Педагогические теории развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:34, контрольная работа

Краткое описание

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что одной из главных жизненных задач человека является нравственное самосовершенствование. Развитие природных задатков он связывал с воспитанием и образованием. Он был одним из родоначальников диалектики как основного метода доказательства – установления истины путем искусно поставленных вопросов. Главной же его заслугой было то, что достижение гармонии взаимодействия человека и общества осознавалось в первую очередь через необходимость самосовершенствования, что и превращало человека в активный субъект социализации и воспитания. В поисках истины ученик и наставник, по его мнению, должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Файлы: 1 файл

Тема 3.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

3. Педагогические  теории развития личности

Идеи о воспитании молодежи возникают  в недрах философских учений. В  философии формируется социально-педагогическое знание, как часть педагогического.

В воспитании Демокрит видел одно из главных средств разрешения социальных проблем. Воспитанием регулируется процесс развития потенциалов личности и их реализация, вхождение человека в систему общественных отношений.

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что одной из главных жизненных задач человека является нравственное самосовершенствование. Развитие природных задатков он связывал с воспитанием и образованием. Он был одним из родоначальников диалектики как основного метода доказательства – установления истины путем искусно поставленных вопросов. Главной же его заслугой было то, что достижение гармонии взаимодействия человека и общества осознавалось в первую очередь через необходимость самосовершенствования, что и превращало человека в активный субъект социализации и воспитания. В поисках истины ученик и наставник, по его мнению, должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Одними из первых письменных источников, посвященных проблемам социального  воспитания, были труды древнегреческого философа Платона. В своих трудах «Государство» и «Законы» он сделал попытку представить проект идеального, по его мнению, общественного строя. Платон полагал, что государство возникает, когда один человек не может самостоятельно обеспечить себя всем необходимым, но нуждается еще во многом. Для удовлетворения той или иной потребности (в жилье, одежде и др.) он прибегает к помощи других людей – профессионалов в той или иной сфере (строителя, сапожника и т.д.).

Платон считал, что каждый член государства должен быть специалистом лишь в одной области, но достичь в ней подлинного мастерства. Причем ему следует поручать то дело, к которому он предрасположен по своим природным задаткам, им он и будет заниматься всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое. Всех граждан государства Платон разделил на три категории: правители, воины (стражи) и ремесленники. Каждой из категорий соответствует определенное начало человеческой души: разумное, аффективное и неразумное (вожделеющее) – ремесленники. Счастливым и процветающим, по мнению философа, может быть лишь государство целиком, а не отдельный класс или индивид.

По мнению Платона, для сохранения и эффективного функционирования государства  необходима реализация следующих требований: особая демографическая политика; особое семейное воспитание; специальная подготовка и отбор начальствующих лиц для управления государством; введение специальных государственных должностей для обеспечения правильного воспитания молодежи.

Концепция тотального социального  воспитания, предлагаемая автором «Государства», была критически переработана и значительно дополнена Аристотелем. Воспитывать, по его мнению, следовало не столько граждан утопического идеального государства, сколько просто образованных и гармонично развитых людей, которым предстояло жить в реальном обществе. Семейное воспитание, с точки зрения философа, должно было, наряду с общественным, играть важную роль в формировании личности «человека и гражданина». В то же время оба вида воспитания должны были быть неразрывно связаны и разрешать общую задачу, поскольку, по мнению Аристотеля, цель жизни человека – состояние «эвдемонии» (греч. – «счастья») – может быть достигнуто только при разумном социальном устройстве общества. Одну из сторон сущности человека Аристотель видел в том, что он – «общественное животное».

Протагор. Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут об его усовершенствовании. Он не может ничего сказать или сделать без того, чтобы они не указали, что вот это справедливо, а то несправедливо, что это похвально, а то постыдно, что это свято, а то нечестиво, что это делай, а того не делай. И если дитя охотно повинуется, то это хорошо; если же не повинуется, то его исправляют при помощи угроз и ударов, как искривившееся дерево. Затем позже посылают детей в школу и убедительно просят учителей заботиться больше об их благонравии, чем о чтении и музыке, и учителя поступают согласно этому желанию. И как только мальчик научится буквам и начнет понимать написанное, подобно тому как он прежде понимал только устную речь, учителя дают ему произведения великих поэтов, которые он и читает в школе. В этих произведениях содержится много поучительного, многое рассказывается о древнейших знаменитых людях, прославляются и восхваляются их подвиги. Все это мальчик должен заучить наизусть, чтобы подражать им и желать сделаться таким же, как они. К этой цели и стремятся и учителя музыки (игры на лире), стараясь сделать своих учеников более сдержанными и предохранить их от шалостей. Выучивши ребенка игре на лире, учителя знакомят его с поэмами других выдающихся поэтов, являющихся представителями лирической поэзии. Эти произведения они поют под звуки инструмента и приучают свои души к ритму и гармонии, благодаря чему они научатся быть более благородными, гармоничными и ритмичными и более пригодными для слова и дела, ибо вся жизнь человеческая нуждается в гармонии и ритме. Потом они посылают их (детей) к учителю гимнастики, чтобы таким образом лучше приспособить их тела к мужественной жизни и чтобы благодаря телесной слабости у них не появилось малодушия во время войны или в каких-либо других случаях. И таким образом поступают те, которые имеют средства, а имеют средства те, кто богат. Их дети раньше всех начинают свое образование и оканчивают последними. Когда дети оставляют школу, государство заставляет их изучать законы и жить по тем образцам, которые содержатся в законах, а не по собственной фантазии. Подобно тому как при обучении письму учителя начертывают палочкой буквы, дают мальчику дощечку и заставляют его выводить фигуры их, так и государство начертывает законы, являющиеся изобретением добродетельных законодателей древнего времени. Эти законы даются юноше, чтобы руководиться ими в положении и управляющего, и управляемого. И тот, кто нарушает закон, подлежит наказанию или привлекается к ответственности, и это соблюдается не только в нашей стране, но и во многих других странах.

2. Система общественной заботы и социальной поддержки в древнегреческом обществе.

Первые представления о процессе помощи, взаимную поддержку и воспитание как общественное явление, что способствует социализации личности, возникли в  первобытном обществе. Однако выделение  социальной работы из других сфер человеческого бытия, зарождение систем воспитания, оказали влияние на дальнейшее развитие человечества, возникновение элементов социальной педагогики состоялись в Древней Греции - стране, которая оказалась переходным мостиком между достижениями древности и современными достижениями.

 В VI-V вв. до н.э.  среди сотен древнегреческих  полисов на первый план выдвинулись  два сильнейших города-государства:  Афины и Спарта (Аттика и Лакония).

 Так, в Афинах полно распространились  получили частная собственность, рыночные отношения, рабство, утверждение гражданского общества, которое связало в единое целое граждан полиса не в зависимости от их имущественного положения.

 В воспитании афиняне стремились  к сочетание умственного, нравственного, эстетического, физического развития. Эта цель определялась греческим понятием “калокагатія” (внутренняя и внешняя совершенство).

 Школы были частными и  платными. Отдельно существовали  мусические и гимнастические  школы. Первые давали всесторонний  интеллектуальное развитие, вторые - такую же культуру тела.

 В Афинах было хорошо развито  социальное воспитание, которое  стало источником высокой общей  культуры его жителей. Разветвленная  сеть внешкольных учреждений  Эллады, которые способствовали  всестороннему развитию, повышению культурного уровня личности, смягчению отношений между различными слоями населения, требует тщательного изучения и анализа, поскольку содержит ценные для заимствования на современном этапе идеи для осуществления гражданского воспитания и достижения социального примирения.

 В конце концов, в том, что  одни и те же средства используются  для устранения социальных противоречий  и социализации личности, проявляется  конвергенция социальной педагогики  и социальной работы и приходится  обоснованность единства названных отраслей знаний.

 Одним из наиболее  действенных средств социального  воспитания стал театр. Для  соответствующей оценки роли  греческого театра как важного  фактора внешкольного образования  необходимо учитывать, прежде  всего, то, что в нем существовала громадное количество мест для зрителей. В крупнейшем в Элладе Мегалопольському театре могло находиться 44 тыс. зрителей, а в Афинском - до 30 тыс. (2, 106). Наличие огромного количества мест объясняется несколькими причинами. Прежде всего, драматические действия разворачивались под открытым небом, в местах, особенно для того приспособленных. Кроме того, афинское казначейство отпускало широким массам свободных граждан специальные средства на посещение театра. Следует отметить, что в Афинах в течение очень долгого времени не существовало актеров-профессионалов (все роли, в том числе и женские, выполнялись любителями-мужчинами). Нередко театральные зрелища тянулись с утра до вечера; среди публики были и дети (мальчики), и женщины. Влияние театра в большом греческом городе был

 очень значительным, а каждая новая театральная постановка становилась событием, которое вызвало волнение.

 Рядом с театрами  в покорении широких народных  масс идеологическим установкам  ведущую роль имели так называемые  всенародные игры.

 Древнейшие и самые  известные из них возникли в Олимпии, получив вполне устойчивые формы и содержание уже в VШ в. до н. э.

 Значение Олимпийских  празднований станет более понятным, если вспомнить лишь один факт  из их истории. Именно в Элладе  отсчет времени нередко велся  за Олимпиадами, то есть за чотирьохріччями, соответствующие периодам, когда проходили Олимпийские игры. Они продолжались 5 дней, и в настоящее время, согласно договорам, которые существовали между греческими государствами, запрещалось вести войны. Программа игр была чрезвычайно многогранна. На первом плане стояли разнообразные физические упражнения: бег, борьба, кулачный бой, бег на колесницах и т.д. Этим упражнениям предшествовало длительное тренировки. От всех участников требовали присяги, в которой утверждалось что каждый из них в течение 10 месяцев готовился к играм. Наряду с соревнованиями такого рода на Олимпийских играх проводились и другие выступали общественные деятели, историки, поэты, певцы, музыканты, танцоры.

 Кроме Олимпийских  игр, большой славой пользовались  Істмійські, Піфійські игры и др., но особенно - Афинские Панафінеї - праздник в честь богини Афины, что была покровительницей города. Оно справлялось ежегодно, но с особой помпезностью раз в четыре года (Большие Пінафінеї). Праздник продолжался 9 дней. Первые дни празднований посвящались различным соревнованиям: гимнастическим, музыкальным, литературным, а также конным. В соревнованиях принимали участие только полноправные граждане. Наиболее знатные отдавали предпочтение беговые на колесницах. Первые примеры преобразования самих соревнований и подготовки к ним в профессию атлета относятся к времен Платона.

35 лет считались тем  возрастом жизни, когда физические  силы человека достигали своего  наивысшего расцвета. Те, что перешли  границу этого возраста и не  добились каких-либо наград на соревнованиях, как правило, отказывались от дальнейших попыток.

 Большие Панафінеї  завершались праздничной процессией.

 Данная эпоха характерна  созданием тех памятников греческого  искусства, которые еще до сих  пор приносят художественное наслаждение. Ни один народ не ценил так высоко красоту, как греки. В одной из древних песен говорится, что первое пожелание - это здоровье, второе - красота, которая приходится соревнованиями на приз красоты, конкурсами на самый « страстный » поцелуй и т.д.

 Именно в государствах Древней  Греции и прежде всего в  Аттике (Афины) были заложены основы  государственного регулирования  благотворительности и ожоги.  В переводе с греческого филантропия  означает любовь к людям; в  IV в. до н.э. с этим понятием  связано любой доброжелательное отношение одного индивида к другому. В гомеровском эпосе philоs связан с институтом семьи и гостеприимства (11, 30).

 В Греции до бедняков проявляли  сочувствие, давали милостыню, иногда  одежду и обувь, приглашали  к участию в пирах. Выражением гостеприимства было создание гостиниц для размещения приезжих, в которых осуществлялось бесплатно, но о питании надо было заботиться самому.

 Для финансирования всенародных  праздников и зрелищ богатые  люди отправляли литургии - своеобразные повинности, которые заключались в покрытии расходов. Размер литургий заранее не определялся и зависел от того, насколько богатые люди пытались снискать расположение и симпатию у народа или превзойти друг друга в богатствах и роскоши.

 В древних Афинах сложилась своеобразная система социальной помощи, когда часть благотворительных функций брало на себя государство:  1. Покрытие расходов на организацию всенародных праздников: выдача народа денег на их посещение и угощение.  2. Предоставление социальных пособий. Сыновья воинов, которые погибли на войне, воспитывались за государственный счет. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде раздач или продажи дешевого хлеба.  3. Командировки граждан в поездки (с целью научиться полезного в заморских странах).

 Другой пример показывала  Спарта, где в руках государства  сосредоточивалась вся дело воспитания  детей. Цель воспитания заключалась  в полном подчинении индивида  государству; главная задача - в  подготовке мужественного, выносливого,  физически развитого, здорового и закаленного воина - защитника земельной аристократии.

 Контроль государства за  воспитанием начинался с первых  дней жизни ребенка: новорожденных  старейшины общины осматривали  в специальном месте - лесха.  Только здоровые дети возвращались родителям, которые их воспитывали до семилетнего возраста, после чего осуществлялось общественное воспитание. Болезненных, тех, что имели недостатки, уродов уничтожали: самое очевидное, выбрасывали в Тайгетську ущелье. С семи до восемнадцати лет мальчики находились в специальных заведениях интернатного типа - агелах. Спартанцев воспитывали в жестоких условиях, стараясь вырастить суровых, безжалостных воинов. Занимались гимнастикой и девушки, но отдельно от мальчиков. Подростки принимали участие в ежегодных публичных испытаниях: их секли перед алтарем, чтобы убедиться в терпения и выносливости. Юноши 18-20 лет объединялись в группу ефебів. Гражданское совершеннолетие наступало в 30 лет.

Информация о работе Педагогические теории развития личности