Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Изучить особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, что сдерживает переход от диалогической формы речи к монологической. В соответствии с целью были поставлены задачи: 1. Рассмотреть основные подходы к изучению связной монологической речи в работах отечественных исследователей. 2. Исследовать основные механизмы порождения связного высказывания. 3. Охарактеризовать особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР. 4. Исследовать экспериментальным путем монологическую речь у дошкольников с ОНР III уровня.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Характеристика связной монологической речи 7
1.2 Механизмы порождения связного высказывания 13
1.3 Особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 27
2.1 Обследование особенностей связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР 27
2.2 Количественный и качественный анализ констатирующего эксперимента 31
2.3 Описание формирующего эксперимента по обучению связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 37
2.4 Рекомендации по развитию навыков связной монологической речи старших дошкольников с ОНР 40
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Файлы: 1 файл

Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

Ход занятия:

1. Орг. момент 

П.: Сядет тот, кто назовет  мне слова наоборот.

 Отъехать - подъехать  вылетел - залетел

 Въехать - съехать   взлетел - приземлился

 Выехать - заехать  укатил - прикатил

 Улететь - прилететь  уплыл - приплыл

 П.: О чем так  можно сказать? (О транспорте)

2. Сюрпризный момент

П.: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на завод. Хотите? Закрываем глаза и произносим хором заклинание: БА-БО-БУ-БЫСЬ - на заводе окажись.

 Вот мы с вами  и на великом заводе - КАМаз.  Посмотрите вокруг, сколько интересных  полезных и нужных машин производит  этот завод гигант (вывешиваются  картинки с транспортом)

 П.: А вы можете сказать, что делает этот транспорт? Поиграем в игру "Скажи правильно".

 Машина (Едет) поезд  (гудит)

 Самолет (летит)  троллейбус, автобус (идет, сигналит)

 Корабль  (плывет)  трамвай (звенит)

3. Чтение текста с  наглядностью.

П.: Прогуливаясь по заводу, я услышала удивительную историю, которая произошла здесь. Хотите послушать? Рассказала мне эту историю Павлова.

 Мышка, Зайчик и  Собачка сели в машину и  поехали. Едут, едут. Наехали на  камень. Бух! - и опрокинулись! Полетели  кто куда! Сидят на земле. Плачут. Но ехать-то дальше надо! Тут Мышка и говорит: -  А я машину подниму.

 Стала поднимать,  да никак не поднять! Зайчик  говорит: -Дай-ка я подниму. Я  посильнее. 

 Стал поднимать,  да никак не поднять! А Собачка  говорит: -Давайте-ка, ребята, все вместе  поднимать. Стали поднимать все вместе. Раз! - и подняли!

 Влезли на машину. А машина не идет: камень задние  колеса не пускает.

 Тут Мышка и говорит: -А я камень в сторону столкну. 

 Стала толкать,  да никак не столкнуть! Зайчик  говорит: -Дай-ка я столкну. Я  посильнее. Стал толкать, да никак не столкнуть! А Собачка говорит: - А давайте-ка, ребята, все вместе толкать. Стали толкать все вместе. Раз!- и столкнули камень в сторонку. Влезли на машину и поехали. Едут, едут, едут и не опрокидываются. Вот как хорошо!

5. Словарная работа.

П.: Как вы объясните  слова и выражения «опрокинуться», «наехать на камень».

6. Ф/минутка «Машина»

П.: Мы устали по заводу гулять, отдохнем немного.

 Не летает не  жужжит,

 Жук по улице  бежит.

 И горят в глазах  жука

 Два блестящих огонька.

Повторное чтение с установкой на пересказ по мнемотаблице

6. Пересказ детьми  рассказа

(Если у ребенка  возникают трудности при построении  фразы для ответа, то применяется  подсказка с помощью «Мышки  – шептунишки» - это игрушка,  которая поможет  ребенку, подобрать нужное слово или предложение.  Мышкой может  подсказывать сильный ребенок)

7. Работа с пословицей

П: А давайте вспомним  пословицы про дружбу. (Один в  поле не воин. Капля мала, а по капле  будет море. Не имей 100 рублей, а имей сто друзей. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат и др.).

8. Итог занятия. 

П.: Вот и закончилось  наше путешествие, пора возвращаться. До свидание, завод, мы к тебе еще  придем

 

 

 

 

Занятие 3

 

ТЕМА: составление  простого описательного рассказа на тему «Осень» по плану - схеме

 

Цель: Формировать навык составление описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на схемы.

Задачи:

- Формировать навыки  связности, развернутости, непрерывности  высказывания.

- Расширять и активизировать  словарный запас по лексической  теме «Осень». 

- Совершенствовать психологическую базу речи.

- Развивать общую моторику;

Оборудование: венок Осени, осенние листья с планом - схемой,  тетради, цветные карандаши,   магнитофон.

Ход занятия:

1. Организационный момент

 П.: Послушайте внимательно  загадку: 

 Несу я урожаи,

 Поля вновь засеваю, 

 Птиц к югу отправляю, 

 Деревья украшаю,

 Но не касаюсь  сосен и елочек, я ...? (Осень.)

