Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 02:01, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Старший подростковый возраст является благоприятным для развития личности подростка. В современных условиях без непрерывного самосовершенствования, отсутствия самостоятельной работы человека над умственным и физическим развитием, духовным ростом, сложно адаптироваться в быстро меняющемся мире, реализовать себя и внести вклад в культуру..
Введение…………………………………………………………….…..……....... 3
Глава I. Теоретические основы развития личности старших подростков в процессе ролевых игр ………………………....................……..…..… 6
Психолого-педагогические особенности развития личности старших подростков………………………………………………………………………….....6
Понятие и сущность ролевой игры.………………………...…..……..……………9
Педагогические условия эффективности ролевых игр в процессе развития личности старших подростков……………………………………………………..12
Глава II. Организация эмпирического исследования по выяснению влияния ролевых игр на развитие личности старших подростков……………18
2.1. Методика экспериментальной работы …………………………..…………..…....18
2.2. Рекомендации по совершенствованию применения ролевых игр как средства развития личности старших подростков………………………….…..………….24
Заключение.……………………………………………………….…………..…...27
Литература..………………………..……….………………………………….….29
Приложения……………………………………………………………………….30
«Обучение через действие» - один из самых эффективных способов приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени.
В большинстве случаев ролевая игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знаний и навыков.
Ролевая игра позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Это понимание может оказаться мощным инструментом обучения; оно может способствовать развитию умения оценивать предпосылки поведения других людей, чего трудно было бы достигнуть каким-либо иным образом.
Хотя использование ролевой игры и содержит в себе элемент риска, она главным образом, относится к возможным способам реагирования группы, а не к воздействию игры на нее. Такая игра представляет участникам шанс освоить или закрепить разнообразные модели поведения. Преимуществом здесь является среда тренинга, свободная от опасностей, связанных с применением той или иной модели, которые могли бы возникнуть в естественных условиях.
Существуют и неудобства ролевой игры:
Суть успешной ролевой игры – создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют условия.
Как и любой метод тренинга, подразумевающий активное вовлечение участников, ролевая игра содержит долю риска. Игра результативна только тогда, когда группа готова в нее включиться. Если члены группы боятся «потерять лицо», участвуя в такой игре, или стесняются самого процесса, это занятие не будет эффективным. Тот факт, что занятие контролируются, ещё больше усиливает напряжение. Группа не должна быть слишком большой, чтобы не создавать дискомфорт. Ролевую игру можно применять только тогда, когда члены группы справились со своей тревожностью и чувствуют, что их самооценке больше ничто не угрожает.
Ролевые игры создаются самими подростками при некотором руководстве педагога. Основой их является «самодеятельность». Подчас такие игры называют творческими ролевыми, подчеркивая, что подростки ни просто копируют те или другие действия, а творчески их осмысливают и проигрывают в создаваемых образах, игровых действиях.
Самодеятельный характер игровой деятельности старших подростков складывается в том, что они проигрывают те или другие явления, действия, отношения своеобразно, так, как представляется только им. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия старших подростков, понимания и осмысления ими тех или других фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и особенностью чувств в этот период.
Творческий характер ролевой игровой деятельности выявляется в том, что старший подросток как бы перевоплощается в того, кого он показывает, о ком идет речь, и в том, что веря в правду такой игры, создает специальную игровую жизнь и искренне размышляет и действует по ходу ролевой игры. Активный интерес старших подростков к явлениям жизни, востребование в общественно значимой деятельности, может быть выявлено и удовлетворено через игровые действия ролевой игры.
В ролевых играх выразительно выступает оптимистичный, жизнеутверждающий характер, самые тяжелые дела в данных играх всегда можно закончить успешно и благополучно, сразу или же проиграв ситуацию, столько сколько будет необходимо.
В творческой ролевой игре старший подросток активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, волнуется, и это наполняет его жизнь – он начинает задумываться.
Основной путь воспитания в ролевой игре - влияние на ее удержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Воспитательная
значимость ролевой игры во многом зависит
от профессионального мастерства педагога,
от знания им психологии подростка, учета
его возрастных и индивидуальных особенностей,
от правильного методического руководства,
от выразительной организации и проведения
разнообразных игр.
1.3.
Педагогические условия
Важнейшим педагогическим условием эффективности ролевых игр является успешное руководство ролевыми (творческими) играми – войти в доверительные отношения с подростками, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, когда педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает переживания учащихся. Такому педагогу они с готовностью рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Часто стоит вопрос: может ли, или должен педагог вмешиваться в игру?
Разумеется, такое право у него есть, когда это требуется для того, чтобы дать ролевой игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у старших подростков достаточным доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать ролевую игру увлекательнее. В ролевой игре раскрываются особенности каждого, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за этим процессом, дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому учащемуся.
Методические приемы приносят итог в тех случаях, когда педагог-воспитатель употребляет их системно, учитывает общие тенденции психического развития старших подростков, закономерности формируемой деятельности, когда педагог хорошо знает и ощущает каждого.
Ролевая игровая деятельность может сформировать многочисленные положительные качества учащегося: интерес к учёбе, готовность к развивитию себя как личности, познавательные способности. Ролевая игра важна и как подготовительный этап перед серьёзным шагом старшего подростка во взрослую жизнь, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Руководство ролевыми играми требует большого мастерства и педагогического такта. Педагог должен направлять игру, ни разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности подростков, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание «игровой» жизни старших подростков: расширяет их предоставление о работе в будущем, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или другой игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на ролевую игру, а направлены на все более глубокое раскрытие тех источников, с которых учащиеся черпают ее смысл, на обогащение их духовного мира.
Однако в расширении знаний и представлений у учащихся необходимо придерживаться меры. Излишество впечатлений может привести к поверхностному отображению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.
Педагог не должен торопиться, побуждая учащихся к скорому проигрыванию в ролевой игре того, что они усвоили во время занятий, бесед, экскурсий, рассказов и т.д.
Отображение окружающей жизни в ролевой игре ни представляет собою прямого проигрывания усвоенного содержания: оно некоторое время как бы отстаивается в сознание и чувствах старших подростков.
Педагогические условия эффективности ролевой игры имеют свои особенности: они способствуют развитию ее замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Педагог должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальной причастностью старших подростков и вне игры. Руководство такой игрой ни в коем случае ни должно быть надоедливым, вызвать у учащихся протест, выхождение из игры. Уместные наводящие вопросы, советы, рекомендации.
Наиболее эффективным способам руководства является участие самого педагога в ролевой игре. Через исполняемую им роль, он воздействует на развитие игры, помогает включению в нее всех учащихся старшего подросткового возраста, в особенности робких, застенчивых, пробуждает в них уверенность в своих силках, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других учащихся.
По окончанию ролевой игры педагог отмечает дружные действия старших подростков, самых активных притягивает к обсуждению данной игры, подчеркивает положительные отношения ее участников. Все это способствует развитию интереса у старших подростков к следующим играм такого вида.
Педагог должен проанализировать проведенную ролевую игру, оценить ее воспитательное воздействие на старших подростков и обдумать способы дальнейшего руководства ролевыми играми старших подростков своей группы, воспитания в них личностных особенностей.
Любая творческая деятельность, а значит, как было выяснено и игровая, обязательно сопряжена с рядом психических процессов, зачастую негативных. Поэтому, педагогу очень важно правильно провести работу с учащимся, чтобы в дальнейшем он мог самостоятельно управлять собственными эмоциями и поведением. Задачи педагога: выяснить, почему учащийся активно или не активно проявляет себя в ролевой игровой деятельности на занятиях, что побуждает его к этому; выяснить, насколько эффективны эти занятия.
Самой главной задачей педагога является, конечно, правильно организовать воспитательные и творческие процессы, которые оказали бы только положительное влияние на формирование личности старшего подростка.
Педагогические условия эффективности ролевых игр как средства развития личности старших подростков заключаются в создании педагогами организованной, целенаправленной и планомерной системы ролевых игр, которая способствует изменению учащимися самих себя, своего отношения к себе, окружающей действительности. Кроме того, такой подход может помочь определить, в каких именно областях учащиеся работают над собой:
Проявление названных признаков в основных направлениях развития личности старших подростков связано, как правило, с её определёнными волевыми усилиями над собой. Я полагаю, что чем более проявляются названные признаки работы старшего подростка над собой в том или ином направлении, тем более развита у него воля, а значит, её развитие идёт наряду с общим развитием личности.
Педагогические условия эффективности ролевых игр как средства развития личности старших подростков предусматривают ряд вопросов, которые педагог должен ставить для себя создавая и реализуя систему ролевых игр. Ответы на поставленные вопросы конструируют схему игры, определяют ее характер. Выяснив наиболее эффективные и важные из них, педагог может строить игру для старших подростков так, чтобы способствовать наиболее полному развитию их (старших подростков) личности.
Мотивы развития личности старших подростков:
Какие мотивы наиболее значимы для старших подростков? Преобладающий мотив?
Тщательное продумывание:
Стимулов развития личности старших подростков:
(кто?)
кто-то из взрослых людей оказывает большее влияние?
Информация о работе Ролевые игры как средство развития личности старших подростков