Развитие эмоционально - волевой сферы подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление путей развития эмоционально-волевой сферы подростка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
§1. Понятие о чувствах и воле............................................................................6
§2. Особенности эмоционально-волевого развития подростка......................12
§3. Пути формирования эмоционально-волевых качеств в подростковом возрасте......................................................................................................................16
§4. Исследование особенностей развития эмоционально- волевой сферы подростков.................................................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................28

Файлы: 1 файл

Курсовая Айтуган.docx

— 75.12 Кб (Скачать)

     Также по результатам исследования у девочек сила воли более развитая, чем у мальчиков. С сильно развитой силой воли девочек почти в 2 раза больше, чем мальчиков (девочки – 70%, мальчики – 45%). Большая часть девочек также имеют среднюю степень развития силы воли.

     Определяя волевого человека, подростки выделили следующие качества:

самообладание – 25%, целеустремленность – 50%, смелость – 25%

     При определении способов развития воли, было предложено следующее:

доводить начатое  дело до конца – 50%,  не знаю – 20%,  тренироваться и анализироваться  – 15%, поступки – 15%.

     Таким образом, волевой человек для  подростка это тот, кто доводить начатое дело до конца, тот, который  достигает того, что хочет, тот  человек, который имеет силу волю, обладающий своим эмоциональным  состоянием, тот человек, который  достигает своей цели, тот, кто  никогда не сломается к жизненным  испытаниям. 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Эмоции  и воля являются психологическими характеристиками личности  и являются её неотъемлемой частью. Появление эмоций начинается в младенчестве и заключается в комплексе оживления.

     Окончательное развитие эмоционально-волевой сферы  происходит в подростковом возрасте. В данном возрасте стабилизируются  черты характера и основные формы  межличностного поведения. Главная  черта, проявляющаяся в психологии подростка – это более высокий  уровень самосознания.

     В процессе исследования были выделены факторы формирование эмоций и воли. Главным фактором становления личности является чувство взрослости, как  центральное новообразование подростничества.  На основе которого осуществляется развитие самосознания, выражающееся в критичности  мышления, склонности к рефлексии, формированию самоанализа. Изучение развития эмоций и воли, организованное в СОШ д.Сосновка в 8 – 9 классах, позволило выявить  следующие факторы эмоционально-волевой сферы подростков:

     Подростковый  возраст – это один из самых  привлекательных для исследования. В процессе исследования проблемы путей развития эмоционально-волевой сферы подростка были частично раскрыты, решены задачи: раскрыта сущность понятий «чувство» и «воля»; рассмотрен характер эмоционально-волевого развития подростка; изучены пути формирования эмоционально-волевых качеств в подростковом возрасте; исследовано особенности развития эмоционально-волевой сферы подростков. Наши исследования показали, что у подростков в основном развитие воли находится на среднем или низком уровне. Подростки не могут определить пути развития воли, следовательно, необходимо использовать специфические способы педагогического взаимодействия. Следовательно, гипотеза нашего исследования доказана. 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Изард К.Е. Эмоции человека./ К.Е. Изард; – М.: издательство МГУ, 1980
  2. Изард К.Е. Психология эмоций./ К.Е. Изард; – СПб.: Питер 2000
  3. Ильин Е.П. Психология воли./ Е.П Ильин; - СПб.: Питер, 2000.
  4. Ковалев А.Г. Психология личности./ А.Г. Ковалев; - Просвещение, 1995
  5. Колесов Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.: Учебное пособие./ Д.П. Колесов. – М.: МПСИ Флинта,. 2003
  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.: Учебное пособие. –5-е изд. / И.Ю. Кулагина -  М.: Изд-во УРАО, 1999.
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие  ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. –5-е изд. / И.Ю. Кулагина. -  М.: Изд-во УРАО, 1999
  8. Кулагина И. Ю. Личность и прогнозирование: межвуз. сборник. научных трудов/ Л.: ЛГПИ, 1985.
  9. Лун А.Н. Эмоции и личность./ А.Н. Лун; - М.: Знание, 1982.
  10. Миллер С. Психология развития: методы исследования./ С.Миллер.; - СПб.: Питер.
  11. Немов Р.С. Психология:  Учебник для пед. вузов / Р.С. Немов; М.: Владос, 2001.
  12. Немов Р.С. Общая психология.: Учебник для ср. проф. образования. / Р.С. Немов; - М.: Владос, 2003.
  13. Первин Л.А.Психология личности: теория и исследование/ Л.А. Первин, О.П. Джон. – М.: Аспект Пресс, 2001.
  14. Рубинштейн С. П. Основы общей психологии./ С.П. Рубинштейн; - СПб.: Питер 1999.
  15. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли./ Л.И. Рувинский; - М.: Знание, 1983
  16. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста./ Ф. Райс; – 8-е издание. – СПб.: Питер, 2000
  17. Селиванов, В.И. Воля и ее воспитание./  В.И. Селиванов; - М.: Знание, 1976.
  18. http://www.mail.ru/
  19. http://www.rudolf-steiner.ru/216620/600.html
  20. http://www.scorcher.ru/
  21. http://www.yandex.ru/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

      Тест  «Самооценка силы воли»

     Методика  описана Н. Н. Обозовым и предназначена для обобщенной характеристики проявления  «силы воли»

     Инструкция

     На  приведенные 15 вопросов можно ответить «да» — 2 балла, «не знаю» или «случается»  — 1 балл, «нет» — 0 баллов.

     При ответе необходимо сразу ставить  очки

Текст опросника

  1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней.
  2. Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день.
  3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью.
  4. Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны.
  5. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного как было запланировано вечером.
  6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания.
  7. Быстро ли Вы отвечаете на письма.
  8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения.
  9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство которое Вам рекомендовал врач.
  10. Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет немало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова.
  11. Без колебании ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город если это необходимо.
  12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня  времени пробуждения, приема пищи, занятии, уборки и прочих дел.
  13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам
  14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной работы. Так ли это?
  15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?

     Подсчитывается  сумма набранных баллов: 0-12 баллов — «сила воли» слабая; 13-лл —  «сила воли» средняя; 22-30 баллов —  «сила воли» большая.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика  «Тест «воля»

Инструкция. Данный тест позволит тебе изучить степень  развития воли. Необходимо выбрать  и отметить в таблице знаком «+»  или «-» один из трех ответов: да; не знаю; нет. 
1. В состоянии ли вы завершить вовремя начатую работу, если она нам неинтересна? 
2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно делать что-то трудное, непосильное и неприятное? 
3. Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию, способны ли вы объективно ее оценить? 
4. Если вы на диете, можете ли вы легко ее придерживаться? 
5. Можете ли вы встать раньше обычного времени или лечь спать позже, если это было не запланировано? 
6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания? 
7. Быстро ли вы отвечаете на письма? 
8. Не отменяете ли вы посещение стоматолога из-за болезни? 
9. Будете ли вы принимать горькое лекарство? 
10. Являетесь ли вы человеком слова? 
11. Не боитесь ли вы в одиночку ехать в незнакомое вам место? 
12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня? 
13. Можете ли вы вовремя не вернуть книгу в библиотеку? 
14. Отложите ли вы выполнение уроков ради просмотра телепередачи, которая вам нравится? 
15. Сможете ли вы не ссориться, несмотря на нанесенную обиду?
 

Варианты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 результат
Да                                
Нет                                
Не  знаю                                
 

Суммируйте полученные ответы по балльной системе: «да» — 2 балла; «не знаю» — 1, «нет» — 0. 
0-12 очков. С силой воли у вас дела обстоят неважно. Вы делаете то, что вам легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить вам. К своим обязанностям вы относитесь часто спустя рукава. Вы эгоистичны и это влияет на ваши волевые качества. Вам пора изменить свое отношение к миру и окружающим, от этого вы только выиграете. 
13-21 очков. Ваша сила воли имеет средние пределы. Если вы встречаетесь с препятствием, то преодолеваете его, но если увидите обходной путь, то же им воспользуетесь. Неприятную работу вы выполняете, но постоянно при этом ворчите. Лишние обязанности вы на себя не берете. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте свою волю.

22-30 очков. С  силой воли у вас все в  порядке. Вас не страшат трудности,  но иногда нужно проявлять  такие качества, как гибкость, доброта,  снисходительность. Это вам поможет  в достижении цели.  
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 3

     Методика  «Экспертная оценка волевых качеств  учащихся исследуемой  группы»

 
Ф. И. О.
Сила  воли
Высокая Средняя Низкая
1        
2        
3        
4        
5        
6        
7        
8        
9        
10        
11        
12        
13        
14        
15        
16        
17        
18        
19        
20        

Информация о работе Развитие эмоционально - волевой сферы подростка