Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 1.24 Мб (Скачать)

Реализация творческого  потенциала дошкольника требует  участия взрослого, направляющего  деятельность ребенка. С его помощью  ребенок более быстро накапливает  опыт путем его обогащения и уточнения, что является необходимым условием развития творческого мышления, вырабатывает умение создавать новые игровые  образы разными способами.

Исследования Л.С. Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина доказали возможность формирования воображения  на ранних стадиях онтогенеза. В  трудах этих авторов воображение  рассматривается как форма активности, выражающаяся в гибком использовании  элементов опыта. С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную и социальную среду, со своей  системой ценностей и требований реальной жизни. Превращение ценностей  культуры, социума в ценности личности есть процесс воспитания.

Наше время – время  перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые нестандартные решения  проблем – эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира.

К сожалению, в современных  образовательных программах остается ведущим подход к обучению как  к усвоению определенной суммы знаний. Обучение сводится к запоминанию  и воспроизведению определенных действий, информации, способов решения  заданий.

А ведь требования современного мира таковы, что просто суммы усвоенных  знаний явно недостаточно. Необходимо подходить к проблемной ситуации с разных точек зрения, творчески. Развитие творческой способности должно стать одним из важных звеньев  современного воспитания и образования.

Творчество – форма  активности и самостоятельной деятельности, приводящая к созданию новых форм.

И как глоток свежего воздуха  можно рассматривать в этом контексте  – театрализованную игру. Театр  – это волшебный мир, в котором  ребенок радуется, играя, а, играя, познает  окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр и особенно игр – представлений позволяет  успешно решать многие социально  – педагогические задачи, стоящие  перед современными педагогами. Театрализованная игра помогает развить творческий потенциал  ребенка, сформировать устойчивый интерес  к театральному искусству, что в  дальнейшем определит потребность  каждого ребенка обращаться к  театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

Разностороннее влияние  театральной деятельности на личность ребенка, на развитие его социальной и эмоциональной сферы позволяет  использовать эту деятельность как  одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные и развивающие  возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить  любые интересы ребенка. Участвуя в  театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируют словарь  ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, тем самым решает вопросы развития социальных навыков у детей дошкольного возраста.

Произведения искусства  заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и “в процессе этого сопереживания создаются  определенные отношения и моральные  оценки, просто сообщаемые и усваиваемые” В.А. Сухомлинский [10]. Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством  развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. По мнению В.А. Петровского [8, с. 255], Л.П. Стрелковой, [9, с. 139 – 144], основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям  и речи, ставить себя на его место  в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Как отмечает Б.М. Теплов: “чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать  чужому горю, нужно уметь с помощью  воображения перенестись в положение  другого человека, мысленно стать  на его место” [11, с.165]. А это подразумевает  наличие определенного уровня взаимоотношений  в социуме.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря  тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает  мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами  для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к  такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам  через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б. Кабалевский  так писал о значении искусства  для детей: “Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно  уже в эти ранние годы дает нам  уроки не только красоты, но и уроки  морали и нравственности. И чем  богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и  количество этих уроков, в первую очередь  зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие  дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес” [6, с. 56].

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, то есть от лица, какого-либо персонажа. Это  помогает преодолеть робость, связанную  с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Детская художественная литература является неиссякаемым источником самых  разнообразных эмоций.

Восприятие рассказа, сказки, ярких образных описаний взаимоотношений  персонажей, их действий в разных ситуациях, влияние положительных и отрицательных  поступков на эмоциональное состояние  действующих лиц вызывают у детей  непосредственный отклик. У детей  могут возникнуть такие чувства  и эмоции, как сочувствие пострадавшим, неприязнь к персонажам, совершившим  неблаговидные поступки. В этом процессе, по мнению А.В. Запорожца [4, с. 34–41], объединяются оценка персонажей с эмоциональным  к ним отношением, формируется  соответствующее нравственное эмоциональное  отношение к действующим лицам.

Какие же условия должны быть созданы, чтобы у детей развивалась  эмоциональная сфера и творческая активность. Прежде всего, задача педагога всячески поощрять исполнительское  творчество, развивать у ребенка  способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать  к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций. Театрализованная деятельность – это  мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и  в первую очередь способности  познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими  людьми, а также коррекции некоторых  негативных состояний и проявлений. В театрализованной игре каждый ее участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными  правилами. Таким образом, совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсорики), чувств и эмоций. Она развивает  у детей мышление, воображение, фантазию и внимание, память, волю, а также  многие другие умения и навыки. Поэтому  очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовывать  практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Следует подчеркнуть, что  занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к  подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

  1. Развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;
  2. Создание атмосферы творчества;
  3. Социально-эмоциональное развитие детей.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и  т. д., то есть со “знаками”, играющими  роль выразительного языка.

По мнению Э.Г. Чуриловой [12], наряду с такими разделами как  “театральная игра”, “ритмопластика”, “культура и техника речи”, в  работе с детьми необходим раздел под названием “Основы театральной  культуры”, в этом разделе дошкольнику  должны быть созданы все условия  для овладения элементарными  знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. ДОУ, на сегодняшний день, с учетом всех предъявляемых требований к  образовательному и воспитательному  процессу, является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, но и культурно развивающим и  досуговым центром, часто единственным очагом культуры для детей дошкольного  возраста. В таком ДОУ должно быть органично соединено основное и  дополнительное образование, коей и является занятия театрализованной деятельностью. Статус и перспективы развития современных ДОУ позволяют утверждать, что дошкольное образовательное учреждение становится одним из основных институтов социализации детей дошкольного возраста как в проектировании базового пространства развития детей, так и в процессе оказания дополнительных услуг, организации анимационной и рекреационной работы.

В контексте этого следует  обратить особое внимание на профессиональные и педагогические навыки педагога, осуществляющего с детьми данную деятельность. Необходимо, чтобы педагог  сам владел основами актерского и  режиссерского мастерства, имел навыки художественного чтения, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, был  готов к любому “превращению”. Именно это ведет к повышению его  творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Одно из главных условий –  эмоциональное отношение взрослого  ко всему происходящему во время  работы с детьми. Ни в коем случае, как считает Маханева М., кандидат педагогических наук, нельзя применять  никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог  должен строго следить за тем, чтобы  своей актерской активностью  и раскованностью не подавить робкого  ребенка, не превратить его только в  зрителя или исполнителя воли педагога. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти “на сцену”, боялись  ошибиться. Недопустимо деление  на “артистов” и “зрителей”, то есть на постоянно выступающих и постоянно  остающихся смотреть, как “играют” другие.

Педагог должен хорошо знать  каждого ребенка, чтобы понять, что  и как он чувствует, слушая какое-либо произведение, а в дальнейшем пытаясь, что-либо изобразить на площадке. Если “он не переживает борьбу добра  и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение  – это значит, что-то в детской  душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую  душу” 
(42, с. 6–20).

В соответствии с этим перед  педагогом встают две основные задачи:

  • понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;
  • помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться его содействие персонажам произведения.

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование ведущих идей деятельности

педагогического работника

 

     Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективным средством для этого считают театрализованную деятельность ребёнка в детском саду и в школе. Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии. Воспитание чувств, начиная с первых лет жизни, является важнейшей социально-педагогической задачей. Ибо то, как будут усваиваться эти знания и умения и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной действительности.

      А наряду с воспитанием, на успешное развитие эмоциональной и социальной сферы дошкольника влияет та деятельность, в которую он вовлечен на данном этапе развития. Иными словами эмоции ребенка и его успешная социализация развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

 

Основные понятия, на которых  строится данная работа следующие:

  1. Эмоция – это особый механизм отражения индивидом объективной реальности. “Ощущение и эмоции – два различных уровня (а также механизма) оценки существом объективной реальности. Ощущение – элементарный уровень, в значительной мере имеющий “телесный характер”, эмоции – более сложный, соотносимый с понятием “психическое”. Ощущение – это отражение в психике “телесного”, а эмоции – отражение “духовного”.
  2. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.
  3. Сюжетно-ролевая игра – это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
  4. Творчество – форма активности и самостоятельной деятельности, приводящая к созданию новых форм.
  5. Театрализованная игра, театр – это однокоренные слова, указывающие на родство театрализованных игр с театром. Театр – синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Он несет в себе особый познавательный элемент, свое особое видение мира, в отличие от других видов искусства. ТЕАТР – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, в том числе связанные, с развитием и созданием положительного эмоционального настроя, развития у детей эмпатии.
  6. Эмпатия – способность распознавать состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Информация о работе Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника