Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Изучить особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, что сдерживает переход от диалогической формы речи к монологической. В соответствии с целью были поставлены задачи: 1. Рассмотреть основные подходы к изучению связной монологической речи в работах отечественных исследователей. 2. Исследовать основные механизмы порождения связного высказывания. 3. Охарактеризовать особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР. 4. Исследовать экспериментальным путем монологическую речь у дошкольников с ОНР III уровня.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Характеристика связной монологической речи 7
1.2 Механизмы порождения связного высказывания 13
1.3 Особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 27
2.1 Обследование особенностей связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР 27
2.2 Количественный и качественный анализ констатирующего эксперимента 31
2.3 Описание формирующего эксперимента по обучению связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 37
2.4 Рекомендации по развитию навыков связной монологической речи старших дошкольников с ОНР 40
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Файлы: 1 файл

Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

Стимульный материал. Текст сказки  «Теремок».

Проведение исследования.

Экспериментатор: - Ты знаешь сказку «Теремок»? А кто ее главные герои?  Расскажи сказку «Теремок».

Оценка результатов:

Высокий уровень – 3 балла - Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные  языковые средства в соответствии с  текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.

Средний уровень – 2 балла - Пересказ составлен с некоторой  помощью (побуждение, стимулирующие  вопросы); полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения  связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

Низкий уровень – 1 балл - Используются повторные наводящие  вопросы). Связность значительна нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушена последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

2. Исследование самостоятельного рассказа [7].

Цель: исследование особенностей самостоятельного составления рассказа.

Критерии оценок. Рассказ оценивается с учетом: соответствия его изображаемой ситуации; целостности; наличия всех смысловых звеньев, правильной их последовательности; характера языкового оформления; грамматической правильности предложений, наличия связующих элементов между предложениями.

Кроме критериев, использованных при оценке рассказа по серии сюжетных картинок, пересказов, при оценке самостоятельного рассказа учитывается и критерий степени понятности текста.

С учетом этого критерия рассказ оценивается по 3-балльной системе:

- восприятие текста значительно затруднено – 1 балл;

- текст в основном понятен, но имеются затруднения при понимании отдельных деталей текста – 2 балла;

- текст полностью понятен – 3 балла.

Рассказы оцениваются  в баллах. Определяется уровень смысловой целостности (внутреннего программирования) и связности (языкового оформления), а также способа выполнения задания.

Уровни семантической  оценки текста

I уровень (высокий). Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. Оценка – 4 балла. Но может быть, что в рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. Оценка – 3 балла.

II уровень (средний). Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья (1-2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1-2). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий. Оценка – 2 балла.

III уровень (низкий). Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. Рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б)рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений. Оценка – 1 балл.

По окончании исследования делались выводы о развитии связной  монологической речи.

2.2 Количественный  и качественный анализ констатирующего  эксперимента

 

 

Анализ данных констатирующего  эксперимента представлен в Приложении 1.

Исследование специфических особенностей в проявлениях монологической речи у детей исследовалось с помощью пересказа сказки «Теремок».  Указанная сказка представляет собой достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текст знакомой сказки (табл. 1).

Таблица 1

Изучение специфических особенностей в проявлениях монологической речи у старших на материале пересказа сказки «Теремок»

 

Высокий уровень 

Средний уровень

Низкий уровень

Старшие дошкольники  с ОНР

 

30%

70 %

Старшие дошкольники с нормой  речевого развития

40 %

40 %

20 %


 

 

Как показывают результаты, представленные в таблице 1  у дошкольников с ОНР выделен в большинстве случаев низкий уровень в развитии монологической речи на материале пересказа (70 %), что свидетельствует о  большом числе сбоев в грамматическом оформлении речевого сообщения. Чем больше его объем, тем чаще встречаются разнообразные аграмматизмы. Наиболее характерными видами аграмматизмов являются: пропуск членов предложения («Теремок», «Она залезает там»); ошибки в управлении и согласовании («Он очень большая»); структурная неоформленность высказывания («Там лиса идет и хочет туда», «Возле теремка, где лиса, другое дерево»). Анализ текстов с точки зрения словоупотребления показывает, что для рассказов детей с задержкой психического развития характерно увеличение доли существительных, местоимений, наречий, служебных слов. Необоснованно частое применение существительных может быть вызвано трудностями в развертывании высказывания. У дошкольников с нормой  речевого развития такие ошибки выделены у 20 % детей.

30 % дошкольников с  ОНР и 40 % старших дошкольников  с нормой  речевого развития  выполнили задание на среднем  уровне. Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения  связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

На высоком уровне задание пересказа не выполнил ни один дошкольник с ОНР, а 40 % старших дошкольников с нормой  речевого развития выполнили задание на  высоком уровне. Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.

Результаты диагностики  отображены в гистограмме 1.

Гистограмма 1. Изучение специфических особенностей в проявлениях монологической речи у старших на материале пересказа сказки «Теремок»

 

Таким образом, выделены особенности в построении высказывания, характерные для детей с ОНР, которые проявляются в том, что предложение не строится каждый раз заново, а воспроизводится фраза-штамп или просто перечисляются субъекты и объекты действия. Некоторые рассказы по сюжетным картинкам и устные сочинения состоят из одних существительных, т. е. представляют собой простое перечисление. Частое использование местоимений и наречий с обобщенным, недифференцированным значением объясняется ограниченным словарным запасом.

Исследование особенностей самостоятельного составления рассказа (устное сочинение на заданную тему) представлено в табл. 2.

 

 

 

Таблица 2

Анализ умений  самостоятельного составления рассказа у старших дошкольников

 

Высокий уровень 

Средний уровень

Низкий уровень

Старшие дошкольники  с ОНР

 

30%

70 %

Старшие дошкольники  с нормой  речевого развития

20 %

50 %

30 %


 

Данные таблицы 2 свидетельствуют  о сниженном уровне развития связной  монологической  речи при составлении устного сочинения.

70 % дошкольников с  ОНР и 30 % старших дошкольников  с нормой  речевого развития  выполнили задание на  низком  уровне. Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность.

У дошкольников с ОНР в 30 % случаев отмечено полное отсутствие рассказа. Вместо рассказа – ребенок лишь отвечает кратко на отдельные вопросы либо воспроизводит 1-2 предложения.

30 % дошкольников с  ОНР и 50 % старших дошкольников  с нормой речевого развития  выполнили задание на среднем уровне. На это указывает то, что рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья (1-2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1-2). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий.

20 % старших дошкольников с нормой  речевого развития выполнили задание на  высоком уровне. Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий.

Полученные результаты отображены  на гистограмме 2.

 

Гистограмма  2. Анализ умений самостоятельного составления  рассказа у старших дошкольников

 

Таким образом, все перечисленные особенности монологической речи детей с ОНР позволяют говорить о динамических нарушениях речевой деятельности, которые выражаются прежде всего в несформированности внутреннего программирования и грамматического структурирования (оформления высказывания).

На основании вышеизложенного, были сделаны выводы.

1. У дошкольников с  ОНР отмечается сниженный уровень в развитии навыков пересказа, что указывает на то, что  особенности в построении высказывания, характерные для детей с ОНР — результат трудностей в планировании и развертывании речевого сообщения. Анализ высказываний старших дошкольников с ОНР свидетельствует о боль. 2. Некоторые рассказы по сюжетным картинкам и устные сочинения состоят из одних существительных, т. е. представляют собой простое перечисление. Частое использование местоимений и наречий с обобщенным, недифференцированным значением объясняется ограниченным словарным запасом.

2. Большинство дошкольников  с ОНР выполняют  задание  на  низком уровне. Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность.

3. Пересказ сказки и устное  сочинение состоят из одних существительных, т. е. представляют собой простое перечисление. Частое использование местоимений и наречий с обобщенным, недифференцированным значением объясняется ограниченным словарным запасом.

Таким образом, старшие дошкольники с ОНР нуждаются в специальной коррекции связной речи.

2.3 Описание  формирующего эксперимента по  обучению связной монологической  речи детей старшего дошкольного  возраста с ОНР

 

Обучение связной монологической речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания дошкольников с ОНР должны приобрести развернутость, логичность и выразительность. Старший дошкольник с ОНР учится излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно – следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения.

В основе системы занятий лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую) и на их основе, на решение главной задачи – развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

 Основным принципом  системы  коррекционных занятий является взаимосвязь развития умственных способностей детей (использование символических средств, для обозначения персонажа сказки и истории, составление пространственно – временной модели и ее использование при пересказе) и разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, словарная работа, развитее связной речи) осуществляется, постепенно усложняясь от группы к группе, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова, в грамматике – это формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении родному языку позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

Занятия рассчитаны на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Работа ведется по подгруппам из 5 человек, продолжительностью 30-35 минут.

Цель системы занятий: Развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Информация о работе Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР