Ролевые игры как средство развития личности старших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 02:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Старший подростковый возраст является благоприятным для развития личности подростка. В современных условиях без непрерывного самосовершенствования, отсутствия самостоятельной работы человека над умственным и физическим развитием, духовным ростом, сложно адаптироваться в быстро меняющемся мире, реализовать себя и внести вклад в культуру..

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…..……....... 3

Глава I. Теоретические основы развития личности старших подростков в процессе ролевых игр ………………………....................……..…..… 6

Психолого-педагогические особенности развития личности старших подростков………………………………………………………………………….....6

Понятие и сущность ролевой игры.………………………...…..……..……………9

Педагогические условия эффективности ролевых игр в процессе развития личности старших подростков……………………………………………………..12



Глава II. Организация эмпирического исследования по выяснению влияния ролевых игр на развитие личности старших подростков……………18

2.1. Методика экспериментальной работы …………………………..…………..…....18
2.2. Рекомендации по совершенствованию применения ролевых игр как средства развития личности старших подростков………………………….…..………….24

Заключение.……………………………………………………….…………..…...27

Литература..………………………..……….………………………………….….29

Приложения……………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

(что?)

  • произведения литературы и искусства, кино
  • идеал

  Какая стимуляция наиболее эффективна?

     Содержание  развития личности старших подростков:

  • умственное
  • нравственное
  • эстетическое
  • профессиональное

    Учитывается, что из перечисленного наиболее важно в применении к определенному периоду времени и в определенном классе учащихся (старших подростков). Как можно синтезировать эти понятия?

     Средства  развития личности старших подростков:

  • учёба
  • труд 
  • общественные поручения
  • участие в самодеятельном художественном творчестве
  • занятия в спортивных секциях
  • чтение
  • искусство (театр, кино)
  • общение

  Какие из них наиболее эффективные?

  Методы  развития личности старших подростков в ролевой игре:

  • наблюдение - самонаблюдение
  • контроль - самоконтроль
  • самопроверка - самопроверка
  • анализ - самоанализ
  • оценка - самооценка
  • ободрение - самоободрение
  • внушение - самовнушение
  • приказ - самоприказ
  • осуждение – самоосуждение

     Использование каких методов делает ролевые игры наиболее эффективным средством развития личности старших подростков?

     Устойчивость  развития личности старших подростков в ролевой игре:

  • постоянное
  • эпизодическое
  • случайное

  Как должна быть построена  и проведена ролевая игра для постоянной устойчивости развития личности старших подростков?

     Эффективность ролевых игр в развитии личности старших подростков:

  • добиваются заметных успехов довольно быстро
  • добиваются заметных успехов в результате длительной работы над собой
  • успехи чередуются с неудачами
  • успехи пока отсутствуют

   Какое бы время не понадобилось для достижения результатов, главное, чтобы развитие личности старших подростков посредством ролевой игры,  имело постоянный, организованный, целенаправленный и планомерный характер.

      Глава II. Организация эмпирического исследования по выяснению влияния ролевых игр на развитие личности старших подростков

2.1. Методика  экспериментальной работы

       Одним из видов игр, позволяющих, по моему мнению, в процессе обучения старших подростков развить их личность, которая стала бы регулятором поведения и деятельности, определила бы отношение старших подростков к окружающему миру через призму личностного развития, может быть ролевая игра.

       Я считаю, что ролевая игра в возрасте 16-17 лет будет средством воспитания личности старших подростков в процессе обучения, при условиях:

    • если игры будут использоваться в определенной системе, в основе которой лежит учет особенностей развития личности у старших подростков в каждом классе;
    • если предлагаемые обстоятельства, ситуации, т.е.  правила в ролевых играх будут предусматривать необходимость вызывать у старших подростков определенные психические и эмоциональные состояния для личностного развития;
    • если в ролевых играх будут закрепляться знания об особенностях личностного поведения как каждого в отдельности, так и всего класса старших подростков.

