Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности.
Объектом данной работы является вопрос развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, предметом – развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 4
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 4
1.2. Творческие способности у детей младшего школьного возраста 9
1.3. Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий. 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1 Задачи развития любительской художественной деятельности у детей младшего школьного возраста 15
2.2 Программы по обучению декоративно-прикладному искусству 17
2.3. Исследование творческих способностей у младших школьников 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 27

Файлы: 1 файл

курсоваяdoc.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

     Названные умения составляют основу способности  системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного  воображения.

     Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

     Таким образом, опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина, является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

     перенос ранее усвоенных знаний в новую  ситуацию, самостоятельное видение  проблемы, альтернативы ее решения,

     комбинирование  ранее усвоенных способов в новые  и др.

    1. Организация личностно-деятельностного  взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий.

     Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как  между учащимися, так и между  учащимися и педагогом. Одним  их педагогических условий эффективности  системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его — в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.

     При таком подходе организаторская  функция педагога предполагает выбор  оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается  в приобретении навыков организации  самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.

     Таким образом, под личностно-деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся и педагога.

     Накопление  каждым учащимся опыта самостоятельной  творческой деятельности предполагает активное использование на различных  этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы (см. прил. 3).

     Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его  уровня сложности.

     Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).

     Очевидно, в процессе обучения творчеству педагогу приходится принимать нестандартные  решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и  субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия.

     Это требует от учителя гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, тогда как ни один из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичь цели. Такой метод называется ситуационным или творческим. [17]

     Система творческих заданий предполагает также применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности.

     Таким образом, системы методов организации  творческой деятельности учителя и  учащихся ориентированны на единую цель и взаимно дополняют друг друга.

     В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии  поведения учителя:

  • умение поставить учебно-познавательные проблемы;
  • стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
  • поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям. [2]

     Все это предполагает умение создавать  атмосферу творчества на занятиях.

     Атмосфера творчества создается путем:

    1. Выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность (Я = Я).

     При первой встрече с первоклассниками необходимо организовать беседу о нормах общения, в ходе которой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимо контролировать в рамках формулы Я = Я. [4]

     Продолжить  эту работу во втором и третьем классе можно с помощью решения творческих заданий на понимание друг друга «с полуслова», разработки правил невербального общения и составления памятки «Нормы общения». А в четвертом классе в разделе «Качества творческой личности» предложить задания, содержащие противоречия в поступках человека и проанализировать их влияние на взаимоотношения между людьми.

    1. Выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию (я и Я). [4]

     При выполнении серии заданий на познание объектов с помощью анализаторов показать несовершенство органов чувств человека, его воображения, мышления и способности к творчеству. Опытным путем учащиеся должны прийти к выводу, что для осуществления творческой деятельности необходимо самосовершенствоваться.

    1. Создание ситуации успеха. [1]

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     2.1 Задачи развития  любительской художественной  деятельности у  детей младшего  школьного возраста

 

     Развитие творчества в обществе, отвергающем «духовную монополию» становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши дни подчеркивается необходимость формирования нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

     Задачи  перестройки системы народного  образования в стране, поставленные в документах реформы общеобразовательной  и профессиональной школы, включая  первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит любительской художественной деятельности. Одной из таких деятельностей является декоративно-прикладное искусство. Оно рано начинает привлекать внимание детей.

     На  занятиях по декоративно-прикладной росписи  развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания в дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

     Обучение  декоративно-прикладной росписи младших  школьников заключает в себе большие  потенциальные возможности всестороннего  развития ребенка. Однако эти возможности  могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

     Исключительно важное значение в духовном развитии младших школьников в, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов.

     Высокая духовно-идейная значимость народного  декоративно-прикладного искусства  оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Систематические  занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказываются на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности. Технологический процесс обработки материалов базируется на промышленном оборудовании и вместе с тем невозможен без использования ручных инструментов, умения владеть приемами работ столяря, токаря, фрезеровщика, штамповщика, сварщика, паяльщика, формовщика, электрика, кузнеца и многих других. Занимаясь художественной обработкой материалов, дошкольники осваивают навыки этих конкретных профессий, приобретая умения творческого подхода к выполнению трудовых операций.

     Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться  с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

     Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением  их техническими знаниями, развитием  у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.

     Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания младших школьников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.

     Наибольший  воспитательный эффект дает знакомство младших школьников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.

     Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

     Задача  педагога – направлять творческий процесс младших школьников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства.

     2.2 Программы по обучению  декоративно-прикладному  искусству

 

     Научный интерес к народному искусству  как средству воспитания в отечественной  педагогике особенно возрос в последние  два десятилетия. Именно в это время появляются историко-педагогические работы, освещающие проблемы народной педагогики, включающие и вопросы эстетического воспитания.

     Ученые  справедливо отмечает, что рост числа  и расширение числа историко-педагогических исследований по народной проблематике, происшедшие в последние десятилетия, – одно из крупнейших завоеван историко-педагогической науки. Значение этих исследований трудно переоценить. Только с их помощью может быть раскрыта вся сложность и многоплановость процесса развития отечественной школы и педагогики в органическом единстве общероссийских, национальных и региональных проявлений этого

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности