Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности.
Объектом данной работы является вопрос развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, предметом – развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 4
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 4
1.2. Творческие способности у детей младшего школьного возраста 9
1.3. Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий. 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1 Задачи развития любительской художественной деятельности у детей младшего школьного возраста 15
2.2 Программы по обучению декоративно-прикладному искусству 17
2.3. Исследование творческих способностей у младших школьников 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 27

Файлы: 1 файл

курсоваяdoc.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

     В результате проведенного эксперимента видно, что у детей, в результате занятий по специальной программе  показатели уровня творческого воображения  гораздо выше, чем были в начале эксперимента. Так, в конце эксперимента полностью отсутствуют дети с низким и очень низким уровнем развития творческого воображения, в то время как в начале 20 % детей имели очень низкий уровень развития и 40 % детей – низкий уровень развития творческого воображения, что в общей сумме больше, чем половина группы (60 %). Показатели среднего уровня развития творческого воображения в конце эксперимента также выше, чем в начале. Так в конце эксперимента таких детей – 40 %, в то время как в начале – всего 27 %. Это говорит о том, что дети, занимавшиеся по экспериментальной методике, стали более творчески развитыми.

     И, безусловно, в конце эксперимента больший процент детей с высоким  уровнем развития творческого воображения  – 27 %, в то время как в начале таких детей всего лишь 13 %. Не говоря уже о том, что в в  конце эксперимента 33 % детей показали очень высокий уровень развития творческого воображения, а в начале таких детей нет вообще.

     Подводя итоги проведенного эксперимента, мы можем сказать, что после обучения по специальной методике развития на занятиях по изобразительной деятельности 60 % детей, что составляет больше половины группы, показали высокий и очень высокий уровень развития творческого воображения, в то время как в начале точно такой же процент детей (60 %) имели низкий и очень низкий уровень развития творческого воображения.

     Все это говорит о преимуществах  нашей программы преподавания изобразительной  деятельности в начальной школе. Экспериментальная программа направлена на творческое развитие детей, в то время как обычная программа дает детям только основы изобразительной деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Играя важную роль в психической деятельности людей, творчество является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Первые экспериментальные  исследования, посвященные творческому  воображению, относятся к концу XIX – началу XX веков. Проведенный нами анализ значительного количества психолого-педагогической литературы, а также философских работ показывает существование разных точек зрения как на само понятие творчества, его сущность, так и на его связь с другими психическими процессами, на его роль в познавательной и преобразующей деятельности человека. Несмотря на разнообразие характеристик, большинство современных исследователей относят творческое воображение к высшим психическим процессам. Становление творческого воображения включает в себя обязательное развитие восприятия, памяти, мышления, речи, эмоций. Оно тесно связано с чувственным и опосредованным познанием, но не сводится к ним. Воображение практически вплетается во все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей и желаний личности, ее мотивов.

     Творчество  – это процесс мысленного создания новых образов на основе элементов  прошлого опыта. Обеспечивает создание программы действия в тех случаях, когда проблемная ситуация неопределенна. Воображение бывает пассивное и активное, последнее – воссоздающее и творческое. Творческое воображение лежит в основе большинства видов сочинения и других речевых упражнений учащихся: рассказов по сюжетным картинам, по данному началу или концу, сочинений о будущем, типа развитие сюжета рассказа, в основе творческих пересказов и изложений, устного рисования, составления картинного плана и т.д. Поэтому развитие воображения, в первую очередь – творческого, необходимо для успешного развития детей.

     Существенную  роль воображение играет в обучении другим языковым умениям: чтению, аудированию, орфографии и пунктуации. На механизме воображения основано опережение при письме и чтении, догадка (антиципация) при восприятии текста – устного и записанного, «предчувствие» знаков препинания в момент, когда предложение еще не составлено (или не воспринято – если это диктант).

     Таким образом, творчество является одним  из центральных процессов в психической  жизни детей. Не смотря на то, что  при обучении в школе детям  в основном требуется овладевать иными навыками, такими как абстрактно-логическое мышление, произвольное запоминание и т.д. Основу для развития этих навыков предоставляет именно воображение, роль которого остается весьма значительной. В процессе дальнейшего обучения воображение превращается в такие формы мышления как образное мышление, составляет основу творческой деятельности субъекта.

     Экспериментальная программа занятий по изобразительной  деятельности развивает творческое воображение у детей, которое  потом потребуется на уроках литературы в школе при написании сочинений и других творческих работ.

     В ходе исследования обнаружено, что  в результате экспериментальной  программы обучения детей процент  детей с низким уровнем развития творческого воображения сократился до нуля, процент детей со средним уровнем развития творческого воображения повысился до 40 %, с высоким до 60 %. Появились дети с очень высоким уровнем развития этой способности. Таким образом, предложенная методика показала свою эффективность.

 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
     
  1. Айдарова  Л.И. Ребенок и слово // Мир детства. Младший школьник. – М., 2001. – С. 109 – 145.
  2. Айдарова Л.И., Цукерман Г.А. Психологическая необходимость изучения «поэтики» в курсе родного языка // Вопросы психологии. – 2007. - № 1. – С. 17 – 29.
  3. Богословский В.В. Общая психология. – М., 2008. – 635 с.
  4. Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы // Дефектология. – 2009. - № 2. – С. 18 – 25.
  5. Боровик О.В. Развитие воображения. – М., 2002. – 235 с.
  6. Боровик О.В. Роль рисунка при изучении детей // Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании. – Биробиджан, 2008. – С. 45 – 56.
  7. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М., 2007. – 278 с.
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967. – 74 с.
  9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 2009. – 378 с.
  10. Гаврилушкина О.П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей. – М., 120066. – 167 с.
  11. Глоцер В.В. Дети пишут стихи. – М., 1964. – 265 с.
  12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2006. – 274 с.
  13. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. – 2008. - № 6. – С. 18 – 25.
  14. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 2006. – 275с.
  15. Забрамная С.Д. Развитие ребенка в ваших руках. – М., 2008. – 189 с.
  16. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 2003. - № 2. – С. 21 – 29.
  17. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990. – 424 с.
  18. Занков Л.В. О начальном обучении. – М., 2007. – 427 с.
  19. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 2005. – 190 с.
  20. Левин В.А. Школа детства // Начальное образование в России. Инновация и практика. - М., 2004. – С. 65 – 85.
  21. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М., 2006.
  22. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2007. – 483 с.
  23. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 2001. – 154 с.
  24. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? – М., 2008. – 153 с.
  25. О творческих работах в средней школе. – М., 2002. – 265 с.
  26. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. – М., 2005. – 379 с.
  27. Основы декоративного искусства в школе. – М., 2001.
  28. Петровский А.В. Воображение // Общая психология. – М., 2007. – С. 127 – 145.
  29. Речицкая Е.Г., Сошина В.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 2007. – 250 с.
  30. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 2006. – 143 с.
  31. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения: В 3 т. – М., 2009. – Т. 3. – 375 с.
  32. Тамбовкина Т.И. Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка. – Калининград, 2004. – 187 с.
  33. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 2003. – 469 с.
  34. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2010. – 379 с.

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ

 

     Планы занятий по изобразительной  деятельности 

     1. Тема: «Букет цветов»

     Материалы, инструменты: гуашь, кисть, ножницы, клей.

     Ход занятия. Педагог вместе с детьми любуется красотой живых цветов, разнообразием их формы и цвета. Делается сравнение живых цветов и их изображения в картинах художников, обращается внимание на то, что художники изображают цветы в букете. Составление букетов – это особое искусство, которому учатся специально. Но каждый человек должен уметь собрать цветы в букет так, чтобы красота цветов не потускнела в нем, а наоборот – проявилась.

     Цветы для букета обычно подбирают таким  образом, чтобы они составляли гармонию цветных пятен и ритма форм. От этого букет может быть радостным, сдержанно-торжественным, нежно-лиричным. Воспитатель с помощью аппликативного материала составляет несколько схем композиций цветочных букетов на фланелеграфе, обращая внимание детей не только на ритм цветных пятен, но и на цветовое сочетание. Дети получают представление о теплых и холодных цветах, о цветах сближенных и контрастных.

     Рассмотрев, какие бывают цветы по форме и  цвету, каждый из детей рисует самый  красивый цветок, по его мнению, и  вырезает его изображение.

     За 10 мин до конца занятия педагог вывешивает на доску три больших листа с изображением голубой, красной и белой вазы. Каждый ребенок, прежде чем приклеить свое изображение цветка, должен подумать о соответствии его цвета выбранной вазе, а позже и группе уже наклеенных цветов, составляющих букет. Дети, передавая кисточку с клеем, как эстафетную палочку, по очереди подходят к одному из листов на доске и приклеивают к нему свой цветок. В конце веселой эстафеты получаются три красивых букета, которые можно сравнить и оценить красочность, композицию и аккуратность в изображении каждого букета.

     Примечание. «Букеты» можно оформить и украсить детскими работами столовую детского сада. 

     2. Тема занятия:  «Теплые и холодные цвета»

     Материалы, инструменты: шаблоны, гуашь, кисть, клей.

     Ход занятия. Педагог рассказывает детям о сказочных историях, герои которых мечтали встретить сказочную птицу Счастья. В некоторых сказках птицей счастья была Жар-птица, в других – Синяя птица. Многие надеялись, что перо такой птицы может сделать их счастливыми на всю жизнь. В реальном мире таких птиц нет, но можно представить, какими были птицы счастья в мечтах тех героев, которые всю свою жизнь посвятили их поиску.

     Педагог вывешивает на доску изображение силуэтов двух птиц, одно из которых выполнено, синим цветом, а другое – оранжевым. В руках у педагога белые силуэты перьев крыльев и хвостов птиц. Прежде чем раздать «перья» птиц детям, воспитатель анализирует задание, для выполнения которого не достаточно проявить воображение и нарисовать красивое перо, нужно не перепутать перья птиц. Одна птица теплого цвета, а другая холодного. Педагог знакомит детей с теплыми и холодными красками, их оттенками и процессом получения гаммы теплых и холодных цветов.

     Школьники выполняют несложное упражнение-разминку, нацеленное на получение палитры теплых цветов от смешивания различных красок с желтой и красной краской и палитры холодных – от смешивания красок с синей краской.

     Затем группа разбивается на две группы: первая группа должна вернуть оперение Жар-птице, а вторая – Синей птице.

     Дети  получают шаблоны-силуэты перьев и, смешивая краски, покрывают их необыкновенными  узорами. Закончив работу, передают «перья»  педагогу или его помощникам, которые наклеивают их на плакат с изображением Жар-птицы, и Синей птицы.

     В конце занятия сравниваются два выполненных варианта, называются цвета и их оттенки, которые получили дети при смешивании красок, изображая перья сказочных птиц счастья.

     Примечание. На этом занятии задания для двух групп могут быть более «контрастными» по тематике. Например, создание двух образов, противоположных не только по колориту, но и по эмоциональному звучанию и языку изображения деталей: Жар-птицы, несущей свет, тепло, добро, радость или замок Снежной королевы, олицетворяющий образ холода, грусти, зла. 

     3. Тема занятия: «Осенние листья»

     Материалы, инструменты: гуашь, кисть, лист-палитра, ножницы, клей.

     Ход занятия. Педагог заранее подготавливает рисунок обнаженного дерева на большом листе бумаги.

     На  занятии предлагается детям стать  волшебниками и вернуть озябшему деревцу потерянный осенний наряд. Для этого необходимо вспомнить, какого цвета осенние листья, какой формы они бывают.

     Дети  на листе-палитре разводят краски, при  смешивании которых получают все  оттенки цвета осенней листвы. Пока палитры подсыхают, можно потренироваться в изображении листочков разной формы. Затем прямо на палитрах рисуются контуры листьев, большие и маленькие. Вырезанные листочки передаются помощникам педагога, которые собирают листья со своих подгрупп и приклеивают их на лист с изображением дерева.

     К концу занятия дерево вновь обретает свой красочный наряд, а дети видят  не только все разнообразие цвета  осенней листвы, но и то, как много  разных цветовых оттенков можно получить, смешивая краски трех основных цветов. 

     4. Тема занятия:  «Украшение и реальность. Обитатели подводного мира»

     Материалы, инструменты: цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

     Ход занятия. Педагог обобщает знания детей об обитателях подводного мира. Он обращает внимание ребят на безграничную фантазию природы, которая создала такое разнообразие форм и окраса рыб.

     Дети  делятся на две группы, так как  предстоит выполнять разные задания. Дети первой группы делают в технике  аппликации на отдельных листочках  изображения морских рыбок, прорисовывая мелкие детали фломастерами. Вторая группа изображает силуэты водорослей на цветной бумаге и вырезает их.

     В конце занятия дети из первой группы собирают свои работы в панно по принципу «сложи картинку», совместную композицию обобщают изображениями  водорослей, которые наклеивают на панно дети из второй группы. 

     5. Тема занятия:  «Постройка и реальность. Обитатели подводного мира»

     Материалы, инструменты: гуашь, кисть, цветная бумага, ножницы, клей, нить, игла.

     Ход занятия. Педагог обобщает и дополняет знания детей об обитателях подводного мира, особое внимание обращает на пластические формы его обитателей. Так как дети должны будут изобразить обитателей моря в технике конструирования из бумаги, воспитатель сравнивает природные формы с простыми геометрическими фигурами и формами: цилиндр, конус, треугольник, круг и т.п. Педагог демонстрирует приемы работы с бумагой и ножницами, с помощью которых можно не столько добиться максимального сходства с природной формой фауны, сколько успешно передать характер образа обитателя моря.

     Для создания коллективной объемно-пространственной композиции дети делятся на две тематические группы: флора и фауна подводного мира. Дети первой группы (1/4 группы), выполняющие фон для пространственной композиции, подразделяются на две малые группы, так как одни изображают воду, морское дно непосредственно на большом листе, а другие вырезают силуэты водорослей из цветной бумаги.

     Дети  второй группы также подразделяются на две группы – знатоков рыб, медуз, осьминогов, крабов – и выполняют объемные изображения жителей подводного мира в технике бумажной пластики, используя цветную бумагу. (Работа этих групп ведется по технологическим карточкам).

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности