Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат
Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.
По результатам исследования на конец года детьми усвоено 88,3 % программы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19 общеразвивающего вида» г. Печора
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РАЗДЕЛУ «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ПОДГ. ГР.
2006 ГОД.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ве дущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным на правлением. Для эстетического развития личности ребенка ог ромное значение имеет разнообразная художественная деятель ность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является форми рование у детей эстетических интересов, потребностей, эстети ческого вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творче ских способностей представляет театрализованная деятельность.
В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по те атрализованной деятельности, которые проводят воспитатели совместно с музыкальным руководителем (развитие речи + театр).
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрали зованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обяза тельного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным про граммам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Цель программы — развитие творческих способностей детей сред ствами театрального искусства.
Задачи:
1. Создать условия для
развития творческой
2. Создать условия для
совместной театрализованной
3. Обучить детей приемам
манипуляции в кукольных
4. Совершенствовать
5. Ознакомить детей всех
возрастных групп с различными
вида ми театров (кукольный,
драматический, музыкальный,
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их теат ральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терми нологии, театрах города Сыктывкара.
7. Развить у детей интерес
к театрально-игровой
Реализация музыкально – театральной деятельности проводится через тематические занятия (1 раз в месяц) и как часть занятия (15% от содержания каждого отдельного занятия), через работу кружка «В гостях у сказки» по данной программе. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год —31.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных свя зей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, же стами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отме чая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность»
3. «Развитие речи», на
котором у детей развивается
четкая, ясная дикция, ведется работа
над развитием
4. «Ознакомление с
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явле ниями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
6. «Ритмика», где дети
учатся через танцевальные
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает восемь основных блоков, пред ставленных в таблице
Блок 1 — основы кукловождения.
Блок 2 — основы кукольного театра.
Блок 3 — основы актерского мастерства.
Блок 4 — основные принципы драматизации.
Блок 5 — самостоятельная театральная деятельность.
Блок 6 — ритмопластика.
Блок 7 — театральная азбука.
Блок 8 — проведение праздников, досугов и развлечений.
Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на одном - двух занятиях в месяц; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц; блоки 3, 4, 6 — на каждом занятии; блок 7 — на тематических заняти ях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте); блок 1 реали зуется 1 раз в квартал.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
СТАРШАЯ ГРУППА
Должен уметь:
— разыгрывать сценки по знако мым сказкам, сти хотворениям, пес ням с использова нием кукол знако мых видов теат ров, элементов костюмов, декора ций;
— чувствовать и понимать эмоцио нальное состояние героев, вступать в ролевое взаимо действие с други ми персонажами;
— выступать пе ред сверстниками, детьми младших групп, родителя ми, иной аудито рией
Должен знать:
— некоторые виды те атров (кукольный, дра матический, музыкаль ный, детский, театр зверей и др.);
— некоторые приемы и манипуляции, приме няемые в знакомых ви дах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо.
Должен иметь пред ставление:
— о театре, театральной культуре;
— об истории театра;
— об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
— о театральных профес сиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декора тор, осветитель, суфлер)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Должен уметь:
- самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотво рение, песню для постановки, гото вить необходимые атрибуты, распределять между со бой обязанности и роли);
— разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства вырази тельности (поза, жесты, мимика, голос, движение);
— широко исполь зовать в театрали зованной деятель ности различные виды театров.
— разыгрывать сценки по стихотво рениям коми поэтов (П. Образцова, С. Попова, Д. Сережина), коми писате лей (Е. Козловой), используя вырази тельные средства (мимику, жесты, интонацию) и му зыкальные фоно граммы коми ком позиторов;
Должен знать:
— некоторые виды теат ров (кукольный, драма тический, музыкальный,
детский, театр зверей и др.);
— некоторые приемы и манипуляции, приме няемые в знакомых ви дах театров: кукол-вертушек, тростевых кукол, напольном ко нусном.
Должен иметь пред ставление:
— о театре, театральной культуре;
— театральных профес сиях (капельдинер, по становщик танцев и др.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Куревина О.А. Синтез
искусств в эстетическом
2. Куцакова Л.В., Мерзлякова
С.И. Воспитание ребенка-
3. Ледяйкина Е.Г., Топникова
Л.А. Праздники для
4. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры. М., 2002.
5. Мирясова В.И. Играем
в театр. Сценарии детских
6. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, ат тракционы. Ярославль, 2002.
7. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
8. Кошманская И.П., Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2004.
9. А.И. Буренина. От игры
до спектакля: Учебно-
10. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000.
11. Чурилова Э.Г. Методика
и организация театральной
ПЛАН - ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
(СЕНТЯБРЬ – МАЙ)
БЛОКИ |
ОСНОВНОЙ КОМПАНЕНТ |
КОМПАНЕНТ ДОУ |
НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПАНЕНТ |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Основы кукловождения |
Сентябрь — ноябрь. Задачи: по знакомить детей с приемами вож дения кукол-вертушек. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Девочка и мальчик», «Пляска кота и мыши» Декабрь — январь. Задачи: позна комить детей с различными прие мами вождения тростевых кукол. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Веселая зарядка», «По пугай умывается», «Неожиданная встреча» Февраль. Задачи: познакомить детей с напольным видом театра — конусным, приемами вождения этих кукол. Игра «Театр двух актеров». Этюды: «Прогулка в лес», «Встре ча друзей», «Веселый перепляс» Март — май. Задачи: закреплять навыки кукловождения
различных видов кукольных Этюды: по одному этюду для каж дого вида кукольного театра по программам разных возрастных групп |
Музыкальные фонограммы: народные песни коми Музыкальные фонограммы для этюдов: «Как мы в садике живем» - муз. С. Головина; «Новый год» - муз. С. Головина; «Пришла зима» - муз. Ф. Вокуева | |
2.Основы кукольного театра |
Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров |
Сентябрь — ноябрь. Задачи: фор мировать интерес к театру кукол-вертушек, желание участвовать в кукольном спектакле. Инсценировка: «Дом, который по строил Джек» — по английской песенке в переводе С.Я. Маршака Декабрь — февраль. Задачи: при вивать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых и напольных кукол, развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Сказки: «Мороз Иванович», В. Одоевский Март — май. Задачи: формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем. Инсценировка: «Карнавал кукол» |
Музыкальные фонограммы коми композиторов к сказке: «Снегирь» — муз. Г. Латкина; «Песня Де да Мороза» — муз. С. Голо вина; «Падает снег» — муз. М. Качалова; «Новый год»— муз. С. Голо вина; «Пришла зима» — муз. Ф. Вокуева; «Снег» — муз. В. Гущина |
3.Основы актерского мастерства |
Воспитывать готовность к творчеству. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. Уметь согласовывать свои действия с партнёрами, менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёру по игре. Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами. |
Сентябрь — ноябрь. Задачи: спо собствовать расширению диапазо на эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (ра дость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению от дельных черт характера. Этюды М. Чехова: «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий ребенок», «Повар-лгун». Игры с карточками- Декабрь — февраль. Задачи: обу чать детей интуитивно распозна вать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу, разви вать память и фантазию. Этюды на внимание, веру, наивность, фантазию, атмо сферу Март. Задачи: развивать умение выражать основные эмоции и адек ватно реагировать на эмоции ок ружающих людей. Сочинительство этюдов: Знакомство Просьба Благодарность Угощение Поздравление и пожелание Игры с карточками- Апрель — май. Задачи: развивать у детей выразительность жеста, уме ние воспроизводить отдельные черты характера. Этюды: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «Карабас-Барабас», «Три характера», «Вредное колечко». Игры с карточками- |
|
4.Основные принципы |
Воспитывать инициативность и выдержку. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. Развивать воображение и веру в сценический вымысел. Учить детей самостоятельно
сочинять этюды с заданными Импровизировать игры- драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу. Учить действовать на сценической площадке естественно |
Сентябрь — ноябрь. Задачи: со вершенствовать импровизацион ные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особен ностей персонажей спектакля. Сказки: «Сказка про храброго зай ца», Д. Мамин-Сибиряк. Инсценировки: по стихотворениям Ю. Копотова — «Волнушки»; В.И. Мирясова — «Осенний лис ток»; Ю. Тувима — «Спор ово щей» Декабрь — февраль. Задачи: со вершенствовать импровизацион ные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных пер сонажей. Сказка «Двенадцать месяцев» Март — май. Задачи: совер шенствовать импровизацион ные возможности детей, разви вать инициативу и самостоя тельность в создании образов различных персонажей. Инсценировки: «Воробушки» (по стихотворению В. Бересто ва); «Лось» (по стихотворению Н. Кордо); «Шалунишки-котят ки потеряли перчатки» (по анг лийской народной песенке в переводе И. Родина); «Три ма мы» |
Коми загадки: о топоре, олене, зайце, лесе, грибах, дожде, об овощах: капусте, луке, огурцах. Коми народная игра: «Капуста». Сказки: «Лени вый Фома» — коми сказка Д. Сережина. Коми послови цы: о труде и лени Коми народные игры: «Воро бей», «Малень кий воробышек». Музыкальная фонограмма к сценкам: «Воро бушки», «Лось», «Веселая весна» (Г. Попов). Сказки: «Мед вежьи няньки» (коми народная сказка). Сценка: «Мура вьи» (по стихо творению Е. Коз ловой). Коми загадки: о муравьях и му равейнике |
5.Самостоятельная театральная деятельность |
Развивать самостоятель ность в орга низации теат рализованных игр: умение самостоятель но выбирать сказку, стихо творение, го товить необходимые ат рибуты и де корации к бу дущему спек таклю, распре делять между собой обязан ности и роли. Развивать творческую самостоятель ность в пере даче образа |
Сентябрь — ноябрь. Задачи: побуждать детей самостоятель но сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя кукольный театр. Декабрь — февраль. Задачи: побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгры вать их с помощью тростевых и напольных кукол Март — май. Задачи: побуж дать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров |
|
6.Ритмопластика |
Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Создавать образы предметов
и живых существ через |
Сентябрь - ноябрь Задачи: развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц; развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. Игры: Муравьи Буратино и Пьеро Баба – Яга Насос и кукла Снеговик Снежная Королева Гипнотизёр Марионетки Декабрь – февраль Задачи: совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность; развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики. Игры: Не ошибись Поймай хлопок Ритмический этюд Голова или хвост Осьминог Пантеры Зёрнышко Заводная кукла Тюльпан Жесты: Приглашающий (прошу) Вопрошающий (что это?) Отстраняющий (уберите это) Негодующий (да что же это!) Март – май Задачи: развивать воображение и способность к пластической импровизации; совершенствовать умение создавать образы с помощью жеста и мимики. Пластические этюды: В замке Спящей красавицы Факир и змея Умирающий лебедь Жесты: Агрессивный (вот я тебе!) Повелевающий (именно так!) Благодарный |
|
7.Театральная азбука |
Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества. Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Познакомить детей с атрибутами театрального представления. |
Сентябрь - ноябрь Беседа – диалог с детьми о материалах и инструментах, которыми пользуются живописец, скульптор, композитор. Выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяет много людей, что зритель становится соучастником процесса создания спектакля. Декабрь - февраль Задачи: активизировать познавательный интерес. Выяснить, кто и как создаёт спектакль, различия между понятиями «артист» и «актёр». Пополнить театральный словарь: осветитель, звукорежиссёр, гримёр, костюмер, реквизит, репетиция, премьера . Март – май Рассматривание фотографий
с изображениями различных Игры-занятия: Путешествие с театральным билетом. О чём рассказала театральная программка. Театральный словарь: Театральный билет, театральная программка, репертуар, афиша, антракт, ложа |
|
8. Проведение праздников, досугов и развлечений. |
Организо вывать для детей пред ставления кукольного театра, слушание сказок. Приучать всех детей активно участво вать в праздниках, раз влечениях. |
Сентябрь — ноябрь. Задачи: вызы вать устойчивый интерес к проис ходящему на сцене. 1. «1 сентября — День
Знаний» — театрализованное 2. «Под грибком»— кукольный спек такль в исполнении педагогов. 3. «Длинная коса – девичья краса» — театрали зованное представление (педагоги). 4. «Баба Яга в гостях у ребят» — театрализованное пред ставление. 5. «Капризка» — кукольный спек такль в исполнении детей старших групп Декабрь — февраль. Задачи: вызы вать устойчивый интерес к проис ходящему на сцене. 1. «В зимнем лесу» - спектакль-утренник (совместная работа детей и взрослых) 2. «12 месяцев» - драматизация сказки 3. «Зимовье зверей» - кукольный спектакль в исполнении детей. 4. «Праздник Рождества» -
театрализованное Март — май. Задачи: воспитывать доброе отношение к сверстникам, побуждать каждого ребенка актив но участвовать в развлечениях. 1. «Марья – искусница»
- театрализованное 2. «День театра» — театрализован
ное представление ко Дню 3. «День смеха — театрализован ное представление к 1 апреля. 4. «Как на Пасху куличи» — ярмарка. 5. «Как на Пасху куличи» — ку кольный спектакль в исполнении педагогов. |
Инсценировка: «Лиса и заяц» — коми народная сказ ка в исполне нии детей |
Мастер – класс.
Театрализованное занятие
«1, 2, 3, 4, 5 – в сказку мы пришли опять».
Цели:
Составитель:
Красова Светлана Петровна.
Ход занятия.
Дети под музыку входят в зал.
Здравствуйте, ребята!
Рада вас, друзья, встречать,
В своем зале развлекать,
Наши встречи хороши,
Веселимся от души!
Сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Давайте их поприветствуем и подарим свое хорошее настроение!
«Расскажи стих руками» Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в страну Вообразилию.
В моей Вообразилии, в моей Вообразилии
Там царствует фантазия во всем своем всесилии.
Там все мечты сбываются, а наши огорчения
Сейчас же превращаются в
смешные приключения.
Как вы думаете, почему эта страна так называется? (ответы детей).
Правильно, а еще в этой стране очень много интересных и забавных игр.
Чтобы попасть в эту страну нужно взять с собой фантазию, воображение и произнести волшебные слова:
1, 2, 3, - повернись,
В Вообразилии окажись!
Дети повторяют волшебные слова, звучит музыка, открывается занавес.
Вот мы с вами и оказались в этой чудесной стране. Посмотрите, как тут красиво, как много воздушных шаров.
А вот это – Чудо–дерево,
на нем растут волшебные плоды. На
самой верхушке – плод с сюрпризом.
Чтобы до него добраться, мы должны
собрать все плоды, которые растут
внизу. Все плоды с секретом –
в них находятся очень