Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности.
Объектом данной работы является вопрос развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, предметом – развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 4
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 4
1.2. Творческие способности у детей младшего школьного возраста 9
1.3. Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий. 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1 Задачи развития любительской художественной деятельности у детей младшего школьного возраста 15
2.2 Программы по обучению декоративно-прикладному искусству 17
2.3. Исследование творческих способностей у младших школьников 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 27

Файлы: 1 файл

курсоваяdoc.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

     РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

     

ВВЕДЕНИЕ

     Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей  атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.

     Целью данной работы является рассмотрение вопроса развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

  1. Рассмотреть специфику и психологические механизмы творческой деятельности.
  2. Рассмотреть особенности творческих способностей в детском возрасте.
  3. Рассмотреть построение специальной программы, направленной на развитие творческих способностей у детей.
  4. Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня творческого развития у детей.

     Объектом  данной работы является вопрос развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, предметом – развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста.

     Актуальность  данного исследования определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

     В своей работе мы опирались на труды  таких авторов как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Л.И. Айдарова, О.В. Боровик, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, О.М. Дьченко, Т.С. Комарова, В.А. Левин, В.С. Мухина, Е.Г. Речицкая, Т.И. Тамбовкина, З.Н. Новлянская, С.Д. Забрамная, В.В. Глоцер, Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.Ю. Субботина и многие другие.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

    1. Возрастные  особенности детей  младшего школьного  возраста

     Начало  школьного обучения знаменует собой  изменение всего строя жизни  ребенка. Это принципиально новая  социальная ситуация развития личности.

     Во-первых, ребенок начинает выполнять общественно  важную деятельность – он учится, и  значимость этой его деятельности соответствующим  образом оценивается окружающими, если игру ребенка родители могли  прервать в любой момент, считая, что пора кушать. И что ребенок уже наигрался – хватит, то к такому делу как «выполнение домашних заданий» взрослые относятся с уважением.

     Учебная деятельность, как деятельность с  ярко выраженной общественной значимостью, ставит ребенка объективно с новую  позицию по отношению к взрослым и сверстникам, меняет его самооценку, определенным образом перестраивает взаимоотношения в семье. Советский психолог Д.Эльконин отмечает, что «именно потому, что учебная деятельность является общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством), общественной по своему осуществлению (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами), она является ведущей в младшем школьном возрасте, то есть в период ее формирования.

     Во-вторых, школьная жизнь требует систематического и обязательного выполнения ряда правил, для всех обязательных, которым  подчиняется поведение ребенка  в школе. Его отношения с учителем мало чем напоминают задушевно-интимный контакт с родителями и воспитателями детсада. Отношения учителя и ребенка жестоко регламентированы необходимостями их совместно-разделенной деятельности, организацией школьной жизни. Подчинение этим правилам требует от ребенка умения регулировать свое поведение, выдвигает существенные требования к произвольности деятельности, умению подчинять ее сознательно поставленным целям.

     Наконец, и это в-третьих, систематическое  школьное обучение связано с задачей  овладения основами наук, научным  способом мышления, его особой логикой, отличной от той суммы житейских представлений, которая сформировалась у ребенка к семи годам. Научные понятия, которые осваивает ребенок в школе, отличаются от житейских представлений прежде всего тем, что они дают научную картину мира с объективно-общественной позиции. То, что ребенок раньше воспринимал в основном чувственно и фиксировал в своем мышлении чисто эмпирически – как вещь с известным набором признаков, теперь должно получить научное осмысление, то есть представь таковым, каковым является данный предмет или явление объективно для человеческого познания.

     В конкретной же ситуации учебы в школе, как правило, возникает множество  проблем (трудности становления  взаимоотношений с учителями  и сверстниками, привыкание к режиму дисциплины, практике отметок, возможная потеря интереса к учебе и т.д.), которые мы здесь специально не рассматриваем. Нам важно в самом общем виде определить место младшего школьного возраста в процессе развития личности, поэтому мы не станем более детально рассматривать характер жизнедеятельности ребенка в школе, а, напротив, еще раз вернемся к выяснению основной линии личностного развития.

     В последние годы в связи с переходом  к обучению с 6 лет и введением  четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.

     В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регули­рующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному со­средоточению, возбудимы, эмоциональны.

     Начало  школьного обучения практически  совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.

     Однако, несмотря на отмечаемые в это время  определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервнопсихическая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситу­ации. Более того, для детей, отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности, этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников.

     В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического  развития у разных детей. Сохраняются  и различия в темпах развития мальчиков  и девочек: девочки по-прежнему опережают  мальчиков. Указывая на это, некоторые  ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».

     Переход к систематическому обучению предъявляет  высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.

     На  протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения  и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми. Все эти аспекты психического развития младших школьников будут подробно рассмотрены далее.

     В отечественной психологии специфика  каждого возраста, каждого возрастного  этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообразований.

     Младший школьный возраст связан с переходом  ребенка к систематическому школьному  обучению. Начало обучения в школе  ведет к коренному изменению  соци­альной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

     Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной  деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьни­ков и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

     Переход к систематическому обучению создает  условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

     Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного  преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

     Согласно  Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной дея­тельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим». Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

     В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции  поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.

     На  протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают при­обретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

     Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

     - качественно новый уровень развития  произвольной регуляции поведения  и деятельности;

     - рефлексия, анализ, внутренний план  действий;

     - развитие нового познавательного  отношения к действительности;

     - ориентация на группу сверстников.

     Глубокие  изменения, происходящие в психологическом  облике младшего школьника, свидетельствуют  о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности