Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 1.24 Мб (Скачать)

Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, тем самым решает вопросы развития социальных навыков у детей дошкольного возраста.

Произведения искусства  заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и “в процессе этого сопереживания создаются  определенные отношения и моральные  оценки, просто сообщаемые и усваиваемые” В.А. Сухомлинский [10]. Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством  развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. По мнению В.А. Петровского [8, с. 255], Л.П. Стрелковой, [9, с. 139 – 144], основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям  и речи, ставить себя на его место  в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Как отмечает Б.М. Теплов: “чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать  чужому горю, нужно уметь с помощью  воображения перенестись в положение  другого человека, мысленно стать  на его место” [11, с.165]. А это подразумевает  наличие определенного уровня взаимоотношений  в социуме.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря  тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает  мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами  для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к  такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам  через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б. Кабалевский  так писал о значении искусства  для детей: “Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков, в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес” [6, с. 56].

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, то есть от лица, какого-либо персонажа. Это  помогает преодолеть робость, связанную  с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Детская художественная литература является неиссякаемым источником самых  разнообразных эмоций.

Восприятие рассказа, сказки, ярких образных описаний взаимоотношений  персонажей, их действий в разных ситуациях, влияние положительных и отрицательных  поступков на эмоциональное состояние  действующих лиц вызывают у детей  непосредственный отклик. У детей  могут возникнуть такие чувства  и эмоции, как сочувствие пострадавшим, неприязнь к персонажам, совершившим  неблаговидные поступки. В этом процессе, по мнению А.В. Запорожца [4, с. 34–41], объединяются оценка персонажей с эмоциональным  к ним отношением, формируется  соответствующее нравственное эмоциональное  отношение к действующим лицам.

Какие же условия должны быть созданы, чтобы у детей развивалась  эмоциональная сфера и творческая активность. Прежде всего, задача педагога всячески поощрять исполнительское  творчество, развивать у ребенка  способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать  к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций. Театрализованная деятельность – это  мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и  в первую очередь способности  познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими  людьми, а также коррекции некоторых  негативных состояний и проявлений. В театрализованной игре каждый ее участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными  правилами. Таким образом, совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсорики), чувств и эмоций. Она развивает  у детей мышление, воображение, фантазию и внимание, память, волю, а также  многие другие умения и навыки. Поэтому  очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовывать  практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Следует подчеркнуть, что  занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к  подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

  1. Развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;
  2. Создание атмосферы творчества;
  3. Социально-эмоциональное развитие детей.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и  т. д., то есть со “знаками”, играющими  роль выразительного языка.

По мнению Э.Г. Чуриловой [12], наряду с такими разделами как  “театральная игра”, “ритмопластика”, “культура и техника речи”, в  работе с детьми необходим раздел под названием “Основы театральной  культуры”, в этом разделе дошкольнику  должны быть созданы все условия  для овладения элементарными  знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. ДОУ, на сегодняшний день, с учетом всех предъявляемых требований к  образовательному и воспитательному  процессу, является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, но и культурно развивающим и  досуговым центром, часто единственным очагом культуры для детей дошкольного  возраста. В таком ДОУ должно быть органично соединено основное и  дополнительное образование, коей и  является занятия театрализованной деятельностью. Статус и перспективы  развития современных ДОУ позволяют  утверждать, что дошкольное образовательное  учреждение становится одним из основных институтов социализации детей дошкольного  возраста как в проектировании базового пространства развития детей, так и  в процессе оказания дополнительных услуг, организации анимационной и  рекреационной работы.

В контексте этого следует  обратить особое внимание на профессиональные и педагогические навыки педагога, осуществляющего с детьми данную деятельность. Необходимо, чтобы педагог  сам владел основами актерского и  режиссерского мастерства, имел навыки художественного чтения, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, был  готов к любому “превращению”. Именно это ведет к повышению его  творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Одно из главных условий –  эмоциональное отношение взрослого  ко всему происходящему во время  работы с детьми. Ни в коем случае, как считает Маханева М., кандидат педагогических наук, нельзя применять  никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог  должен строго следить за тем, чтобы  своей актерской активностью  и раскованностью не подавить робкого  ребенка, не превратить его только в  зрителя или исполнителя воли педагога. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти “на сцену”, боялись  ошибиться. Недопустимо деление  на “артистов” и “зрителей”, то есть на постоянно выступающих и постоянно  остающихся смотреть, как “играют” другие.

Педагог должен хорошо знать  каждого ребенка, чтобы понять, что  и как он чувствует, слушая какое-либо произведение, а в дальнейшем пытаясь, что-либо изобразить на площадке. Если “он не переживает борьбу добра  и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение  – это значит, что-то в детской  душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую  душу” 
(42, с. 6–20).

В соответствии с этим перед  педагогом встают две основные задачи:

  • понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;
  • помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться его содействие персонажам произведения.

 

 

 

 

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.        

Выражение «сказочный мир  детства» - не пустые слова. В жизни  каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями  и волшебными предметами.         

Почему нитью общения  с детьми мы выбираем сказку? А как  же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных  ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому  соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном мире театра.        

Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в  которой птицы и звери, простая  домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и  колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!         

Сказочный мир театра –  страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва  для творчества, всем желающим принять  участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи  сказочной страны, именуемой театр.         

Сказки прочно вошли в  детский театр. Перед взором ребенка  возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских  народных сказок (Дед Мороз, Иванушка – дурачок, злая мачеха, глупый и  жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед  ним  в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

Актуальность темы.

Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка  

            В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. 

             Воспитательные возможности театрализованной де ятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся  с окружающим миром во всем его многообразии че рез образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собствен ных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произ носимые реплики ставят малыша перед необходимос тью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучша ется диалогическая речь, ее грамматический строй. 

           Можно утверждать, что театрализованная деятель ность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, за ставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.  

           Театрализованная деятельность — важнейшее средство разви тия у детей способности распознавать эмо циональное состояние человека по мимике, жестам, ин тонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.  

          Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для де тей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожде ствления. Именно способность ребенка к такой иденти фикации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать пози тивное влияние на детей. 

          Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодо левать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Сознавая все это, мы стремились создать в нашем ДОУ «Ручеек» театральную студию. Позже она  приобрела свое название « В гостях у сказки». Задачи нашего театра, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать  артистов. Но кем бы ни были в будущем  наши дети, мы верим, что они будут  творчески относиться к своему делу. Надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков  они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу  волшебства театра, тот  будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднится.  

Информация о работе Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника