Ролевые игры как средство развития личности старших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 02:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Старший подростковый возраст является благоприятным для развития личности подростка. В современных условиях без непрерывного самосовершенствования, отсутствия самостоятельной работы человека над умственным и физическим развитием, духовным ростом, сложно адаптироваться в быстро меняющемся мире, реализовать себя и внести вклад в культуру..

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…..……....... 3

Глава I. Теоретические основы развития личности старших подростков в процессе ролевых игр ………………………....................……..…..… 6

Психолого-педагогические особенности развития личности старших подростков………………………………………………………………………….....6

Понятие и сущность ролевой игры.………………………...…..……..……………9

Педагогические условия эффективности ролевых игр в процессе развития личности старших подростков……………………………………………………..12



Глава II. Организация эмпирического исследования по выяснению влияния ролевых игр на развитие личности старших подростков……………18

2.1. Методика экспериментальной работы …………………………..…………..…....18
2.2. Рекомендации по совершенствованию применения ролевых игр как средства развития личности старших подростков………………………….…..………….24

Заключение.……………………………………………………….…………..…...27

Литература..………………………..……….………………………………….….29

Приложения……………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

КУЛЬТУРЫ  И ИСКУССТВ 
 
 
 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 

Курсовая  работа по педагогике

Ролевые игры

как средство развития личности старших подростков 

                                                                                 
     
     
     
     
     

                              Минск 2009 
 
 

                           СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение…………………………………………………………….…..…….......   3  

 

      Глава I. Теоретические основы развития личности старших  подростков в процессе ролевых игр ………………………....................……..…..… 6 
       

    1. Психолого-педагогические особенности развития личности старших подростков………………………………………………………………………….....6
 
    1. Понятие и  сущность ролевой  игры.………………………...…..……..……………9  
 
    1. Педагогические  условия эффективности ролевых  игр в процессе развития личности старших подростков……………………………………………………..12
 
 
 

      Глава II. Организация эмпирического исследования по выяснению влияния  ролевых игр на развитие личности старших подростков……………18 

       

      2.1.  Методика  экспериментальной работы …………………………..…………..…....18  

      2.2.  Рекомендации  по совершенствованию применения ролевых игр как средства развития личности старших подростков………………………….…..………….24   
       

      Заключение.……………………………………………………….…………..…...27 
       

      Литература..………………………..……….………………………………….….29   
       

      Приложения……………………………………………………………………….30  
       
       

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  темы исследования. Старший подростковый возраст является благоприятным для развития личности подростка. В современных условиях без непрерывного самосовершенствования, отсутствия самостоятельной работы человека над умственным и физическим развитием, духовным ростом, сложно адаптироваться в быстро меняющемся мире, реализовать себя и внести вклад в культуру.

    В этот период подросток продолжает познавать  себя, совершенствовать свои качества  и способности, избавляться от недостатков. Потому именно в старшем подростковом возрасте важно оказать помощь и педагогическую поддержку учащимся, способствовать становлению у них мотивационного и процессуального компонентов личностного развития.

    Современная отечественная педагогика стоит  на точке зрения взаимосвязи обучения и развития личности. Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

    Обучение  может строиться по разным видам  деятельности: учебная, трудовая, игровая. В отличие от учения и труда, игра не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы и организация этих видов деятельности: мотивом труда является осознание общественной необходимости. Игра мотивированна интересом. Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией, поэтому для старших подростков, не желающих быть ограниченными в свободе выбора, игра представляет огромное пространство для развития и реализации себя как личности.

       Одним из видов игр, позволяющих, в процессе воспитания старших подростков  наиболее полно оказать влияние на их личностное развитие, стимулировать творческую активность старших подростка в игре, активизировать их воображение, фантазию, придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие разных персонажей, могут быть ролевые игры.

    Неоспорима  значимость ролевых игр в воспитании как первоначальных основ социальной активности у детей, так и дальнейшее ее развитие у старших подростков. 

    В конечном итоге развитие личности в  процессе ролевой игровой деятельности обеспечивается тремя факторами: обобщение учащимися полученного личностного опыта; осознание (рефлексия) процесса общения в контексте ролевой игры, так как рефлексия - важнейший механизм развития; соблюдение этапов самого процесса развития личности.

       Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева и др., исследуя подходы к воспитанию детей  среднего возраста, отмечают, важность ролевых игр в закреплении и систематизации  эмоциональных представлений. Однако работ посвященных изучению этой проблемы, и практическому  использованию её, как средства развития личности старших подростков, нет.

    На  сегодняшний день существует достаточно большое количество психолого–педагогической и методической литературы по изучению игровой деятельности и применению ее на практике, однако большинство работ адресовано детям дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Ощущается необходимость в современных исследованиях данной проблемы, которые позволили бы обеспечить планомерность, последовательность и систематичность педагогической деятельности по руководству к игровой деятельности старших подростков. 

    Объект  исследования – личностное развитие старших подростков в процессе ролевых игр.

    Предмет исследования –  педагогические условия обеспечения развития личности старших  подростков в процессе ролевых игр.

    Целью является выявление наиболее эффективных педагогических условий игровой деятельности (в частности ролевых игр), обеспечивающих развитие личности старших подростков.

    Для достижения цели исследования использовались следующие  методы:

  • анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
  • беседа с педагогами  и учащимися;
  • педагогический эксперимент;
  • круглый стол;
  • анкетирование;
  • педагогические наблюдения;
  • количественный и качественный анализ результатов;
 

   Задачи  исследования:

  • Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу о роли ролевых игр;
  • Определить педагогические условия эффективности ролевых игр, как средства развития личности старших подростков;
  • Разработать методические рекомендации по использованию ролевых игр как средства развития личности старших подростков;
 

   База  исследования.Борисовская  средняя школа  . Количество испытуемых – 12 человек; возраст испытуемых –  16-17 лет.

 

      ГЛАВА 1. Теоретические основы развития личности старших  подростков в процессе ролевых игр. 

    1. Психолого-педагогические особенности развития личности старших  подростков
 

     Личность, по определению Л. С. Выготского, - это  целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции (творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений)

     Личность  есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

     Развитие  личности старшего подростка  –  это процесс становления его  личности под влиянием внешних и  внутренних, управляемых и неуправляемых  социальных и природных факторов. Различают психическое, физическое и общее развитие личности  старших подростков. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть развитие всего организма. Общее развитие – развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности старших подростков.

     В старшем подростковом возрасте  формируется центральная форма  эгоидентичности.

     Психолого-педагогические особенности развития личности заключаются  в следующем:

  • В этом возрасте развивается  самосознание,  усиливается значимость собственных ценностей, хотя внешние влияния еще играют во многом важную роль.
  • Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, иногда — внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.
  • Характерны особенности для самооценки — она относительно устойчива, высока, адекватна. Именно в это время отличается оптимистичным взглядом на себя, свои возможности. Оно не слишком тревожно.
  • Происходят изменения и в эмоциональной  сфере.  Интенсивно развивается саморегуляция, контроль за своим поведением  и эмоциями. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие старших подростков, снижается тревожность, повышаются их контактность и общительность. 
  • С профессиональным самоопределением связано изменение учебной мотивации. В старшем подростковом возрасте появляется сознательное отношение к учению. 
  • Старшие подростки, ведущей деятельностью которых является учебно-профессиональная, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей  профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков.
  • От старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии.
  • Самоопределение, стабилизация личности старших подростков связаны с формированием мировоззрения.

    Следует иметь в виду, что мировоззренческие  проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру позиций. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам, отказываясь от своих прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне.

    Оказавшись  на пороге истинной взрослости, старший подросток весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в старшем подростковом возрасте выше, чем была ранее.

    Вообще  старший подростковый возраст — период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — мировоззрение. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшие подростки решают, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.

     Основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности старшего подростка,  являются активность, стремление  к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного подростка  ценности, убеждения, потребности.

     Главная цель  развития личности в старшем подростковом возрасте - возможно более полная реализация самого себя,  своих способностей и  возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие, чему и способствует использование ролевых игр.   
 
 

     1.2. Понятие и сущность ролевой  игры. 

       Любая игра - творческий процесс.  Игровое действие рождается не  с кажущейся ситуации, а  напротив, операция с действием  вызывает  игровую  ситуацию.  Таким образом,  условие игрового действия способствуют воображению, делают его необходимым.

          Пока учащиеся  не вовлечены  в игру,  они  не  представляют  игровую  ситуацию,  и фантазия  ни работает.

      Ролевая игра – способ расширения опыта участников тренинга посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать  способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.

      Преимущества  ролевых игр:

Информация о работе Ролевые игры как средство развития личности старших подростков