Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа
Цель работы: Изучить особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, что сдерживает переход от диалогической формы речи к монологической. В соответствии с целью были поставлены задачи: 1. Рассмотреть основные подходы к изучению связной монологической речи в работах отечественных исследователей. 2. Исследовать основные механизмы порождения связного высказывания. 3. Охарактеризовать особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР. 4. Исследовать экспериментальным путем монологическую речь у дошкольников с ОНР III уровня.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Характеристика связной монологической речи 7
1.2 Механизмы порождения связного высказывания 13
1.3 Особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 27
2.1 Обследование особенностей связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР 27
2.2 Количественный и качественный анализ констатирующего эксперимента 31
2.3 Описание формирующего эксперимента по обучению связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 37
2.4 Рекомендации по развитию навыков связной монологической речи старших дошкольников с ОНР 40
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Приложение 1
Изучение возможностей старших дошкольников в воспроизведении (пересказе) простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки
Дошкольники с ОНР
№ |
Ф. и. ребенка |
Понимание текста |
Структурирование текста |
Лексика |
Грамматика |
Плавность речи |
Всего баллов |
1 |
Лена Т. |
2 б. |
2 б. |
2 б. |
2 б. |
2 б. |
10 б. |
2 |
Катя В. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
5 б. |
3 |
Света О. |
2 б. |
1 б. |
1 б. |
2 б. |
1 б. |
7 б. |
4 |
Дима Н. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
5 б. |
5 |
Денис З. |
2 б. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
6 б. |
6 |
Кира Д. |
2 б. |
1 б. |
1 б. |
2 б. |
1 б. |
7 б. |
7 |
Вова В. |
2 б. |
2 б. |
2 б. |
2 б. |
2 б. |
10 б. |
8 |
Саша И. |
2 б. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
6 б. |
9 |
Макс О. |
2 б. |
1 б. |
2 б. |
2 б. |
2 б. |
9 б. |
10 |
Миша А. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
5 б. |
Дошкольники с нормой речевого развития
№ |
Ф. и. ребенка |
Понимание текста |
Структурирование текста |
Лексика |
Грамматика |
Плавность речи |
Всего баллов |
1 |
Витя Ч. |
3 б. |
3 б. |
2 б. |
2 б. |
2 б. |
12 б. |
2 |
Рита Л. |
3 б. |
1 б. |
2 б. |
2 б. |
2 б. |
10 б. |
3 |
Лена М. |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
15 б. |
4 |
Толя К. |
2б. |
2 б. |
2 б. |
2 б. |
2 б. |
10 б. |
5 |
Катя Ш. |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
15 б. |
6 |
Семен О. |
3 б. |
2 б. |
2 б. |
2 б. |
1 б. |
10 б. |
7 |
ИгорьС. |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
15 б. |
8 |
АндрейМ. |
2 б. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
6 б. |
9 |
Надя К. |
2 б. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
6 б. |
10 |
Даша Т. |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
15 б. |
Анализ особенностей самостоятельного составления рассказа у старших дошкольников
Дошкольники с ОНР
№ |
Ф. и. ребенка |
Понятность текста |
Семантическая оценка текста |
Языковое оформление текста |
Всего баллов |
1 |
Лена Т. |
2 б. |
2 б. |
2 б. |
6 б. |
2 |
Катя В. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
3 б. |
3 |
Света О. |
2 б. |
1 б. |
1 б. |
4 б. |
4 |
Дима Н. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
3 б. |
5 |
Денис З. |
2 б. |
1 б. |
1 б. |
4 б. |
6 |
Кира Д. |
2 б. |
1 б. |
1 б. |
4 б. |
7 |
Вова В. |
2 б. |
2 б. |
2 б. |
6 б. |
8 |
Саша И. |
2 б. |
1 б. |
1 б. |
4 б. |
9 |
Макс О. |
2 б. |
2 б. |
2 б. |
6 б. |
10 |
Миша А. |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
3 б. |
Дошкольники с нормой речевого развития
№ |
Ф. и. ребенка |
Понятность текста |
Семантическая оценка текста |
Языковое оформление текста |
Всего баллов |
1 |
Витя Ч. |
3 б. |
3 б. |
2 б. |
8 б. |
2 |
Рита Л. |
3 б. |
1 б. |
2 б. |
6 б. |
3 |
Лена М. |
3 б. |
2 б. |
3 б. |
8 б. |
4 |
Толя К. |
2б. |
2 б. |
1 б. |
5 б. |
5 |
Катя Ш. |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
9 б. |
6 |
Семен О. |
3 б. |
2 б. |
2 б. |
7 б. |
7 |
ИгорьС. |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
9 б. |
8 |
АндрейМ. |
2 б. |
1 б. |
1 б. |
4 б. |
9 |
Надя К. |
2 б. |
1 б. |
1 б. |
4 б. |
10 |
Даша Т. |
3 б. |
3 б. |
2 б. |
9 б. |
Приложение 2
Занятие 1
ТЕМА: пересказ рассказа Н. Сладкова "Лесные силачи" (по сюжетной картине)
Цель: Обучение детей связному, последовательному логичному пересказу литературно- художественного произведения от первого лица.
Задачи:
- Коррекция навыков
грамматически правильного
- Активизация и обогащение словарного запаса детей по теме «Грибы», «Осень».
- Коррекция мышления,
путем отгадывание загадки,
- Воспитание нравственно-
Оборудование: Осенние листья, рассказ Н. Сладкова «Лесные силачи», шапочки грибов, магнитофон, рисунки детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
П.: В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем
Может быть в лесу осеннем
Мы боровичка найдем.
(Дети берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом "змейкой" между разложенными на полу листьями).
2. Актуализация знаний.
П.: Вот мы с вами и в осеннем лесу. Что вы видите вокруг?
Что вы слышите? (крики птиц, стук дятла, шелест листвы, завывания ветра, шум деревьев)
Какие запахи кругом!
Что вы чувствуете? (запах прелой
травы, сырости, опавших
Игра "Почему так называется?" (подосиновик, подберезовик, сыроежка, белый гриб) - объяснение детей
Словарная работа
Л.: Эти грибы растут в лесах. Но есть среди них грибы - ядовитые. Это мухомор, бледная поганка. (показ картинок и объяснение)
3. Чтение рассказа Сладкова «Лесные силачи».
П: А помните мы с вами читали рассказ про съедобные грибы? Кто автор? Как называется рассказ? Сейчас мы его вспомним и расскажем по ролям. Я рассказываю - вы договариваете.
«Ударила первая капля дождя, и начались соревнования.
Соревновались трое: гриб Подосиновик, гриб Подберёзовик и Белый гриб
Первым выжимал вес подберёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку.
Вторым номером
был гриб Подосиновик. Он
Белый гриб был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, полез под толстый сучок и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал - не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как заячья губа стала. Победителем вышел Подосиновик. Награда ему - алая шапка чемпиона».
4. Речевая подвижная игра «За грибами». Импровизация движений.
П.: А скажите, что можно делать с грибами? (искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать, и т. д)
Мы в лес пойдем
Мы гриб найдем,
Ау, ау! Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается
5. Пересказ детьми от первого лица.
П.: Сейчас расскажем наш рассказ о силачах. Кто будет автором? Кто подберезовиком, подосиновиком, белым грибом? (распределение ролей, рассказы детей).
Загадки.
П.: Дети, какие вы загадки знаете о грибах, загадайте их?
Он стоит на ножке тонкой, 2. Он в сказочной шапочке красной
Он стоит на ножке
гладкой,
Под коричневою
шапкой
С бархатной подкладкой? (Опенок)
3. Богатырь среди
грибов
И любимец грибников (Белый гриб) Под коричневою кепкой (Подберезовик)
6. Итог занятия.
П.: В лесу все весело играли И грибы мы вспоминали. Посмотрели на часы. В группу нам пора идти.
Занятие 2
ТЕМА: рассказ Павловой «На машине»
Цель: научить пересказывать текст связно, последовательно, логично.
Задачи:
- Интонационно передавать диалог действующих лиц.
- Развивать умения использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.
- Научить понимать тему высказывания;
- Развивать контроль
речи, через прослушивание
Оборудование: рассказ Н. Павловой «На машине», волшебная палочка, предметные картинки по теме «Транспорт», мнемотаблица для пересказа, Мышка - шептунишка, волшебный клубочек, диктофон.
Информация о работе Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР