Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 22:40, курсовая работа
Цель:разработкаи апробирование методики развития творческихспособностей детей в процессе занятий в школьном театре
Задачи:
Изучить психологическую и педагогическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть проблему развития творческихспособностей в современнойпедагогике.
Показать возможности любительской художественной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников.
Выявить психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………….…3
Глава1.Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей младших школьников…………………………………………5
1.1.Педагогические аспекты развития творческих способностей………….5
1.2.Значение периода младшего школьного возраста для развития творческих способностей………….………………………………………....9
1.3.Методы развития творческих способностей детей средствами любительского школьного театра…….………………………....................11
Глава2. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе художественной любительской деятельности............................15
2.1.Организация исследования по изучению развития творческих способностей младших школьников средствами любительской театральной деятельности………………………………………………………………….15
2.2.Анализ результатов развития творческих способностей младших школьников используя любительскую театральную деятельность…………….………………….................................................16
Заключение…………………………………………….....................................22
Список литературы……………………………………………………………24
Развитие слуха и чувства ритма
Выполнение упражнения «Геометрия стульев»
Это упражнение необходимо выполнять в команде, тренируя тем самым не только чувство ритма, но и координацию, а также умение чувствовать партнера.
При выполнении упражнения у детей возникло множество трудностей. Им было сложно составить правильный геометрический узор, успеть составить стулья, пока не закончится музыка. Хорошо получалось только у детей, которые занимаются в музыкальной школе или танцуют.
Группа была разделена на две части. Первая группа – дети, которые учились в музыкальной школе, вторая – дети, которые не учились в музыкальной школе. Со второй группой данное упражнение проводилось три раза по пятнадцать минут.
Итоги:когда две группы соединились вместе, сложно было отличить одну группу от другой. На репетициях спектаклей дети из второй группы начали двигаться лучше, чем раньше, а также заметно увереннее.
Выполнение упражнения «Музыкальная группа»
Данное упражнение детям очень понравилось. Когда задание усложнялось, оно выполнялось в духе соревнования.
Итоги:дети начали чувствовать себя настоящими артистами, окунулись в воображаемый концерт, стали придумывать свои собственные номера и вести себя на сцене заметно увереннее.
Развитие фантазии
Выполнение упражнения «Елки-палки»
При выполнении упражнения трудности возникли при создании деталей. Дети создавали из данных им предметов не то, что задавалось в точности, а образ: что-то приблизительное.Упражнение с детьми выполнялось несколько раз, дополняясь подробностями и усложнениями.
Итоги:даже многократно повторно выполняясь, упражнение не было сделано идеально. Проблема состояла в том, что дети не могли договориться между собой, а задание требовало от них коллективной фантазии. В результате между одного слона дети показывали нескольких слонов, которые были непродуманными детально (отсутствовал хобот либо что-либо другое).
Выполнение упражнения «Рисунки на заборе»
Данное упражнение выполнялось намного легче, чем предыдущее. Это упражнение развивает не только фантазию, но абстрактное мышление, так как «рисуя свой рисунок», участник не должен налезать на «рисунок» другого участника. Хотя оба рисунка не видимы, а «рисуются» пальцем на стене.
Итоги:сначала упражнения выполнялось довольно сухо, но через три – пять занятий вся группа активно участвовала, подсказывая «рисующему», в каком месте он налезает на «рисунок» другого участника упражнения, что он не «дорисовал». А самое главное – вся группа понимает, что конкретно рисует участник. Это означает, что группа не только продумывает «рисунок», но и использует образное мышление.
Развитие художественного вкуса
Выполнение упражнения «Клоун-раскидай»
При выполнении упражнения в первый раз возникли трудности: детям сложно было придумать черты характера неживому предмету. Но особенно сложно было взаимодействовать, учитывая эти самые черты характера.
Итоги:упражнение повторялось два раза. Оба раза использовалась одна и та же кукла, но во второй раз взаимодействие происходило уже играючи.
Развитие внимания
Выполнение упражнения «Баранья голова» и «Тепло, и холодно»
Для развития внимания с детьми проводились упражнения, которые способствуют развитию нескольких качеств: музыкальный слух, память, умение чувствовать партнера.
Упражнение «Баранья голова» вызвало небольшой интерес у детей. Повторять многочисленные слова им не нравилось, а упражнение «Тепло и холодно» вызвало много положительных эмоций. Дети хотели еще и еще. Упражнение приобрело соревновательный характер и принесло много пользы.
Итоги:дети начали больше прислушиваться друг к другу, замечать, кто внимательнее, а кто нет, таким образом, стимулирую друг друга к правильному выполнению упражнения. Они перестали бояться собственного творчества, начали интересоваться стихами (читать друг другу и сочинять собственные).
Тенденции, проявившиеся в поведении большинства учащихся к концу года:
Исчезли страх и скованность, явно исчезло насмешливое отношение друг к другу. На мой вопрос, кто хотел бы выполнить то или иное упражнение, поднимается лес рук, чего было не добиться в первые месяцы занятий.
Исчезла агрессивность в поведении и общении. Появилась доброжелательность. Новички, приходящие в студию, буквально со следующего урока признаются группой “своими”. (В этом смысле следует указать на то, что педагогам порой необходимо деликатно пародировать первые неудачные пробы новичков, сводить их к шутке для того, чтобы не давать группе шанса жестко высмеять первые опыты, что крайне распространено в детской среде).
Исчезла обособленность и внутренняя конфликтность, появилось стойкое желание выполнять различные упражнения коллективно, но не для того, чтобы иметь возможность спрятаться за чужими спинами, а чтобы чувствовать и самому оказывать поддержку партнеру. Важно, что, пусть от неуверенности в себе, большинство стало доверять партнеру, понимая, что на сцене все зависит от всех.
Заметно снизилось бытовое психоэмоциональное напряжение учеников. Исчезли многие индивидуальные зажимы. В лучшую сторону изменилась речь. Ученица Оля Головань, пришла в студию с сильными затруднениями речи, плохой координацией движений и речи, была крайне замкнута. Изменения разительны: речь четкая, размеренная, открыта в общении, уверена в своих силах, появилось много друзей.
У многих детей обнаружились и развились творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические (многие сочиняют стихи). Иными словами, результаты обучения в начальном классе показывают, что у многих детей их способности стали формироваться в творческие потребности.Дети стали более внимательными к заданиям и качеству выполнения упражнений
Появилось множество предложений, что можно прочесть для родителей, что можно сыграть, а что свидетельствует о повышенном внимании к литературе
В спектакле дети стали подвижными, начали лучше двигаться в такт музыки
Дети стали больше уделять вниманию к своим костюмам, к образам, стали со вкусом сочетать цвета. Это свидетельствует о развитии художественного вкуса
Одна ученица сообщила, что пишет свой роман, а другая, что пишет стихи. Это свидетельствует не только о литературном вкусе и внутренней свободе, но и об уверенности в себе и в творческих способностях
Таким образом, творчество является одним из центральных процессов в психической жизни детей. Не смотря на то, что при обучении в школе детям в основном требуется овладевать разными навыками, такими как абстрактно-логическое мышление, произвольное запоминание и т.д. Основу для развития этих навыков предоставляет именно воображение, роль которого остается весьма значительной. В процессе дальнейшего обучения воображение превращается в такие формы мышления как образное мышление, составляет основу творческой деятельности субъекта.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при созданииопределенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиямиявляются:
продолжительности занятий одним делом и т.д.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка
с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленнаяработа по развитию творческого потенциала у детей
творческих способностей у детей.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:
направленных на развитие творческих способностей.
В ходе исследования были рассмотрены особенности творческого развития в младшем школьном возрасте; выявлена эффективная методика, направленная на развитие творческих способностей младших школьников.
Таким образом, задачи выполнены, цель достигнута.
воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.
Картинки из спичек.
Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их.
Нарисую у тебя на спине
Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующийпальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение.Стоит дать рисующему задачу – “не захотеть”, чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, “обманывая”, пытается сбить накал внимания партнера нарочитой расслабленностью.
Роботы
Играют двое. Первый– участник, дающий “роботу” команды. Второй – “робот”, исполняющий их с завязанными глазами.Преподаватель должен четко проследить за тем, чтобы команды подавались не “вообще”, а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой – либо предмет. Говоря о контроле над действиями самого “робота”, важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. “Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очередности.