Прежде всего стоит определиться, кто
такие «дети» вообще. Ребёнок — человек в период детства. Возрастные границы детства
разнятся в различных культурах, теориях
жизненного цикла и юридических системах.
В общем случае, ребёнком называют человека
от рождения до наступления половой зрелости.
Статус «ребёнка» равно как и «взрослого»
варьируется в разных культурах и юридических
системах. В настоящее время Конвенция о правах ребёнка определяет ребёнка как человеческое
существо до достижения восемнадцатилетнего
возраста. При этом национальные законодательства
имеют приоритет в данном вопросе. Чтобы
в большей степени раскрыть данную тему
следует также определится с понятием
«Социальная ценность». Социальные ценности
- в широком смысле - значимость явлений
и предметов реальной действительности
с точки зрения их соответствия или несоответствия
потребностям общества, социальной группы,
личности. Социальные ценности - в узком
смысле - нравственные и эстетические
требования, выработанные человеческой
культурой и являющиеся продуктами общественного
сознания.
Ценность детей это степень положительного
отношения общества, семьи и индивида
к числу детей. Выражает определенные
социальные отношения, имеет конкретный
исторический смысл. На различных этапах
развития общества содержание социальной
роли ребёнка изменялось. В доклассовом
обществе ребёнок был ценен как будущий
взрослый, а не ребёнок как таковой. Упрочению
этой оценки способствовала высокая детская
смертность. Период взросления оценивался
негативно, как неизбежный и обременит.
период незрелости. Обряды возрастных
инициации знаменовали собой ритуальное
посвящение во взрослые. В связи с низкой
продолжительностью жизни социальная
зрелость определялась достижением половой
зрелости. В средневековье господствовало
представление о ребёнке как о 'маленьком
взрослом', одежда детей копировала одежду
взрослых, изображения детей того времени
представляют собой уменьшенные копии
изображений взрослых. С кон. 17 в. формируется
восприятие довзрослого периода как специфического
периода человеческой жизни, утверждается
отношение к детям как особым социальным
существам, отличающимся от взрослых.
Этому способствовала борьба трудящихся
против капиталистической эксплуатации
детского труда.
Происходящие в нашей стране глобальные
социально-экономические, политические
преобразования, коснувшиеся всех областей
общественной жизни, наряду с положительными
изменениями привели и к существенному
росту негативных явлений. Самыми беззащитными
и неподготовленными к этим изменениям
оказались дети.
Стремительная трансформация общественного
устройства и экономический кризис обусловили
рост детской беспризорности и безнадзорности.
Приводятся разные показатели численности
беспризорных детей например в России:
от 2,5 миллиона (по данным МВД России) до
4 миллионов (по данным независимых экспертов).
Растет число детей, занимающихся бродяжничеством
и попрошайничеством. Масштабы этой национальной
трагедии еще до конца не осознаны. Рост
детской беспризорности и безнадзорности
влечет за собой увеличение числа правонарушений
со стороны лиц, не достигших возраста
уголовной ответственности (14 лет).
В современном обществе, где женская
эмансипация и самореализация стоят ,зачастую,
на первом месте, ценность детей значительно
пала. Если раньше в семьях было столько
детей, сколько условно «давал Бог» , сейчас
же- столько, сколько мы можем себе позволить
и хотим. Женщина сейчас получает образование,
строит карьеру и только потом рожает
ребенка, если вообще это делает. Дети
стали не главным в жизни женщин, оттого
их ценность во всем обществе пала.
Министерство образования и науки Украины
Харьковский Национальный Университет
им. В. Н. Каразина
Социологический
факультет
Эсе на тему «Дети как социальная
ценность»
Выполнила студентка
дневной формы обучения
группа СЦ – 22
Холох Ольга
Харьков 2011