Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 1.24 Мб (Скачать)

        Основная задача – показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя.        

Для реализации этих задач  мы используем следующие программы:

  1. « Театр-творчество-дети» Н.Ф.Сорокина,
  2. «Росинка» Л.В. Куцакова, С.И.Мерзлякова. 
  3. «Арт-фантазия» Э.Г.Чурилова

 

    Глава 1.

Театрализованная игра, как  вид творческой игры

Человек формируется в  деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот  основные ступени, являющиеся основными  для развития ребенка. Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку – игру.

Существуют различные  игры. Одни развивают мышление и  кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские  навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых  ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх  разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.  

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события  жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.  Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Справедливо ли их относить к разряду творческих игр?

Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст  произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

Все это наводит на мысль  о том, что полноценное участие  детей в игре  требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Для исполнения роли ребенок  должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике  и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой  уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание  художественного произведения, возникает  эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются  в ходе воспитательно-образовательной  работы.

Театр помощник в воспитании и образовании детей        

 

 

        Выдающийся советский композитор и педагог Д.Б. Кабалевский в  своей книге «Воспитание ума  и сердца» о воспитательном значении искусства для детей говорил  так: «Оставляя неизгладимые впечатления  на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и  содержательные эти уроки, тем легче   и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».         

Театрализованная сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его мысленно действовать  вместе с героями. В результате возникшего переживания у ребенка появляются новое эмоциональное отношение  к окружающему миру, новые знания и представления. Кроме того, в  процессе подготовки к спектаклю, в  силу специфической необходимости, дети непосредственно развивают  и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений.

ПАМЯТЬ.        

Попадая в мир театра и становясь его непосредственным участником, ребенок начинает активно развивать свою память. В театре ребенком движут азарт, вдохновение, творческий подъем, а также сознание того, что труд является частицей общего дела всех участников будущего спектакля, что значительно облегчает и ускоряет процесс запоминания.        

Ребенок легко запоминает несложные фразы во время репетиций  и работы над выразительностью речи и движений в ходе подготовки инсценировок и спектаклей. Разучивание с детьми сложных, объемных текстов персонажей, особенно стихотворных, лучше поручать родителям.        

Слова лучше запоминаются, если они произносятся с определенной мимикой и движениями, характерными для персонажей. Развитие памяти в  театре у детей бывает связано  с использованием музыки в спектакле: пение героями песен, исполнение танцев или это просто пантомимические  выходы персонажей.

Например, предлагаем ребенку  выйти на вступление к песне с  характерными движениями героя, которого изображает маленький артист. В этом случае необходимо запомнить мелодию  вступления и те движения, которые  нужно выполнить, даже если эти движения ранее были придуманы самим артистом.         

Маленький кукловод слушает  и запоминает музыку, под которую  должен появиться на ширме Волк в сказке «Волк и семеро козлят», - и в нужный момент Волк, оглядываясь по сторонам, подкрадывается к избушке.        

Ребенок запоминает очередность  своего выступления и без музыки – по окончаниям фраз других героев, по смыслу и последовательности действий.

ФАНТАЗИЯ.

Слова, сказанные К. С. Станиславским  о творчестве в театре, можно отнести  и к детскому театру, так как  в них заключена суть основы и  успеха любого театра: «…Творческая работа над ролью и над превращением словесного произведения драматурга в  сценическую быль вся, от начала до конца протекает при участии  воображения».

Воображение это способность  представить воображаемые ситуации. Театр является для ребенка неисчерпаемым  источником развития реальных чувств и фантазии. Особое содержание театрального творчества способствует раздвижению  рамок собственных представлений  о жизни.

При разглядывании картинок, слушании музыки или сказок в представлении  ребенка возникает воображаемый мир. В театре же ребенок видит  воображаемое в действии, в чем  и заключается преимущество театрального искусства.

Помочь ребенку разбудить  воображение можно, обсуждая эпоху, когда предположительно развивается  действие, время года, характеры  и костюмы персонажей, их манеры, походку и многое другое. Такие  беседы активизируют детскую фантазию, ребенок начинает лучше понимать основное содержание театрализованной сказки и суть поступков героев.

Фантазия начинает активно  работать, если ребенку предстоит  разобрать и решить задачу «очеловечивания» образов зверей, цветов, солнца, ветра, и даже дождя.

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И НАХОДЧИВОСТЬ.         

В театре ребенок невольно попадает в такие ситуации, выход  из которых требует некоторой  сообразительности, а иногда фантазии и сообразительности одновременно.         

Такие моменты возникают  нечасто и только в том случае, если взрослые и дети на равных принимают  участие в игре, называемой театром. Ребенок чувствует себя полноправным участником театрального действа, он знает, что его здесь обязательно  выслушают и примут предложенные им изменения в правилах игры, если, конечно, они окажутся необходимыми, по мнению большинства.        

Дети часто удивляют нас  своей находчивостью. Решения принимают  быстро и с такой легкостью, что  многие бьющиеся над извечным вопросом «Что делать?», могли бы им только позавидовать.

РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА.        

В наше время дети не страдают от недостатка информации. И основными  носителями ее для дошкольника являются детский сад и семья. В детском  саду ребенок находится в состоянии  постоянных открытий в самых разных областях: музыка, литература, изобразительное  искусство, растения, животные, профессии, транспорт и многое другое.        

Маленькие первооткрыватели – в постоянном поиске неизведанного. Ими движет интерес и бесконечное любопытство: «Почему летом – дождь, а зимой – снег, а не наоборот?», «Где живут шмели?» и «Почему ночью темно?».        

Наша задача – направить  интерес ребенка в нужное русло, открыть перед ним общепринятые и социально-нравственные пути реализации своего любопытства и интереса, дающие ребенку возможность развиваться  духовно и умственно. Детский  театр, благодаря своему огромному  эмоциональному воздействию на детскую  душу, способен взять на себя задачу развития кругозора ребенка. Под  влиянием интереса и других положительных  эмоций все увиденное и услышанное в театре будет устраиваться с  легкостью, и запоминаться на долго.         

Например, ребенок слушает  музыку П. И. Чайковского к сказке «Щелкунчик» и в его воображении  возникают увлекательные картины  приключений героев сказки. Маленький  зритель и не замечает, что музыка, которая показалась ему в обыденной  жизни непонятной и далекой от его мироощущения, становится «естественной», понятной, красивой. Без сомнения, имена  Э. Т. А. Гофмана и П. И. Чайковского, балет «Щелкунчик» и сами понятия  «классическая музыка», «балет», «симфонический оркестр» отложатся в памяти детей  на всю жизнь.        

Изобразительное искусство  – обязательный спутник детского театра. Декорации и атрибуты к  спектаклям, детали костюмов и сами костюмы героев, различного вида куклы  для кукольного театра – все это, несомненно, имеет прямое отношение  к изобразительному творчеству. Однако весь этот труд обычно ложится на плечи  взрослых, а дети – дошкольники  остаются в роли активных созерцателей и, конечно, посильных помощников. Чем  они могут помочь взрослым в этих интересных делах, а заодно расширить  свой кругозор? Что-то раскрашивать или  вырезать детям не в новинку, а  вот сплести украшения из бисера для Золушки и придворных дам  – дело новое, интересное, увлекательное. Бисероплетение станет для малышей  еще одной ступенькой на пути приобретения ими новых знаний.        

Значительно расширяет кругозор детей в областях изобразительного искусства и народного творчества спектакль «Волшебство красок». Подготовительный процесс и сам  спектакль дают представления о  множестве интересных вещей: что  такое Гжель и Хохлома, почему картины называются пейзаж, натюрморт  или портрет, какие бывают краски, и для чего каждая может быть использована, и т. д.        

Через театр можно рассказать детям о физических и природных  явлениях: о таянии льда, о морозе, о временах года.        

Театр совершает вместе с  ребенком экскурс в историю: старинные  народные костюмы, обычаи, традиции и  быт. Русская народная сказка погружает  малышей в старину, переносит  в давние – давние времена, «когда мир Божий был наполнен лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли  молочные, берега были кисельные, а  по полям летали жареные куропатки».         

Театр – это еще целый  мир новых слов, понятий, которые  в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными  словами и понятиями ожидает  тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра. В театральном творчестве ребенок постоянно вовлекается  в бурный поток разнообразной  информации из самых разных областей человеческой жизни и окружающего  мира, в том числе, он постигает  для себя сам театр и его  специфику.

Программа «Арт – фантазия»  

  Задачами театрального воспитания детей являются:

  1. гармоническое  развитие  природных способностей  детей  средствами всех искусств;
  2. приобщение к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы;
  3. обучение навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики, развитие коммуникабельности;
  4. выявление и подготовка детей, наиболее способных к дальнейшему обучению в специальных театральных либо культурно – просветительных учебных заведениях.

Для реализации этих задач  в нашем детском саду используются следующие программы:

  1. «Росинка» Л.В. Куцакова, С. И. Мерзлякова.
  2. «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокина.
  3. «Арт – фантазия» Э. Г. Чурилова.

Предпочтение в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в большей степени, мы отдаем программе  Э. Г. Чуриловой «Арт – фантазия». 

              «Арт-фантазия» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (воспитателей, учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок  как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребёнок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию. Воображение, общение с окружающими людьми. 

Информация о работе Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника