Развитие познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста на занятиях кружка по информатике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития познавательного интереса учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. познавательный интерес является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес».............................................8
1.2. Содержание занятий кружка по информатике ………………..………….14
1.3. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста........................................................................................................................19
Глава 2. Опыт работы по развитию познавательного интереса младшего школьника на занятиях кружка по информатике…………………………25
2.1. Методические особенности проведения занятий по информатике……...2
2.2. Динамика познавательного интереса младших школьников.....................30
Заключение……………………………………………………………………...34
Литература……………………………………………………………………....38
Приложение……………………………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

ВКР - Газимовой Калугина (Автосохраненный).doc

— 800.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Оренбургской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования  «Оренбургский педагогический колледж  №1 им. Н.К.Калугина» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 
 
 
 

Тема:  Развитие познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста на занятиях кружка по информатике 
 
 
 
 
 
 
 

                  Газимова  Гузель Гайсяевна

                  Специальность 050710

                    «Педагогика дополнительного

                  образования»

                  Курс 5, группа «Д»

                  Форма обучения: очная

                  Научный руководитель:

                  преподаватель первой

                  квалификационной  категории

                  Елхова  Надежда Николаевна 
                   
                   
                   
                   

Оренбург, 2008

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста …………………………..8

1.1. Сущность понятия «познавательный интерес».............................................8

1.2. Содержание занятий кружка по информатике ………………..………….14

1.3. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста........................................................................................................................19

Глава 2. Опыт работы по развитию познавательного интереса младшего школьника на занятиях кружка по информатике…………………………25

2.1. Методические особенности проведения занятий по информатике……...25

2.2. Динамика познавательного интереса младших школьников.....................30

Заключение……………………………………………………………………...34

Литература……………………………………………………………………....38

Приложение……………………………………………………………………..43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Актуальность исследования. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и быстро обновляющимися, становится очевидным взгляд на современное образование как непрерывный процесс. Для школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: результатом обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к самостоятельному овладению информацией и способностью актуализировать знания в необходимых ситуациях. То есть необходимо развивать умение ориентироваться в современном мире, его информационном многообразии, что требует развития познавательного интереса.

    Проблема  развития познавательного интереса учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. познавательный интерес является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

    В настоящее время проблема познавательного  интереса активно изучается педагогикой. Исследования ученых показывают, что под влиянием познавательного интереса учение протекает плодотворнее, быстрее и с большими результатами.

    Познавательный  интерес более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. А, следовательно, легче управлять его формированием. Психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что познавательный интерес, являясь сильным и значительным  мотивом к деятельности, что существенно влияет на учебную деятельность школьника.

      Психологи считают, что младший школьный возраст  несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.

      Анализируя  состояние представленной проблемы, мы выделили противоречия, которые присутствуют в современной школе: между насущной необходимостью воспитания познавательного интереса младших школьников и недостаточным использованием возможностей информационных технологий в совершенствовании данного процесса. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность в практике определили выбор нами темы исследования: «Развитие познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста на занятиях кружка по информатике»

      Цель  исследования: разработка серии занятий, направленных на развитие познавательного интереса младших школьников.

      Объект  исследования: Процесс развития познавательного интереса.

      Предмет исследования: Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях кружка по информатике.

      Гипотеза  исследования: Процесс развития познавательного интереса будет более эффективным, если:

     - осуществлять гуманистическое отношение к детям (максимальный учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию);

     - использовать разнообразные виды деятельности на занятии и занимательные формы учебной работы.

      В соответствии с поставленной целью  и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:

      1.Рассмотреть сущность понятия «познавательный интерес».

      2. Систематизировать содержание занятий  кружка по информатике.

      3.Выявить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.

      4. Представить методические особенности проведения занятий по информатике.

      5. Осуществить диагностику развития познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста на занятиях кружка по информатике.

      Методологическая основа исследования. Проблема развития и воспитания познавательного интереса рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов.

      Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательный интерес как естественное стремление учащихся к познанию.

    Вопросами развития познавательной активности, как основы познавательного интереса, занимались ученые- психологи различных школ и направлений (А. Бен, Д. Гартли, А. Вейс, Б. Скиннер, М. Вертгаймер, В. Келлер, К. Кофка и др.). Ученые П.Р. Атутов, Ю.К. Бабанский, Ю.К. Васильев, Т.В. Кудрявцев, В.И. Качнев, Г. Милчева, В. Оконь, Я.А. Пономарев, В.А. Поляков, В.Г. Разумовский, Б. Роте, М.Н. Скаткин показывают, что раннее включение учащихся в посильную для их возраста исследовательскую деятельность является важным условием всестороннего развития личности школьников.

      Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательного интереса и способы ее активизации у младших школьников. Это Маркова А. К., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие.

      Методы исследования:

      Для решения намеченных задач в процессе исследования были использованы различные теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ научных работ в области проблем познавательного интереса, принципов деятельностного подхода в обучении, развивающего, проблемного, личностно-ориентированного обучения, теории познания и психопедагогики.

      В ходе исследования осуществлялись: длительное педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта по формированию познавательного интереса младших школьников в процессе обучения, опросы различного вида, обучающий эксперимент в естественных условиях, анализ уровня развития их познавательного интереса, статистические методы обработки результатов эксперимента.

      База исследовательской работы: МОУ СОШ №17 города Оренбурга, учащиеся 2 классов.

      Сроки исследования: Исследование проводилось в несколько этапов.

      На  первом этапе (24.04-26.05 2007 год) была изучена философская, психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования; поставлены цели и определены задачи исследования; задано направление эксперимента; подобраны и разработаны методики для диагностики начального уровня развития и воспитания познавательного интереса у младших школьников и выявления динамики дальнейшего его развития и воспитания.

      На  втором этапе (17.01.-24.01.2008 год) был проведен констатирующий эксперимент по выявлению особенностей познавательного интереса и динамики его воспитания у младших школьников; выяснялась эффективность влияния используемых педагогических средств на процесс воспитания познавательного интереса младших школьников; выявлялись возможности использования средств информационных  технологий в практике обучения начальной школы. Полученные данные позволили окончательно определить объект, предмет, цель, сформулировать гипотезу и задачи исследования.

      На  третьем этапе (28.01.-14.02. 2008 год) был проведен формирующий этап эксперимента по развитию и воспитанию познавательного интереса младших школьников на занятиях кружка по информатике и контрольный этап эксперимента. На этом этапе проводились анализ и обобщение полученных результатов. Определялась практическая значимость исследования, результаты внедрялись в практику работы начальной школы.

      На  четвертом этапе (15.02 – 15.05.2008) проходило оформление результатов исследования. 
 

      На  защиту выносится следующее положение:

      Процесс развития познавательного интереса происходит эффективнее при осуществлении гуманистического отношения к детям (максимальный учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию); при использовании разнообразных видов деятельности на занятии и занимательных форм учебной работы.

      Практическая  значимость исследования определяется тем, что практически доказана эффективность разработанных условий развития познавательного интереса младших школьников. Это может быть успешно внедрено в педагогическую практику любого общеобразовательного учебного заведения.

 

      

      Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания познавательного интереса у детей младшего школьного возраста  

      1. 1. Сущность понятия «познавательный интерес»

       

      Существенной  стороной обучения является активная познавательная деятельность учащихся, проявление или потребности в  знаниях и стремление к их овладению. В последние годы проблема развития познавательной деятельности учащихся становиться одной из основных проблем педагогики и психологии. Обучение есть своеобразное внешнее воздействие на учащихся, имеющее целью вызывать у них как положительную, так и отрицательную реакцию. При положительной реакции школьник в процессе обучения проявляет высокую активность и необходимое стремление к овладению знаниями. Если же его внутренняя настроенность к обучению оказывается отрицательной, ученик проявляет равнодушие к учебной работе и умственную пассивность [6,с. 89].

      Отсюда  следует, что познавательная деятельность людей с самого начала обуславливалась их потребностями. Потребность в раскрытии причин, происходящих в природе и в обществе явлений, выступает как побудительная сила познания.

      Вопрос  о воспитании познавательного интереса школьников актуален в наши дни. Существенный вклад в воспитании познавательного интереса школьников внесли работы педагогов и психологов М.Н. Скаткина, М.И. Махмутова, A.M. Матюшкина. Исследования, связанные с мотивацией учения, воспитанием у школьников познавательных потребностей, нашли своё отражение в работах Г.И. Щукиной, Г.И. Морозовой и других.

Информация о работе Развитие познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста на занятиях кружка по информатике