       Педагогический  эксперимент является основным методом  исследования.

       Эксперимент проходил в три этапа:

    1. Цель: изучить уровень представления о самоуправлении, что показывает степень развития личности старших подростков в процессе обучения.
    2. Цель: использование ролевой игры для изменения когнитивного компонента самосознания личности.
    3. Цель: выявить влияние ролевой игры на развитие личности старших подростков в процессе обучения.

       Психолого-педагогический эксперимент проходил в Борисовской средней школе, в эксперименте участвовало 12 учащихся старшего подросткового возраста (16-17 лет).

       На  предварительном этапе с помощью  беседы с учащимися с использованием  предлагаемых ролевых игровых ситуаций и моделирования проблемной ситуации в контексте ролевой игровой деятельности я определила уровень представления старших подростков о самоуправлении, что показывает степень развития их личности.

       При определении степени развития личности мною использовались субъективные критерии оценки на основе суждений старших подростков о понятии самоуправления, полученные в результате предварительной беседы, проведении круглого стола.

       Также на начальном этапе экспериментальной работы в ходе индивидуального анкетирования педагогов, с целью выявления понимания значения и места ролевых  игр по развитию личности в педагогическом процессе данного учреждения, были предложены, следующие вопросы      (см. приложение № 1):

  1. Что такое личность по Вашему мнению? Развитие личности старших подростков?
  2. Какие методы и приемы Вы используете для воспитания личности старших подростков в процессе обучения?
  3. Ваше мнение о возможности ролевой игры для воспитания личности старших подростков в процессе обучения?

       В анкетировании участвовало 5 педагогов. В ходе анкетирования выявлено, что все педагоги под развитием личности понимают результат социализации и воспитания. Отмечены волевые, эмоциональные и нравственные свойства личности. Но только 2 из 5 педагогов считают, что развитие личности старших подростков проявляется в процессе развития и совершенствования любого рода потребностей и интереса, которые будут побуждать его (подростка) к действию. Все педагоги основное место в воспитании личности старших подростков отводят методу беседы на темы воспитания, самовоспитания. Никто из педагогов не отметил ролевую игру, как средство воспитания личности старших подростков, придавая ей в основном игровой характер.

   Таким образом, можно сделать вывод, что  в суждениях педагогов недостаточно представлено понимание о формировании интересов, а также идеалов у старших подростков. Ведь они (интересы и идеалы) во многом определяют формирование и развитие личности. Т.к. идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и, в этом смысле, привлекательные человеческие черты, — образ, который служит образцом. А тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор профессии, поступление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей, которая может найти свое воплощение в ходе ролевой игры. Также не полно представлены знания о возможностях различных приемов и методов в развитии личности старших подростков. Они (педагоги) не уделяют должного внимания ролевой игре в педагогическом процессе развития личности старших подростков и созданию педагогических условий для этого в процессе обучения.

   Анализ  плана учебно-воспитательной работы Борисовской средней школы показал, что в ней отсутствуют ролевые игры. Не учитывается значимость  ролевых игр для формирования личности старших подростков. Анализ осуществлялся по следующим направлениям:

    1. Отражение задач по развитию личности старших подростков в процессе обучения и выявлению форм и методов их решения;
    2. Место ролевых игр в учебно-воспитательном процессе в Борисовской средней школе.

       Поэтому мною была проведена ролевая игра  со старостами 11 классов «Кто, если не я» с использованием предварительной беседы и круглого стола, а также рефлексии в завершение занятия (см. приложения № 2, № 3) .

       1 задание. Предварительная беседа  определила понимание старшими  подростками понятия самоуправления, выявила положительные и отрицательные  стороны в предлагаемом явлении  в учебном процессе, что выявляет степень развития личности старших подростков. Учащиеся чаще всего под понятием самоуправление указывали: самостоятельность, активность, ответственность, организованность, уважение, управление, права, понимание, руководство, решительность, авторитетность, влияние, власть, лидерство, единство, нравственность, независимость, исполнительность, инициатива.

       2 задание. В ходе ролевой игры (учащимся было предложено принять роль директора школы, зауча) учащиеся очень активно и эмоционально предлагали свои варианты прав и обязанностей, которые они бы внесли в существующие правела, как для самих учащихся, так и для преподавателей.

       Варианты  для учащихся: права: свободная форма одежды и обуви – т.к. в школе строгое ограничение по внешнему виду; изменять дизайн кабинетов по собственному желанию; разговаривать по мобильному телефону; переписывать плохо написанные контрольные работы; сокращение занятий, изменение расписания занятий; увеличить время перемен; расширить асортимент буфета; свободный выбор изучаемых предметов. Обязанности: отстаивать свои права; вести себя прилежно; не опаздывать на занятия; выполнять требования преподавателей; уважать преподавателей; знать расписание; проявлять больше творчества.

       Варианты  для преподавателей: права: вызывать учащихся для беседы раз в неделю; опаздывать. Обязанностей оказалось несоизмеримо больше: Уважать учащихся (многократный ответ), выслушивать их; не ставить оценок ниже 4 балов; выставлять оценки в соответствии со знаниями; помогать учащимся реализовываться, развиваться; всячески помогать учащимся при ответах; посещать с учащимися культурные мероприятия.  Можно сделать вывод, что в ходе обычной беседы учащиеся не всегда искренне скажут преподавателю (класному руководителю , социальному педагогу,) о своих проблемах, страхах, обидах и т.д. Ролевые игры помогают педагогу «безболезненно» для всех выявлять их.

        3 задание. Продолжение ролевой  игры нашло отражение в задании  № 3: какие плакаты вы бы  повесили: при входе в столовую, школу , библиотеку и т.д. Учащиеся подошли к этому и серьёзно, и с юмором: при входе: карта школы, электронное табло, хорошего дня, хватит толпами ходить, улыбайся, завтра будет хуже, до скорой встречи, возле столовой: приятного аппетита, ты еще гастрит не заработал? кушай быстрее – главное, не опоздать на урок! готовьте деньги, проверяйте сдачу не отходя от кассы;  возле гардероба: не теряйте номерки, не паникуй, соблюдай очередь, пришей вешалку, очередь начинается там , наглость – второе счастье, выключайте свет. Все эти плакаты говорят о проблемах, с которыми сталкиваются учащиеся в школе.

       4 задание. Как видите самоуправления  в группе? Как может актив группы влиять на «прогульщиков» и «двоечников»? Какую помощь может актив группы  оказать педагогам . Ответы: умение справляться с проблемами, распределять обязанности, обсуждение проблемных вопросов со всей группой, решение вопросов самими учащимися, если это в их силах, формирование общественного мнения; никак не повлияет, активно напоминать о пропусках и неудовлетворительных отметках, выяснять причины пропусков и неуспеваемости – по возможности помогать их преодолевать, для «прогульщиков» нужен стимул в виде поощрения, например, хорошая отметка, для «двоечников» - помощь в поиске необходимого материала, разъяснении сложного материала; помощь педагогу в организации учебного процесса, проведении классного часа, заполнении ведомостей.

     Рефлексия – подведение итогов занятия, какие цели достигнуты, а какие нет. Предложенное занятие помогает менять модели привычного поведения старших подростков в процессе обучения, учит иначе смотреть на вещи, понимание себя и других, изменяет самооценку учащихся.

     Используя ролевую игру, стало возможным:

  • сформировать определенные представления о самоуправлении, которые бы показали степень развития личности старших подростков.
  • повысить уровень развития личности.
  • на основе проведенной игры разработать методические рекомендации по дальнейшему использованию ролевых игр как средства развития личности старших подростков.

     Для этого  были использованы методы:

  • ролевая игра;
  • круглый стол;
  • беседа;
  • анкетирование;

Информация о работе Ролевые игры как средство развития личности старших подростков