Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:34, контрольная работа
Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что одной из главных жизненных задач человека является нравственное самосовершенствование. Развитие природных задатков он связывал с воспитанием и образованием. Он был одним из родоначальников диалектики как основного метода доказательства – установления истины путем искусно поставленных вопросов. Главной же его заслугой было то, что достижение гармонии взаимодействия человека и общества осознавалось в первую очередь через необходимость самосовершенствования, что и превращало человека в активный субъект социализации и воспитания. В поисках истины ученик и наставник, по его мнению, должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».
3. Педагогические теории развития личности
Идеи о воспитании молодежи возникают
в недрах философских учений. В
философии формируется
В воспитании Демокрит видел одно из главных средств разрешения социальных проблем. Воспитанием регулируется процесс развития потенциалов личности и их реализация, вхождение человека в систему общественных отношений.
Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что одной из главных жизненных задач человека является нравственное самосовершенствование. Развитие природных задатков он связывал с воспитанием и образованием. Он был одним из родоначальников диалектики как основного метода доказательства – установления истины путем искусно поставленных вопросов. Главной же его заслугой было то, что достижение гармонии взаимодействия человека и общества осознавалось в первую очередь через необходимость самосовершенствования, что и превращало человека в активный субъект социализации и воспитания. В поисках истины ученик и наставник, по его мнению, должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Одними из первых письменных источников,
посвященных проблемам
Платон считал, что каждый член государства должен быть специалистом лишь в одной области, но достичь в ней подлинного мастерства. Причем ему следует поручать то дело, к которому он предрасположен по своим природным задаткам, им он и будет заниматься всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое. Всех граждан государства Платон разделил на три категории: правители, воины (стражи) и ремесленники. Каждой из категорий соответствует определенное начало человеческой души: разумное, аффективное и неразумное (вожделеющее) – ремесленники. Счастливым и процветающим, по мнению философа, может быть лишь государство целиком, а не отдельный класс или индивид.
По мнению Платона, для сохранения и эффективного функционирования государства необходима реализация следующих требований: особая демографическая политика; особое семейное воспитание; специальная подготовка и отбор начальствующих лиц для управления государством; введение специальных государственных должностей для обеспечения правильного воспитания молодежи.
Концепция тотального социального воспитания, предлагаемая автором «Государства», была критически переработана и значительно дополнена Аристотелем. Воспитывать, по его мнению, следовало не столько граждан утопического идеального государства, сколько просто образованных и гармонично развитых людей, которым предстояло жить в реальном обществе. Семейное воспитание, с точки зрения философа, должно было, наряду с общественным, играть важную роль в формировании личности «человека и гражданина». В то же время оба вида воспитания должны были быть неразрывно связаны и разрешать общую задачу, поскольку, по мнению Аристотеля, цель жизни человека – состояние «эвдемонии» (греч. – «счастья») – может быть достигнуто только при разумном социальном устройстве общества. Одну из сторон сущности человека Аристотель видел в том, что он – «общественное животное».
Протагор. Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут об его усовершенствовании. Он не может ничего сказать или сделать без того, чтобы они не указали, что вот это справедливо, а то несправедливо, что это похвально, а то постыдно, что это свято, а то нечестиво, что это делай, а того не делай. И если дитя охотно повинуется, то это хорошо; если же не повинуется, то его исправляют при помощи угроз и ударов, как искривившееся дерево. Затем позже посылают детей в школу и убедительно просят учителей заботиться больше об их благонравии, чем о чтении и музыке, и учителя поступают согласно этому желанию. И как только мальчик научится буквам и начнет понимать написанное, подобно тому как он прежде понимал только устную речь, учителя дают ему произведения великих поэтов, которые он и читает в школе. В этих произведениях содержится много поучительного, многое рассказывается о древнейших знаменитых людях, прославляются и восхваляются их подвиги. Все это мальчик должен заучить наизусть, чтобы подражать им и желать сделаться таким же, как они. К этой цели и стремятся и учителя музыки (игры на лире), стараясь сделать своих учеников более сдержанными и предохранить их от шалостей. Выучивши ребенка игре на лире, учителя знакомят его с поэмами других выдающихся поэтов, являющихся представителями лирической поэзии. Эти произведения они поют под звуки инструмента и приучают свои души к ритму и гармонии, благодаря чему они научатся быть более благородными, гармоничными и ритмичными и более пригодными для слова и дела, ибо вся жизнь человеческая нуждается в гармонии и ритме. Потом они посылают их (детей) к учителю гимнастики, чтобы таким образом лучше приспособить их тела к мужественной жизни и чтобы благодаря телесной слабости у них не появилось малодушия во время войны или в каких-либо других случаях. И таким образом поступают те, которые имеют средства, а имеют средства те, кто богат. Их дети раньше всех начинают свое образование и оканчивают последними. Когда дети оставляют школу, государство заставляет их изучать законы и жить по тем образцам, которые содержатся в законах, а не по собственной фантазии. Подобно тому как при обучении письму учителя начертывают палочкой буквы, дают мальчику дощечку и заставляют его выводить фигуры их, так и государство начертывает законы, являющиеся изобретением добродетельных законодателей древнего времени. Эти законы даются юноше, чтобы руководиться ими в положении и управляющего, и управляемого. И тот, кто нарушает закон, подлежит наказанию или привлекается к ответственности, и это соблюдается не только в нашей стране, но и во многих других странах.
2. Система общественной заботы и социальной поддержки в древнегреческом обществе.
Первые представления о
В VI-V вв. до н.э.
среди сотен древнегреческих
полисов на первый план
Так, в Афинах полно
В воспитании афиняне
Школы были частными и
платными. Отдельно существовали
мусические и гимнастические
школы. Первые давали
В Афинах было хорошо развито
социальное воспитание, которое
стало источником высокой
В конце концов, в том, что
одни и те же средства
Одним из наиболее
действенных средств
очень значительным, а каждая новая театральная постановка становилась событием, которое вызвало волнение.
Рядом с театрами
в покорении широких народных
масс идеологическим
Древнейшие и самые известные из них возникли в Олимпии, получив вполне устойчивые формы и содержание уже в VШ в. до н. э.
Значение Олимпийских
празднований станет более
Кроме Олимпийских
игр, большой славой
35 лет считались тем
возрастом жизни, когда
Большие Панафінеї
завершались праздничной
Данная эпоха характерна
созданием тех памятников
Именно в государствах
В Греции до бедняков
Для финансирования
В древних Афинах сложилась своеобразная система социальной помощи, когда часть благотворительных функций брало на себя государство: 1. Покрытие расходов на организацию всенародных праздников: выдача народа денег на их посещение и угощение. 2. Предоставление социальных пособий. Сыновья воинов, которые погибли на войне, воспитывались за государственный счет. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде раздач или продажи дешевого хлеба. 3. Командировки граждан в поездки (с целью научиться полезного в заморских странах).
Другой пример показывала
Спарта, где в руках государства
сосредоточивалась вся дело
Контроль государства за
воспитанием начинался с