Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 17:56, реферат
Факторы изменчивости социальных государств, какими бы мощными они не представлялись многим, отнюдь не в одиночку определяют перспективы социального развития в мире. Им противостоят долговременные стратегические факторы, обеспечивающие определенную стабильность социального государства во все времена. Это – факторы устойчивости социальных государств, о которых я расскажу в данной работе.
ВВЕДЕНИЕ 3
Проблема устойчивости социального государства 4
1.1 Понятие и социальные основы устойчивости социального государства 4
1.2 Социальная структура
1.3 Факторы, угрожающие устойчивости социального государства 10
1.4 Условия стабильности современного социального государства 13
Социальное государство в России 14
2.1 История России, как социального государства, и его факторы устойчивости 14
2.2 Критерии устойчивости Российского государства 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Понятие и социальные основы устойчивости
социального государства
1.2 Социальная структура
1.3 Факторы, угрожающие устойчивости социального государства 10
1.4 Условия стабильности современного социального государства 13
2.1 История России, как социального государства,
и его факторы устойчивости
2.2 Критерии устойчивости Российского государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Факторы изменчивости социальных государств, какими бы мощными они не представлялись многим, отнюдь не в одиночку определяют перспективы социального развития в мире. Им противостоят долговременные стратегические факторы, обеспечивающие определенную стабильность социального государства во все времена. Это – факторы устойчивости социальных государств, о которых я расскажу в данной работе. Так же, в этой работе, рассмотрим социальные основы устойчивости Российского государства.
Цель данной работы ― раскрыть основные факторы устойчивости социального государства.
Проблему устойчивости социального государства необходимо рассматривать в контексте его стабильности, то есть его жизнеспособности как системы, способности «социального субъекта сохранять свое существование или присутствие непрерывно в пространстве и во времени» [1, с. 45]. Устойчивость (стабильность) социального государства есть его интегральное качество, соединяющее все его параметры, и позволяющее сохранять их в условиях изменения условий, внешней среды и сопротивляться различным угрозам (рискам). Социальную стабильность обычно (с некоторой долей условности) делят на статическую (в этом случае фактор времени не играет существенной роли) и динамическую (предполагающую изменение объекта во времени). При этом следует иметь в виду, что устойчивое (стабильное) состояние социальной системы всегда является результатом взаимодействия большого количества различных факторов, которые не поддаются точной математической формализации (исчислению и измерению). Значимость того или иного фактора стабильности всегда необходимо оценивать исходя из конкретной исторической ситуации.
Социальные основы устойчивости социального государства можно анализировать исходя из широкого и узкого понимания понятия «социальное». В широком смысле можно выделить экономические, политические, социальные (в узком смысле) и культурно-идеологические основы устойчивости социального государства.
Опыт развития социального государства в развитых странах показывает, что его экономический фундамент может представлять собой как административно-командную экономику с абсолютной или ведущей ролью государственной собственности на средства производства (СССР и другие социалистические страны ХХ века), так и рыночную экономику с ведущей ролью частной собственности. Вместе с тем, оптимальный экономический режим для социального государства создают экономические системы с развитыми механизмами государственного регулирования рыночной экономики (Швеция, Великобритания, Нидерланды и др.). Необходимо иметь в виду, что социальное государство всегда предполагает перераспределение части экономических благ, и поэтому условием его существования является эффективная, высокоразвитая экономика. Экономические кризисы, как правило, ведут к сокращению социальных расходов государства. Сказанное вовсе не значит, что социальное государство возможно только в богатых, экономически развитых странах. В развивающихся странах социальное государство может существовать как модель, или цель, в направлении достижения которой проводится государственная политика (Румыния, Россия и другие постсоветские государства).
Социальное государство может функционировать в условиях различных политических режимов – тоталитарных (СССР в 1930-1950-е годы), авторитарных (индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки) и демократических (Западная Европа и Северная Америка). Но в полной мере свой потенциал оно может раскрыть только в условиях светских демократических режимов.
Значительное влияние на развитие социального государства оказывают культурно-исторические традиции различных стран. Так, для англоязычных стран характерно относительно незначительное участие государства в экономике, велика роль местного самоуправления и институтов самоорганизации граждан (гражданского общества). Для стран континентальной Европы (Германия, Франция и др.) .В латинских странах (Италия, Испания) большую роль наряду с государством играет католическая церковь.
1.2 Социальная структура
При анализе проблемы политической и социальной стабильности необходимо указать её субъекта (носителя). Применительно к социальному государству это вопрос о его социальных основах в узком смысле, то есть вопрос социальной структуры.
Социальная структура-совокупность определенным образом взаимосвязанных индивидов, социальных групп и социальных институтов, выделяемых по тому или иному признаку. Социальная структура в указанном значении всегда предполагает неравенство социальных групп и индивидов, как их членов, - то есть социальное неравенство. Существует два основных подхода к анализу социальной структуры: теории социальных классов и функциональные теории социальной стратификации. Классовые теории исходят из того, что основные элементы социальной структуры – социальные классы – большие группы людей, выделяемые по их отношению к собственности на средства производства, по их месту в системе общественного разделения труда и по той доле общественного богатства, которое они получают (В.И. Ленин). В каждом историческом типе общества выделяется два основных класса, интересы которых противоположны (в феодальном – феодалы–землевладельцы и крестьяне, в капиталистическом – капиталисты/буржуазия и наемные рабочие/пролетариат), и несколько неосновных классов и слоев. В капиталистическом обществе к последним относятся, например, мелкая буржуазия (мелкие собственники, нередко и сами являющиеся работниками), интеллигенция, служащие, маргинальные группы (нищие, бомжи, криминальные элементы) и ряд других. Экономические различия (отношение к собственности) в целом определяют образ жизни, социально-психологические особенности и политическое поведение представителей классов. Классовой теории придерживается большинство приверженцев социалистической и социал-демократической идеологии.
Альтернативой классовой теории является функциональная теория социальной стратификации. Важнейший вклад в её создание внес американский социолог российского происхождения Питирим Сорокин (1889-1968 гг.). Согласно этой теории население делится на различные социальные слои – страты, которые выделяются по различным основаниям (шкалам) – экономическим, политическим, профессиональным, этнонациональным, религиозным, территориальным и другим. Эти шкалы не обязательно связаны между собой, не существует ведущего, определяющего основания выделения страт. Страты нередко называются классами, но в этом случае выделяется произвольное их количество (например, высший, средний и низший, но чаще предлагается более дробное деление).
Социальное государство в развитых западных странах возникло как результат классового компромисса между классом крупных собственников и наемными работниками. Медиатором (посредником) в этом компромиссе выступило государство в лице политической элиты, которые либо пошли на уступки организованному рабочему движению, либо таким образом пытались упредить социальные потрясения. Классовый компромисс опирался на консенсус (согласие) групп с противоположными интересами по вопросам о базовых социальных ценностях – о целях и путях (средствах) социального развития. В свою очередь, ценностный консенсус был организационно оформлен в институтах социального государства (системы социального обеспечения и защиты, образования, здравоохранения, культуры).
Таким образом, устойчивость (стабильность) социального государства, достигшее высокого уровня развития в западных странах во второй половине ХХ века, опиралась на следующие основания:
- эффективная рыночная экономика с развитой системой её государственного регулирования;
- светский демократический политический режим;
- компромисс между классом крупных собственников и организованным рабочим движением по вопросам целей и путей социального развития (цель – свободное светское демократическое общество, путь – постепенные социальные реформы);
- относительная демилитаризация общества (особенной после Второй мировой войны);
- относительная культурная (этническая и религиозная) однородность развитых стран.
В конце ХХ – начале ХХI вв. социальная структура государства изменились, что потребовало определенной перестройки его социальной политики.
Важнейшими социальными последствиями научно-технической революции и развития социального государства в развитых странах стали:
1. Значительный рост благосостояния и социальной защищенности граждан. К концу ХХ века многие задачи, стоявшие перед социальным государством на ранних этапах его развития, были в значительной степени решены. Прежде всего, это проблемы ликвидации бедности, создания систем социальной защиты и обеспечения, развития систем образования и здравоохранения. Перед социальным государством возникли новые задачи: содействие развитию «человеческого капитала» через совершенствование системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки, культурная интеграция общества через включение в него этнических и религиозных меньшинств, защита окружающей среды.
2. Изменение социально-профессиональной структуры общества в результате развития наукоемких отраслей экономики: рост числа граждан, имеющих высшее и среднее специально образования и занятых высококвалифицированным умственным трудом, снижение доли низкоквалифицированного и физического труда, усложнение процессов управления и значительное увеличение количества управленцев разного ранга. Развитие научно-технической революции привело к усложнению классовой структуры современных обществ: повышению удельного веса средних, промежуточных слоев, появлению так называемого нового среднего класса.
3. Рост культурной (этнической и религиозной) неоднородности в западных странах вследствие миграционного притока «гастарбайтеров» и беженцев из стран Азии, Африки и Латинской Америки. В результате в некоторых развитых европейских странах (Франция, Швеция, Германия и др.) новые этнокультурные меньшинства составляют около 10% населения, что создает качественно новые социальные проблемы, с которыми социальное государство не сталкивалось на ранних этапах своего развития.
Существенным «внешним»
1.3 Факторы, угрожающие устойчивости социального государства
Можно выделить следующие факторы, угрожающие устойчивости социального государства на рубеже ХХ – ХХI вв.:
- глобализация
производственно-
- траснсформация социальной структуры экономически развитых стран и частичное «размывание» социальной опоры социального государства – среднего класса;
- усиление
миграционных потоков
- ослабление
влияния социалистической и
Угрозой социальной стабильности в современную эпоху является рост этнокультурного и религиозного разнообразия в развитых странах вследствие миграционного притока из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Правительства принимают программы социальной адаптации и защиты мигрантов, в то же время значительная часть мигрантов не способна или не желает адаптироваться в принимающих обществах. Мигранты создают замкнутые сообщества и районы проживания, в которых процветают бедность, безработица и преступность. Коренное население западных стран в целом неблагожелательно относится к мигрантам, считая их социальными «нахлебниками» либо конкурентами на рынке труда. Эти противоречия создают почву для роста популярности недемократических националистических политических партий, движений и политиков, которые проходят в результате демократических выборов в парламенты и даже проводят своих представителей в правительства (в Австрии, Нидерландах, Швеции, Франции). Другая сторона обострения этнокультурных проблем – рост самосознания коренных этнических меньшинств в развитых странах, в некоторых случаях ведущий к требованиям государственного суверенитета или автономии (Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, Валлония в Бельгии, Каталония и Баскония в Испании, Квебек в Канаде).