Развитие эмоционально - волевой сферы подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление путей развития эмоционально-волевой сферы подростка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
§1. Понятие о чувствах и воле............................................................................6
§2. Особенности эмоционально-волевого развития подростка......................12
§3. Пути формирования эмоционально-волевых качеств в подростковом возрасте......................................................................................................................16
§4. Исследование особенностей развития эмоционально- волевой сферы подростков.................................................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................28

Файлы: 1 файл

Курсовая Айтуган.docx

— 75.12 Кб (Скачать)

       Переживание чувств не всегда имеет однозначный  характер. Эмоциональное состояние  может вмещать в себя своеобразным сочетанием два противоположных  чувства: например, любовь и ненависть  совмещается при переживании  ревности.

     Воля – потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков (17, с.19).

     Волевые качества охватывают несколько специальных  личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Одним из существенных признаков  волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных (17, с.25).

       Воля предполагает самоограничение,  сдерживание некоторых достаточно  сильных влечений, сознательное  подчинение их другим, более значимым  и важным целям, умение подавлять  непосредственно возникающие в  данной ситуации желания и  импульсы. На высших уровнях своего  проявления воля предполагает  опору на духовные цели и  нравственные ценности, на убеждения  и идеалы. Еще один признак  волевого действия – это наличие  продуманного плана его осуществления.  Волевое действие обычно сопровождается  отсутствием эмоционального удовлетворения, но с успешным завершением  волевого акта обычно связано  моральное удовлетворение от  того, что его удалось выполнить  (17, с.145).

       Нередко усилия воли направляются  человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть  обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для  людей импульсивного типа, неуравновешенных  и эмоционально возбудимых, когда  им приходиться  действовать  вопреки своим природным или  характерологическим данным (17, с.147).

     В некотором роде воля — психическая  деятельность. Так же воля — процесс  рефлекторный. Предпосылка развития воли и волевого поведения нужно  искать у животных. Каждое животное имеет врождённую реакцию, для которой  стимулом служит ограничение движений. Таким образом, воля как активность, связанная с потребностью в преодолении  преград, обладает самостоятельностью по отношению к мотивам, изначально создавшим данное поведение. Специфические  действия некоторых лекарственных  веществ на организм и «силу» воли позволяют говорить о наличии  определенного мозгового аппарата, реализующего рефлекс «свободы». Доказано, что на механизмах волевого воздействия  и усилия огромную роль играет система речевых сигналов (работы Л. С.Выготского, А. Н.Леонтьева, А. Р.Лурия) (17, с.33).

     Воля  тесно связана с действиями, сознанием  и эмоциями человека. Чувства оказывают на волю двоякое влияние: они могут ее подкреплять, но могут и ослаблять. Положительные - чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрицательные - ослабляют. Волевой человек в состоянии управлять своими чувствами и владеть ими

(19, с.233).

     Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у  нас определенные чувства. Желание  добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как  правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками  волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному  воздействию эмоций. Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единственным источником наших действий, служат патологические случаи потери способности  переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать 

(19, с.233).

     Таким образом, эмоции и воля являются психологическими характеристиками личности и являются ее неотъемлемой частью. И если эмоции – «душевное волнение, душевное движение», помогает выразить свое отклонение к предметам и явлениям, способствует переживанию критической ситуации, то воля – это сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодолений трудностей и препятствий, способствует достижению поставленной цели.

           §2. Особенности эмоционально-волевого развития подростка 
 

     Переход к подростковому возрасту характеризуется  глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками (6, с.133).

     Происходит  формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т.е. начинается процесс профессионального самоопределения. Однако эта положительная возрастная тенденция характерна далеко не для всех подростков. Многие из них и в более позднем возрасте не задумываются всерьез над своей будущей профессией (6, с.135).

     Личность  чаще всего определяют как человека в совокупности  его социальных, приобретенных качеств. Во многих определениях личности подчеркивается,  что к  числу личностных не относятся психологические  качества человека, характеризующие  его познавательные процессы или  индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются  в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

  В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Чувство взрослости – центральное и специфическое новообразование этого возраста (Л.С. Выготский) (5, с.133).

     Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.

           В этом возрасте создаются  некоторые условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с  взаимоотношениями людей, в том  числе умение налаживать деловые  контакты договориться о совместных делах, распределять между собой  обязанности. Подобные личностные качества могут развиваться практически  во всех сферах деятельности, в которые  вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра (5, с.146).

     Итогом  этих процессов становится укрепляющееся  внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создаст совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой (5, с.142).

       Возникновение чувств обусловлено общественным бытием человека. Иначе говоря, чувства  носят социальный характер. В основе чувств лежат, прежде всего, потребности, возникшие в процессе общественного  развития человека и связанные с  отношениями между людьми.

       Слово «чувство»- многозначно. Когда говорят  «органы чувств», то имеют в виду орган слуха или орган зрения. В словосочетаниях «чувство любви» или «чувство радости» слово «чувство»  приобретает другое значение. В терминах «чувство юмора» или «чувство красоты» присутствует еще один смысловой  оттенок, обозначающий сложную психическую  реакцию. Значение в жизни и деятельности человека чувств очень велико. Они  побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в  учении, работе, творчестве, повседневной жизни. Чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей. Без развития чувств человечество находилось бы на примитивном животном уровне (9, с.256).

       Вопрос  о связи эмоций и мотивации  представляется не таким простым, каким может показаться на первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным. С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности. Второй существенный момент, связанный с личностным аспектом эмоций, заключается в том, что сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало (9, с.258).

     Таким образом, главным фактором становления личности является чувство взрослости, как центральное новообразование подростничества. На основе которого осуществляется развитие самосознания, выражающееся в критичности  мышления, склонности к рефлексии, формированию самоанализа. Физиологически обусловленная повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность и осуществление контроля над этими состояниями приводит к заметному развитию волевых качеств. Успешное протекание ведущей деятельности подросткового возраста: интимно-личностное общение со сверстниками и общественно-полезная деятельность на основе этого общения, вызывает потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §3. Пути формирование эмоционально-волевых качеств

     в подростковом возрасте 

     В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.  У девочек сюда входят мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Для мальчиков – подростков объектом подражания часто становится тот человек, который обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается (1, с.323).

     В подростковом возрасте продолжается процесс  формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков  складывается из ценимых ими достоинств других людей и ведет к применению волевого усилия, направленного на саморазвитие (1, с.325).

     В старшем подростковом возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, — юноши и взрослые мужчины. В компаниях с ними подросток принимает участие в делах, требующих проявления воли (1, с.328).

     Весьма  распространенным среди современных  подростков способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Волевые качества личности, первоначально сформировавшиеся и закрепившиеся в ходе этих занятий, затем переходят на другие виды деятельности, в частности на профессиональную работу, определяя вместе с мотивацией достижения успехов ее практические результаты (4, с.97).

     Общая логика развития всех волевых качеств  может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10—11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11—12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12—13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет (4, с.112).

Информация о работе Развитие эмоционально - волевой сферы подростка