Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 02:01, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Старший подростковый возраст является благоприятным для развития личности подростка. В современных условиях без непрерывного самосовершенствования, отсутствия самостоятельной работы человека над умственным и физическим развитием, духовным ростом, сложно адаптироваться в быстро меняющемся мире, реализовать себя и внести вклад в культуру..
Введение…………………………………………………………….…..……....... 3
Глава I. Теоретические основы развития личности старших подростков в процессе ролевых игр ………………………....................……..…..… 6
Психолого-педагогические особенности развития личности старших подростков………………………………………………………………………….....6
Понятие и сущность ролевой игры.………………………...…..……..……………9
Педагогические условия эффективности ролевых игр в процессе развития личности старших подростков……………………………………………………..12
Глава II. Организация эмпирического исследования по выяснению влияния ролевых игр на развитие личности старших подростков……………18
2.1. Методика экспериментальной работы …………………………..…………..…....18
2.2. Рекомендации по совершенствованию применения ролевых игр как средства развития личности старших подростков………………………….…..………….24
Заключение.……………………………………………………….…………..…...27
Литература..………………………..……….………………………………….….29
Приложения……………………………………………………………………….30
При составлении варианта ролевой игры соблюдались принципы:
При
подборе темы ролевой игр учитывалось
четкое формулирование игровой ситуации
по закреплению понятия о
2.2. Рекомендации по совершенствованию применения ролевой игры как средства развития личности старших подростков
Как известно, само слово «личность» (по-латыни persona), заимствованное римлянами у этрусков, первоначально означало «роль» (и до того — маску актера); римлянами оно употреблялось для обозначения общественной функции лица (persona patris, regis, accusatoris). Переход этого слова на обозначение личности в современном смысле этого слова отражает общественную практику, которая судит о личности по тому, как она выполняет свои общественные функции, как она справляется с ролью, возложенной на нее жизнью. Личность и ее роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые старший подросток на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.
Эффективность процесса развития личности у старших подростков повышается в условиях признания и осмысления педагогом интерактивности личности, как качественной особенности, ориентация старших подростков на понимание и познание не только себя, но и окружающих через само восприятие, где предметом мышления становится познание и переосмысление возникшей ситуации, осуществление индивидуального подхода к старшим подросткам на основе характеристик эмоциональной сферы, актуализация процесса личностного развития в ситуации совместного переживания.
Одним из видов игр является ролевая игра, которая помогает преодолеть противоречия между содержанием личности и формой ее выражения.
В предлагаемых ролевых играх необходимо четкое формирование игровой ситуации, по закреплению проявления развития личности для того, чтобы это «знание» приобрело личностный смысл (по Леонтьеву). Но как надо поступать в той или иной ситуации, т.е. повторить правило, а как ты будешь поступать. Чтобы учащийся занял позицию исполнителя нравственной нормы.
Ролевая игра будет средством развития личности при условии:
умение
анализировать и
умение проектировать уровень развития личности в процессе ролевой игровой деятельности старших подростков, которой педагог желал бы достигнуть как для класса, да и для каждого в частности.
умение организовывать старших подростков, выявлять интерес к определенным ситуациям, темам ролевых игр.
Данная
экспериментальная работа не исчерпывает
всех проблем развития личности у старших
подростков и требует создания целостной
системы по развитию личности старших
подростков по средствам игровой деятельности
в целом, и, в особенности, при помощи ролевых
игр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие личности - это важный процесс, играющий большую роль в психическом и социальном развитии старших подростков, поэтому формирование его должно начаться как можно раньше.
В
работах отечественных и
В курсовой работе доказана роль ролевых игр в развитии личности старших подростков. В процессе решения поставленных задач исследования были выявлены психолого-педагогические основы влияния ролевых игр на развитие личности старших подростков, разработана и проведена ролевая игра, составлены рекомендации по совершенствованию применения ролевой игры как средства развития личности старших подростков. В ходе проведения эксперимента у старших подростков четко наблюдались качественные и количественные изменения в личностном развитии.
С
целью выявления понимания
Далее я проанализировала ролевые игры, описанные в литературе, отобрала и переработала их с целью разработки своей ролевой игры, которая стала средством развития личности старших подростков.
Была использована ролевая
Результаты эмпирического исследования убеждают в том, ролевые игры оказывают влияние не только на развитие личности старших подростков, но и на развитие личности в целом.
Полученные материалы эмпирического исследования подтверждают, что на основе осознания собственного уровня личностного развития у старших подростков формируется нравственность, чувствительность к людям, главный компонент общей культуры личности человека.
Проведенный педагогический эксперимент доказал эффективность влияния ролевых игр на развитие личности старших подростков 16-17 лет.
Таким образом, под влиянием целенаправленного руководства в ролевых играх у старших подростков с умственной отсталостью более интенсивно происходит эмоциональное развитие, формируется эмоциональная культура личности.
Однако, независимо от одинаковых условий педагогического воздействия, личностное развитие некоторых старших подростков в процессе ролевых игр не одинаково, в этом и проявляются особенности личности - это может быть темой для другого исследования.
Список используемой литературы
Приложение
№ 1
ФИО педагога______________________
Преподаваемый
предмет_______________________
Стаж работы___________________
Приложение
№ 2
Ролевая
игра
«КТО,
ЕСЛИ НЕ Я?»
С использованием
метода круглого стола для старост.
1
задание – формирует чувство ответственности
старших подростков, т.к. это актив класса.
Прививается гордость за принадлежность
к этой социальной общности – это педагогическая
стимуляция.
2
задание – Актив класса учатся
создавать свои правила. В ролевой игре
возможно выявить те проблемы и пробелы
в классе, которые подростки сами сказать
не смогут.
3
задание – Роль принимающего решения,
того, кто видит все со стороны.
4
задание – Определяется, что может и
не может сделать самоуправление.
Рефлексия – подведение итога: что достигнуто из целей, что нет.
Информация о работе Ролевые игры как средство развития личности старших подростков