Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 22:40, курсовая работа
Цель:разработкаи апробирование методики развития творческихспособностей детей в процессе занятий в школьном театре
Задачи:
Изучить психологическую и педагогическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть проблему развития творческихспособностей в современнойпедагогике.
Показать возможности любительской художественной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников.
Выявить психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………….…3
Глава1.Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей младших школьников…………………………………………5
1.1.Педагогические аспекты развития творческих способностей………….5
1.2.Значение периода младшего школьного возраста для развития творческих способностей………….………………………………………....9
1.3.Методы развития творческих способностей детей средствами любительского школьного театра…….………………………....................11
Глава2. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе художественной любительской деятельности............................15
2.1.Организация исследования по изучению развития творческих способностей младших школьников средствами любительской театральной деятельности………………………………………………………………….15
2.2.Анализ результатов развития творческих способностей младших школьников используя любительскую театральную деятельность…………….………………….................................................16
Заключение…………………………………………….....................................22
Список литературы……………………………………………………………24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «Белорусский государственный университет культуры»
Кафедра психологии и педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПЕДАГОГИКЕ
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности
Выполнил работу:
студент ІІІ курса 317 группы
Бондарчук Евгений Владимирович
Научный руководитель:
старший преподаватель
Гудзенко Лариса Геннадьевна
Минск, 2011
Введение…………………………………………………………
Глава1.Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей младших школьников…………………………………………5
1.1.Педагогические аспекты развития творческих способностей………….5
1.2.Значение
периода младшего школьного возраста
для развития творческих способностей………….…………………………………
1.3.Методы
развития творческих способностей детей
средствами любительского школьного театра…….………………………............
Глава2. Развитие
творческих способностей младших школьников
в процессе художественной любительской
деятельности..................
2.1.Организация
исследования по изучению развития творческих
способностей младших школьников средствами
любительской театральной деятельности………………………………………………
2.2.Анализ
результатов развития творческих способностей
младших школьников используя любительскую
театральную деятельность…………….………………….....
Заключение……………………………………………...
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Проблема развития творческих способностей школьников в настоящее время, как никогда, актуальна. Дети, поступая в школу, попадают в новый мир. Этот мир встретит их радостями и огорчениями, открытиями и трудностями. Чтобы помочь школьникам справиться со всеми этими впечатлениями и эмоциями, учитель, опираясь на жизненный опыт малышей, старается развить лучшие чувства ребят, научить их творить, мыслить, познавать новое. Роль театральной деятельности в этом процессе особая. Во время занятий художественно – практической деятельностью решаются задачи как художественного воспитания и образования, так и развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка.
Важнейшее условие раскрытия творческих способностей детей – это создание атмосферы свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел максимально раскрыть свои способности. Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому – то из них достаточно одобряющей улыбки, кто – то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества.
Актуальность данного исследования определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Цель:разработкаи апробирование методики развития творческихспособностей детей в процессе занятий в школьном театре
Задачи:
Объект:творческие способности младших школьников.
Предмет:развитиетворческих способностей в процессе любительской художественной деятельности.
Методыисследования: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
База исследования:Исследование проводилось на базе детской развивающей театральной студии «Оглянись Вокруг»
Прежде, чем говорить о теории совершенствования творческих способностей детей в практической деятельности, необходимо определить понятие “способности”. Часто в обыденном сознании под творческими способностямиподразумевается способность к различным видам художественной деятельности. Умению красиво рисовать, писать стихи, создавать музыку и прочее.
Однозначного определения способностей в науке нет, и существует множество трактовок этого понятия:
Впервые понятие способностей ввёл в науку Платон. Он считал, что человек рождается с уже готовыми способностями и в дальнейшем изменить их не может. По Платону, одни родятся со способностями к руководству, а другие – со способностями к ремесленничеству или земледелию.
Иначе рассматривал способности философ – материалистФ.Бэкон. Разделяя науки согласно трём основным особенностям человеческого разума: памяти соответствует история, воображению – поэзия, рассудку – философия. Он считал, что нет такого умственного изъяна, который не мог бы быть исправлен надлежащими занятиями, и одним из первых выдвинул прогрессивное положение о воспитуемости способностей [5, С.31].
По мнению Б.М. Теплова, В.М. Русалова, “способности” существуют в постоянном развитии. Только благодаря постоянным упражнениям, связанными с систематическими занятиями, такими сложными видами человеческой деятельности, как художественное творчество и техническое, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности [32, 15 – 41с.].
Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
Задатки– врождённые анатомо – физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения [21, С.111].
Задатки представляют собойлишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом илихудожником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью.
На формирование способностей оказывает воздействие особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками. От быстроты выработки дифференцированного торможения на сходные раздражители – возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа – приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому.
Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития. Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на художественные способности, литературные, математические, технические, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д. [3, С.4, 6].
По широте различаются общие и специальные способности.Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого – либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, к примеру, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, и т. п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, ипедагогу, и врачу; организаторские способности, критичность ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть характерны людям многих профессий. Эти способности, поэтому принято называть общими [23, 200 – 205, 208 – 213с.].
Творческие способности – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в разнообразныхсферах человеческой деятельности.
Если деятельность ребенка имеет творческий характер, то она мотивирует его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, выполняющим функцию развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.
Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности,зачастую используют понятие “креативности”. Креативность – способность порождать множество оригинальных идей. Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны.[11, 45 – 53с.].
В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более широко и гибко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важно и восприятие, и воображение, и тем более – фантазия.
В оценке творческих способностей в отечественной педагогической психологии сравнительно устойчивы у разных авторов критерии быстроты, легкости, гибкости и оригинальности выполнения предлагаемых заданий.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей. Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.[4, С, 60]
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Начинает терять детскую непосредственность в поведении, у него меняется логика мышления. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.Вшколе он приобретает не только умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой – то момент своего развития проходит через кризис.. Как считает Л.И.Божович, кризис 7 лет — это период рождения социального “я” ребенка. Кризис младшего школьного возраста связанпоступлением в школу, что в свою очередь является переломным моментом в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками.
В новый период он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной роли – роли школьника, выполняющего важную для взрослых учебную работу. Желание занять новое место в жизни, появление соответствующей внутренней позиции меняет его самосознание.