Развитие эмоционально - волевой сферы подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление путей развития эмоционально-волевой сферы подростка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
§1. Понятие о чувствах и воле............................................................................6
§2. Особенности эмоционально-волевого развития подростка......................12
§3. Пути формирования эмоционально-волевых качеств в подростковом возрасте......................................................................................................................16
§4. Исследование особенностей развития эмоционально- волевой сферы подростков.................................................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................28

Файлы: 1 файл

Курсовая Айтуган.docx

— 75.12 Кб (Скачать)

     Содержание

                                                                                                                          стр.

  ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

      §1. Понятие о чувствах и воле............................................................................6

      §2. Особенности эмоционально-волевого развития подростка......................12

      §3. Пути формирования эмоционально-волевых качеств в подростковом возрасте......................................................................................................................16

      §4. Исследование особенностей развития  эмоционально- волевой сферы подростков.................................................................................................................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................27

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Подростковый  возраст характеризуется как  переходный, сложный, трудный, критический  и имеет важнейшее значение в  становлении личности человека: расширяется  объем деятельности, качественно  меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются  нравственные представления. Это трудный  период психологического взросления ребёнка. В ходе бурного роста и физиологической  перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная  самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные  переходы от веселья  к унынию и пессимизму. Придирчивое  отношение к родным сочетается с  острым недовольством собой.

     В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание  быть или хотя бы казаться и считаться  взрослым.  Физическое возмужание дает подростку ощущение зрелости, но в  социальный статус его в школе  и семье не меняется. И тогда  начинается борьба за признание своих  прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми  и подростками. В результате  возникает  кризис подросткового возраста (16, с.37).

     Развитием эмоционально-волевой сферой подростка  занимались исследовали В. М. Блейхер, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Литвак, В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р.Никольская, М. М. Либлинг.

      Главнейшая задача воспитателя  – направить активность каждого  подростка в нужном направлении,  на познание окружающего мира, в первую очередь других людей,  на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание. Изучение путей развития эмоционально-волевой  сферы играет  важную роль в  воспитании подростка. Это определило  актуальность темы.

     Проблема  исследования: каковы пути развития эмоционально-волевой сферы подростка.

     Тема  исследования: «Развитие эмоционально-волевой сферы подростка».

     Цель  исследования – выявление путей развития эмоционально-волевой сферы подростка.

     Объект  исследования  процесс развития эмоционально-волевой сферы подростка.

      Предмет исследования пути развития эмоционально-волевой сферы подростка.

    Гипотеза  – нами выдвинуто предположение  о том, что для развития эмоционально-волевой сферы подростков, необходимо использовать специфические способы педагогического взаимодействия.

    Для реализации цели необходимо решить следующие  задачи:

  1. раскрыть сущность понятий «чувство» и «воля»;
  2. рассмотреть характер эмоционально-волевого развития подростка;
  3. изучить пути формирования эмоционально-волевых качеств в подростковом возрасте;
  4. исследовать особенности развития эмоционально-волевой сферы подростков.

         Решение поставленных задач осуществлялось  при помощи следующих методов исследования: анализ, обобщение, беседа, анкетирование, тестирование.

    Исследование  проходило по следующим этапам:

    1 этап – выбор проблемы исследования, определение темы работы и  исследовательского инструментария;

    2 этап – сбор и изучение научной  и специальной литературы;

    3 этап – отбор диагностических  методик исследования и проведения  констатирующею эксперимента;

    4 этап – обобщение результатов  исследования и формулировка  выводов;

    5 этап – письменное оформление  курсовой работы.

     Теоретическая значимость состоит в том, что изучена психолого-педагогическая литература  по проблеме, уточнено содержание научных понятий, раскрыта сущность изучаемой проблемы.

     Практическая  значимость состоит в том, что раскрыты пути формирования эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте, подобраны методики изучения эмоций и воли.

    Наша  курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    §1. Понятие о чувствах и воле 

       Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или  иначе к тем или иным факторам жизни, испытывает те или иные чувства  по отношению к ним. Такое внутреннее личное отношение имеет своим  источником деятельность и общение, в котором оно возникает, изменяется, укрепляется или угасает. Чувством называют и патриотизм, во многом определяющий позиции человека. Чувством называют и охватившее человека отвращение к  лжецу, обманувшему кого-то из мелких побуждений. Тем же понятием обозначают и мимолетное удовольствие, возникшее  из-за того, что после долгого  дождя блеснуло солнце(15, с.137).

       Чувство – это переживаемые в различной форме внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает (15, с.37).

       Переживание чувства выступает как особое испытываемое субъектом психическое  состояние, где восприятие и понимание  чего-либо, знание о чем либо выступает  в единстве с личным отношением к  воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях  говорят о переживании чувства  как о особом эмоциональном состоянии  человека. Вместе с тем переживание  чувства является психическим процессом, имеющим свою динамику в текущем  и изменчивом. В частности, например, переживать тяжесть утраты близкого человека означает осуществлять активное переосмысление своего места в жизни, которое изменилось после невосполнимой  потери, переоценивать жизненные  ценности, находить в себе силы для  преодоления критической ситуации и т. д. Итак, переживание связано  с объективной необходимостью перенести  ситуацию, ставшую критической, выдержать  ее, вытерпеть, справиться с ней. Это  и значит эмоционально пережить что-то. Переживание, таким образом, выступает как особая эмоциональная деятельность большой напряженности и не редко большой продуктивности, способствующей перестройки внутреннего мира личности и обретения необходимого равновесия (15, с.38-39).

       Удовлетворение  или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические  переживания, приобретающие различные  формы: эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний и собственных чувств.

       Эмоции. Нередко слова «эмоция и чувство» употребляются как синонимы. В более узком значении эмоции – это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. В точном переводе на русский язык «эмоция – это душевное волнение, душевное движение, например это состояние наслаждения, восхищения, которое человек переживает, испытывает, слушая на концерте хорошую музыку в хорошем исполнении» (15, с.40).

       Аффекты. Аффектами называют эмоциональные процессы быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Они характеризуются значительными изменениями сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания, а так изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны, так как сразу вызывают громадную затрату сил: они похожи на вспышку чувства, взрыв. Если обычные эмоции – душевное волнение, то аффект – буря. Развитие аффекта характеризуется различными стадиями, сменяющими друг друга (15, с.41).

       Настроение. Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное, раздражительное или добродушное т. д.

       Стресс. Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям, представляет стрессовое состояние или эмоциональный стресс. Действие стресса может быть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным. Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие физические и психические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния (15, с.43).

       Могут быть выделены следующие эмоциональные  состояния, каждое из которых имеет  свой спектр психологических характеристик  и внешних проявлений.

       Интересположительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующей обучение.

       Радостьположительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

       Удивлениене имеющее четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельство. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляет внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

       Страданиеотрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или мене вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Страдание имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции.

       Гнев эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъектов потребности. Гнев имеет стенический характер (т. е. вызывает подъем, хотя и кратковременный жизненных сил).

       Отвращениеотрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или астеническими принципами или установками субъекта.  Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием «избавиться от кого-либо или от чего-либо».

       Призрение отрицательное эмоциональное состояние, возникающая в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными, взглядами и поведением объекта чувства.

       Страх отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей.

       Стыдотрицательное состояние, выражающееся в осознание несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданием окружающих, но и собственным представлением о подобающем поведении и внешнем облике.

Информация о работе Развитие эмоционально - волевой сферы подростка