Социальное государство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 17:56, реферат

Краткое описание

Факторы изменчивости социальных государств, какими бы мощными они не представлялись многим, отнюдь не в одиночку определяют перспективы социального развития в мире. Им противостоят долговременные стратегические факторы, обеспечивающие определенную стабильность социального государства во все времена. Это – факторы устойчивости социальных государств, о которых я расскажу в данной работе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Проблема устойчивости социального государства 4
1.1 Понятие и социальные основы устойчивости социального государства 4
1.2 Социальная структура
1.3 Факторы, угрожающие устойчивости социального государства 10
1.4 Условия стабильности современного социального государства 13
Социальное государство в России 14
2.1 История России, как социального государства, и его факторы устойчивости 14
2.2 Критерии устойчивости Российского государства 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

факторы устойчивости соц государства.docx

— 41.52 Кб (Скачать)

     В качестве одной  из моделей решения этнокультурных  проблем использовался мультикультурализм – «политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам вести просветительскую деятельность и иметь собственные образовательные программы, строить школы, открывать библиотеки и объекты культового значения, выражать консолидированную политическую позицию во время выборов, и так далее». Как политическая теория и практика, мультикультурализм развивается с 1970-х гг., но в начале ХХI в. он даёт сбои в ряде стран Европы (Германия, Великобритания и др.). Мультикультурализм подвергается критике во-первых, за то, что эта политика во многих случаях ведет к неоправданной политизации культурных различий, во-вторых, за неспособность интегрировать этнокультурные меньшинства в принимающие общества. В 2010-2011 гг. лидеры ряда западных государств (А.Меркель, Н.Саркози, Д.Кэмерон) признали провал политики мультикультурализма в своих странах и выразили намерение ужесточить миграционную политику.

     Несмотря на проблемы и угрозы, с которыми столкнулось социальное  государство в начале ХХI века, оно, по мнению многих специалистов, сохраняет свою стабильность и устойчивость, представляет собой основную качественную характеристику современных высокоразвитых государств и модель развития для так называемых развивающихся государств, к которым в настоящее время можно отнести и Российскую Федерацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Условия стабильности современного социального государства

      Основными условиями стабильности  современного социального государства  являются:

 - эффективная инновационная экономика с развитой системой государственного регулирования рынка, опирающаяся на наукоемкие технологии, эффективную и демократичную систему образования;

- многочисленный, высокообразованный, экономически относительно независимый и политически активный средний класс;

- светский демократический политический режим;

- институционализированное гражданское общество, способное оказывать значимое влияние на социальные и политические процессы;

- способность решить проблему этнокультурного и религиозного разнообразия;

- демилитаризованная экономика и общество, а также внешнеполитическая безопасность;

- поддержание исторических традиций социальной солидарности, высокий уровень социального капитала в обществе.

    Сказанное  выше относится преимущественно  к экономически развитым государствам  с устоявшимися демократическими  политическими режимами. Проблемы  создания и развития социального  государства по-своему преломляются  в странах, находящихся на стадии  перехода к современной инновационной  экономике и демократической политической системе. Почти все они провозгласили в своих Конституциях нормы социального государства (или обозначили соответствующие цели), но созданию устойчивого социального государства до сих пор препятствуют неэффективные экономические системы, плохо воспринимающие научно-технологические инновации, недостаточно демократические режимы, отсутствие многочисленного среднего класса, слабое гражданское общество, во многих случаях – нерешенность этноконфессиональных проблем.

 

  1. Социальное государство в России

2.1 История России, как социального  государства и его факторы устойчивости

С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством [3, глава 1, статья 7].

Большинство современных государств, и в том числе Россия, имеют длительную историю, насчитывающую века национальной государственности. Однако в современном глобальном мире основные угрозы устойчивому существованию государства исходят не столько от вооруженной агрессии других государств, сколько от факторов, обусловленных его собственной эволюцией. 

История второй половины XХ века свидетельствует, что те государства, которые не смогли вовремя противостоять новым вызовам глобального мира, оказались у грани и даже за гранью потери национальной государственности. Глобальной катастрофой стал распад супердержавы – бывшего СССР, в основе которого лежали факторы как внутреннего, так и внешнего характера. 

Чтобы сохранить лидирующее положение в формирующемся многополярном мире, Россия должна быть сильным, стабильным и процветающим государством. Несмотря на общие рамки цивилизационного процесса, такие как политическая демократия, рыночная экономика, эффективная государственная бюрократия, верховенство права, приоритет прав и свобод человека, конституция и др., путь каждого государства к прогрессу и процветанию уникален. Преодолеть вызовы времени помогают связь со своей историей, культурой, учет традиций населения, его потребностей и собственных возможностей.  

Исторически Россия относилась к странам догоняющего развития, обусловленного, в том числе, ее геостратегическим положением евразийской державы. Поэтому поиск собственного пути цивилизационного прогресса играет для нее особую роль. Государству часто приходилось мучительно напрягать все силы для того, чтобы «догнать и перегнать» западный мир. Для решения этой задачи оно нередко прибегало к нетрадиционным формам и методам, базирующимся на пассионарной, по выражению Л.Гумилева, энергию населения и одновременном подавлении частной инициативы. Это порождает своеобразную цивилизационную ситуацию: государство не только становится главной и единственной целью общественного прогресса, но и целенаправленно сдерживает естественный прогресс общества, принимая на себя роль его «главного опекуна». Государство поглощает общество как самостоятельного субъекта социального прогресса, но, вместе с тем, отягчает собственное положение, принимая на себя весь груз общественных проблем.[6]  

Возникшая на Западе идея общественного договора была в равной степени выгодна и обществу, освободившемуся от гнета государства, и государству, которое получило возможность конституироваться, т.е. правовым путем ограничить свои права и ответственность по отношению к гражданскому обществу. Базирующийся на общественном договоре конституционный строй – основа социального прогресса не только Запада, но и России. Он выступает в качестве одного из главных факторов устойчивости российского государства. Политико-правовой формой выражения этого фактора является Основной закон – Конституция РФ и основанное на ней законодательство. Зашита Конституции, обеспечение ее действенности – не только обязанность государства, но и эффективное средство сохранения и укрепления устойчивости государства. 

Легитимность власти также относится к основным факторам устойчивости государства. Она складывается из свободных демократических выборов, открытости и подотчетности власти перед избирателями, сменяемости власти только на основании закона и т.п. 

Справедливое социальное, национальное, территориальное устройство также следует отнести к факторам устойчивости государства. Равно как и справедливое, честное распределение государственных средств и гарантированных государством благ между всеми гражданами независимо от пола, расы, вероисповедания, национальной принадлежности и т.п. 

К факторам устойчивости государства следует отнести экономический строй, основанный на понятном, обоснованном, непротиворечивом и стабильном экономическом законодательстве, а также посильных налогах и не слишком высоких административных барьерах. Не коррумпированный, высокопрофессиональный, относительно дешевый, преданный своему делу государственный аппарат также является фактором устойчивости государства. 

Наконец, к факторам устойчивости следует отнести нематериальные факторы, такие как здоровый, прививаемый с детства, широко распространенный патриотизм населения, преданность своей стране, гордость за ее высокое положение в мире, готовность ради нее к самопожертвованию, отстаивание интересов своей страны в различных областях и направлениях деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Критерии устойчивости Российского государства

Устойчивость государства характеризуется следующими основными критериями:

  • Национальный суверенитет, территориальная целостность, верховенство Конституции и законов государства на всей его территории.
  • Единство системы государственной власти в рамках выполнения общегосударственных функций и задач.
  • Единое гражданство, единство прав и обязанностей всех граждан государства, независимо от места проживания, национальности, языка, вероисповедания и т.д..
  • Единое экономическое, информационное пространство, беспрепятственное перемещение товаров, капиталов и трудовых ресурсов по всей территории государства.
  • Единая государственная политика в области образования, здравоохранения, социального обеспечения населения, развития науки, сохранения и развития культурного наследия (в том числе языков).
  • Для федеративного государства равенство субъектов федерации во взаимоотношениях между собой и с федеральным правительством.
  • Единые вооруженные силы, единая политика военного строительства, единое управление вооруженными силами и военно-стратегическое планирование, единая система органов государственной и общественной безопасности.
  • Государственный язык в качестве единого языка делопроизводства, судопроизводства, официального языка органов власти и управления, географических названий и т.д.
  • Вопросы, связанные с этническим происхождением, должны стать личным делом граждан. Государство не должно специально регулировать взаимоотношения между представителями различных этнических групп, если они не касаются гражданских правоотношений и не угрожают общественной и личной безопасности.
  • Государственная служба и государственное управление должны быть отделены от вопросов хозяйственного управления; последними в интересах государства должны заниматься наемные менеджеры, представляющие государство в руководстве тех или иных компаний.
  • Единая внешняя политика и координация деятельности всех субъектов внешне экономической деятельности.
  • Единая валюта, являющаяся общим для всего государства платежным и расчетным средством, единый валютный эмиссионный центр, единая таможенная и налоговая политика. Отсутствие внутренних границ, за исключением границ административных образований. Единая пограничная служба.
  • Национальная государственная символика: флаг, гимн, герб.
  • Единое представительство в международных, в том числе неправительственных организациях.
  • Единое общенациональное правительство, управляющее национальной экономикой, а также социальной сферой как единым комплексом, не зависящим от административных границ, этнонациональных, конфессиональных, языковых и иных различий проживающего на той или иной территории населения.
  • Единое государственное правовое регулирование вопросов собственности, владения, пользования, распоряжения собственностью, включая собственность на землю, средства производства, произведенную продукцию (товары), интеллектуальную собственность и др.
  • Единый общенациональный законодательствующий орган – парламент, члены которого избираются на основе равного и равноправного представительства на всей территории государства в соответствии с общенациональным избирательным законом.
  • Глава государства избирается на общенациональных выборах, в которых участвует все взрослое население государства.
  • Единство судебной системы государства, единая общенациональная система органов обеспечения правопорядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе я проанализировала факторы устойчивости социального государства. Я рассмотрела все аспекты данной темы:

1.Устойчивость (стабильность) социального государства –интегральное качество государства , соединяющее все его параметры, и позволяющее сохранять их в условиях изменения условий, внешней среды и сопротивляться различным угрозам (рискам).

2) Анализ проблемы политической и социальной стабильности.

При этом анализе необходимо указать субъекта (носителя) проблемы. Применительно к социальному государству это вопрос о его социальных основах в узком смысле, то есть вопрос социальной структуры. Социальная структура-совокупность определенным образом взаимосвязанных индивидов, социальных групп и социальных институтов, выделяемых по тому или иному признаку.

3)Рассмотрела факторы, угрожающие устойчивости социального государства.

Несмотря на угрозы, с которыми может столкнуться социальное государство, по мнению многих специалистов, оно сохраняет свою стабильность и устойчивость, представляет собой основную качественную характеристику современных высокоразвитых государств и модель развития для так называемых развивающихся государств, к которым в настоящее время можно отнести и Российскую Федерацию.

4) Условия стабильности современного социального государства.                    

5)Проанализировала факторы устойчивости Российского государства.

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Дахин А.В. Демократия в контексте проблемы социальной стабильности// Гуманитарные и технологические факторы стабильности в России: наука – образование – политика. Междисциплинарное учебное пособие. Бекарев А.М., Дахин А.В., Макарычев А.С., Пак Г.С., Щуров В.А./ Отв.ред. – А.В. Дахин. М.: РГГУ, 1998
  2. Денисова И.П., Клиновенко Л.Р. Социальная политика: Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  3. Конституция РФ.
  4. Логинов А.В. Социальная политика современной России в контексте цикличности политического процесса. Саранск: Изд-во Мордовского гос.ун-та. 2009. 
  5. А.В. Дахин, С.А. Воробьёв Основы социального государства Учебное пособие для студентов , Нижний Новгород, 2013.
  6. Информационно - аналитический журнал «Политическое образование».Статья «Факторы устойчивости Российского государства».

Информация о работе Социальное государство в России