Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности.
Объектом данной работы является вопрос развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, предметом – развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 4
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 4
1.2. Творческие способности у детей младшего школьного возраста 9
1.3. Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий. 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1 Задачи развития любительской художественной деятельности у детей младшего школьного возраста 15
2.2 Программы по обучению декоративно-прикладному искусству 17
2.3. Исследование творческих способностей у младших школьников 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 27

Файлы: 1 файл

курсоваяdoc.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

     Младший школьный возраст является сензитивным  для:

     - формирования мотивов учения, развития  устойчивых познавательных потребностей и интересов;

     - развития продуктивных приемов  и навыков учебной работы, умения  учиться;

     - раскрытия индивидуальных особенностей  и способностей;

     - развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

     - становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

     - усвоения социальных норм, нравственного  развития;

     - развития навыков общения со  сверстниками, установления прочных  дружеских контактов.

     Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

     «Младший  школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» — так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес.

     С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения  с окружающими людьми, прежде всего  с учителем. В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладева­ют новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться правильно и красиво писать, читать, считать. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствуют восприимчивость и впечатлительность младшего школьника. Все новое (книжка с картинками, которую принес учитель, интересный пример, шутка учителя, наглядный материал) вы­зывает немедленную реакцию. Повышенная реактивность, готовность к действию проявляется на уроках и в том, как быстро ребята поднимают руку, нетерпеливо выслушивают ответ товарища, стремятся сами отвечать.

     Очень сильна направленность младшего школьника  на внешний мир. Факты, события, детали производят на него силь­ное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствием рассказывают об увиденном, упоминая много подробностей, мало-понятных постороннему, но очень, видимо, значительных для них самих.

     В то же время в младшем школьном возрасте стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину заметно  не проявляется. Младшего школьника  затрудняет выделение существенного, главного. Например, пересказывая тексты или отвечая на вопросы по ним, учащиеся нередко почти дословно повторяют отдельные фразы, абзацы.

     Важный  источник успехов младших школьников в учении — их подражательность. Учащиеся повторяют рассуждения  учителя, приводят примеры, аналогичные  примерам товарищей, и т. п. Такое  порой только внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала. Но в то же время оно может привести к поверхностному восприятию некоторых явлений, событий.

    1. Творческие  способности у  детей младшего школьного  возраста

     Анализ  основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования[23] предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

     В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения  творческих видов деятельности.

     Познание — образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания. [20]

     Преобразование — творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний. [22]

     Создание — творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях. [24]

     Творческое  применение знаний — деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

     Все это позволяет определить понятие  «творческая деятельность младших школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

     Познавательная мотивация  творчества младшего школьника проявляется  в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).

     Ученые  отмечают динамику самой исследовательской  активности творчества ребенка. К 7-8 годам  творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.

     Это приводит к тому, что уже в младшем  школьном возрасте основным компонентом  творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.

     Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у творческого ребенка  часто сопровождается проявлением  оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.

     В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.

     Исследования  творческого мышления стали расширяться во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

     Гибкость  ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

     Систематичность и последовательность позволяет  людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения  до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению проблемы.

     Творчески мыслящий человек также нуждается  в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей.

     Помощь взрослых и, в частности, педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Ребенок в результате такой помощи должен научиться:

  • удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил;
  • видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) — так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память;
  • мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое).

     Этих  трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться:

  • владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).
  • создавать «законченную вещь», то есть произведение.

     Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой  или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

  • смотреть, чтобы увидеть красоту;
  • слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
  • почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
  • говорить так, чтобы тебя услышали;
  • быть самим собой;
  • трудиться творчески;
  • творить вдохновенно.

     Современная педагогика уже не сомневается в  том, что учить творчеству возможно. Вопрос состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.[16]

     Под творческими (креативными) способностями  учащихся понимают комплексные возможности  ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. [24]

     Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный  фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

  • творческое мышление,
  • творческое воображение,
  • применение методов организации творческой деятельности.

     Для развития творческого мышления и  творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • рассматривать систему в развитии;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формулировать противоречия;
  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • представлять пространственные объекты;
  • использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
  • представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:
    • преодоление психологической инерции мышления;
    • оценивание оригинальности решения;
    • сужение поля поиска решения;
    • фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
    • мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности