Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Изучить особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, что сдерживает переход от диалогической формы речи к монологической. В соответствии с целью были поставлены задачи: 1. Рассмотреть основные подходы к изучению связной монологической речи в работах отечественных исследователей. 2. Исследовать основные механизмы порождения связного высказывания. 3. Охарактеризовать особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР. 4. Исследовать экспериментальным путем монологическую речь у дошкольников с ОНР III уровня.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Характеристика связной монологической речи 7
1.2 Механизмы порождения связного высказывания 13
1.3 Особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 27
2.1 Обследование особенностей связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР 27
2.2 Количественный и качественный анализ констатирующего эксперимента 31
2.3 Описание формирующего эксперимента по обучению связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 37
2.4 Рекомендации по развитию навыков связной монологической речи старших дошкольников с ОНР 40
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Файлы: 1 файл

Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Роль речи в становлении ребенка как личности нельзя переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор дошкольника.

Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. В дошкольном детстве происходит формирование и развитие речи и других психических функций.

Развитие связной монологической речи является центральной задачей  речевого воспитания детей. Это  объясняется той социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Это отмечают такие авторы, как Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др. [5, 13, 21,35]

Актуальность. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева и др.  [5, 21].

В современной логопедии  достаточно полно освещены вопросы, касающиеся речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Над этим работали: К.В. Воробьева Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина С.Н. Шаховская и др. [3, 32, 38] Старшие дошкольники испытывают определенные трудности при продуцировании связного выказывания, которые нередко сопровождаются поисками необходимых языковых средств. У детей еще нет умения и навыков связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопрос или различными нераспространенными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений.      

  Особенности в  построении высказывания, характерные  для детей с общим недоразвитием  речи, - результат трудностей планировании  и развитии речевого сообщения.  Аналогичное высказывание речи свидетельствует о большом числе сбоев грамматическом оформлении сообщения (Р.И. Лалаева) [19]. Чем больше его объем, тем чаще встречаются разнообразные аграмматизмы. Наиболее характерными видами аграмматизмов являются: пропуск или избыточность членов продолжения, ошибки в управлении и согласовании, ошибки в употреблении служебных слов, ошибки в употреблении временных глаголов, трудности в слово и формообразовании, ошибки в формировании высказывания.         

Таким образом, тема курсовой работы: «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР» является актуальной.

Объект работы: связная речь детей дошкольного возраста с ОНР.

Предмет работы: особенности связной монологической  речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Цель работы:

Изучить особенности  связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Гипотеза исследования: ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи,  что сдерживает переход от диалогической формы речи  к   монологической.

В соответствии с целью  были поставлены задачи:

    1. Рассмотреть основные подходы к изучению связной монологической речи в работах отечественных исследователей.
    2. Исследовать основные механизмы порождения связного высказывания.
    3. Охарактеризовать особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР.
    4. Исследовать экспериментальным путем  монологическую речь у дошкольников с ОНР III уровня.
    5. Разработать систему формирующего эксперимента и методические рекомендации по коррекции связной монологической  речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Методологической  основой исследования послужили положения о единстве мышления и речи, соотношении языка и речи (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, В.И.Лубовский, А.Р.Лурия), теория речевой деятельности (Т.В.Ахутина, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев и др., проблемы  развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Р.Е Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Н.А.Никашина, Т.А.Ткаченко и др.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что дополнены научные сведения об общих и специфических закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста в условиях нормального и нарушенного онтогенеза. Расширены теоретические представления о типологических особенностях развития связной речи у дошкольников с ОНР.

Практическая  значимость работы заключается в том, что выводы и результаты  по развитию связной монологической речи могут быть использованы в коррекционном и учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что развитие связной монологической речи у дошкольников с ОНР рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема.

Исследование проводилось  в  три этапа.

Первый этап - постановочный - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап - экспериментальный - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап — заключительно-обобщающий (теоретический анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировка выводов).

База исследования: МБДОУ №  *** , г. Мурманск. Испытуемые: старшие дошкольники в возрасте 6-7 лет с общим недоразвитием речи.

В работе использованы методы исследования:

1) библиографический  (анализ литературы по проблеме);

2) эксперимент;

3) методы математической обработки данных.

Структура и  объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения,  списка литературы, включающего 39 наименований, приложений (2).

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Характеристика связной монологической  речи

 

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму  речевой деятельности. Она носит  характер систематического последовательного  развёрнутого изложения. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.

Характеристика связной  монологической речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь В.П. Глухов определяет как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое [7, с.13].

По мнению А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи [8, с.91].

В.П. Глухов под монологической речью (монолог) понимает связную речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности [7, с.16]. Монологическая речь - это форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие. Она характеризуется развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью. Монологическая речь,  предполагает ответственность за выполнение коммуникации только на говорящем при отсутствии явной опоры на восприятие речи слушающим (читающим). Среди признаков монологической речи выделяются непрерывность, степени самостоятельности (воспроизведение заученного, пересказ и самостоятельное высказывание), степени подготовленности (подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная речь) [7, с.21].

Монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

- информативная (сообщение новой  информации в виде знаний о  предметах и явлениях окружающей  действительности, описание событий,  действий, состояний);

- воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);

- эмоционально-оценочная  [3, с.48].

В устной монологической речи, заключающей повествование о событии или рассуждение, с необходимостью должны присутствовать как мотив высказывания, так и общий замысел, создаваемый говорящим.  Монологическая устная речь зависит  от того, какие задачи ставит перед собой говорящий и в какой вид конкретной деятельности включена эта развернутая устная речь. Если рассказ идет об увиденном или пережитом и этот рассказ адресован собеседнику, который достаточно хорошо знает общую ситуацию и разделяет мотивы говорящего, устная монологическая речь может протекать с определенной мерой грамматической неполноты. Однако если монологическая речь содержит последовательное изложение соответствующего материала, семантическое строение монологической речи должно быть существенно иным [3, с.49]. Задача говорящего сводится в этом случае к тому, чтобы представить излагаемый материал в наиболее последовательном и логически стройном виде, выделив наиболее существенные части и сохраняя четкий логический переход от одной части излагаемого материала к другой. 

Устная монологическая речь  располагает кроме средств языковых кодов еще целым рядом дополнительных выразительных средств. К ним относятся просодические составляющие речи: интонация, выделение голосом отдельных компонентов текста, использование системы пауз и т. д. К ним относятся и внеязыковые средства такие, как мимика и выразительные жесты.

Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, А.А. Леонтьев (1974) особо выделяет такие  качества монологической речи, как  относительная развернутость, большая  произвольная развернутость и программированность. Обычно, говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь монолог, как целое [21,с.68]. Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений,  а также синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с опорой, как на слуховое, так и на зрительное (составление рассказа по наглядному материалу) восприятие. По сравнению с диалогом, монологическая речь более контекстна и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.

Выделяется ряд разновидностей устной монологической речи, или «функционально-смысловые» типы. В старшем дошкольном возрасте основными видами устной  монологической  речи являются:

-  описание;

- повествование;

- элементарные рассуждения [10, с.9].

Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развернутую  словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии».

Сообщение о фактах, находящихся  в отношениях последовательности, носит  название повествования. В повествовании  сообщается о каком-либо событии, которое  развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующую композиционную структуру: введение, основная часть, заключение.

 

Особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь  каких-либо фактов (явлений), называется рассуждением. В структуру монолога-рассуждения  входят:

- исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать);

- аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса);

- выводы.

Рассуждение складывается, таким образом, из цепи суждений, образующих умозаключения. Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции [11, с.78].

Рассказ является наиболее сложным видом  монологической речи.  Для него характерна определенная последовательность событий, отражающая причинно-следственные связи между ними. Если описание развивается как бы в одной плоскости и последовательность описываемых явлений в нем не имеет принципиального значения, то в рассказе соблюдение хронологической последовательности обязательно, иначе нарушается сюжетная канва повествования. 

Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности  речи является связность. Для овладения  этой важнейшей стороной речи требуется  специальное развитие у детей  навыков составления связных высказываний. Термином «высказывание» определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой (А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, и др.) [18, 21]. К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание, повествование и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Информация о работе Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР