Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа
Цель работы: Изучить особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, что сдерживает переход от диалогической формы речи к монологической. В соответствии с целью были поставлены задачи: 1. Рассмотреть основные подходы к изучению связной монологической речи в работах отечественных исследователей. 2. Исследовать основные механизмы порождения связного высказывания. 3. Охарактеризовать особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР. 4. Исследовать экспериментальным путем монологическую речь у дошкольников с ОНР III уровня.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Характеристика связной монологической речи 7
1.2 Механизмы порождения связного высказывания 13
1.3 Особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 27
2.1 Обследование особенностей связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР 27
2.2 Количественный и качественный анализ констатирующего эксперимента 31
2.3 Описание формирующего эксперимента по обучению связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 37
2.4 Рекомендации по развитию навыков связной монологической речи старших дошкольников с ОНР 40
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Ход занятия:
1. Орг. момент
П.: Сядет тот, кто назовет мне слова наоборот.
Отъехать - подъехать вылетел - залетел
Въехать - съехать взлетел - приземлился
Выехать - заехать укатил - прикатил
Улететь - прилететь уплыл - приплыл
П.: О чем так можно сказать? (О транспорте)
2. Сюрпризный момент
П.: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на завод. Хотите? Закрываем глаза и произносим хором заклинание: БА-БО-БУ-БЫСЬ - на заводе окажись.
Вот мы с вами
и на великом заводе - КАМаз.
Посмотрите вокруг, сколько интересных
полезных и нужных машин
П.: А вы можете сказать, что делает этот транспорт? Поиграем в игру "Скажи правильно".
Машина (Едет) поезд (гудит)
Самолет (летит) троллейбус, автобус (идет, сигналит)
Корабль (плывет) трамвай (звенит)
3. Чтение текста с наглядностью.
П.: Прогуливаясь по заводу, я услышала удивительную историю, которая произошла здесь. Хотите послушать? Рассказала мне эту историю Павлова.
Мышка, Зайчик и Собачка сели в машину и поехали. Едут, едут. Наехали на камень. Бух! - и опрокинулись! Полетели кто куда! Сидят на земле. Плачут. Но ехать-то дальше надо! Тут Мышка и говорит: - А я машину подниму.
Стала поднимать, да никак не поднять! Зайчик говорит: -Дай-ка я подниму. Я посильнее.
Стал поднимать,
да никак не поднять! А
Влезли на машину. А машина не идет: камень задние колеса не пускает.
Тут Мышка и говорит:
-А я камень в сторону столкну.
Стала толкать, да никак не столкнуть! Зайчик говорит: -Дай-ка я столкну. Я посильнее. Стал толкать, да никак не столкнуть! А Собачка говорит: - А давайте-ка, ребята, все вместе толкать. Стали толкать все вместе. Раз!- и столкнули камень в сторонку. Влезли на машину и поехали. Едут, едут, едут и не опрокидываются. Вот как хорошо!
5. Словарная работа.
П.: Как вы объясните
слова и выражения «
6. Ф/минутка «Машина»
П.: Мы устали по заводу гулять, отдохнем немного.
Не летает не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Повторное чтение с установкой на пересказ по мнемотаблице
6. Пересказ детьми рассказа
(Если у ребенка
возникают трудности при
7. Работа с пословицей
П: А давайте вспомним пословицы про дружбу. (Один в поле не воин. Капля мала, а по капле будет море. Не имей 100 рублей, а имей сто друзей. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат и др.).
8. Итог занятия.
П.: Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться. До свидание, завод, мы к тебе еще придем
Занятие 3
ТЕМА: составление простого описательного рассказа на тему «Осень» по плану - схеме
Цель: Формировать навык составление описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на схемы.
Задачи:
- Формировать навыки
связности, развернутости,
- Расширять и активизировать
словарный запас по
- Совершенствовать психологическую базу речи.
- Развивать общую моторику;
Оборудование: венок Осени, осенние листья с планом - схемой, тетради, цветные карандаши, магнитофон.
Ход занятия:
1. Организационный момент
П.: Послушайте внимательно загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья украшаю,
Но не касаюсь сосен и елочек, я ...? (Осень.)
Закройте глаза. (Надевает венок и берет букет осенних листьев.) Откройте глаза. Кто я? Дети. Осень.
П. А почему вы так думаете?
Дети. Вы похожи на Осень из сказки, у Вас букет из осенних листьев
2. П.: Поиграем в игру «К нам пришла осень»
Мы ждали :(осень)
Мы рабы :(осени) Люди одеваются тепло :(Осенью)
Дети поют песни об :(осени) Мы любим :(осень)
3. Составление предложений по схемам
П.: Сегодня я к вам пришла с букетом из осенних листьев. Эти листья не простые, а с сюрпризами - схемами, которые помогут нам составить рассказ об осени. Вот наш помощник первый листок-сюрприз. (На наборном полотне психолог выставляет схему «солнца»)
О чем мы будем составлять предложение?
Дети. О солнце.
П.: Какое бывает солнце?
Дети. Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое.
П.: А как солнце светит и греет осенью?
Дети. Осенью солнце светит, но греет слабо. Тучи часто закрывают солнце.
П.: А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Выставляет условное обозначение «неба»)
Дети: О небе.
П.: Что можно сказать про осеннее небо?
Дети. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое, нерадостное, грустное; часто идет дождь.
П.: Что вы можете
сказать о деревьях, их наряде?
Какими деревья становятся в
начале осени?
(На наборное полотно помещает схему «дерева»)
Дети. Листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми. У отдельных растений сохраняются зеленые листья.
П.: Как можно назвать одним словом желтые, красные, оранжевые листья? Какие они?
Дети. Разноцветные, разные, красивые.
Назовите одним словом осеннее явление природы, когда падают листья. Как вы понимаете слово листопад?
П.: А теперь давайте вспомним все, что мы говорили о деревьях.
Дети. Листья на
деревьях становятся
П.: О чем теперь будем составлять предложение? (Выставляет условное обозначение «земли»)
Дети. О земле.
П.: Чем покрыта земля осенью?
Дети. Земля покрыта опавшими листьями, сухой травой, ветками, шишками и иголками от елок.
П.: А что это за зеленая травка на полях? Это озимые (объяснение слова)
4. Проведение динамической паузы
Тихо звучит музыка.
П.: Ребята, давайте
поиграем. Мы вместе будем рассказывать
стихотворение и ритмично
Осень, мы гулять идем. Дети попеременно топают носками ног, пятки на месте
Листья сыплются дождем, Поднимают и опускают руки.
Под ногами шелестят
И шуршат, шуршат, шуршат. Постепенно убыстряя темп
Ветер листья поднимает. Поднимают и опускают руки.
И под ноги опускает.
Гонит ветер нас
долой -
Попеременно топают носками
Отправляемся домой.
5. Актуализация знаний
П.: Пока мы гуляли, появился новый листок со схемой. (На наборном полотне выставляет схему «птицы») О ком мы будем говорить?
Дети: О птицах.
П.: Какие изменения
происходят в жизни птиц
Дети. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами.
П.: Скажите, а почему это происходит?
Дети. Многие птицы боятся холода, летом они питались мошками, жучками, а теперь их нет.
П.: Легко ли в пути перелетным птицам?
Дети. Нет, многие
из них погибают в пути, их
подстерегает опасность во
П.: А как можно помочь зимующим птицам?
Дети. Птиц надо кормить, их нельзя пугать, к ним нужно относиться бережно.
Л.: Что делают животные
осенью.?. (На наборное полотно
помещается условное
Дети. Животные готовятся к зиме.
П.: Как они готовятся?
Дети. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку.
П.: Как люди помогают животным выжить в условиях зимы?
Дети. Лесники заготавливают корм для отдельных животных.
6. Составление описательного рассказа по схемам
П.: Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т.е. составьте рассказ.
Дети составляют рассказ-описание по схемам.
Образец рассказа. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта опавшими листьями. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку.
7. Итог занятия
П.: Вот какая удивительная осень у нас в республике! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам осенние листья. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям об осени, прекрасном времени года, ее приметах. До свидания.
Информация о работе Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР