Развитие познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста на занятиях кружка по информатике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития познавательного интереса учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. познавательный интерес является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес».............................................8
1.2. Содержание занятий кружка по информатике ………………..………….14
1.3. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста........................................................................................................................19
Глава 2. Опыт работы по развитию познавательного интереса младшего школьника на занятиях кружка по информатике…………………………25
2.1. Методические особенности проведения занятий по информатике……...2
2.2. Динамика познавательного интереса младших школьников.....................30
Заключение……………………………………………………………………...34
Литература……………………………………………………………………....38
Приложение……………………………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

ВКР - Газимовой Калугина (Автосохраненный).doc

— 800.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, мы использовали различные приёмы, средства обучения, которые способствовали возбуждению интереса к предмету:

      -поисково-дискуссионный метод,

      - проблемное изложение.

      -привлечение противоречивых фактов,

      -использование наглядных средств, демонстрации опытов,

      -занимательный  учебный материал.

      Изучая темы по информатике, учащиеся овладевали умениями анализировать рассматриваемый вопрос, обобщать, специализировать, выделять необходимые и достаточные условия, определять понятия, составлять суждения, находить пути решения поставленной задачи. Всё это формировало мышление учащихся и способствовало развитию познавательного интереса. 
 

      2.2. Динамика познавательного интереса младших школьников 

      Для выявления уровня познавательного  интереса был использован метод анкетирования.

      В исследовании принимали участие дети первого года обучения. В опытную группу вошло 27 человек – это воспитанники МОУ СОШ № 17.

      Средний возраст детей 7 - 8лет.

      Цель  исследования: диагностика познавательного интереса учащихся.

      Учащимся  было предложено ответить на следующие  вопросы составленной нами анкеты:

      1.Чем ты любишь заниматься больше всего после окончания уроков в школе?

      2.Как ты проводишь свое свободное время?

      3. Стремишься ли ты получить знания?

      4.Зачем ты ходишь в школу?

      5.Какие школьные предметы тебе интересны?

      6.Что ты любишь смотреть по телевизору?

      7.Чем бы ты хотел заниматься в жизни?

      8. Хочешь ли ты учиться?

      Ответы  на вопросы № 1, 3 – показатель устойчивости учебных интересов, т.к. личностный интерес характеризуется повышенной любознательностью, ученик занимается интересующим его предметом и в свободное время.

      Ответ на 4-й вопрос говорит о степени  выраженности  познавательного интереса (в качестве мотива посещения школы выступает общий интерес к знаниям).

      5-й  вопрос направлен на определение круга любимых предметов.

      6-8 вопросы задаются с целью уточнения  сферы интересов.

      Анализ  результатов показал то, что в свободное время младшие школьники предпочитают: Гулять с друзьями и играть в компьютерные игры – 62,5 % (10 чел.); смотреть телевизор – 31,25 % (5 чел.); 12,5 % (2 чел.) написали, что они делают уроки. Учебные интересы не являются стойкими личностными интересами. Нравится в школе, потому что здесь друзья – 43,75 % (7чел.); формальные ответы, связанные с широкими социальными мотивами («учат уму и разуму», «потому что учат») – 31,25 % (5чел.); интерес к учебе – 25 % 4чел.). Лишь четверть опрошенных положительное отношение к школе связано с познавательным интересом, у большинство опрошенных не указали на познавательный интерес как фактор положительного эмоционального отношения к школе. Что касается любимых предметов, то первое место принадлежит ИЗО и Информатика – 68, 75 % (11 выборов), затем физкультура 43,75 % (7)  и труд 37,5 % (6).

      Анализ  результатов анкетирования показал, что в свободное от учебы время младшие школьники не интересуются школьными предметами, а предпочитают гулять, играть в компьютерные игры, заниматься спортом. Это говорит о том, что учебные интересы не перешли на уровень направленности личности. Ответы на вопрос о мотивах посещения школы показали, что преобладают широкие социальные мотивы и мотив общения со сверстниками. Отсюда следует, что познавательные интересы не являются ведущим фактором учебной мотивации.

      После проведения ряда занятий, направленных на развитие познавательного интереса мы опять провели анкетирование.  

 

      Результаты  значительно повысились. Говоря об исследовании внеучебных интересов у младших школьников можно заметить, что познавательный интерес возрос. Изучая результаты исследования учебных интересов детей младшего школьного возраста можно сделать вывод, что при правильном подходе к развитию у детей познавательного интереса, можно добиться желаемого результата.

 

    Нами  были определены уровни познавательного  интереса младших школьников:

      -высокий  уровень (стремится к получению  нового знания; знания находит не только в учебниках, но и в дополнительных книгах; посещает кружки, чтобы больше знать;  широк круг интересующих предметов; предпочитает познавательные передачи; хочет учиться);

      -средний  уровень (стремится к получению  нового знания, но не всегда настойчив в этом; знания находит только в учебниках; посещает кружки, но чтобы общаться с друзьями;  два-три интересующих предмета; предпочитает познавательные передачи, но не всегла; хочет учиться, но иногда теряет интерес к учебе);

      -низкий  уровень (стремится к получению  нового знания, но только в рамках заданных уроков; знания находит только в учебниках; не посещает кружки;  интересующих предметов почти нет; предпочитает развлекательные передачи; не всегда хочет учиться).

    Результаты  представлены в таблице 1. 
 
 

      Уровень развития познавательного интереса у учащихся до и после формирующего эксперимент.

      Таблица №1

Уровень развития познавательного интереса младших школьников (в %)

   Время

уровень

Начало исследования Окончание исследования
Высокий

уровень

20 35
Средний

уровень

25 50
Низкий 

уровень

55 15
 

      Анализ  позволил сделать вывод, что уровень  развития познавательных процессов изменился у всех учащихся. Так, по высокому уровню на начало исследования было  20%, на окончание показатели уличшились -  35%. По среднему было  25 %, стало   50 %. По низкому уровню мы также наблюдали позитивную динамику: было 55 %, стало 15 %.

      Таким образом, можно говорить о том, что  включенность младшего школьника в систему дополнительного образования стимулирует развитие познавательной активности, и является средой, оптимизирующей развитие такой активности. 
 
 
 
 
 

Заключение

      В современном обществе остро стоит  проблема развития познавательного интереса учащихся, так как это влияет на развитие личности в целом.

      Информатика является одной из благоприятных областей для развития у детей познавательного интереса, так как здесь с самого начала проявляется необходимость и возможность воспитания самостоятельного мышления, опоры на наглядно-образное мышление.

      В ходе проведения исследования нами были решены следующие задачи:

      1. Рассмотрели сущность понятия «познавательный интерес». После анализа литературы по данной проблеме мы остановились на следующем определении познавательного интереса. Где, познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоем образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Интерес выступает как самый энергичный антикватор, стимулятор деятельности, реальных, предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Так же мы выяснили, что познавательный интерес лежит в основе пытливости, любознательности, Без достаточного развития этих качеств, ни о каком успешном обучении речи быть не может.

      Познавательный  интерес рассматривается  как постоянно  изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

      Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении  направленности в  воспитании познавательного  интереса в современных условиях. Познавательный интерес необходимо человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. 

      2. Систематизировали содержание занятий  кружка по информатике. Оно напрвлено на создание условий для самореализации личности, развитие способностей, выявление наклонностей; привитие навыков научно- исследовательской деятельности; организация свободного времени и досуга; предпрофессиональная подготовка в области компьютерной грамотности. В работе в основном используются проекты.

      3.Выявили  психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Мы определили, что дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют, воспитывают и развивают их познавательные способности.

      Основными характеристиками познавательного  интереса являются:

  • естественное стремление к познанию;
  • положительное отношение к учебе;
  • активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого результата;
  • проявление воли в процессе овладения знаниями.
 

      4. Представили методические особенности проведения занятий по информатике. Так, мы использовали различные приёмы, средства обучения, которые способствовали возбуждению интереса к предмету:

      -поисково-дискуссионный метод,

      - проблемное изложение.

      -привлечение противоречивых фактов,

      -использование наглядных средств, демонстрации опытов,

      -занимательный  учебный материал.  
 

      Нами  были применены следующие условия, способствующие развитию познавательного интереса младшего школьника:

  • обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы;
  • исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;
  • комбинирование различных форм организации учебной работы;
  • обсуждение результатов деятельности.
  • обучение рациональным способам умственной работы;
  • создание доброжелательного эмоционального фона  в работе;
  • стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся;
  • развитие рефлексии для осознания значимости достигнутого результата деятельности;
  • организация домашнего задания по принципу самостоятельности.
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.

      5. Осуществили диагностику развития познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста на занятиях кружка по информатике, увидев позитивную динамику развития данного качества. 

      Следовательно, цель нашего исследования достигнута, гипотеза доказана.

Информация о работе Развитие познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста на занятиях кружка по информатике