Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:10, курсовая работа
Цель исследования – выявление путей развития эмоционально-волевой сферы подростка.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
§1. Понятие о чувствах и воле............................................................................6
§2. Особенности эмоционально-волевого развития подростка......................12
§3. Пути формирования эмоционально-волевых качеств в подростковом возрасте......................................................................................................................16
§4. Исследование особенностей развития эмоционально- волевой сферы подростков.................................................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................28
Стремление к выработке у себя полезных качеств личности, характерных для взрослых людей одного с ними пола, свойственно не только мальчикам-подросткам, но и девочкам-подросткам. Однако в отличие от мальчиков выработка специфических качеств личности, аналогичных волевым, у девочек идет по иному пути. Для них такими видами деятельности, в которых складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, различные виды занятий искусством, домоводство, а также спорт (4, с.126).
В подростковом возрасте происходят существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Поэтому детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всем, что для этого необходимо, подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом. Многие подростки сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение детей этого возраста может приобрести характер настоящей страсти, когда все остальное для ребенка отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время (12, с.128).
Выбор будущей профессии способствует появлению новых мотивов учения, связанных с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им. Это становится возможным благодаря проявлениям волевого усилия.
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с проявлениям эмоционально – волевой сферы. Эти личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра (8, с.131-132).
Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по-прежнему несет в себе богатые возможности для личностного развития детей. Однако здесь речь уже идет не об играх-развлечениях, а о деловых играх, построенных по образцу тех, на которых учатся искусству управления взрослые люди. В этом возрасте возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей. В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями (6, с.243).
Формируются и новые критерии оценок личности и деятельности других людей. Это, с одной стороны, создает возможность для более точной и правильной оценки людей путем их сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определенные трудности, обусловленные неумением подростков правильно воспринять взрослого, дать ему верную оценку (6, с.245).
В этом возрасте происходят положительные изменения в самовосприятии, в частности растет самоуважение и повышается оценка себя как личности. По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки. В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подростками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция как бы противоположного характера. В начальный период подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, затем черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности (9, с.42).
Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подростками окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуально различными.
Таким
образом, путями формирования эмоционально-волевых
качеств в подростковом возрасте являются
социальные отношения, отношения со сверстниками,
т.к. в этот период подростку присуща сильная
потребность в общении со сверстниками
и именно сверстник становится образцом
равнения. А также осознанный выбор будущей
профессиональной деятельности, стремление
к выработке значимых в профессии умений
и навыков, стремятся к расширению знаний
в определенной области.
Выводы:
В теоретической части курсовой работы мы уточнили содержание понятий «эмоции», «воля», рассмотрели особенности развития эмоционально-волевой сферы подростков.
Эмоции и воля являются психологическими характеристиками личности и являются ее неотъемлемой частью. И если эмоции – «душевное волнение, душевное движение», помогает выразить свое отклонение к предметам и явлениям, способствует переживанию критической ситуации, то воля – это сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодолений трудностей и препятствий, способствует достижению поставленной цели.
Главным фактором становления личности является чувство взрослости, как центральное новообразование подростничества. На основе которого осуществляется развитие самосознания, выражающееся в критичности мышления, склонности к рефлексии, формированию самоанализа..
Путями
формирования эмоционально-волевых качеств
в подростковом возрасте являются социальные
отношения, отношения со сверстниками,
т.к. в этот период подростку присуща сильная
потребность в общении со сверстниками
и именно сверстник становится образцом
равнения. А также осознанный выбор будущей
профессиональной деятельности, стремление
к выработке значимых в профессии умений
и навыков, стремятся к расширению знаний
в определенной области.
§4. Исследование особенностей развития
эмоционально- волевой
сферы подростков
Изучение развития эмоционально-волевой сферы личности подростка было организовано в СОШ д. Сосновка в 8 – 9 классах. В исследовании участвовало 20 подростков.
В
данной группе подростков было проведено
обследование эмоционально-волевой
сферы. Целью исследования было изучение
развитие эмоционально-волевой сферы
подростка в учебно-
Для осуществления исследования были использованы следующие методики:
- методика «Самооценка силы воли»;
- методика «Тест «воля»;
- методика «Экспертная оценка волевых качеств учащихся исследуемой группы»;
- методика «Анкетирование».
Методика «Самооценка силы воли».
С целью определения уровня развития силы воли с точки зрения учащихся исследуемой группы, нами использована методика «Самооценка силы воли» Н. Н. Обозова (прил. 1).
Методика включает 15 вопросов, которые содержать различные характеристики проявления «силы воли».
Результаты
исследования показали, что в данной
группе учащихся с сильной «силы
воли» - 25%, со средней «силой воли» -
75%, со слабой «силой воли» - 0% (рис.1).
Рис.1. Уровень развития силы воли по результатам
методики «Самооценка силы воли»
Таким образом, с точки зрения уровня развития воли по самооценке подростков исследуемой группы дело обстоит достаточно благополучно: нет подростков со слабой «силой воли», есть сильные волевые ученики (5 чел.).
Далее была предложена методика «Тест «воля»» Н. И. Дереклеевой.
Цель методики: удостовериться в правильности самооценки воли подростков, уточнение уровня силы воли (прил. 2).
Результат
исследования следующий: учащиеся с
сильной волей 10%, со средней силой
воли 80%, со слабой силой воли 10% (рис.2).
Рис. 2. Уровень развития силы воли по результатам
методики «Тест «воля».
Вывод: если сравнить с результатами предыдущей методики, то есть расхождение, появилось 2 ученика со слабым развитием воли; уменьшилось количество учащихся с сильной волей.
Чтобы уточнить уровень развития воли мы использовали метод «Экспертной оценки – мнение учителей-предметников с целью выявления их мнения о развитии воли подростков исследуемой группы (прил.3).
Результаты исследования приведены в табл.1:
Таблица 1
Сила воли | |||
Слабая | Средняя | Сильная | |
Мальчики | 45% | 45% | 10% |
Девочки | 10% | 70% | 20% |
По результатам исследования у девочек сила воли более развитая, чем у мальчиков. С сильно развитой силой воли девочек почти в 2 раза больше, чем мальчиков (девочки – 70%, мальчики – 45%). Большая часть девочек также имеют среднюю степень развития силы воли.
Вывод:
проведенный эксперимент
Метод «Анкетирование». С целью уточнения представлений подростков о волевых качествах и способах развития силы воли. Нами проведено исследование с помощью метода «Анкетирование», который предполагал завершение трех тезисов (прил.4).
Определяя волевого человека, подростки выделили следующие качества:
самообладание
– 25%, целеустремленность – 50%, смелость
– 25% (рис.3).
Рис.3. Качества человека по результатам
методики «Анкетирование».
Также были перечислены качества как сдержанность, терпеливость, выдержанность, устойчивость, сильный, храбрый, выносливость, активность, настойчивость, упорство, усидчивость, решительность, спокойность.
При определении способов развития воли, было предложено следующее:
доводить начатое
дело до конца – 50%, не знаю – 20%,
тренироваться и
Рис.4. Способы развития воли по результатам
методики «Анкетирование».
Таким
образом, волевой человек для
подростка это тот, кто доводить
начатое дело до конца, тот, который достигает
того, что хочет, тот человек, который имеет
силу волю, обладающий своим эмоциональным
состоянием, тот человек, который достигает
своей цели, тот, кто никогда не сломается
к жизненным испытаниям.
Выводы:
Таким образом, обработав результаты исследования развития эмоционально-волевой сферы подростка, мы пришли к выводу, что в данной группе учащихся с сильной «силы воли» - 25%, со средней «силой воли» - 75%, со слабой «силой воли» - 0%.
С точки зрения уровня развития воли по самооценке подростков исследуемой группы дело обстоит достаточно благополучно: нет подростков со слабой «силой воли», есть сильные волевые ученики (5 чел.).
Информация о работе Развитие эмоционально - волевой сферы подростка