Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат
Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.
Проблема развития и воспитания эмоций принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Вместе с тем эта проблема считается до сих пор недостаточно разработанной, и ряд вопросов, касающихся анализа условий возникновения эмоций, закономерностей их развития, их структуры и функции в детском поведении, остаются не до конца ясными.
При переходе от раннего
к дошкольному возрасту происходят
глубокие изменения не только в интеллектуальной,
но и эмоциональной сфере ребенка.
На протяжении детства, овладевая простейшими
способами практической и умственной
деятельности, ребенок усваивает
также социальные ценности, нормы
и правила поведения и
Большие возможности для исследования эмоций предоставляет игра дошкольников. Игре дано “завораживать человека, вызывать волнение, азарт и восторг. Эта универсальная способность возбуждать человеческие чувства, безусловно, делает ее единственной в своем роде”, – пишет М. Вуарен и продолжает далее: “Вследствие своего необычайного разнообразия игры являют собой наиболее емкую сферу для проявления всех чувств и эмоций, которые способен испытать человек” [3, с.132, 136].
Формирование в игре новых эмоций связано с тем, что она, по Л.С. Выготскому, “дает ребенку новую форму желания, т. е. учит его желать, соотнося желание к фиктивному “Я”, то есть к роли в игре и ее правилу” [2, с. 290].
Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, появляется в дошкольном возрасте. Игра - это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
На границе раннего
и дошкольного детства
Чтобы проследить развитие игры, рассмотрим становление отдельных ее компонентов.
В каждой игре, кроме участвующих
в ней детей, имеются свои игровые
средства: куклы, игрушки и предметы.
Их подбор и сочетание различны для
младших и старших
В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр.
В игре дети учатся общению
друг с другом, умению подчинять
свои интересы интересам других. Игра
способствует развитию произвольного
поведения ребенка. Механизм управления
своим поведением, подчинения правилам
складывается именно в сюжетно-ролевой
игре, а затем проявляется и
в других видах деятельности (например,
в учебной). В развитой ролевой
игре с ее сложными сюжетами и ролями,
которые создают широкий
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Однако эта детская деятельность вызывает массу вопросов у психологов. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в каком-то воображаемом пространстве? При этом они, конечно же, остаются детьми и прекрасно понимают условность своего “перевоплощения” – они только играют во взрослых, но эта игра приносит им ни с чем не сравнимое удовольствие. Определить сущность сюжетно-ролевой игры не так-то просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной. Возможно, ответ можно найти, рассмотрев социальную природу ролевой игры дошкольника.
Согласно концепции детской
игры Д.Б. Эльконина [13, с. 25-77, 177-199, 212-220,
258–280], ролевая игра является выражением
возрастающей связи ребенка с
обществом – особой связи, характерной
для дошкольного возраста. В ролевой
игре выражается такое стремление ребенка
к участию в жизни взрослых,
которое не может быть реализовано
непосредственно, в силу сложности
орудий труда и их недоступности
для ребенка. Этнографические исследования
Д.Б. Эльконина показали, что в
более примитивных обществах, где
дети могут очень рано принимать
участие в трудовой деятельности
взрослых, отсутствуют объективные
условия для возникновения
Эти факты позволили сделать важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. Теория игры, ее видимые источники во внутренних инстинктах и влечениях, фактически снимают вопрос об историческом возникновении ролевой игры. Вместе с тем именно история возникновения игры может пролить свет на ее природу.
Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослого отодвигалось во времени. Детство удлинялось, что происходило не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимся, а путем его своеобразного вклинивания. Время, когда ребенка еще нельзя учить овладению орудиями труда и в то же время он уже сознательно живет внутри общества и органически связан с ним, и стало периодом игры. Таким образом, вместе с возникновением ролевой игры, возникает и новый этап в развитии ребенка, который в современной психологии и педагогике носит название дошкольного периода развития. Этот период по праву может быть назван возрастом ролевой игры.
Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я, космонавт”, “Я, мама”, “Я, доктор”), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя.
Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Игровое действие является способом осуществления роли. Невозможно представить себе ребенка, который, взяв на себя роль взрослого, оставался бы бездеятельным и действовал бы только в умственном плане – в представлении и воображении. Роль всадника, доктора или шофера невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.
Что же составляет основное содержание ролей, которые берут на себя дети и которые они реализуют посредством игровых действий?
Почти все авторы, описывавшие ролевую игру: Аникеева Н.П. [1], Михайленко Н.Я. [7], Зеньковский В.В. [5] – отмечают, что на нее решающее значение оказывает окружающая ребенка действительность. Дети играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них особенно привлекательным. Но что же именно в окружающей действительности стимулирует игру дошкольника? И всякие ли яркие впечатления ребенка дают материал для ролевой игры?
Почти все исследователи,
изучавшие игру: Выготский Л.С., Д.Б.
Эльконин, А.Л.Венгер - единодушно отмечали,
что игра является наиболее свободной,
непринужденной деятельностью ребенка-
Творческая свобода игры выражается и в том, что ребенок включается в нее со всей своей эмоциональностью, испытывая во время игры максимальное удовольствие. Эмоциональная насыщенность игры настолько сильна и очевидна, что именно этот момент часто выдвигается на первый план, что позволяет рассматривать игру как инстинктивный источник наслаждения [15]. Если ролевая игра, рассматривается как источник наслаждения, то театрализованная игра может быть рассмотрена нами, как развитие творческого потенциала дошкольника.
Л.С. Выготский писал, что “высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества. В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины, обязано своим происхождением творческому процессу человека” [2, с.128].
Реализация творческого потенциала дошкольника требует участия взрослого, направляющего деятельность ребенка. С его помощью ребенок более быстро накапливает опыт путем его обогащения и уточнения, что является необходимым условием развития творческого мышления, вырабатывает умение создавать новые игровые образы разными способами.
Исследования Л.С. Выготского,
А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина доказали
возможность формирования воображения
на ранних стадиях онтогенеза. В
трудах этих авторов воображение
рассматривается как форма
Наше время – время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые нестандартные решения проблем – эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира.
К сожалению, в современных образовательных программах остается ведущим подход к обучению как к усвоению определенной суммы знаний. Обучение сводится к запоминанию и воспроизведению определенных действий, информации, способов решения заданий.
А ведь требования современного мира таковы, что просто суммы усвоенных знаний явно недостаточно. Необходимо подходить к проблемной ситуации с разных точек зрения, творчески. Развитие творческой способности должно стать одним из важных звеньев современного воспитания и образования.
Творчество – форма
активности и самостоятельной
И как глоток свежего воздуха можно рассматривать в этом контексте – театрализованную игру. Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр и особенно игр – представлений позволяет успешно решать многие социально – педагогические задачи, стоящие перед современными педагогами. Театрализованная игра помогает развить творческий потенциал ребенка, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
Разностороннее влияние
театральной деятельности на личность
ребенка, на развитие его социальной
и эмоциональной сферы