Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель:разработкаи апробирование методики развития творческихспособностей детей в процессе занятий в школьном театре
Задачи:
Изучить психологическую и педагогическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть проблему развития творческихспособностей в современнойпедагогике.
Показать возможности любительской художественной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников.
Выявить психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава1.Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей младших школьников…………………………………………5
1.1.Педагогические аспекты развития творческих способностей………….5
1.2.Значение периода младшего школьного возраста для развития творческих способностей………….………………………………………....9
1.3.Методы развития творческих способностей детей средствами любительского школьного театра…….………………………....................11
Глава2. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе художественной любительской деятельности............................15
2.1.Организация исследования по изучению развития творческих способностей младших школьников средствами любительской театральной деятельности………………………………………………………………….15
2.2.Анализ результатов развития творческих способностей младших школьников используя любительскую театральную деятельность…………….………………….................................................16
Заключение…………………………………………….....................................22
Список литературы……………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Курсовая Бондарчука Евгения.docx

— 74.68 Кб (Скачать)

В этом возрасте формируетсяпроизвольное поведение. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в той или иной ситуации. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, складывающиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте – мотивом достижения успеха.Иногда встречается другой вид этого мотива – мотив избегания неудачи.

Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов изменить свое поведение, изменив его соответствующим образом. Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. «Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д.»[16, 5 – 9, 11 – 15с.].

Для детей младшего школьного возраста характерна  эмоциональная отзывчивость, способность к саморефлексии, высокая зависимость эмоционального состояния от окружения.Потребность к фантазированию, развитое воображение способствуют активизации творческой деятельности. Именно в этом возрасте наиболее интенсивно формируется отношение ребёнка к миру, постепенно трансформирующееся в свойства личности. А.А.Мелик – Пашаевподмечает, что в основе художественных способностей «лежат не отдельные специальные способности и их комбинации, как бы они ни были важны. В основе – нечто более глубокое и цельное: какое-то особое отношение человека к жизни».

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства [14, 15 – 17, 21с.].

1.3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА

Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержаниеусложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощьютворческой игры можно достичь больших успехов воспитательной и образовательной работе с детьми.[5,17-19, с.]

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации.Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или инойзамысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваютсяценные для детей качества: активность, самостоятельность.Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.[14, 73-75,с.]

Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детямпроизведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этимпроизведениям, показывать диафильмы. Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можноперед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрятьинициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это всенужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.[20, С.33]

Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:

  1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;
  2. Функция формирования творческих способностей;
  3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки

Организовать и провести игру – задача весьма сложная. Можно выделить следующие основные условия проведения игр:

  1. Наличие у педагога определенных знаний и умений.
  2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, и участвовать в игре.
  3. Необходимость включение педагога в игру.
  4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.
  5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения,взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.

Любые игры только тогда дают результаты, когдадети играют судовольствием. Творчество – это всегда интерес и увлечение. Однако существует опасностьнарушить идиллию игрового процесса даже небольшим нажимом на ребёнка. Поэтому никогда неследует доводить занятие играми до пресыщения. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признакпотери интереса к ней.

Для воспитания творческой личности используются методы – приемы и средства, при помощи которых осуществляетсяразвитие творческих способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностейбольшое значение придается общим дидактическим принципам:научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, и индивидуальному подходу.[22, 45с.]

 Все занятия по развитию  творческих способностей проводятся в игре.Дляэтого используются творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием,и исходят от одной идеи. Каждая играсодержит в себе набор задач, которыепредлагаются ребенку в различных формах. Задачи расположены в порядке возрастания сложности,образуя широкий диапазон трудностей. Это позволяетподдерживать интерес к игре в течение многих лет, и способствует постепенному развитиютворческих способностей.

Для эффективного развития творческих способностей у детей, необходимособлюдать ряд условий: развивать способности с самого раннего возраста; использоватьзадания опережающие уровень развития способностей; организовывать творческие игры, разнообразные по своему содержанию, которые образуют атмосферу свободного и радостного творчества.

Наряду с принципами используют и методы: практические, наглядные и словесные [18, 125с.]

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-исполнительские, и творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровойдеятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин,просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Целью любительского школьного театра является воспитание потребности в искусстве, приобщение к театру, как к  виду гуманитарной деятельности, синтезирующему в себе литературу, музыку, танец, изобразительное искусство.Школьный театр, как идея и особый “жанр” драматического искусства, можно определить, как особую внутреннюю потребность его приверженцев в обогащении своих знаний в гуманитарной области.

Еще одной важной чертой школьного любительского театра является то, что в нем не принято стремиться к результату – спектаклю. Важен процесс постижения смысла происходящего на сцене во всем его объеме, профессиональном, нравственном и т.д. Подобная дотошная студийная работа призвана дать возможность погружения в сокровенный замысел драматурга, неторопливого постижения сути актерского дела – драматического действия в характере другого человека (персонажа). В таком деле отсутствует, желание угодить зрителя, “поразить” кого-либо.[10, 79с.]

Школьный любительский театр, это дело веселое, здесь есть место эксперименту, самодеятельному творчеству, в лучшем понимании этого выражения.  В атмосфере Школьного Любительского Театра рождаются свои поэты, драматурги, художники. Главной чертой подобного вида искусства является свободное творчество по велению души.

 

 

 

 

ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ  ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  СРЕДСТВАМИ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исследование проводилось на базе детской развивающей театральной студии «Оглянись Вокруг» с детьми, которые проходят обучение по предметам: вокал (преподаватель Михайлова Татьяна), мастерство актёра и сценической пластики (Смоляк Анастасия), хореография и сценическая речь (Чупина Анастасия. В исследовании участвовали младшие ученики студии (15 человек) от 8 до 12 лет. Для проведения исследования в студии я заменял некоторых преподавателей. Программа строится по принципу добровольного вовлечения в игру. Игра, в ее самом простом понимании, со всеми ее атрибутами, (игрушки, деление на команды, избрание судьи, поздравление победителей, утешение побежденных и т.п.), - основа всего педагогического процесса проводимого в театральной студии. Важно, чтобы преподаватель играл с группой прямо на площадке, “ничем не отличаясь” от учеников. В этом и состоит тонкая методическая задача – суметь учить “исподволь”, направляя работу воображения в сторону постижения того, что есть добро, духовность, в самом простом, понимании, которое присуще игре. Только педагог, верящий в свое дело, способен на это. Сложность работы в этом направлении обусловлена в современном мире тем, что большинство детей подвержены уже в раннем возрасте сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей их кажущейся яркости, занимательности, следует отчетливо осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем, созерцателем подобных технологических чудес. Они не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения.

Поскольку воображение для маленького человека становится основой всей его творческой деятельности.Составленная программапризвана развивать творческое воображение младших школьников.

2.2.АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ  РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗУЯ  ЛЮБИТЕЛЬСКУЮ ТЕАТРАЛЬНУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В работе по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста были получены ниже перечисленные результаты.

В самом начале занятий, наблюдая за детьми, стало очевидно, что основная причина зажимов, как физических, так и эмоциональных – это волнение. Ребята волновались, от чего происходили зажимы голоса, а любое физическое действие сопровождалось зажимами.

Поэтому, перед тем, как приступить к тренингу (набору упражнений для снятия физических зажимов), урок начинался с упражнения, призванного успокоить взбудораженных ребят. Включалась музыка, и ребята закрывали глаза, расслаблялись и представляли себя в уютном для них месте. Упражнения дети выполнили легко и с удовольствием.При выполнении этого упражнения в будущем менялся темп и характер музыки, что настраивало детей на ритм и тему занятия.

Затем проводились физические упражнения, на которые группа соглашалась охотнее, чем при первых занятиях.

Было замечено, что мышечные зажимы у детей возникали от стремления казаться лучше, старше и умнее. Из-за чего упражнения выполнялись наполовину. Мышечная зажатость тормозила корректное выполнение ряда упражнений.

 

 

 

Развитие «самоосвобождения»

Выполнение упражнения «Хаос»

Когда проводилось упражнение на раскрепощение, произошли перемены. Так как задание группе ставилось следующее – создать «хаос в космосе» – каждому участнику упражнения уже не нужно было быть самим собой. Появилась возможность быть, кем угодно и дети смело показывали что-то необычное. Остальные при этом не могли дать им негативную оценку.Постепенно дети отпустили себя, стали чувствовать себя свободно.

Итоги:при выполнении этого упражнения с каждым занятием задание усложнялось темой (на морском дне, в воздухе, насекомые и так далее) и условиями (не сталкиваться, заполнять все пространство, двигаться в одном ритме и так далее). Дети развивали свою фантазию. На втором занятии они начали взаимодействовать между собой в процессе выполнения задания, не смеялись друг над другом, работали в команде, придумывали тему.

Выполнение упражнения «Импульс»

При выполнении упражнения «Импульс» в первый раз дети очень стеснялись брать на себя инициативу. А когда удавалось набраться смелости, появлялась другая преграда – боязнь своих собственных слогов и звуков, которые хотелось издавать. Они получались тихими, непонятными, короткими. Данное упражнение использовалось часто, так как кроме освобождения оно развивает также чувство партнера.

Итоги:после преодоления первых страхов упражнение «Импульс» стало одним из любимых, так как оно позволяет снять стресс и выплеснуть эмоции. С каждым разом выполнять упражнение у детей получалось все лучше. Ребята начали двигаться в одном ритме, чувствовать друг друга, не возникала пауза, когда никто не хочет двигать за собой группу, а наоборот, движения и звуки перетекали из одних в другие.

Выполнение упражнения «Зеркало»

При выполнении данного упражнения не возникало трудностей. Упражнение удавалось направить в нужное русло. У детей получалось «скопировать» своего партнера.

Итоги:желание не просо скопировать, а стать отражением другого человека усиливало эффект от упражнения. Каждый «смотрящий в зеркало» при этом сумел отпустить себя и двигаться так, как ему хочется, выполнять движения с разным настроением. Каждый ребенок делился своими впечатлениями и ощущениями после выполнения упражнения. В рассказах звучало много описаний, похожих на свободу.

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности