель
ранней социально-реабилитационной работы
– обеспечение социального, эмоционального,
интеллектуального и
Вторая важная цель – предупреждение вторичных дефектов, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного в частности тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались.
Третья цель социально-реабилитационной работы – абилитировать
(приспособит)
семьи, имеющие детей-
Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям и семье в целом. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи.
Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном окружении, т.е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.
Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.
Работа с детьми,
оставшимися без попечения
С каждым годом в России более полумиллиона детей остаются без попечения родителей. В настоящее время широко используются в обыденной речи и теоретических исследованиях два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.
Таким образом, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:
- умерли;
- лишены родительских прав;
- ограничены в родительских правах;
- признаны безвестно отсутствующими;
- недееспособны (ограниченно дееспособны);
- отбывают наказание в исправительных учреждениях;
- обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
- уклоняются от воспитания детей;
- отказываются
забрать детей из лечебных, социальных
учреждений, куда ребенок помещен
временно.
Согласно закону РФ “О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей
сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей” опека и попечительство являются
формой устройства таких детей для содержания,
воспитания, образования, защиты их прав
и интересов. Опека устанавливается над
детьми, не достигшими возраста 14 лет,
попечительство устанавливается над этой
категорией детей в возрасте от 14 до 18
лет. В дальнейшем, употребляя слово
“сирота”, будем иметь в виду и ребенка,
оставшегося без родителей, и социального
сироту.
Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема. Однако, по крайней мере, три причины такого явления можно назвать.
Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка – правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.
Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т.п. Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.
И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.
Одна из главных задач любого общества и государства – осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Так в семейном кодексе в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.
Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него новой семьи. Но при передаче ребенка и в воспитательное учреждение и в новую семью делается все возможное, чтобы ребенок оставался в среде, которая была бы связана с его этнической группой, местными обычаями и культурными корнями.
В нашей стране создается, развивается и укрепляется система альтернативных решений, касающихся социального призрения детей. К ним можно отнести следующие возможные варианты:
- сохранение ребенка в родной семье;
- возвращение в семью;
- усыновление внутри страны;
- усыновление в другой стране;