Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 1.24 Мб (Скачать)

Накопив определенный опыт в работе над сюжетными этю дами, можно переходить к импровизационным играм — драматизациям по хорошо знакомым сказкам. Дети делятся на 2— 3 творческие группы и получают задание сыграть сначала одну и ту же, а в дальнейшем — разные сказки. Участники мини-спек такля должны самостоятельно распределить роли, уточнить развитие сюжета и нафантазировать предлагаемые обстоятель ства. Надо поощрять попытки детей уходить от традиционных стереотипов, будить творческое воображение и фантазию, по могая вопросами, например: какой герой? (Ленивый или тру долюбивый, добрый или злой, голодный или сытый, глупый или умный.)

Работа над этюдами  и играми — импровизациями развивает  многие качества, необходимые для  участия в спектаклях, в том  числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, ре агировать на поведение партнеров.        

РИТМОПЛАСТИКА

Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкно венной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Разви тие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому впол не естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием му зыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают твор чески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

1) развитие двигательных  способностей детей (ловкости, подвижности,  гибкости, выносливости);

2) развитие пластической  выразительности (ритмичности музыкальности,  быстроты реакции, координации  движений);

3) развитие воображения  (способность к пластической импровизации).

Необходимым условием решения  этих задач является умение владеть  своим телом, так называемая мышечная свобода. У дошкольников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или  отдельных групп мышц или как  излишняя разболтанность развязность. Поэтому наряду с упражнениями и  играми направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела, лежа на полу. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов.

Ритмопластические упражнения и игры не дублируют раздел, посвященный  музыкально-ритмическому воспитанию в  системе музыкальных занятий  с дошкольниками. Они развивают  преж де всего гибкость и умение владеть своим телом и представля ют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.

Режиссер Ф.Ф. Комиссаржевский  отмечал, что «не только органы речи, звуки и мышцы лица актера, но и все его тело должно быть технически приспособленным для выражения  пе реживаний; тем более — тело, потому что его положения и дви жения выражают после музыки наиболее обобщенно и более сжато и четко, чем слово, внутреннее состояние человека; кро ме того, тело отражает внутренние эмоции прежде, чем они на ходят выражение в слове или звуке».

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

МУРАВЬИ

КАКТУС И ИВА

ПАЛЬМА

МОКРЫЕ КОТЯТА

ШТАНГА

САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ

БУРАТИНО И ПЬЕРО

НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА

СНЕГОВИК

БАБА ЯГА

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ

ГИПНОТЕЗЕР

НЕ ОШИБИСЬ

РИТМИЧЕСКИЙ ЭТЮД

ПОЙМАЙ ХЛОПОК

ГОЛОВА ИЛИ ХВОСТ

СЧИТАЛОЧКА

КАК ЖИВЕШЬ?

БАБУШКА МАЛАНЬЯ

ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ

ЗАКРЫТЬ КНИЖКУ, РАСКРЫТЬ

ЗАВОДНАЯ КУКЛА

МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

Цель. Передавать в пластических свободных образах харак тер и настроение музыкальных произведений.

ПЕРВАЯ ПОТЕРЯ

ПОДАРОК

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

УТРО

БАБОЧКИ

В СТРАНЕ ЦВЕТОВ

СНЕЖИНКИ

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС

ПЕТЯ И ВОЛК

В ЦАРСТВЕ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ

В ГОСТЯХ У РУСАЛОЧКИ

В ЗАМКЕ СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ

СНЕГУРОЧКА

В СТРАНЕ ГНОМОВ

ГОРОД РОБОТОВ

ФАКИР И ЗМЕИ

УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ

ТАНЦУЮЩИЙ ОГОНЬ

ВРЕМЕНА ГОДА

ЖЕСТЫ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Владение жестом не является врожденным навыком и зависит  от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы  дети на сцене не были похожи на роботов  или деревянных кукол, приходится много  работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребенка  участвовало все тело. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает  то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами. Жест может быть оправдан на сцене лишь в том случае, когда он вызывается внутренней потребностью, выражает определенные чувства по отношению  к окружающим.

Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. Например: «Считалочка», « Бабушка  Маланья», «Как живешь?». В этюдах дети могут проявлять инди видуальность в выборе жестов и мимики. Педагог может рас сказывать, вызывая нужные эмоции, подсказывать, но как можно меньше показывать, чтобы не выработать штампы, ли шенные внутреннего импульса, эмоциональной окраски.

В данной главе приведены  некоторые жесты, которые могут  использоваться детьми в различных  жизненных ситуациях, а также  в сценической деятельности.

ИДИ СЮДА. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ла донью, а затем махнуть «к себе».

УХОДИ. Согнуть руку перед  грудью, кисть повернута ла донью «от себя», махнуть рукой «от себя».

СОГЛАСИЕ. Кивнуть головой  один или два раза (утверж дающий).

НЕСОГЛАСИЕ. Покачать головой  из стороны в сторону (от рицающий).

ПРОСЬБА. Рука вытянута вперед с повернутой вверх ла донью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.

ОТКАЗ. Рука вытянута вперед с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута «от себя», корпус наклонен назад, голова повернута в  сторону.

ПЛАЧ. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают.

ЛАСКА. Поглаживать по плечу  мягко, нежно, заглядывая в глаза.

КЛИЧ. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого  «звука».

ПРИВЕТСТВИЕ. Правая рука поднята  вверх, маховые дви жения кистью из стороны в сторону.

ПРОЩАНИЕ. Глаза устремлены на уходящего, корпус на клонен вперед; плавные маховые движения кистью поднятой правой руки.

ПРИГЛАШЕНИЕ. Правая рука отводится  в сторону, ладонь раскрывается, голова поворачивается за рукой.

БЛАГОДАРНОСТЬ. Сложенные  вместе ладони прижаты к груди, локти  расставлены в стороны, голова наклонена  вперед.

НЕГОДОВАНИЕ. Возмущение: «Да  что же это такое!».

НЕ ЗНАЮ. Приподнять плечи, руки слегка разведены, ла дони раскрыты.

Жестом можно также  передать восхищение и удивление, он может быть отстраняющим и повелевающим. С его помощью можно предложить детям охарактеризовать предмет  по разме ру и форме.

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА  РЕЧИ

Упражнения и игры из этого  раздела должны помочь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, ар тикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразитель но передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развить воображе ние, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.

Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том  числе и речевого аппарата, невыразительность  и монотонность речи, отсутствие смысловых  пауз и логического ударения, проглатывание  начала и конца слов. Работая над  раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упраж нений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы рече вого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

Заниматься с детьми специальной  профессиональной подго товкой не представляется возможным, поскольку в этом воз расте еще окончательно не сформирован дыхательный и голо совой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразитель ной, чем в жизни, необходимо. Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие, объединяя с ритмо пластическими и театральными играми.

Прежде всего детей  необходимо научить делать бесшумный  вдох через нос, не поднимая плечи, и  плавный, ровный, без на пряжения и толчков, выдох (упражнения «Игра со свечой» и «Мыльные пузыри»). В дальнейшем в каждом задании трени руется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комп лексе. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интона цию или высоту звучания.

Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. В артикуляционной гимнастике используются известные упражнения для развития мышц губ, челюсти и  языка. Свобода звучания голоса непо средственно связана с мягкой атакой, когда смыкание связок со впадает с началом выдоха. Для достижения этого полезны уп ражнения по типу «стона» — «Больной зуб», «Капризуля», «Ко локольчики», «Колыбельная», сочетание мягкой атаки с опорой звука тренируется в игре «Дрессированные собачки», «Птичий двор». После решения этих задач больше внимания можно уде лить работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т.п. Все эти компоненты речи прекрасно трениру ются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов. Для того чтобы детям было понятно, о чем идет речь, можно предложить такие упражнения, как «Летний день», «В зоопарке», «В лесу». Они тренируют чет кое произношение согласных на конце слова и могут сочинять ся вместе с детьми. Для тренировки диапазона звучания предла гается игра «Самолет», «Чудо-лесенка». Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться. Говоря о силе голоса, можно предложить детям игру «Придумай диалог», где героями могут быть Людоед и Кот в сапогах или Слон и Мышка. С разной силой голоса можно читать стихотво рения от имени разных сказочных героев.

Для того чтобы добиться результатов в художественном вос  питании дошкольников, необходимо опираться  на эмоциональ ный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи  с этим велика роль стихов в детских  театральных играх и упражнени ях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезно, использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени опре деленного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект...

С точки зрения исполнительской  деятельности дошкольников очень важно  научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией надо поощрять у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций, а не просто просить их абстрактно произнести фразу, например, жалобно или восхищенно. Предлагая детям игру «Фраза по кругу», надо стремиться, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.

Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под  ним мы подразумеваем выделение  отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность. Например, предложив выученную скороговорку, произносить ее, выдели разные слова: «Гравер Гаврила выгравировал гравюру», «Гравер Гаврила выгравировал гравюру» и т.д. Когда дети поймут что такое логическое ударение, работая над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля, надо обращать внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их.

В раздел «Культура и техника  речи» включены следующие игры и  артикуляционная гимнастика.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА

УПРАЖНЕНИЯ НА ТРИ ВИДА ВЫДЫХАНИЯ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СВОБОДУ  ЗВУЧАНИЯ

С МЯГКОЙ АТАКОЙ

БОЛЬНОЙ ЗУБ

КАПРИЗУЛЯ

КОЛОКОЛЬЧИКИ

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ  ДЫХАНИЯ

ДРЕССИРОВАННЫЕ СОБАЧКИ

ПТИЧИЙ ДВОР

ЭХО

ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА  ГОЛОСА

ЧУДО – ЛЕСЕНКА

САМОЛЕТ

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВОМ

ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ

ВОЛШЕБНАЯ КОРЗИНКА

ВКУСНЫФЕ СЛОВА

СОЧИНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СОЧИНИ СКАЗКУ

ВОПРОС – ОТВЕТ

ПРИДУМАЙ ДИАЛОГ

РАССКАЖИ СКАЗКУ ОТ ИМЕНИ  ГЕРОЯ

ПОХОЖИЙ ХВОСТИК

ФАНТАЗИИ О…

РУЧНОЙ МЯЧ 

                                            СКОРОГОВОРКИ

Скороговорки помогают формировать  правильное произно шение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизноси мые слова и фразы. Скороговорки — это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах.

Разучивать скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, словно отби вая «мячик» от пола. Постепенно можно убыстрять темп. Полез но проговаривать скороговорки преувеличенно четко, на хорошей опоре, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Активизирует речевой аппарат произнесение скоро говорок беззвучно, энергично шевеля губами (как глухонемые).

Информация о работе Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника