Ролевые игры как средство развития личности старших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 02:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Старший подростковый возраст является благоприятным для развития личности подростка. В современных условиях без непрерывного самосовершенствования, отсутствия самостоятельной работы человека над умственным и физическим развитием, духовным ростом, сложно адаптироваться в быстро меняющемся мире, реализовать себя и внести вклад в культуру..

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…..……....... 3

Глава I. Теоретические основы развития личности старших подростков в процессе ролевых игр ………………………....................……..…..… 6

Психолого-педагогические особенности развития личности старших подростков………………………………………………………………………….....6

Понятие и сущность ролевой игры.………………………...…..……..……………9

Педагогические условия эффективности ролевых игр в процессе развития личности старших подростков……………………………………………………..12



Глава II. Организация эмпирического исследования по выяснению влияния ролевых игр на развитие личности старших подростков……………18

2.1. Методика экспериментальной работы …………………………..…………..…....18
2.2. Рекомендации по совершенствованию применения ролевых игр как средства развития личности старших подростков………………………….…..………….24

Заключение.……………………………………………………….…………..…...27

Литература..………………………..……….………………………………….….29

Приложения……………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

   При составлении варианта ролевой игры соблюдались принципы:

  • вариантность учебных и игровых задач;
  • постепенное усложнение «правил» и действий игры;

     При подборе темы ролевой игр учитывалось  четкое формулирование игровой ситуации по закреплению понятия о самоуправлении, знаний о нормах и проявлениях  личности для того, чтобы это знание приобрело личностный смысл, не как надо поступать в той или иной ситуации (т.е. повторять  ситуацию), а как ты будешь поступать, чтобы другие  встали  в позицию исполнителя необходимых норм.

    2.2.   Рекомендации по совершенствованию применения ролевой игры как средства развития личности старших подростков

   Как известно, само слово «личность» (по-латыни persona), заимствованное римлянами у этрусков, первоначально означало «роль» (и до того — маску актера); римлянами оно употреблялось для обозначения общественной функции лица (persona patris, regis, accusatoris). Переход этого слова на обозначение личности в современном смысле этого слова отражает общественную практику, которая судит о личности по тому, как она выполняет свои общественные функции, как она справляется с ролью, возложенной на нее жизнью. Личность и ее роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые старший подросток на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.

   Эффективность процесса развития личности у старших подростков повышается в условиях признания и осмысления педагогом интерактивности личности, как качественной особенности, ориентация старших подростков на понимание и познание не только себя, но и окружающих через само восприятие, где предметом  мышления становится познание и переосмысление возникшей ситуации, осуществление  индивидуального подхода к  старшим подросткам на основе характеристик эмоциональной сферы, актуализация процесса личностного развития в ситуации совместного переживания.

   Одним из видов игр является ролевая  игра, которая помогает преодолеть противоречия между содержанием  личности и формой ее выражения.

   В предлагаемых ролевых играх необходимо четкое формирование игровой ситуации, по закреплению проявления развития личности  для того, чтобы это «знание» приобрело личностный смысл (по Леонтьеву). Но как надо поступать  в той или иной ситуации, т.е. повторить правило, а как ты будешь поступать. Чтобы учащийся занял позицию исполнителя нравственной нормы.

   Ролевая игра будет средством развития личности при условии:

  • Если игры будут использованы в определенной системе, в основе которой лежит учет особенностей восприятия, развития личности старших подростков.
  • Если смоделированная ситуация будет предусматривать необходимость вызывать в процессе обучения у старших подростков определенные эмоциональные состояния способствующие лучшему усвоению выводов из данной ситуации, а в дальнейшем успешному применению полученных ранее знаний.
  • Если учебный материал будет преподноситься педагогом с позиции своих личностных установок.
  • При условии использования оттенков словесного обозначения поведения людей в обыгрываемой ситуации.
  • При правильно разработанных занятиях, при использовании  интересной информации.
  • Умения владеть способами умелого включения учащихся в интересную, творческую работу в процессе обучения – ролевые игры.
  • При условии самообладания, способности к саморегуляции создающие эмоциональную устойчивость, которая способствует раскрытию и развитию личности старших подростков.
  1. Использование  ролевой игры предполагает следующую последовательность.
  • Аналитическое умение управлять ролевой игрой:     

    умение  анализировать и диагностировать  уровень развития личности в процессе ролевой игровой деятельности старших подростков, учитывать   класс и каждого в отдельности.                              

  • Проектированное умение управлять ролевой игрой:

    умение  проектировать уровень развития личности в процессе ролевой игровой деятельности старших подростков, которой педагог желал бы достигнуть как для класса, да и для каждого в частности.                                

  • Организаторское умение управлять ролевой игрой:

    умение  организовывать старших подростков, выявлять интерес к определенным ситуациям, темам ролевых игр.                                   

       Данная  экспериментальная работа не исчерпывает  всех проблем развития личности у старших подростков и требует создания целостной системы по развитию личности старших подростков по средствам игровой деятельности в целом, и, в особенности, при помощи ролевых игр.   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Развитие  личности - это важный процесс, играющий большую роль в психическом и социальном развитии старших подростков, поэтому формирование его должно начаться как можно раньше.

       В работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов уделяется большое внимание развитию личности старших подростков, которое осуществляется в разных видах деятельности, подчеркивается роль игровой деятельности.

        В курсовой работе доказана роль ролевых игр в развитии личности старших подростков. В процессе решения поставленных задач исследования были выявлены психолого-педагогические основы влияния ролевых игр на развитие личности старших подростков, разработана и проведена ролевая игра, составлены рекомендации по совершенствованию применения ролевой игры  как средства развития личности старших подростков. В ходе проведения эксперимента у старших подростков четко наблюдались качественные и количественные изменения в личностном развитии.

     С целью выявления понимания учащимися  старшего подросткового возраста необходимости своего личностного развития и развития личности как неотъемлемой части социокультурной, нравственной сфер жизни,  мною была проведена предварительная беседа. Она выявила понимание старшими подростками понятия самоуправления, выявила положительные и отрицательные стороны в предлагаемом явлении в учебном процессе.

     Далее я проанализировала ролевые игры, описанные в литературе, отобрала и  переработала их с целью разработки своей ролевой игры, которая стала  средством развития личности старших подростков.

       Была использована ролевая игра  «Кто, если не я» и использован  метод круглого стола для актива класса, с целью формирования своего видения самоуправления в классе. Завершающая беседа – рефлексия дала возможность подвести итог и закрепить полученные знания,  осознать полученные умения  понимать и принимать чужие роли. Во время рефлексии со старшими подростками ставилась цель - выявить изменения в проявлении личности у старших подростков, ее развитие.

       Результаты  эмпирического исследования убеждают в том, ролевые игры оказывают влияние не только на развитие личности старших подростков, но и на развитие личности в целом.

       Полученные  материалы эмпирического исследования подтверждают, что на основе осознания собственного уровня личностного развития у старших подростков формируется нравственность, чувствительность к людям, главный компонент общей культуры личности человека.

       Проведенный педагогический эксперимент доказал  эффективность влияния ролевых игр на развитие личности старших подростков 16-17 лет.

       Таким образом, под влиянием целенаправленного  руководства в ролевых играх у старших подростков с умственной отсталостью более интенсивно происходит эмоциональное развитие, формируется эмоциональная культура личности.

       Однако,   независимо   от   одинаковых   условий   педагогического   воздействия, личностное развитие некоторых старших подростков в процессе ролевых игр не одинаково, в этом и проявляются особенности личности - это может быть темой для другого исследования.

Список  используемой литературы

  1. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. / Вопросы психологии, 1966 № 6 с.62-77.
  2. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. – М., 1978.
  3. Запорожец А.В.  Воспитание эмоций и чувств у дошкольника /эмоциональное развитие дошкольника, – М., 1985. с.16.
  4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды В 2-х т. Т.1 психология развития дошкольника. /Под редакцией В.А. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: «Педагогика»,1985, с.272
  5. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе функционирования эмоциональных процессов у ребенка. /Вопросы психологии, 1974 №6/.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание. Личность. – М., 1982.
  7. Немов Р.С. Психология. Т.3. – М., 1999, с. 137,121,221.
  8. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986. С. 103.
  9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1979.
  10. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Просвещение 1986г. с.42.
  11. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – М.: Просвещение, 1986, с. 458.
  12. Чудновский В.З. Нравственная устойчивость личности. Психология исследования. – М.: Педагогика, 1981.
  13. Эльконен Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
  14. Якобсон П.Н. Изучение чувств у старших подростков и подростков. – М.: АПП. 1964.
  15. Янковская О.П. В добрый путь: Игры, упражнения по развитию фантазии, – М.: Машиностроение, 1989.

 

 
Приложение  № 1 

ФИО педагога_________________________________________________________________ 

Преподаваемый предмет________________________________________________________ 

Стаж работы______________________ 

  1. Что такое  личность по Вашему мнению? Развитие личности старших подростков?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Какие методы и приемы Вы используете для воспитания личности старших подростков в процессе обучения?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Ваше мнение о возможности ролевой игры для воспитания личности старших подростков в процессе обучения?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 

Приложение  № 2 
 
 

Ролевая игра  

«КТО,  ЕСЛИ  НЕ  Я?» 

С использованием метода круглого стола для старост. 

     1 задание – формирует чувство ответственности старших подростков, т.к. это актив класса. Прививается гордость за принадлежность к этой социальной общности – это педагогическая стимуляция.  

     2 задание – Актив класса учатся создавать свои правила. В ролевой игре возможно выявить те проблемы и пробелы в классе, которые подростки сами сказать не смогут.  

     3 задание – Роль принимающего решения, того, кто видит все со стороны. 

     4 задание – Определяется, что может и не может сделать самоуправление.  

     Рефлексия – подведение итога: что достигнуто из целей, что нет.

Информация о работе Ролевые игры как средство развития личности старших подростков