Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 1.24 Мб (Скачать)

По результатам исследования на конец года  детьми усвоено 88,3 % программы.

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад №19 общеразвивающего вида» г. Печора

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО РАЗДЕЛУ «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ПОДГ. ГР.        

 

2006 ГОД. 

                                                                                                                                            

                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ве дущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным на правлением. Для эстетического развития личности ребенка ог ромное значение имеет разнообразная художественная деятель ность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является форми рование у детей эстетических интересов, потребностей, эстети ческого вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творче ских способностей представляет театрализованная деятельность.

В связи с этим, в ДОУ  введены дополнительные занятия  по те атрализованной деятельности, которые проводят воспитатели совместно с музыкальным руководителем (развитие речи + театр).

Настоящая программа описывает  курс подготовки по театрали зованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обяза тельного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным про граммам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Цель программы — развитие творческих способностей детей сред ствами театрального искусства.

Задачи:

1. Создать условия для  развития творческой активности  детей, участвующих в театрализованной  деятельности, а также поэтапно  го освоения детьми различных  видов творчества по возрастным  группам.

2. Создать условия для  совместной театрализованной деятельно сти детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участи ем детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

3. Обучить детей приемам  манипуляции в кукольных театрах  раз личных видов.

4. Совершенствовать артистические  навыки детей в плане пере живания и воплощения образа, а также их исполнительские уме ния.

5. Ознакомить детей всех  возрастных групп с различными  вида ми театров (кукольный,  драматический, музыкальный, детский,  театр зверей и др.).

6. Приобщить детей к  театральной культуре, обогатить  их теат ральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терми нологии, театрах города Сыктывкара.

7. Развить у детей интерес  к театрально-игровой деятельности.

Реализация музыкально –  театральной деятельности проводится через тематические     занятия (1 раз в месяц) и как часть занятия (15% от содержания каждого отдельного занятия), через работу кружка «В гостях у сказки» по данной программе. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год —31.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных свя зей по разделам.

1. «Музыкальное воспитание»,  где дети учатся слышать в  музыке разное эмоциональное  состояние и передавать его  движениями, же стами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отме чая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Изобразительная деятельность»,  где дети знакомятся с репро дукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сю жету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

3. «Развитие речи», на  котором у детей развивается  четкая, ясная дикция, ведется работа  над развитием артикуляционного  аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Ознакомление с художественной  литературой», где дети зна комятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации те атрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятель ности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и раз влечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

5. «Ознакомление с окружающим»,  где дети знакомятся с явле ниями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

6. «Ритмика», где дети  учатся через танцевальные движения  пе редавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы  включает восемь основных блоков, пред ставленных в таблице

Блок 1 — основы кукловождения.

Блок 2 — основы кукольного театра.

Блок 3 — основы актерского мастерства.

Блок 4 — основные принципы драматизации.

Блок 5 — самостоятельная  театральная деятельность.

Блок 6 — ритмопластика.

Блок 7 — театральная азбука.

Блок 8 — проведение праздников, досугов и развлечений.

Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на одном - двух занятиях в месяц; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц; блоки 3, 4, 6 — на каждом занятии; блок 7 — на тематических заняти ях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте); блок 1 реали зуется 1 раз в квартал.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

СТАРШАЯ ГРУППА

Должен уметь:

— разыгрывать сценки по знако мым сказкам, сти хотворениям, пес ням с использова нием кукол знако мых видов теат ров, элементов костюмов, декора ций;

— чувствовать и понимать эмоцио нальное состояние героев, вступать в ролевое взаимо действие с други ми персонажами;

— выступать пе ред сверстниками, детьми младших групп, родителя ми, иной аудито рией

Должен знать:

— некоторые виды те атров (кукольный, дра матический, музыкаль ный, детский, театр зверей и др.);

— некоторые приемы и  манипуляции, приме няемые в знакомых ви дах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо.

Должен иметь пред ставление:

— о театре, театральной  культуре;

— об истории театра;

— об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);

— о театральных профес сиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декора тор, осветитель, суфлер)        

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Должен уметь:

- самостоятельно организовывать  театрализованные игры (выбирать  сказку, стихотво рение, песню  для постановки, гото вить необходимые  атрибуты, распределять между со бой обязанности и роли);

— разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства вырази тельности (поза, жесты, мимика, голос, движение);

— широко исполь зовать в театрали зованной деятель ности различные виды театров. 

— разыгрывать сценки по стихотво рениям коми поэтов (П. Образцова, С. Попова, Д. Сережина), коми писате лей (Е. Козловой), используя вырази тельные средства (мимику, жесты, интонацию) и му зыкальные фоно граммы коми ком позиторов;

Должен знать: 

— некоторые виды теат ров (кукольный, драма тический, музыкальный,

детский, театр зверей и  др.);

— некоторые приемы и  манипуляции, приме няемые в знакомых ви дах театров: кукол-вертушек, тростевых кукол, напольном ко нусном.

Должен иметь пред ставление:

— о театре, театральной  культуре;

— театральных профес сиях (капельдинер, по становщик танцев и др.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куревина О.А. Синтез  искусств в эстетическом воспитании  детей дошкольного и школьного  возраста. М., 2003.

2. Куцакова Л.В., Мерзлякова  С.И. Воспитание ребенка-дошкольни  ка: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного,  активно-творческого. М., 2003.         

3. Ледяйкина Е.Г., Топникова  Л.А. Праздники для современных  ма лышей. Ярославль, 2002.

4. Медведева И.Я. Улыбка  судьбы. Роли и характеры. М., 2002.

5. Мирясова В.И. Играем  в театр. Сценарии детских спектаклей  о животных. М., 2000.

6. Михайлова М.А. Праздники  в детском саду. Сценарии, игры, ат тракционы. Ярославль, 2002.

7. Науменко Г.М. Фольклорный  праздник в детском саду и  школе. М., 2000.

8. Кошманская И.П., Театр  в детском саду (Серия «Мир  вашего ребёнка»). – Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2004.

9. А.И. Буренина. От игры  до спектакля: Учебно-методическое  пособие. СПб., 1995.

10. Петрова Т.И., Сергеева  Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные  игры в детском саду:     Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000.

11. Чурилова Э.Г. Методика  и организация театральной деятельности  дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.

ПЛАН - ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

(СЕНТЯБРЬ – МАЙ)

БЛОКИ

ОСНОВНОЙ

КОМПАНЕНТ

КОМПАНЕНТ ДОУ

НАЦИОНАЛЬНО –

РЕГИОНАЛЬНЫЙ

КОМПАНЕНТ

1

2

3

4

1.Основы кукловождения

 

Сентябрь — ноябрь. 

Задачи: по знакомить детей  с приемами вож дения кукол-вертушек.  

Игра: «Театр двух актеров».  

Этюды: «Девочка и мальчик», «Пляска кота и мыши»

Декабрь — январь.

Задачи: позна комить детей с различными прие мами вождения тростевых кукол. 

Игра: «Театр двух актеров».  

Этюды: «Веселая зарядка», «По  пугай умывается», «Неожиданная встреча»

Февраль. 

Задачи: познакомить детей  с напольным видом театра —  конусным, приемами вождения этих кукол.

Игра «Театр двух актеров».

Этюды: «Прогулка в лес», «Встре ча друзей», «Веселый перепляс»

Март — май. 

Задачи: закреплять навыки кукловождения  различных видов кукольных театров.  

Этюды: по одному этюду для  каж дого вида кукольного театра по программам разных возрастных групп

Музыкальные фонограммы:

народные песни коми

Музыкальные фонограммы для  этюдов: «Как мы в садике живем» - муз. С. Головина;

«Новый год» - муз. С. Головина;  

«Пришла зима» - муз. Ф. Вокуева

2.Основы кукольного театра

Шире использовать в театральной  деятельности детей разные виды театров

Сентябрь — ноябрь. 

Задачи: фор мировать интерес к театру кукол-вертушек, желание участвовать в кукольном спектакле. 

Инсценировка: «Дом, который  по строил Джек» — по английской песенке в переводе С.Я. Маршака

Декабрь — февраль. 

Задачи: при вивать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых и напольных кукол, развивать творческую самостоятельность в передаче образа.  

Сказки: «Мороз Иванович»,

В. Одоевский

Март — май. 

Задачи: формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание  управлять куклами различных  систем. 

Инсценировка: «Карнавал  кукол»

Музыкальные фонограммы коми композиторов к сказке: «Снегирь»  — муз. Г. Латкина; «Песня Де да Мороза»  — муз. С. Голо вина; «Падает снег»  — муз. М. Качалова; «Новый год»—  муз. С. Голо вина; «Пришла зима» —  муз. Ф. Вокуева; «Снег» — муз. В. Гущина

3.Основы актерского мастерства

Воспитывать готовность к  творчеству.

Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность.

Уметь согласовывать свои действия с партнёрами, менять своё отношение к предметам, месту  действия и партнёру по игре.

Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.

Сентябрь — ноябрь. 

Задачи: спо собствовать расширению диапазо на эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (ра дость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению от дельных черт характера. 

Этюды М. Чехова: «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий ребенок», «Повар-лгун». 

Игры с карточками-пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и скажи»

Декабрь — февраль. 

Задачи: обу чать детей интуитивно распозна вать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу, разви вать память и фантазию.  

Этюды на внимание, веру, наивность, фантазию, атмо сферу 

Март. 

Задачи: развивать умение выражать основные эмоции и адек ватно реагировать на эмоции ок ружающих людей.

Сочинительство этюдов:

Знакомство

Просьба

Благодарность

Угощение

Поздравление и пожелание  

 Игры с карточками-пиктограммами

Апрель — май. 

Задачи: развивать у детей  выразительность жеста, уме ние воспроизводить отдельные черты характера. Этюды: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «Карабас-Барабас», «Три характера», «Вредное колечко». 

Игры с карточками-пиктограммами

 

4.Основные принципы драматизации

Воспитывать инициативность и выдержку.

Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.

Развивать воображение и  веру в сценический вымысел.

Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение.

Импровизировать игры- драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу.

Учить действовать на сценической  площадке естественно

Сентябрь — ноябрь.

Задачи: со вершенствовать импровизацион ные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особен ностей персонажей спектакля. 

Сказки: «Сказка про храброго зай ца», Д. Мамин-Сибиряк. 

Инсценировки: по стихотворениям Ю. Копотова — «Волнушки»; В.И. Мирясова — «Осенний лис ток»; Ю. Тувима — «Спор ово щей»

Декабрь — февраль.

Задачи: со вершенствовать импровизацион ные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных пер сонажей.

Сказка «Двенадцать месяцев»

Март — май. 

Задачи: совер шенствовать импровизацион ные возможности детей, разви вать инициативу и самостоя тельность в создании образов различных персонажей. 

Инсценировки: «Воробушки» (по стихотворению В. Бересто ва); «Лось» (по стихотворению Н. Кордо); «Шалунишки-котят ки потеряли перчатки» (по анг лийской народной песенке в переводе И. Родина); «Три ма мы»

Коми загадки: о топоре, олене, зайце, лесе, грибах, дожде, об овощах: капусте, луке, огурцах. Коми народная игра: «Капуста». Сказки: «Лени вый Фома» — коми сказка Д. Сережина. 

Коми послови цы: о труде и лени

Коми народные игры: «Воро бей», «Малень кий воробышек». Музыкальная фонограмма к сценкам: «Воро бушки», «Лось», «Веселая весна» (Г. Попов). Сказки: «Мед вежьи няньки» (коми народная сказка).

Сценка: «Мура вьи» (по стихо творению Е. Коз ловой).

Коми загадки: о муравьях и му равейнике

5.Самостоятельная театральная  деятельность

Развивать самостоятель ность в орга низации теат рализованных игр: умение самостоятель но выбирать сказку, стихо творение, го товить необходимые ат рибуты и де корации к бу дущему спек таклю, распре делять между собой обязан ности и роли. Развивать творческую самостоятель ность в пере даче образа

Сентябрь — ноябрь. 

Задачи: побуждать детей  самостоятель но сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя кукольный театр.

Декабрь — февраль. 

Задачи: побуждать детей  придумывать небольшие сказки и  разыгры вать их с помощью тростевых и напольных кукол

Март — май. 

Задачи: побуж дать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров

 

6.Ритмопластика

Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений.

Создавать образы предметов  и живых существ через пластические возможности своего тела.

Сентябрь - ноябрь

Задачи: развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц; развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

Игры:

Муравьи

Буратино и Пьеро

Баба – Яга

Насос и кукла

Снеговик

Снежная Королева

Гипнотизёр

Марионетки

Декабрь – февраль

Задачи: совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность;

развивать умение создавать  образы с помощью жеста и мимики.

Игры:

Не ошибись

Поймай хлопок

Ритмический этюд

Голова или хвост Осьминог

Пантеры

Зёрнышко

Заводная кукла

Тюльпан

Жесты:

Приглашающий (прошу)

Вопрошающий (что это?)

Отстраняющий (уберите это)

Негодующий (да что же это!)

Март – май

Задачи: развивать воображение  и способность к пластической импровизации;

совершенствовать умение создавать образы с помощью жеста  и мимики.

Пластические этюды:

В замке Спящей красавицы

Факир и змея

Умирающий лебедь

Жесты:

Агрессивный (вот я тебе!)

Повелевающий (именно так!)

Благодарный

 

7.Театральная азбука

Познакомить детей с особенностями  театрального искусства, его отличиями  от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества.

Познакомить детей с устройством  театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и  красивый фасад.

Познакомить детей с атрибутами театрального представления.

Сентябрь - ноябрь

Беседа – диалог с детьми о материалах и инструментах, которыми пользуются живописец, скульптор, композитор.

Выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяет много  людей, что зритель становится соучастником процесса создания спектакля.

Декабрь - февраль

Задачи: активизировать познавательный интерес.

Выяснить, кто и как  создаёт спектакль, различия между  понятиями «артист» и «актёр».

Пополнить театральный словарь:

осветитель, звукорежиссёр, гримёр, костюмер, реквизит, репетиция, премьера

.

Март – май

Рассматривание фотографий с изображениями различных театров.

Игры-занятия:

Путешествие с театральным  билетом.

О чём рассказала театральная  программка.

Театральный словарь:

Театральный билет, театральная  программка, репертуар, афиша, антракт, ложа

 

8. Проведение праздников, досугов и развлечений.

Организо вывать для детей пред ставления кукольного театра, слушание сказок. Приучать всех детей активно участво вать в праздниках, раз влечениях.

Сентябрь — ноябрь. 

Задачи: вызы вать устойчивый интерес к проис ходящему на сцене.

1. «1 сентября — День  Знаний» — театрализованное представление  с кукольным спектаклем «Три  поро сенка» в исполнении педагогов детского сада.

2. «Под грибком»— кукольный  спек такль в исполнении педагогов.

3. «Длинная коса – девичья  краса» — театрали зованное представление (педагоги).

4. «Баба Яга в гостях  у ребят» — театрализованное  пред ставление.

5. «Капризка» — кукольный  спек такль в исполнении детей старших групп

Декабрь — февраль. 

Задачи: вызы вать устойчивый интерес к проис ходящему на сцене.

1. «В зимнем лесу» - спектакль-утренник

(совместная работа детей  и взрослых)

2. «12 месяцев» - драматизация  сказки

3. «Зимовье зверей» - кукольный  спектакль в исполнении детей.

4. «Праздник Рождества» - театрализованное представление  (педагоги)

Март — май. 

Задачи: воспитывать доброе отношение к сверстникам, побуждать  каждого ребенка актив но участвовать в развлечениях.

1. «Марья – искусница» - театрализованное представление  ко дню 8 марта.

2. «День театра» — театрализован  ное представление ко Дню театра (последняя неделя марта).

3. «День смеха — театрализован  ное представление к 1 апреля.

4. «Как на Пасху куличи»  — ярмарка.

5.  «Как на Пасху куличи» — ку кольный спектакль в исполнении педагогов.

Инсценировка: «Лиса и  заяц» — коми народная сказ ка в  исполне нии детей


Мастер – класс.

Театрализованное занятие

«1, 2, 3, 4, 5 – в сказку мы пришли опять».

Цели:

  1. Учить детей четко произносить слова чистоговорки с различными интонациями.
  2. Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.
  3. Учить детей интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние;
  4. Развивать пантомимические навыки;
  5. Поощрять творческую инициативу детей, желание брать на себя роль и играть ее;
  6. Развивать творческое воображение, фантазию;
  7. Воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные способности.

 

                                               Составитель:

Красова Светлана Петровна.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал.        

Здравствуйте, ребята!        

Рада вас, друзья, встречать,         

В своем зале развлекать,         

Наши встречи хороши,        

Веселимся от души!        

Сегодня к нам на занятие  пришло много гостей. Давайте их поприветствуем и подарим свое хорошее  настроение!

«Расскажи стих руками»         Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном  краю — 

Всех я вас приветствую!  

                                                                          (Т.Сикачева.)

Ребята, сегодня я предлагаю  вам отправиться в страну Вообразилию.

В моей Вообразилии, в моей Вообразилии

Там царствует фантазия во всем своем всесилии.

Там все мечты сбываются, а  наши огорчения

Сейчас же превращаются в  смешные приключения.                                                                        

Как вы думаете, почему эта  страна так называется? (ответы детей).

Правильно,  а еще в этой стране очень много интересных и забавных игр.

Чтобы попасть в эту  страну нужно взять с собой  фантазию, воображение и произнести волшебные слова:

1, 2, 3, - повернись,

В Вообразилии окажись!

Дети повторяют волшебные  слова, звучит музыка, открывается занавес.

Вот мы с вами и оказались  в этой чудесной стране. Посмотрите, как тут красиво, как много  воздушных шаров.

А вот это – Чудо–дерево, на нем растут волшебные плоды. На самой верхушке – плод с сюрпризом. Чтобы до него добраться, мы должны собрать все плоды, которые растут внизу. Все плоды с секретом –  в них находятся очень интересные задания. С помощью моей волшебной  палочки мы будем раскрывать эти  плоды.

Информация о работе Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника