Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Изучить особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, что сдерживает переход от диалогической формы речи к монологической. В соответствии с целью были поставлены задачи: 1. Рассмотреть основные подходы к изучению связной монологической речи в работах отечественных исследователей. 2. Исследовать основные механизмы порождения связного высказывания. 3. Охарактеризовать особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР. 4. Исследовать экспериментальным путем монологическую речь у дошкольников с ОНР III уровня.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Характеристика связной монологической речи 7
1.2 Механизмы порождения связного высказывания 13
1.3 Особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 27
2.1 Обследование особенностей связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР 27
2.2 Количественный и качественный анализ констатирующего эксперимента 31
2.3 Описание формирующего эксперимента по обучению связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 37
2.4 Рекомендации по развитию навыков связной монологической речи старших дошкольников с ОНР 40
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Файлы: 1 файл

Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

Задачи:

 1. Развивать образную связную монологическую речь детей. Познакомить детей со средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения, фразеологизмы).

2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей

3. Развивать связную монологическую речь детей:

- пересказ произведений;

- творческое рассказывание (на тему предложенную логопедом, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему);

- составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин, рассказов - загадок: по игрушкам, по предметам, по картинкам).

4. Развивать выразительную речь детей.

5. Развивать умственные способности детей (умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей планов).

Примерные конспекты занятий представлены в Приложении 2.

Предполагаемый результат

 К концу обучения  дети должны уметь:

1) по возможности самостоятельно, без помощи логопеда пересказывать текст, придумывать новые эпизоды сказок, сочинять собственные, составлять описательные рассказы по картинам.

2) внимательно слушать на занятиях педагога, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу.

Методы: в ходе работы применялся комплекс взаимодополняющих  методов, адекватных предмету исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, сравнительный  анализ.

На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Во время занятий необходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивали желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. Методика применения различных приемов и сам их выбор претерпевают изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т.п.                      

Система занятий предусматривает использование на занятиях по развитию связной монологической речи и игровой мотивации. Мотивация общения строится на заинтересованности детей речевой деятельностью. Игровая мотивация используется для повышения интенсивности обучения связной монологической речи. Педагогами определен принцип использования игровой мотивации на разных возрастных этапах. В подготовительной к школе группе игровая мотивация строится в сюжетно-ролевой игре на основе сюжетосложения, при этом сюжет должен быть интересен для детей и одновременно должен побуждать детей к речевой деятельности. Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических.

2.4 Рекомендации  по развитию навыков связной  монологической речи старших  дошкольников с ОНР

 

Для дошкольников с ОНР центральной задачей является формирование и совершенствование связной монологической речи.

 

Для этого логопеду следует  предусмотреть систему специальных  упражнений (с учетом развития этих умений у каждого воспитанника) которых логопед должен:

– создавать ситуацию речевого общения в  группе, моделирующую реальное устное общение. С этой целью ему следует (порой в достаточно быстром темпе) сообщать информацию, вызывающую ответную реакцию воспитанников;

– побуждать их высказыванию собственное отношение к тому или иному факту, событию, явлению;

– добиваться использования  усвоенного речевого материала;

– направлять внимание дошкольников на содержание высказываний;

– предусматривать формирование различных видов связной монологической речи:

– сообщения, описания, повествования, рассуждения и т. д. [30]

Одним из начальных этапов работы является обучение связности высказывания. При помощи специальных упражнений дошкольники овладевают умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. При этом они должны соблюдать правила интонации, порядок слов, использовать союзные слова и союзы, наречия, местоимения. На первых порах можно использовать следующие тренировочные упражнения:

- с деформированным  текстом из 3-4 фраз, направленные  на то, чтобы научить детей  располагать предложения в логической  последовательности;

- на дополнение данного предложения другим, логически с ним связанным;

- на логическое продолжение  мысли (Коля выбежал из дома. Он ...);

 

- на составление связного  высказывания по двум-трем опорным  вопросам: «Кто идет? Куда идет? Кого  встретил?»;

- на нахождение в контексте предложений, не подходящих по смыслу [30].

Далее следует перейти  к отработке умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания. Так, обучая детей повествованию (т. е. умению рассказать о прочитанном, увиденном, каких-либо событиях и т. д.) следует направлять их внимание на смену действий и причинно-временную их последовательность. А так же средством выражения этих отношений являются глаголы, то детей с недоразвитием речи надо специально учить выбирать глаголы в определенной (логической) последовательности и опираться на них при построении рассказа.

Очень важно научить  ребенка пользоваться средствами межфразовой  связи: личными, указательными местоимениями, наречиями, обозначающими место  и время действия, - тут, там, тогда, текстовыми синонимами.

Поскольку дошкольники с речевым недоразвитием затрудняются в описании предметов и прочих объектов действительности, то логопеду необходимо проводить дополнительную работу по формированию у них умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия. Так как описание объектов действительности предусматривает активное использование имен прилагательных, то необходимый запас их должен быть накоплен в процессе работы над лексическими средствами.

Практика обучения дошкольников с недоразвитием речи показала, что особенно замедленно и с большими трудностями они овладевают такой формой высказываний, как рассуждение, - т.е. связным учебным высказыванием на проводимых занятиях. Рассуждение требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивание своей точки зрения [31].

Чтобы овладеть рассуждением, дошкольник должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за логопедом формулировки заданий, обобщающих выводов, правил и т. д. 

Последовательность высказывания определяется последовательностью  производимой детьми учебной работы, а связность - порядком выполнения учебных  действий.

Умение рассказывать закрепляется в играх-драматизациях  на литературные темы, при показе кукольного театра самими детьми. Рекомендуется широко использовать для настольного театра, а также для игр с песком обыкновенные игрушки, приучая детей разыгрывать простые инсценировки для кукол, для малышей или товарищей.

Следует включать пересказы, творческие сочинения детей в программы утренников, концертов [31].

Таким образом, методика обучения связной монологической речи должна дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни.

Выводы  по второй главе

 

1. В   развитии связной монологической речи у дошкольников с ОНР имеются свои специфические особенности:

- наличие искажений, добавлений;

- отсутствие некоторых смысловых звеньев, не всегда правильная их последовательность;

- не всегда передана полнота пересказа - наличие пропусков;

- отмечается неправильность предложений, отсутствие связующих элементов между предложениями);

- выполнения задания (пересказ), в основном, с помощью логопеда. Большинство дошкольников с ОНР выполняют  задания методик  на  низком уровне.

2. Было установлено, что  старшие дошкольники с ОНР нуждаются в специальной коррекции связной монологической речи. Был разработан формирующий эксперимент, в основе которого лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую) и на их основе, на решение главной задачи – развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Развитие связной монологической речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста с ОНР. Необходимо научить каждого ребёнка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой.

У детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи наблюдается значительное отставание в формировании навыков связной монологической речи. Серьёзные затруднения возникают у таких детей при пересказе и составлении рассказов.

Целью нашей экспериментальной работы было исследовать навыки связной монологической речи  у детей дошкольного возраста с ОНР.

В результате данной работы было установлено, что самостоятельная связная  монологическая речь детей с общим недоразвитием речи является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме, а также испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания.  Дополнительные трудности в овладении монологической речью  связаны с наличием у детей с ЗПР первичных отклонений в развитии психических процессов: восприятия, внимания,  памяти, эмоционально-волевой сферы – что отмечается многими исследованиями (Мастюкова Е. М., Усанова О. Н., Гаркуша Ю. Ф., Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Цветкова Л.С.).

В ходе экспериментального исследования было установлено, что  старшие дошкольники с ЗПР  нуждаются в специальной коррекции  связной речи. Была разработана система  занятий, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития  и на их основе, на решение главной задачи – развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ахутина,  Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т. В. Ахутина. - М.: Просвещение, 1999. – 248 с.
  2. Валявко, С. М.   Психолого-педагогические аспекты изучения речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]  / С. М. Валявко, Н. В. Дроздова // Специальная психология, 2007. - № 3. - С. 46-53.
  3. Воробьева,  В.К.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]  / В. К. Воробьева.- М.: Сфера, 2009. – 324 с.
  4. Выготский,  Л.С. О природе эгоцентрической речи [Текст] //Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания/ под ред. В.В.Петухова. - М.: Просвещение, 1998.
  5. Выготский,  Л.С. Мышление и речь [Текст]. Изд. 5, испр./ Л. С. Выготский — М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
  6. Гвоздев,  А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – СПб.: Питер, 2009. – 458 с.
  7. Глухов,   В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - изд. 2-е. [Текст] / В. П. Глухов.  – М.: Просвещение, 2004. – 345 с.
  8. Глухов,  В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие / В. П. Глухов. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 321 с.
  9. Глухов,  В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В. П. Глухов. // Дефектология. —2004. – С.58-62
  10. Гончарова,  В.А. Особенности лексикона дошкольников с речевой патологией  и с задержкой психического развития [Текст] / В. А. Гончарова. // Логопед в детском саду. – 2008. – № 1(26). – C. 9
  11. Гризик,  Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет [Текст] [Текст]: метод. пособие / Т. И. Гризик. – М.: Просвещение, 2007. – 224с.
  12. Елкина,  Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Н. В. Елкина. -  Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – 76с.
  13. Жинкин,  Н.И. Интеллект, язык и речь [Текст] // Нарушение речи у дошкольников. Сост. Р.А. Белова-Давыд. –М. 1992.  – 289 с.
  14. Жукова,  Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Просвещение, 2009. – 389 с.
  15. Зимняя,  Н. А. Речевой механизм в схеме порождения речи [Текст] / Н. А. Зимняя. // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. – М.: Просвещение, 1989. – 249 с.
  16. Комаров,  К. В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / К. В. Комаров. – М.: Просвещение, 1992. – 268 с.
  17. Короткова,  Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду [Текст] / Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1998. = 196 с.
  18. Ладыженская,  Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу [Текст] / Т. А. Ладыженская. // Характеристика связной речи детей 6-7 лет.: сб. науч. трудов. М.: Просвещение, 1989. – 143 с.
  19. Лалаева,  Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева,  Н. В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2011. – 224с.
  20. Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей [Текст]  //Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Волковой.  - М.: Владос, 2008. - Кн.5.
  21. Леонтьев,  А.А. Основы психолингвистики [Текст]/ А. А. Леонтьев. - М.: Академия, 1997. – 256 с.
  22. Логопедия [Текст]:  учеб. пособие / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. М.: Владос, 2009. – 547 с. 
  23. Лубовский,  В. И. Психологические  проблемы диагностики аномального развития детей [Текст]  / В. И. Лубовский. – М.: Просвещение, 1989. – 344 с.
  24. Лурия,  А.Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия. - М.: Просвещение, 1989. – 248 с.
  25. Люблинская,  А.А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1972.
  26. Маркова,  А.К. Психология усвоения языка как средство общения [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Педагогика 1994. – 289 с.
  27. Мастюкова,  Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии [Текст]  / Е. М. Мастюкова. – М.: Владос, 1992. – 225 с.
  28. Матросова, Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Текст]  / Т. А. Матросова. – М.: В. Секачев, 2009. - 94 с.
  29. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие / под ред. В.К. Воробьевой. — М.: АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2009. — 158 с.
  30. Миронова,  СА. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст]  / С. А. Миронова. — М.: Аркти, 2008. – 189 с.
  31. Морозова,  И.А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду [Текст] / И. А. Морозова. – М.: Владос, 2006. – 246с.
  32. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / под ред. Г. В. Чиркиной. - М.: Аркти, 2007. – 244 с. 
  33. Пиаже,  Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика -Пресс,1994. - 528с.
  34. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учебно-методическое пособие / под ред. Т. В. Волосовец. – М.: ТЦ Сфера : НИИ школьных технологий, 2008. - 224 с.
  35. Сохин,  Ф.А. Осознание речи дошкольниками [Текст] / Ф. А. Сохин. // Подготовка детей к школе в детском саду. - М.: Педагогика, 1986. – 224 с.
  36. Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи [Текст] / Л. П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1994. - 211 с.
  37. Филичева,  Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / [Текст]  Т. Е. Филичева. — М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
  38. Филичева,  Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение  / Т. Б. Филичева,  Т. В. Туманова. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. – 238 с.
  39. Филичева, Т. Б.   Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи [Текст]  / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова 
    // Логопедия, 2010. - № 2. - С. 57-68.

Информация о работе Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР