Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 12:38, контрольная работа
Жизнь ребенка – это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Насколько грамотно взрослый организует эту игру, настолько эта игра будет востребована ребенком. Именно в организации интересного и, главное, компетентного подхода к обучающим играм незаменима роль некоторых логопедических форм работы. Одной из таких форм является развитие мелкой моторики рук. Этот раздел логопедии как никто другой органично объединяет в себе возможность игры и обучения. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка
3
Введение
Жизнь ребенка – это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Насколько грамотно взрослый организует эту игру, настолько эта игра будет востребована ребенком. Именно в организации интересного и, главное, компетентного подхода к обучающим играм незаменима роль некоторых логопедических форм работы. Одной из таких форм является развитие мелкой моторики рук. Этот раздел логопедии как никто другой органично объединяет в себе возможность игры и обучения. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Связь мелкой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А.В. Атакова - Фомина, Е. И. Исенина и др.). Они установили, что если движения пальцев рук соответствуют возрасту, то и речи соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У большинства детей, имеющих нарушение речи, наблюдается отставания движения рук от нормы: пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью, несогласованностью, не координацией. Работая над мелкой моторикой, мы формируем у ребенка не только моторные функции пальцев рук, готовя его к письму, но и опосредованно влияем на развитие речи, внимания, памяти. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией…, есть все основания рассматривать кисти руки как орган речи…». Именно поэтому трудно переоценить роль игр, упражнений, гимнастик, развивающих мелкую моторику пальцев рук. Если обратиться к истории, можно встретить пальчиковые игры в русском фольклоре. И то, что многое из опыта наших предков не забыто, а наоборот, продолжает развиваться, говорит о пользе и важности развития мелкой моторики в детском возрасте.
4
2. Возрастные критерии развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.
3-6 МЕСЯЦЕВ
Малыш направляет руки ко рту. Следит за движениями своих рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
6-12 МЕСЯЦЕВ
Ребенок развивает «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Ребенок умеет перекладывать предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку.
1-2 ГОДА
Ребенок держит два предмета в одной руке: чиркает «каракули» карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. Держит чашку, поднимает её и пьет.
2-3 ГОДА
Ребенок умеет открывать ящики и опрокидывать содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, красит пальцем, нанизывает крупные бусы. Может крутить диск телефона. Рисует крестики по образцу. Помещает квадрат в квадратную полость, овал - в овальную.
3-4 ГОДА
Ребенок держит карандаш пальцами (не в кулаке), может копировать формы несколькими чертами. Использует ножницы. Собирает и строит постройки из кубиков. Ловит катящийся мяч. Застегивает, расстегивает крупные пуговицы.
4-5 ЛЕТ
Ребенок рисует карандашами и цветными мелками. Раскрашивает простые формы. Рисует простой дом (квадрат и диагонали), копирует квадрат, треуголик, круг. Дорисовывает части в незавершенную картину(2-3 частей). Лепит из пластилина. Умеет завязывать шнурки, застегивает и расстегивает мелкие пуговицы.
5
5-6 ЛЕТ
Ребенок аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа печатным шрифтом. Дорисовывает недостающие детали в картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.
6-7 ЛЕТ
Ребенку доступны вышивание, вязание, работа с мелким конструктором, с различными формами художественного творчества (лепка, конструирование, аппликация). В рисовании проявляется большое количество мелко прорисованных деталей, ребенок овладевает разными стилями работы, осваивает различные техники. Постепенно переходит от написания печатных букв к буквам прописным.
Педагоги,
использующие на своих
Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка всех типов составляющих – сжатия, растяжения и расслабления. Необходимо использовать изолированные движения каждого из пальцев.
Этим критериям полностью отвечает пальчиковый игротренинг. Методика пальчикового игротреннинга при минимальных временных затратах позволяет проводить целенаправленную систематическую работу по развитию внимания, речи, фантазии, развивает чувство ритма, учит управлять своим телом, тренирует мелкую моторику. Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому, для «включения» внимания, для снятия напряжения, для предотвращения писчего спазма.
6
3. Структура занятий с пальчиковыми играми и упражнениями.
Упражнения для развития мелкой моторики предлагаю детям в форме игры, они важны для ребенка еще и потому, что в процессе работы ребенок имеет возможность эмоционального общения с взрослым. Фундамент успешного образования, и полноценного развития ребенка как личности закладывается с первых дней жизни, поэтому совместно проведенное с ребенком время во время игр и занятий окупится в дальнейшем многократно.
В устной речи любого
народа можно встретить короткие стихотворения,
которые сопровождаются движениями пальцев,
например, известная всем «Сорока-Ворона...».
Люди давно заметили, что движения рук
и пальцев, сопровождаемые короткими стихами,
благотворно действуют на развитие детей. Что же происходит,
когда ребёнок занимается пальчиковой
гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических
движений пальцами индуктивно приводит
к возбуждению в речевых центрах головного
мозга и резкому усилению согласованной
деятельности речевых зон, что, в конечном
итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками
создают благоприятный эмоциональный
фон, развивают умение подражать взрослому,
учат вслушиваться и понимать смысл речи,
повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать
своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет
выполнять упражнения, сопровождая их
короткими стихотворными строчками, то
его речь станет более чёткой, ритмичной,
яркой, и усилится контроль за выполняемыми
движениями.
5. Развивается память
ребёнка, так как он учится запоминать
определённые положения рук и последовательность
движений. У малыша развивается воображение
и фантазия. Овладев всеми упражнениями,
он сможет «рассказывать руками» целые
истории.
6. В результате освоения
упражнений кисти рук и пальцы приобретут
силу, хорошую подвижность и гибкость,
а это в дальнейшем облегчит овладение
навыком письма.
7
Пальчиковые игры на занятиях играют положительную роль в коррекционном обучении детей. Занятия по пальчиковому игротренингу занимают 10-20 минут. За это время ребёнок в состоянии удерживать внимание, интерес к предлагаемому материалу и запоминать предложенный объём информации.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, безымянный,
И последний – сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя!
Занятия проводятся в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми, интересными и результативными. Такой подход позволяет:
8
Основой пальчикового игротренинга стали народные игры, потешки, приговорки, стихи, загадки. Пальчиковые игры очень эмоциональные, простые. Они как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы происходящие в природе. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь немногие из них сопровождаются нерифмованным текстом.
Работу по развитию мелкой моторики с помощью пальчиковых игр лучше проводить в несколько этапов. На первом этапе предлагаются детям упражнения, не требующие большого усилия. В соответствии с принципом последовательности обучения первые упражнения даются для одной (ведущей) руки, а затем для двух рук с вовлечением всех пальцев. На следующем этапе задания усложняются. Детям предлагаются упражнения, при выполнении которых необходимо произносить стихотворный текст.Для детей, имеющих нарушение звукопроизношения, проговаривание стихотворного текста одновременно с движением рук имеет ряд преимуществ: речь делается более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной.
Пальчиковый игротренинг позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь, дает возможность преодолеть речевые недостатки детей, помогает развивать их эмоциональную сферу, умение сопереживать, учит культуре общения, что является необходимым условием для воспитания культурного человека.
9
Список литературы
2
Содержание
Введение______________________
2. Возрастные критерии
развития тонкой моторики рук
и зрительно-моторной
3. Структура занятий
с пальчиковыми играми и
Список литературы____________________
Информация о работе Пальчиковый игротренинг как средство развития речи