 Закройте глаза. (Надевает  венок и берет букет осенних  листьев.) Откройте глаза. Кто  я? Дети. Осень.

П. А почему вы так думаете?

 Дети. Вы похожи на Осень из сказки, у Вас букет из осенних листьев

2.  П.: Поиграем в  игру «К нам пришла осень»

 Мы ждали :(осень)                              Долго не было :(осени)

 Мы рабы :(осени)               Люди одеваются тепло :(Осенью)

 Дети поют песни об :(осени)               Мы любим :(осень)

3. Составление предложений  по схемам

 П.: Сегодня я к  вам пришла с букетом из  осенних листьев. Эти листья  не простые, а с сюрпризами - схемами, которые помогут нам  составить рассказ об осени.  Вот наш помощник первый листок-сюрприз. (На наборном полотне психолог  выставляет схему «солнца»)

 О чем мы будем  составлять предложение?

 Дети. О солнце.

 П.: Какое бывает  солнце?

 Дети. Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое.

 П.: А как солнце  светит и греет осенью?

 Дети. Осенью солнце светит, но греет слабо. Тучи часто закрывают солнце.

 П.: А теперь посмотрите  на схему. О чем сейчас мы  будем рассказывать? (Выставляет  условное обозначение «неба»)

 Дети: О небе.

 П.:  Что можно  сказать про осеннее небо?

 Дети. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое,  нерадостное, грустное; часто идет дождь.

 П.: Что вы можете  сказать о деревьях, их наряде? Какими деревья становятся в  начале осени?                           

(На наборное полотно  помещает схему «дерева»)

 Дети. Листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми. У отдельных растений сохраняются зеленые листья.

 П.: Как можно назвать  одним словом желтые, красные,  оранжевые листья? Какие они?

 Дети. Разноцветные, разные, красивые.

 Назовите одним  словом осеннее явление природы, когда падают листья. Как вы понимаете слово листопад?

 П.: А теперь давайте  вспомним все, что мы говорили  о деревьях.

 Дети. Листья на  деревьях становятся разноцветными.  Начинается листопад. К концу  осени деревья стоят голые. 

 П.: О чем теперь будем составлять предложение? (Выставляет условное обозначение «земли»)

 Дети. О земле.

 П.: Чем покрыта  земля осенью?

 Дети. Земля покрыта  опавшими листьями, сухой травой, ветками, шишками и иголками  от елок.      

 П.: А что это  за зеленая травка на полях? Это озимые (объяснение слова)

4. Проведение динамической  паузы

 Тихо звучит музыка.

 П.: Ребята, давайте  поиграем. Мы вместе будем рассказывать  стихотворение и ритмично выполнять  движения.

 Осень, мы гулять  идем.              Дети попеременно топают носками ног, пятки на месте

 Листья сыплются  дождем,         Поднимают  и опускают руки.

 Под ногами шелестят                 Трут ладонями друг о друга,  сначала медленно,

 И шуршат, шуршат, шуршат.                  Постепенно убыстряя темп

 Ветер листья поднимает.            Поднимают и опускают руки.

 И под ноги опускает.

 Гонит ветер нас  долой -           Попеременно топают носками ног,  пятки на месте.

 Отправляемся домой.                             

5. Актуализация знаний

 П.: Пока мы гуляли, появился новый листок со схемой. (На наборном полотне выставляет схему «птицы») О ком мы будем говорить?

 Дети: О птицах.

 П.: Какие изменения  происходят в жизни птиц осенью?

 Дети. Перелетные птицы  осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами.

 П.: Скажите, а почему это происходит?

 Дети. Многие птицы  боятся холода, летом они питались  мошками, жучками, а теперь  их нет.

 П.: Легко ли в  пути перелетным птицам?

 Дети. Нет, многие  из них погибают в пути, их  подстерегает опасность во время  полета.

 П.: А как можно помочь зимующим птицам?

 Дети. Птиц надо  кормить, их нельзя пугать, к  ним нужно относиться бережно.

 Л.: Что делают животные  осенью.?. (На наборное полотно  помещается условное обозначение  «животные»)

 Дети. Животные готовятся  к зиме.

 П.: Как они готовятся?

 Дети. Белка и заяц  меняют окраску шерсти. Белка  готовит запасы на зиму. Медведь  и еж впадают в зимнюю спячку.

 П.: Как люди помогают  животным выжить в условиях  зимы?

 Дети. Лесники заготавливают  корм для отдельных животных.

6. Составление описательного рассказа по схемам

 П.: Внимательно посмотрите  на схемы и расскажите про  осень, т.е. составьте рассказ.

 Дети составляют  рассказ-описание по схемам.

Образец рассказа. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта опавшими листьями. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку.

7. Итог занятия

 П.: Вот какая удивительная  осень у нас в республике!  Вы все хорошо отвечали на  вопросы, старались правильно,  красиво рассказывать, были активными.  На прощание я хочу подарить вам осенние листья. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям об осени, прекрасном времени года, ее приметах. До свидания.




Информация о работе Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР