Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 02:01, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Старший подростковый возраст является благоприятным для развития личности подростка. В современных условиях без непрерывного самосовершенствования, отсутствия самостоятельной работы человека над умственным и физическим развитием, духовным ростом, сложно адаптироваться в быстро меняющемся мире, реализовать себя и внести вклад в культуру..
Введение…………………………………………………………….…..……....... 3
Глава I. Теоретические основы развития личности старших подростков в процессе ролевых игр ………………………....................……..…..… 6
Психолого-педагогические особенности развития личности старших подростков………………………………………………………………………….....6
Понятие и сущность ролевой игры.………………………...…..……..……………9
Педагогические условия эффективности ролевых игр в процессе развития личности старших подростков……………………………………………………..12
Глава II. Организация эмпирического исследования по выяснению влияния ролевых игр на развитие личности старших подростков……………18
2.1. Методика экспериментальной работы …………………………..…………..…....18
2.2. Рекомендации по совершенствованию применения ролевых игр как средства развития личности старших подростков………………………….…..………….24
Заключение.……………………………………………………….…………..…...27
Литература..………………………..……….………………………………….….29
Приложения……………………………………………………………………….30
(что?)
Какая стимуляция наиболее эффективна?
Содержание развития личности старших подростков:
Учитывается, что из перечисленного наиболее важно в применении к определенному периоду времени и в определенном классе учащихся (старших подростков). Как можно синтезировать эти понятия?
Средства развития личности старших подростков:
Какие из них наиболее эффективные?
Методы развития личности старших подростков в ролевой игре:
Использование каких методов делает ролевые игры наиболее эффективным средством развития личности старших подростков?
Устойчивость развития личности старших подростков в ролевой игре:
Как должна быть построена и проведена ролевая игра для постоянной устойчивости развития личности старших подростков?
Эффективность ролевых игр в развитии личности старших подростков:
Какое бы время не понадобилось для достижения результатов, главное, чтобы развитие личности старших подростков посредством ролевой игры, имело постоянный, организованный, целенаправленный и планомерный характер.
Глава II. Организация эмпирического исследования по выяснению влияния ролевых игр на развитие личности старших подростков
2.1. Методика экспериментальной работы
Одним из видов игр, позволяющих, по моему мнению, в процессе обучения старших подростков развить их личность, которая стала бы регулятором поведения и деятельности, определила бы отношение старших подростков к окружающему миру через призму личностного развития, может быть ролевая игра.
Я считаю, что ролевая игра в возрасте 16-17 лет будет средством воспитания личности старших подростков в процессе обучения, при условиях:
Педагогический эксперимент является основным методом исследования.
Эксперимент проходил в три этапа:
Психолого-
На
предварительном этапе с
При определении степени развития личности мною использовались субъективные критерии оценки на основе суждений старших подростков о понятии самоуправления, полученные в результате предварительной беседы, проведении круглого стола.
Также на начальном этапе экспериментальной работы в ходе индивидуального анкетирования педагогов, с целью выявления понимания значения и места ролевых игр по развитию личности в педагогическом процессе данного учреждения, были предложены, следующие вопросы (см. приложение № 1):
В анкетировании участвовало 5 педагогов. В ходе анкетирования выявлено, что все педагоги под развитием личности понимают результат социализации и воспитания. Отмечены волевые, эмоциональные и нравственные свойства личности. Но только 2 из 5 педагогов считают, что развитие личности старших подростков проявляется в процессе развития и совершенствования любого рода потребностей и интереса, которые будут побуждать его (подростка) к действию. Все педагоги основное место в воспитании личности старших подростков отводят методу беседы на темы воспитания, самовоспитания. Никто из педагогов не отметил ролевую игру, как средство воспитания личности старших подростков, придавая ей в основном игровой характер.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
в суждениях педагогов
Анализ плана учебно-воспитательной работы Борисовской средней школы показал, что в ней отсутствуют ролевые игры. Не учитывается значимость ролевых игр для формирования личности старших подростков. Анализ осуществлялся по следующим направлениям:
Поэтому мною была проведена ролевая игра со старостами 11 классов «Кто, если не я» с использованием предварительной беседы и круглого стола, а также рефлексии в завершение занятия (см. приложения № 2, № 3) .
1
задание. Предварительная
2 задание. В ходе ролевой игры (учащимся было предложено принять роль директора школы, зауча) учащиеся очень активно и эмоционально предлагали свои варианты прав и обязанностей, которые они бы внесли в существующие правела, как для самих учащихся, так и для преподавателей.
Варианты для учащихся: права: свободная форма одежды и обуви – т.к. в школе строгое ограничение по внешнему виду; изменять дизайн кабинетов по собственному желанию; разговаривать по мобильному телефону; переписывать плохо написанные контрольные работы; сокращение занятий, изменение расписания занятий; увеличить время перемен; расширить асортимент буфета; свободный выбор изучаемых предметов. Обязанности: отстаивать свои права; вести себя прилежно; не опаздывать на занятия; выполнять требования преподавателей; уважать преподавателей; знать расписание; проявлять больше творчества.
Варианты для преподавателей: права: вызывать учащихся для беседы раз в неделю; опаздывать. Обязанностей оказалось несоизмеримо больше: Уважать учащихся (многократный ответ), выслушивать их; не ставить оценок ниже 4 балов; выставлять оценки в соответствии со знаниями; помогать учащимся реализовываться, развиваться; всячески помогать учащимся при ответах; посещать с учащимися культурные мероприятия. Можно сделать вывод, что в ходе обычной беседы учащиеся не всегда искренне скажут преподавателю (класному руководителю , социальному педагогу,) о своих проблемах, страхах, обидах и т.д. Ролевые игры помогают педагогу «безболезненно» для всех выявлять их.
3 задание. Продолжение ролевой
игры нашло отражение в
4
задание. Как видите
Рефлексия – подведение итогов занятия, какие цели достигнуты, а какие нет. Предложенное занятие помогает менять модели привычного поведения старших подростков в процессе обучения, учит иначе смотреть на вещи, понимание себя и других, изменяет самооценку учащихся.
Используя ролевую игру, стало возможным:
Для этого были использованы методы:
Информация о работе Ролевые игры как средство развития личности старших подростков