Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности.
Объектом данной работы является вопрос развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, предметом – развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 4
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 4
1.2. Творческие способности у детей младшего школьного возраста 9
1.3. Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий. 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1 Задачи развития любительской художественной деятельности у детей младшего школьного возраста 15
2.2 Программы по обучению декоративно-прикладному искусству 17
2.3. Исследование творческих способностей у младших школьников 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 27

Файлы: 1 файл

курсоваяdoc.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

     В последнее время появились публикации и кандидатские диссертации, в которых  отразились прогрессивные тенденции  методики преподавания декоративного рисования и эстетического воспитания средствами народного искусства.

     Диссертационные работы 90-х годов отражают разные уровни адаптирования достижений педагогической теории и достижений искусствоведения в содержании эстетического воспитания и обучения. Важно отметить, что исследования касаются основных звеньев системы эстетического воспитания и обучения детей и подростков.

     При разработке проблем преемственности  изобразительной деятельности детей  детского сада и младших школьников данное исследование может быть полезным для определения дальнейших путей наиболее эффективного педагогического воздействия на развитие детского творчества под влиянием народного прикладного искусства.

     Методике  преподавания декоративного рисования  на материале народного искусства в начальных классах посвящено несколько диссертаций (Р. Хасанов, Я.А. Савзонов, Л.Н. Любарская, В.С. Белова).

     В исследовании Р. Хасанова и Я.А. Савзонова  на материале народного искусства  Узбекистана и Таджикистана апробирована последовательность заданий, посвященных изучению специфики восточного орнамента в декоративной работе с младшими школьниками.

     В диссертации Л.Н. Любарской "Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством" на материале украинской народной росписи показан процесс формирования способностей к эстетическому освоению действительности и потребностей к продуктивной эстетической деятельности через развитие чувства декоративности у школьников I – III классов

     Исследование  Б.С. Белова "Пути совершенствования методов преподавания изобразительного искусства в подготовке учителей начальных классов (декоративное рисование применительно к факультетам педагогики и методики начального обучения)" направлено на решение важной проблемы – выявления путей более успешного решения педагогической задачи улучшения эстетического воспитания и образования учителя начальных классов для руководства изобразительной деятельности детей.

     Важно, что в работе Б.С. Белова с этой целью показаны эффективные способы решения изобразительных задач по декоративно-прикладному искусству с широким привлечением народного искусства Марийской республики, способствующие активизации изобразительной деятельности в целом.

     2.3. Исследование творческих способностей у младших школьников

     Развитие  творческих способностей младших школьников важно для последующей самореализации детей. В школах предусмотрены предметы, целью которых является ознакомление ребенка с различными видами творчества. Родителям нужно пронаблюдать, какой  предмет вызывает у детей интерес. Развитие художественных творческих способностей младших школьников происходит на уроке рисования, музыкальные способности детей проявляются на уроках музыки и пения, а уроки труда знакомят малышей с видами декоративно-прикладного творчества. Но школьная программа не предусматривает углубленного изучения предметов искусств, поэтому если ребенок заинтересовался каким-то видом деятельности, то понадобятся дополнительные занятия дома, в кружке или на курсах. Творческие способности младших школьников развиваются быстро и легко, если родители и преподаватели поддерживают интерес и грамотно помогают в развитии.

     Начинать  учиться рисовать можно в любом  возрасте, но нужно быть готовыми к  тому, что обучение состоит не только из рисования воображаемых образов, но и из овладения конкретными навыками. Развитие художественных способностей помогает найти свою индивидуальность, что положительно влияет на общение в социуме и на гармоничное восприятие мира.

     Разные  возрастные особенности предполагают разный подход к развитию творческих способностей. Интерес к творчеству у маленьких детей вызывают с помощью игр, у подростков – с помощью правильной мотивации. Но главное то, что развить творческие способности можно в любом возрасте, и это сделает личность ярче и сильнее, а внутренний мир богаче.

     В исследовании приняли участие 15 детей  обоих полов из первого класса ГУО «Гимназия №14 г.Минска». Возраст испытуемых – 6-7 лет. Группа детей прошла первоначальное тестирование, а потом занималась по разработанной нами программе. В конце было проведено повторное тестирование.

     Нами  была использована следующая методика по определению творческого развития у детей.

     Детям была прочитана русская народная сказка «Заячья избушка». Затем было предложено детям сделать рисунки к этой сказке с последующим рассказом ребенка по этому рисунку.

     Процедура проведения

     Инструкция: «Сейчас я вам прочитаю интересную сказку. Она называется «Заячья избушка». Слушайте внимательно, а потом вы должны будете стать художниками и нарисовать рисунки к этой сказке».

     Техника проведения: У каждого ребенка подготовлены все необходимые материалы для выполнения задания. После прочтения сказки и разбора эпизодов дети приступают к работе. Время работы 30 минут.

     Сказку  читают детям два раза с интонационным выделением значимых частей. После этого (если необходимо) вместе с детьми уточняют последовательность событий и смысловые части, которые надо передать в рисунке.

     Критерии  оценки

     Оценка  детских рисунков происходит по критериям, разработанным ведущими специалистами, такими, как О.М. Дьяченко, Е.А. Медведева, М.Ф. Рау, Е.А. Сошина, Л.И. Фомичева и др., изучавшими воображение [13, с. 19]. За основу ими были взяты следующие показатели:

     • соответствие воссозданных образов (в  рисунках, при рассказе) образам  произведения;

     • полнота воссоздания текста (отдельные  предметы, персонажи, фрагменты сюжета, все основные смысловые части);

     • правильность последовательности эпизодов (в рисунках, при рассказе);

     • адекватность внесенных дополнений, наличие элементов творчества;

     • эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов.

     В соответствии с данными критериями специалистами выделены качественные уровни состояния творческого воображения, которые характеризуют раскрытие  содержания текста в рисунках.

     0 уровень (очень низкий) – воссозданные образы не соответствуют образам произведения;

     1 уровень (низкий) – изображены  отдельные предметы или персонажи  без взаимосвязи;

     2 уровень (средний) – воссоздан  отдельный эпизод;

     3 уровень (высокий) – воссоздана  неполная композиция (пропущены звенья);

     4 уровень (очень высокий) – воссоздана  полная композиция сюжета, есть  элементы творчества.

     Все дети данной группы были протестированы по этой методике. В результате был  выявлен уровень состояния творческого  воображения у детей на начальном  этапе эксперимента. Все результаты были систематизированы и представлены в виде таблицы 2.1.

     Таблица 2.1.

     Уровень состояния творческого  воображения в  начале эксперимента

      Имя ребенка Уровень состояния творческого  воображения
     1 Света Г. низкий
     2 Слава З. низкий
     3 Маша Л. высокий
     4 Катя Б. низкий
     5 Вася С. очень низкий
     6 Дима П. средний
     7 Лена Ж. средний
     8 Вова Ш. средний
     9 Женя Е. высокий
     10 Тимур Т. низкий
     11 Эля Л. средний
     12 Даша Л. очень низкий
     13 Игорь П. низкий
     14 Лена К. низкий
     15 Гриша Г. очень низкий
 

     После проведения методики с детьми на протяжении месяца были проведены специальные занятия, направленные на развитие творческих способностей (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

     После проведенных занятий было проведено  повторное тестирование детей по той же методике. Результаты представлены в таблице 2.2.

     Таблица 2.2.

     Уровень состояния творческого  воображения в  конце эксперимента

Имя ребенка      Уровень состояния творческого  воображения
1 Света Г.      высокий
2 Слава З.      средний
3 Маша Л.      средний
4 Катя Б.      очень высокий
5 Вася С.      высокий
6 Дима П.      очень высокий
7 Лена Ж.      средний
8 Вова Ш.      высокий
9 Женя Е.      средний
10 Тимур Т.      средний
11 Эля Л.      очень высокий
12 Даша Л.      очень высокий
13 Игорь П.      средний
14 Лена К.      высокий
15 Гриша Г.      очень высокий
 

     Результаты  проведенного эксперимента представлены в виде диаграмм (Рис. 2.1, 2.2)

     .  

     Рис. 2.1. Уровень состояния творческого воображения в начале эксперимента 

     

     Рис. 2.2. Уровень состояния творческого воображения в конце эксперимента

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности